Программа по профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде «Мы живем на Югорской земле»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде «Мы живем на Югорской земле»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»



Программа

по профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде

«Мы живем на Югорской земле»





Срок реализации программы: 1 год





Социальный педагог МБОУ СОШ№3,

Грызунова Галина Геннадьевна

Программа по профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде «Мы живем на Югорской земле»





















Радужный

2016 год

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа по профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде «Мы живем на Югорской земле».

Участники программы

Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, социальный педагог, психологи, педагоги дополнительного образования, библиотека, родители.

Обоснование программы

  • Конституция РФ. 12.12.93;

  • Закон РФ «Об Образовании»

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537;

  • Целевая программа Ханты Мансийского автономного округа - Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в ХМАО - Югре на 2011-2015 годы»;

  • Конвенция ООН о правах ребёнка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

  • Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 года;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. №4594);

  • Устав МБОУ «СОШ №3».

Цели программы

Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических, межкультурных отношений через воспитание культуры толерантности учащихся и формирование общероссийской гражданской идентичности.

Задачи программы

  • воспитание толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде;

  • содействие национально-культурному взаимодействию в школе на основе изучения культурного наследия, краеведческого материала;

  • развитие у обучающихся духовно-нравственных и социальных ценностей;

  • развитие навыков позитивного общения, эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, родителей обучающихся;

  • совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе и за её пределами; развитие навыков законопослушного поведения.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • повышение социальной и гражданской активности обучающихся, их готовность принять практическое участие в развитии гражданского общества, местных инициатив;

  • рост заинтересованности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в деятельности, направленной на развитие межэтнического взаимодействия и профилактику экстремизма;

  • рост гражданского и правового самосознания обучающихся;

  • сформированность умений и навыков законопослушного поведения;

  • рост информационной культуры обучающихся, способствующей позитивному восприятию социальных явлений в обществе.

Сроки реализации программы

2016 год

Пояснительная записка

Данная программа по профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде «Мы живем на Югорской земле» имеет профилактическую направленность.

Правовая основа разработки программы:

Программа профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укрепления толерантности в МБОУ СОШ№3 на 2016 год «Мы живем на Югорской земле» разработана на основании:

  • Стратегий национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537;

  • Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в ХМАО - Югре на 2011-2015 годы»;

  • Конституции РФ. 12.12.93;

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

  • Конвенции ООН о правах ребёнка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

  • Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года;

  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. №4594);

  • Устава МБОУ «СОШ №3».

Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, подержание межнационального мира и согласия.

Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных изменений чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу снижения уровня культуры общества. В то же время необходимо учитывать, что на ситуацию в школе, существенное влияние оказывают многонациональный состав. Требуется принятие дополнительных мер по формированию позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур, традиций и этнических ценностей различных народов, формированию мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимодействия, основанных на принципах уважения прав и свобод человека.

Осуществление указанных мер, направленных на повышение эффективности деятельности по противодействию экстремизму, невозможно без совместной работы администрации, педагогов школы, родительской общественности и органов системы профилактики правонарушений. Все это обусловливает необходимость применения комплексного программного подхода.

В школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей других народов и религий, в сочетании демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Ханты-Мансийского автономно округа - Югры.

Актуальность данной программы состоит в гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления самовыражения и проявления человеческой индивидуальности в школе. Таким образом, связывает процессы воспитания культуры толерантности, профилактики экстремизма, создания условий для гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, формирования общероссийской гражданской идентичности в единую цепь факторов, необходимых для достижения поставленных целей.

Новизна программы - постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса, что позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Принятие Программы и ее реализация позволят повысить уровень профилактики экстремизма в школе и принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности в сфере противодействия экстремистским проявлениям, укрепить основы и систематизировать методы процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.

Цели программы:

Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических, межкультурных отношений через воспитание культуры толерантности учащихся и формирование общероссийской гражданской идентичности.

Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:

  • воспитание толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде;

  • содействие национально-культурному взаимодействию в школе на основе изучения культурного наследия, краеведческого материала;

  • развитие у обучающихся духовно-нравственных и социальных ценностей;

  • развитие навыков позитивного общения, эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, родителей обучающихся;

  • совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе и за её пределами; развитие навыков законопослушного поведения.

Данная программа ориентирована на учащихся 1-11 классов (7-17 лет). Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации профессиональной ориентации.

Программа является составной частью Программы развития воспитательной системы школы на 2015-2016 учебный год. Программа модифицирована, составлена по принципу типовой. За основу берется примерный план мероприятий. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия.

Сроки реализации программы:

Реализация Программы рассчитана на 2016 год.

Формы занятий: лекции, семинары, беседы, выставки, практические работы.

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Методы и приемы:

  • словесные (лекции, беседы, семинары, родительские собрания, библиоуроки) ;

  • анализ, обобщение, систематизация материалов;

  • практические (организация разъяснительной работы по теме, проведения викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, конкурсов рисунков);

  • наглядные (оформление стендов, буклетов, наглядной агитации, выпуск тематических газет);

  • экскурсии.

Способы проверки реализации программы заключаются в проведении общешкольных массовых мероприятий по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений через воспитание культуры толерантности учащихся и формирование общероссийской гражданской идентичности, игр, конкурсов, викторин, в выпуске тематических газет, информационных сообщений.

Программа реализуется при наличии:

Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на воспитание гражданской и социальной идентичности, патриотизма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Механизм реализации Программы включает:

  • формирование перечня программных мероприятий на учебный год;

  • управление и контроль реализации Программы;

  • анализ эффективности выполнения программных мероприятий

Программа содержит следующие направления:

  • совершенствование нормативно-правовой базы по профилактике экстремизма;

  • организационное обеспечение;

  • информационно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и формирование законопослушного поведения;

  • профилактико-просветительские мероприятия с педагогами, родителями, учащимися;

  • воспитание преданности своей Родине;

  • проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений;

  • участие в конкурсах и соревнованиях, в работе детских кинолекториев;

  • выпуск специального приложения к газете «Школьный курьер»;

  • организация видеороликов по пропаганде экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений.

Ожидаемые результаты:

По итогам реализации мероприятий Программы ожидается достижение следующих результатов:

  • повышение социальной и гражданской активности обучающихся, их готовность принять практическое участие в развитии гражданского общества, местных инициатив;

  • рост заинтересованности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в деятельности, направленной на развитие межэтнического взаимодействия и профилактику экстремизма;

  • рост гражданского и правового самосознания обучающихся;

  • сформированность умений и навыков законопослушного поведения;

  • рост информационной культуры обучающихся, способствующей позитивному восприятию социальных явлений в обществе.

Условия реализации программы:

  • создание единой творческой команды педагогов, родителей и учащихся;

  • создание материально-технической базы для работы;

  • выделение средств для досуговых мероприятий, создание видео, стенгазет и компьютерной газеты, баннеров.

Структура программы

Добровольное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений.

План мероприятий


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Классы

1.

Городские мероприятия Координационного совета по вопросам межнациональных отношений, взаимодействию с национальными общественными объединениями и религиозными организациями на 2016 год

Январь-

декабрь

Координационный совет

МБОУ СОШ№3

2.

Городские мероприятия УО и МП

Январь-

декабрь

УО и МП

МБОУ СОШ№3

3.

День знаний

01.09.2016г

Воспитательная служба

1-11 классы

4.

Митинг «День солидарности в борьбе с терроризмом» АУК «ДК нефтяник»

03.09.2016г

Воспитательная служба

10 классы

5.

Встреча с представителями БУ «Радужнинская городская больница»

сентябрь

Социальный педагог

10 классы

6.

Промоакции «Дом, который строим мы»

сентябрь

Социальный педагог

1-6 класс

7.

Добровольное тестирование учащихся.

октябрь

Социальный педагог

9-11 классы

8.

Мероприятие «Разноцветный букет России» АУК «ДК Нефтяник»

ноябрь

Социальный педагог

1-11 классы

9.

Проведение инструктажей с учащимися «Действия при угрозе теракта»

сентябрь

Классные руководители

1-11 классы

10.

Выпуск информационных листов по вопросам противодействия экстремизма.

ноябрь - декабрь

Педагог -организатор,

социальный педагог

8-11 классы

11.

Добровольное тестирование среди учащихся.

ноябрь, январь, февраль

Социальный педагог

9-11 классы

12.

Проведение профилактических бесед работниками правоохранительных органов по профилактике правонарушений, противодействию экстремизма.

сентябрь-октябрь

Социальный педагог

8-11 классы

13.

Проведение акции «Телефон доверия» под девизом: «Информирование о телефоне доверия - шаг к безопасности ребенка!», «О деятельности школьного телефона доверия в школе».

декабрь

Социальный педагог, психолог

5-11классы

14.

Конкурс рисунков и плакатов «Дети - за культуру мира, ПРОТИВ терроризма»

декабрь

Педагог-организатор

5-7 классы

15.

Цикл занятий коммуникативного тренинга «Учимся договариваться»

февраль

Психолог

5 классы

16.

Разъяснительная работа среди учащихся об ответственности, предусмотренной ст.205.5., 208, 359 УК РФ.

март

Социальный педагог

9-11 классы

17.

«Поговорим о дружбе» (декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО в 1995 г.)

февраль апрель

Библиотекарь

5 классы

18.

Дискуссия по вопросу «Терроризм-угроза обществу»

февраль

Библиотекарь

10 классы

19.

На сайте школы размешать социальные ролики.

январь-декабрь

Социальный педагог

1-11 классы

20.

Систематическое обновление информационного стенда для родителей и учащихся.

январь-декабрь

Социальный педагог

1-11 классы

21.

Беседа «Учимся жить в многоликом мире»

май

Социальный педагог

5 классы

22.

Беседа «Земля без войны»

май

Социальный педагог

6 классы

23.

Беседа «Уроки Холокоста - путь к толерантности»

май

Социальный педагог

7 класс

24.

Родительские собрания

ноябрь, январь

Социальный педагог

1-11 классы

Список литературы

  1. Дополнительная образовательная программа «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма», Москва, 2015 г.

  2. Методические рекомендации (по совершенствованию пропагандисткой работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах РФ). Москва, 2013г.

  3. Методические материалы для использования в образовательном процессе. Москва, 2015г.

  4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537.

  5. Терроризм - ты под прицелом: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2011г.

  6. Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в ХМАО - Югре на 2011-2015 годы».

  7. Экстремизм - идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. - М.: Просвещение. 2011 г.

© 2010-2022