Текст выступления для родительского собрания Роль общения в жизни школьника

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на общешкольном родительском собрании. (24.09.2014 г.)

Роль общения в жизни школьника (слайд 1)

Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления личности. На этом собрании мы затронем, пожалуй, самую важную сторону общения - общение в семье и общение в соц.сетях.

(слайд 2)Тысячелетиями именно семья была главной сферой педагогического воздействия на детей.

В семьях, где родители находят время для общение со своим чадам, готовы поговорить с ним по душам, помочь делом и словом у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах. Если внимания не хватает - ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему, строить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, в будущей семье. Однако если внимания слишком много, если родители стремятся контролировать не оставляя шанса проявлять самостоятельность, такая гиперопека может так же отразится далеко не самым лучшим образом. Бывает и так, что родители гораздо чаще и охотнее ругают детей, чем хвалят их. Если дети вместо родительской ласки получают одни упреки и наказания, они будут делать все возможное, чтобы обратить на себя внимания папы и мамы. В ход пойдут плохая учеба, драки с одноклассниками, скандалы в семье. Выход из ситуации один: задуматься о принципах родительского воспитания и постепенно постараться перестроить всю систему взаимоотношений с ребенком, если ваши отношения носят эмоционально-конфликтный характер. А если сегодня ваши отношения гармоничны, то эти знания помогут вам в дальнейшем избежать тех трудных ситуаций, которые могут назреть в ваших семьях.

(слайд 3) В основу семейного воспитания необходимо положить следующие принципы. Принятие ребенка - это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. В основе истинного принятия лежит значимость ребёнка в существовании семьи. Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями. Признание ребёнка - это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильные, стараются вместе с ним разобраться, что побудило совершить тот или иной поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание - это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, что бы терпеть поступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им. Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка.

Признание - это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место для его поделок, грамот, благодарственных писем. Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим. Если же такое случится, то дети начинают этим пользоваться и манипулировать.

Родительская любовь - не менее значимый принцип. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласки независимо от возраста. Детям нужно, что бы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок подросток не допускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации причина не только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании. Как часто приходиться слышать, что очень заняты, много работаете, и не хватает времени на общение с детьми. Подобное поведение нарушает следующий важный принцип общения в семье Принцип доступности. Быть доступным это значит, в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, что бы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносит на "потом". Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком - это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка - это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

Имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно воспитывать ответственность и самодисциплину.

Воспитание ответственности и самодисциплины напрямую зависят от стиля поведения родителей в семье, их способности эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, если по какой - то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки.Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно.

Миссия родителей - научить ребенка быть ответственным за свои поступки. Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы воспитания.

Воспитывать у ребенка ответственность - это значит использовать как метод воспитания ограничение. Одним из главных умений в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку "нет". Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой - запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что - то скрывает от другого. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая поступки, мы способствуем вседозволенности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем собственный авторитет.Родительский авторитет - важная составляющая успешности воспитания. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка - кропотливый труд отца и матери.

Авторитетность родителей в глазах ребенка - это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду. Авторитет родителей не "приобретается" автоматически с появлением ребенка он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей должны поспевать за веяниями времени и моды, должны учиться у своих детей, стараться быть не только полезными своим детям, но и интересными им. Тема которую мы обсуждаем надеюсь не оставит вас безучастными ибо она затрагивает один из самых важных вопросов каждой семьи - Воспитание детей, а часто и воспитание единственного ребенка в семье. (слайд 4) Задайте себе вопросы:

Что для вас входит в понятие "общение с ребенком"?

Возможно ли наказание ребенка с проявлением при этом любви и нежных чувств?

Имеются ли у вас собственные секреты воспитания ответственности и самодисциплины у ребенка?

Что для вас проявление к ребенку: любви, злости, заботы, родительского долга?

Школьник и социальные сети(слайд 5)

Нам уже кажется нормой, что большинство детей школьного возраста проводят уйму времени за компьютерами: смотрят видео-ролики, с упоением играют в сетевые игры и, конечно же, общаются друг с другом в социальных сетях. Однако стоит ли их родителям мириться с этой ситуацией или все же развлечение нового поколения - серьезный повод для беспокойства?
Рекомендации врачей нам хорошо известны: не следует позволять детям проводить возле компьютера более 1-2 часов. Никто и не спешит оспаривать доводы специалистов. Тем не менее, согласно последним исследованиям, большинство школьников проводят у компьютерных мониторов в среднем 25-30 часов еженедельно. И в то время как родители считают, что им удается контролировать онлайн-время своих детей, последние успевают в Сети очень многое - немалая часть их мира находится в виртуальной реальности.
О том вреде, который оказывает на подростков телевизор, мы говорим уже все реже. Интернету удалось вытеснить телевидение и поглотить свободное время детей практически без остатка. Между тем определить, сколько часов проводят дети в Сети, стало довольно трудно. Выключив компьютер, они могут включить планшет, или выйти в Сеть на смартфоне, айпаде, ноутбуке… Надолго подростки не расстаются со своими гаджетами, а если расстаются, то, как правило, чувствуют при этом дискомфорт. Если задаться целью и посчитать, сколько времени ребенок уделяет Сети, то можно весьма неприятно удивиться. Обычный подросток в возрасте от 10 до 18 лет активно использует какой-либо из гаджетов в среднем … пять часов ежедневно! И, похоже, цифра эта продолжает расти.
(слайд 6) Ученые начали активное изучение побочных эффектов, вызванных чрезмерным увлечением детей электронными приборами и Интернетом, и выявленные ими факты вселяют серьезную тревогу. Подростковый возраст итак непрост сам по себе, а постоянное пребывание онлайн лишь усугубляет кризисы пубертатного возраста - дети становятся агрессивнее, их настроение и поведение ухудшаются, некоторые даже впадают в депрессивные состояния. Но нет худа без добра: умеренная активность в Сети положительно влияет на развитие когнитивных и социальных навыков подростка.
Давайте рассмотрим минусы и плюсы детской увлеченности компьютером и Интернетом более подробно.
Минусы: (слайд 7)
- Дети отдаляются от своих родителей
Согласно данным исследования, в котором приняли участие свыше 3 тысяч школьников - дети, которые много времени проводят за мониторами своих компьютеров, в значительной степени отдаляются от своих родителей, утрачивают с ними эмоциональную связь. В то же время, те подростки, которые больше вовлечены в домашние дела, приучены читать и помогать старшим, ощущают близость со своими родителями. Привязанность к матерям и отцам является основой понимания, доверия и любви, она защищает от психических недугов и стрессов, от рискованного поведения, поэтому исследователи отмечают, что родители не зря волнуются по поводу чрезмерной вовлеченности своих детей в виртуальную реальность.
- Дети недостаточно двигаются
Постоянная обездвиженность может стать причиной детской полноты или ожирения. От недостатка физической активности дети быстро набирают лишние килограммы. Принимать пищу, сидя у компьютера или ноутбука, уже становится для них нормой. В самой же Сети немало рекламы вредной еды. Все это негативно сказывается на качестве сна, становится причиной раздражительности или, наоборот, вызывает сонливость, утомляемость, даже если дети все же активны физически.
- Поведение детей меняется не в лучшую сторону
Специалистами доказано, что дети, проводящие за компьютерами более 2-3 часов день, на 50 % более склонны к опасным поступкам - с большей долей вероятности они употребляют алкоголь и наркотики, курят и занимаются незащищенным сексом. Интернет стал новым главным источником бесконтрольной рекламы, которая зачастую пропагандирует непристойное поведение. Если вы чувствуете, что пора наложить вето на использование компьютера и Интернета для вашего ребенка, то помнить стоит и о том, что сетевые игры и общение в соцсетях могут оказывать и положительное влияние на развитие подростков - о том, какое именно, мы поговорим ниже.
Подводя черту под доводами «против», приведем некоторые любопытные статистические данные - 70% школьников в возрасте 9-10 лет и более 90% в возрасте 13 лет пользуются Интернетом бесконтрольно, лишь менее половины всех пользователей знают, как делать это безопасно.
Плюсы: (слайд 8)

- Скорость реакции у детей развивается лучше
В процессе игры дети получают необходимые важные навыки. Многие исследования, в ходе которых сравнивались подростки, погруженные в сетевые игры и подростки, которые не проводят много времени возле компьютеров, выяснялось, что у геймеров более быстрая реакция, хорошее воображение, повышенная концентрация внимания, им легче даются трудные задания, а отвлечь таких ребят от выполнения этих заданий сложнее. Увы, эти навыки не всегда входят в их реальную жизнь. Поэтому в увлечении компьютером, Интернетом и сетевыми играми важно соблюдать меру - у подростков должно оставаться время и на ежедневную физическую активность.
- Дети становятся общительнее
Общение в Сети укрепляет связи школьников со сверстниками - ребята активные в социальных сетях часто выказывают «виртуальную эмпатию» - поддерживают друг друга, ободряют. Экран внушает им определенное чувство уверенности, особенно это касается мальчиков. В реальности им сложнее показывать свои чувства, в Сети же они могут раскрыться, не выходя на прямой контакт. Регулярно проявляя свои эмоции в Сети, они получают опыт, который может оказаться очень полезным в их реальной повседневной жизни.
Интернет и телевидение имеют свои положительные и негативные стороны для развития и воспитания детей школьного возраста, но, пожалуй, то же самое можно сказать обо все на свете. В нашем мире нет ничего однозначного, и в данном случае многое зависит от взрослых - будет ли полезным использование компьютера для их собственных детей.

(слайд 9) Существует три рациональных способа контроля, основанных на рекомендациях экспертов, на которые стоит обратить внимание:

(слайд 10)

  1. Не стоит устанавливать лимит на использование компьютера или других гаджетов. Родители не могут точно посчитать, сколько часов и минут тратит их ребенок на компьютер в течение дня. Вряд ли возможно учесть каждый краткосрочный выход подростка в сеть с целью проверить почту или «лайкнуть» чье-то фото, каждую отправленную и прочитанную SMS-ку. Вместо полного ограничения ребенка от использования компьютера и других электронных приборов, стоит применить правило отказа от них в определенных местах и в определенное время, например, в школе, в машине, на кухне, во время выполнения домашнего задания. Действительно, звонящие телефоны и звук входящих сообщений на планшете не слишком уместны во время обеда. За час до сна из комнаты, где спит ребенок, следует убирать все, что вибрирует, пищит и издает другие сигналы и звуки. Утром гаджеты рекомендуется детям возвращать обратно.

Разумеется, для того, чтобы эти правила эффективно работали, родителям нужно следовать им также неукоснительно, как и детям, являя собой положительный пример.

(слайд 11)

2.Обращайте внимание на то, отличается ли поведение ребенка в Сети и в реальной жизни. Не ленится ли подросток выполнять свои обязанности по дому, не уклоняется ли от выполнения уроков? Хватает ли у него друзей и в Сети, и в обычной жизни? Все это очень важно. Гораздо важнее, чем количество часов, которые ребенок тратит на компьютер. Если в сети он выступает как агрессор, унижает слабых, пытается кого-то запугать, то это непременно скажется на его общении со сверстниками в школе и во дворе. Нормой является использование соцсетей для укрепления уже существующей дружбы - положительных отношений, которые зародились в реальной жизни.

(слайд 12)

3.Обсудите с ребенком использование компьютера и других гаджетов подобно тому, как вы обсуждаете любые другие важные темы. Еще в раннем возрасте, когда ребенок лишь только учится использовать компьютер, ему нужно объяснить, что все хорошо в меру, и что по другую сторону виртуальной реальности сидят обычные люди, которые приходят в Сеть, чтобы прочитать или отправить сообщения, получить какую-либо полезную информацию. Задайте ребенку вопрос, что он чувствует, если получает грубые неприятные послания. Дайте ему понять, что подобные вещи могут ранить любого человека.

(слайд 13) Сетевые будни деток: чем занят ваш ребенок в Сети

Согласно исследовательским данным Фонда Развития Интернета «Дети Онлайн», подросткам известно об Интернете много больше, чем их папам и мамам. Тем не менее, даже если родители не слишком активно используют компьютеры, им следует знать основные правила безопасности в Сети.
Сегодня создается немало технологий для того, чтобы защитить детей от опасностей, которые кроются на просторах глобальной сети Интернет. Так, например, компанией Google был создан целый справочник по безопасности детей в Сети (google.ru/familysafety). Он рассказывает о том, как сделать для ребенка Интернет максимально безопасным, содержит рекомендации и познавательные ролики. Родителям, чьи отношения с детьми достаточно доверительные, выполнение этих рекомендаций не покажется сложным. А спокойствие и уверенность, что с ребенком в Сети ничего нехорошего не приключится, дорогого стоит.
Подобными советами не стоит пренебрегать, особенно учитывая тот факт, что каждый шестой подросток в возрасте от 10 лет находится онлайн более 3 часов в день.

(слайд 14) Какие опасности таит в себе всемирная паутина для детей?

1. Подростковый виртуальный террор или «кибербуллинг»

В соцсетях имеются различные настройки, научите ребенка пользоваться ими правильно. Его профиль лучше сделать доступным лишь для друзей, объясните, для чего это нужно. Подросток должен уметь снимать отметки с фото, блокировать сообщения от незнакомцев, спам и рекламу в соцсетях. Следует помнить, что если ребенок станет жертвой кибербуллинга, это вполне может нанести ему серьезную психологическую травму. Столь высока может быть цена негативного общения с незнакомыми людьми и опасных развлечений в Сети. Если же агрессором становится сам ребенок, то для него это может окончиться серьезным разбирательством с родителями или даже в полиции.
Дети должны понимать, что их действия в Интернете не так уж и анонимны, а последствия их поведения в виртуальной реальности могут стать нежелательной частью их реальной жизни.

2. Маньяки, извращенцы, мошенники

Интересуйтесь тем, с кем ребенок общается в Интернете, просматривайте его контакт-списки, сами станьте его «другом» в соцсетях, это позволит увидеть и других пользователей, с которыми контактирует ваш ребенок онлайн. Расскажите ребенку, что делиться личной информацией с незнакомцами опасно. Ненавязчиво интересуйтесь, кем является тот или иной пользователь, о чем ребенок с ним общается. Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми, неизвестных ему в реальной жизни.

3. Психические травмы

Во избежание просмотра сайтов откровенного содержания, ребенку стоит использовать функцию безопасного поиска. Она доступна в большинстве популярных поисковых систем (смотрите настройки и выбирайте режим строгой фильтрации). Стоит понимать, что фильтры не обеспечивают 100% защиты, но существенно ограждают детей от опасностей в Сети.
Загляните в историю браузера, которым пользуется ваш ребенок. Если он бывает на сайтах с опасным содержанием, вы это сможете увидеть. Понаблюдайте, как ребенок ведет себя после длительного пребывания онлайн. Не беспокоен ли он? Легко ли идет на контакт? Не проявляет ли раздражения? Если у вас появляется возможность прочитать переписку ребенка с другими пользователями Сети, не отказывайтесь от нее. Да, несомненно, это вопрос во многом этический, но нет ничего важнее безопасности вашего чада.

(слайд 15) Заключение.

Имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно воспитывать ответственность и самодисциплину.
Помните, что подростку Сеть может стать и другом, и врагом. И многое зависит именно от взрослых.


© 2010-2022