Формы, методы и приемы индивидуальной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы, методы и приемы индивидуальной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Введение. Актуальность проблемы.

1 января 2016 года в нашей стране вступила в силу ранее ратифицированная Конвенция ООН «О защите прав инвалидов» В этой связи во всех сферах деятельности должны выполняться международные стандарты гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Основными положениями данного документа являются следующие:

недопустимость в цивилизованном обществе социальной изоляции инвалидов;

предоставление им равных прав и возможностей;

создание доступной среды;

соблюдение морально-этических правил и норм в обращении с людьми, имеющими стойкие и серьезные нарушения здоровья.

Неисполнение этих требований по стандартам ООН рассматривается как дискриминация данной категории граждан, за которую предусматривается административная ответственность.

Поскольку в образовательных учреждениях дети с ОВЗ находятся продолжительный промежуток времени значимость этих моментов многократно возрастает.

Основная концепция в вопросах образовании детей инвалидов сводится к следующему: если по решению медико-психиатрической комиссии, имеющей безоговорочный приоритет в определении возможности обучения ребенка в том или ином учреждении, вынесено положительное решение, то ему необходимо в полной мере предоставить все необходимые условии для полноценного образования, воспитании и развития. Это должно проводиться по двум направлениям:

обеспечение доступности зданий и сооружений, в которых осуществляется учебно-образовательный процесс;

изменение в случае необходимости порядка предоставления образовательных услуг (применение адаптированных программ, предоставление тьюторов и ассистентов и.т.д.).

В данной статье рассматривается такое направление в организации работы с детьми-инвалидами как тьюторское сопровождение. Предоставленная информация представляет собой сочетание опыта практической работы и теоретического изучения данного вопроса.

Основная часть

В силу объективных причин адаптация детей инвалидов к совершенно новой школьной жизни происходит гораздо труднее, чем у здоровых сверстников. Поэтому учебно-воспитательный процесс для них нуждается в высокой степени индивидуализации. В этой связи создан, растет и гармонически развивается институт тьюторства. Тьютор представляет собой дополнительное усиливающее звено в сложном механизме (учитель, психолог, логопед, медицинские работники и.т.д.), призванном обеспечить реализацию особых потребностей данной категории учащихся.

На мой взгляд основную концепцию тьторской деятельности можно выразить словами великого русского педагога В.А. Сухомлинского «умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая , если ее как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…».

Реализация данной задачи возможно только при условии организации комфортного обучения, позволяющего создавать и моделировать ситуации успеха для ребенка с ОВЗ. Комфортное обучение детей-инвалидов, имеющих тьюторское сопровождение, базируется на следующих принципах:

- принцип посредничества - на первых этапах обучении тьютор является проводником желаний и стремлений ребенка. Как правило, ребенок с ОВЗ имеет незначительный опыт общения со сверстниками. Не всегда в полной мере освоены адекватные и конструктивные приемы общения. Недостаточно развитая коммуникативная сфера приводит к стеснительности, эмоциональной зажатости, чрезмерной ранимости ребенка. Ему трудно общаться, задавать вопросы учителю и одноклассникам, высказывать свои пожелания, говорить о проблемах и трудностях. Все эти функции на первых этапах выполняет тьютор, то есть общение ребенка происходит опосредованно через тьютора.

В дальнейшем в ходе совершенствования коммуникативных навыков первоочередное значение приобретает принцип стимуляции жизненной активности ребенка - создание благоприятной среды для реализации собственного потенциала ребенка в учебной и общественной деятельности. Под бережным и чутким руководством тьютора, с его непосредственной помощью ребенок постепенно, шаг за шагом приобретает навыки общения со сверстниками в новой для него среде, формируются новые более сложные формы взаимодействия. Эволюция коммуникативной сферы включает в себя последовательно сменяющие друг друга этапы: умение слушать и слышать собеседника - вступать в диалог - высказывать свою позицию и обосновывать свое мнение - предпринимать активные действия. И когда этот трудный путь, требующий серьезной систематической работы, совместных усилий и со стороны тьютора и со стороны ребенка пройден, с уверенностью можно сказать, что многое получилось. Новая, непривычная, пугающая школьная среда превратилась в удобную и комфортную. И тогда ученик будет с радостью идти в школу, скучать по одноклассникам во время каникул и болезни, то есть жить полноценной школьной жизнью.

Следует отметить. Что описанные выше принципы теряют свой смысл и значение без важнейшего принципа доверия ребенка с ОВЗ к тьютору.

Образовательный процесс учащихся с серьезными нарушениями здоровья наряду с привычными формами обучения обязательно должен включать особые формы, варьируемые от специфики заболевания. Реализации этого момента, прежде всего, должна лежать на тьюторе, так как именно он является первым помощником ребенка, основным носителем и выразителем его особых потребностей и интересов. К таким формам обучения можно отнести следующие:

- близость и тесный контакт тьютора с учащимся во время урока;

- более частая по сравнению со здоровыми детьми смена деятельности;

- постоянный мониторинг самочувствия ребенка и своевременное внесение изменений в учебную деятельность;

- оказание постоянной помощи в случае невозможности или затруднений в выполнении ребенком заданий;

- работа учащегося в собственном ритме, предоставление дополнительного времени при выполнении проверочных работ;

- использование индивидуальной шкалы оценок с учетом затраченных усилий;

- постоянное взаимодействие обмен информацией с другими участниками образовательного процесса с целью организации наиболее комфортных условий для ребенка.

Как правило, большинство детей с ОВЗ пошли и дальше продолжают идти тяжелый путь борьбы с болезнями. Постоянное преодоление приводит к хрупкости эмоциональной сферы. Именно поэтому для таких детей жизненно важно и необходимо создавать в процессе обучения ситуации успеха. Решению этой важной задачи помогают разнообразные методы и приемы:

- освобождение от страха ошибок - убеждение ребенка в том, что ошибки это нормальное явление, один из результатов работы («В этом нет ничего страшного», «Не волнуйся, у тебя все получится», «Любую ошибку можно исправить»);

- переживание и активизация ситуации прошлых успехов - напоминание о прошлых достижениях («Вчера ты сделал это очень уверенно, сможешь и сегодня»);

- дозированная оценка - положительно оценивать наиболее удачно выполненные части работы («Посмотри, как красиво ты написал это слово», « Этот пример ты решил абсолютно правильно»)

- усиление мотивации - объяснение для чего нужно делать ту или иную работу

-завуалированная подсказка - проговаривание забытой информации начинать со слов «ты же помнишь ,что…»;

- оптимистическая гипотеза - высказывание предположения, что задание будет выполнено успешно («Я полагаю, что ты вполне справишься с этой работой»);

- внушительное побуждение - проговаривание спокойным доброжелательным голосом команд-подсказок, следование которым обеспечит наиболее эффективную работу на уроке («Нам важно выполнить это задание, поэтому будь внимательнее», « У нас мало времени, постарайся сосредоточиться»).

При использовании методических приемов, их сочетании и вариативности, прежде всего, необходимо учитывать индивидуальность ребенка. Правильно выстроенная, методически грамотная, систематически проводимая индивидуальна работа тьютора в конечном итоге позволит ребенку с ОВЗ осмыслить себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своих силах и своей значимости.



Исторические аспекты в становлении развитии тьюторского движения.

Тюторство, как основная и ведущая форма наставничества возникла в первых британских университетах - Оксфорде (XII в) и Кембридже (XIII в). В последующие века тьюторство формируется не только как образовательная технология, но как особая культура, параллельно культуре преподавания и обучения и даже стала играть ведущую роль в английских университетах, подчинив себе лекционно-профессорскую систему. Задача тьютора заключалась в построении личностно-ориентированной индивидуальной образовательной концепции студента и оказанию помощи по пути ее следования.

В Росси при создании первого университета и последующих высших учебных заведений за основу была принята германская модель, которая исключала и не предполагала наличие тьюторов. Идеи личностно ориентированной педагогики в эпоху становления российской высшей школы не прижились и не получили своего развития.

Однако в аристократических русских семьях, в частном порядке присутствовали педагоги-наставники, ориентированные на раскрытие индивидуальности воспитанника с целью понимания и реализации его собственного предназначения. Русская история знает много примеров становления и раскрытия личности великих людей, осознание жизненной концепции под влиянием наставников. В разных случаях ими были не только высокообразованные люди, но порой и совсем неграмотные старушки. Но в любом случае наставники великих личностей это люди, увлекающие своей неординарностью, обладающие проницательностью и жизненной мудростью, способные увидеть, достать и бережно отшлифовать с помощью разнообразных инструментов драгоценные кристаллики гениальности. В этом отношении показателен пример влияния няни Арины Родионовны на творчество Пушкина. В своих стихотворениях поэт не раз подчеркивал, какой глубокий отпечаток наложила, рассказывая ему бесчисленное количество старинных русских сказок, легенд, сказаний, песен и пословиц безграмотная, но такая талантливая и самобытная старушка

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя, в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне

В больших очках и с резвою гремушкой.

Подчеркивая значимость влияния своей няни А.С.Пушкин писал: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедна старушка»

Официально в русскую педагогическую практику слово тьютор (тутор) было введено англофилом М.Н. Катковым. 13 января 1868 года был учрежден Лицей Цесаревича Николая, где вводится эта должность. В 1871 году появляются классные наставники, в обязанности которых входит воспитание у обучающихся морально-нравственных принципов, уважения к законам, наблюдение за развитием учащихся, контроль их поведения на занятиях.

В 1917 году должность наставников была упразднена и воспитательные функции наряду с обучением стали выполнять учителя и преподаватели.

Как самостоятельное движение тьюторство в России стало формироваться в начале 90-х годов двадцатого века. Реформа системы образовании, переход на личностно-ориентированную педагогику, выявили настоятельную необходимость привлечения к участию в учебно-воспитательном процессе нового типа преподавателя, преподавателя наставника, организующего индивидуализацию образовательного процесса, личностное саморазвитие обучающегося.

Первоначально работой такого плана занимались отдельные педагоги-энтузиасты, которые своей увлеченностью, положительными конструктивными результатами убедили в необходимости введения и закреплении официального статуса тьюторства.

Приказом Минздравсоцразвития от 5 мая 2008 года №216 и №217н была введена должность тьютор для общего, высшего и дополнительного профессионального образования.

В настоящее время в связи с реализацией в нашей стране концепции о недопустимости социальной изоляции людей с ограниченными особенностями здоровья, предоставления им равных прав и возможностей развивается инклюзивное образование. Присутствие инклюзии в образовательном процессе дает дополнительный стимул для дальнейшего совершенствования института тьюторства посредством присутствия в качестве важной части коррекционной составляющей при обучении детей с особыми потребностями.



© 2010-2022