Роль школьного музея в реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи в Донецкой Народной Республики

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль школьного музея в реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи в Донецкой Народной Республики


Литвина В.В., руководитель музея боевой славы 95 пограничного полка и 71 бригады внутренних войск НКВД Донецкой гимназии №70 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Исходя из целей и задач, которые перед нами ставит Концепция, определим место школьного музея в патриотическом воспитании детей и учащейся молодёжи.

Использование государственных символов

Проведение традиционных общегимназических мероприятий

Изучение школьных дисциплин


Школьный музей

Патриотическое воспитание

Возрождение старых и создание новых традиций


Мероприятия в связи с памятными датами

Участие в районных, городских и республиканских мероприятиях


Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

Трудовая деятельность


Исходя из основных направлений патриотического воспитания, среди которых выделяют:

  • гражданско-патриотическое,

  • военно-патриотическое,

  • духовно-нравственное,

  • историко-патриотическое (краеведческое),

  • культурно-патриотическое,

  • спортивно-патриотическое,

ставим цели деятельности музея, определяем задачи и содержание деятельности.

Цель деятельности школьного музея.

Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности школы по формированию современного национального воспитательного идеала - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина Республики, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Основные задачи музея.

  • Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путём включения обучающихся в многообразную деятельность школьного музея.

  • Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий, способствующих повышению привлекательности музея.

  • Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно-образовательной деятельности.

  • Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнёров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.


Содержание деятельности школьного музея

Начальное общее образование

  • Ознакомление с героическими страницами истории Республики (знакомство с музейными предметами и проведение уроков с их применением, встречи с ветеранами войны, труда, проведение конкурсов рисунков, чтецов, презентаций).

  • Ознакомление с государственной символикой - Гербом, Гимном, Флагом Донецкой народной Республики (беседы о государственных символах, с использованием хранящихся в музее флагов, знамён, атрибутов военного обмундирования, в, творческие конкурсы).

  • Воспитание любви к малой Родине (пешие экскурсии по городу, походы на природу, беседы о знатных земляках, встречи с ними, знакомство с историей Донецка).

  • Формирование национальной идентичности (участие в школьных и республиканских акциях, посвящённых Дням воинской славы, беседы о победе в годы Великой Отечественной войны, оружии Победы с использованием их фрагментов с полей сражений, боевых наградах, участие в творческих конкурсах с использованием музейных материалов).

  • Получение первоначального представления о нормах морально-нравственного поведения (тематические экскурсии, беседы о войне как зле, встречи с участниками боевых действий, знакомство с музейными материалами, выполнение творческих заданий).

  • Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (классные часы, раскрывающие историю семьи через фотографии, семейные реликвии, музейные предметы, творческие задания, игры).

  • Получение первоначальных представлений о работе в музее (изготовление поздравительных открыток, поделок для поздравления с Днём защитника Отечества и Днём Победы).

  • Ознакомление с военной историей, службой в армии, историей школы (беседы, тематические классные часы).

Основное общее образование

  • Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, малой Родине, прошлому и настоящему многонационального народа Республики, чувства ответственности и долга перед Родиной (уроки Мужества, тематические экскурсии, музейные и предметные уроки с использованием музейного материала, встречи с ветеранами войны, труда, вахта Памяти, дискуссии, викторины и конкурсы, познавательные игры).

  • Усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию (уроки Мужества, тематические экскурсии, музейные и предметные уроки с использованием музейного материала, дискуссии, социальное проектирование, работа в архивах, музеях, создание выставок).

  • Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста (работа в музее экскурсоводами, поисковиками, исследователями, оформителями, создателями видеофильмов и сайта школьного музея).

  • Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда (встречи с выпускниками школы - офицерами, курсантами, акции ко Дню защитника Отечества, связь с военными ВУЗами).

  • Формирование умений учиться, осознания важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способности применять полученные знания на практике (проектная деятельность через создание разделов экспозиции, творческих проектов, создание текстов экскурсий, разработку мероприятий, исследовательская деятельность через поисковую работу, написание учебно-исследовательских работ на музейных материалах).

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (музейная культура, диалог, сотрудничество, толерантность).

  • Развитие творческих способностей и формирование культурных потребностей (конкурсы, викторины по истории Отечества, проектно-исследовательская деятельность на музейном материале).

Среднее (полное) общее образование

  • Формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества (дискуссии, дебаты на темы духовности, подвига, патриотизма с использованием музейных материалов, тематические экскурсии, поисковая и исследовательская деятельность, )

  • Формирование у обучающихся социальных компетентностей и гражданских ценностных установок (встречи с представителями депутатского корпуса, органов исполнительной власти, МВД, прокуратуры, диспуты, дискуссии, круглые столы по вопросам гражданского общества, правового государства, семьи).

  • Формирование уважения к творческому созидательному труду, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели (экскурсии в музеи предприятий города, встречи с земляками, награждёнными государственными наградами, встречи с выпускниками школы, преуспевающими в профессии).

  • Развитие способности к исследовательской и проектной деятельности с использованием музейных источников (участие в создании социальных и творческих проектов, учебно-исследовательских работ).

  • Формирование ИКТ-компетентности в сфере культуры (сайт школьного музея и его виртуальное представительство, электронная база фондов музея).

Основная работа музея - расширять знания обучающихся о школе, в которой они учатся, об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к её истории.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Обучающихся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с обучающимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт учителей нашей школы подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учётом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определённых тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии, проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, "Вахта памяти" и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры, научно-исследовательские конференции и т.д.


© 2010-2022