Выступление Преемственность в обучении и воспитании 1 класса

Раздел Воспитательная работа
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление Преемственность в обучении и воспитании 1 класса.

Преемственность в обучении и воспитании 1 класса.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельности подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Принцип деятельного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду - это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.

Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами. Учитывая то, что мы работаем по программе «Школа 2100», организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении должна предусматривать работу с учебными пособиями по программе «Школа 2100».В нашем же детском саду обучение и воспитание ведется по программе Васильевой.

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.




Организация воспитательно-образовательного процесса.

Предметная область

Учебники и к ним рабочие тетради

Литературное чтение

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Букварь»,"Капельки солнца"

Русский язык

О.В. Пронина «Мои волшебные пальчики (прописи)

Р,Н,Бунеева "Русский язык"

Математика

Т.Е.Демидова «Математика"

Окружающий мир

«Я и мир вокруг» А.А. Вахрушева

Музыка

В.О.Усачева «Музыка» учебник для 1 класса

Изобразительное искусство

О.А.Куревина «Разноцветный мир»

Технология

О.А.Куревина «Технология» Прекрасное рядом с тобой»

В 2015 - 2016 учебном году в школу поступило

(8 мальчиков и 9девочек),

14 человек - 2008 г.р.

1 ребенок - 2009 г.р.

1 ребёнок - 2007 г.р.

1 ребенок -2006г.р.

Набор детей осуществлялся по заявлениям родителей.

4 человека детский сад не посещали

2 ученика - второгодника

С родителями детей с помощью воспитателя

.и.заведующей детским садом был установлен тесный контакт.

Социальный состав класса

(По данным анкетирования родителей.)

Общее количество родителей-29

Из них имеют образование:

Высшее -4

Среднее специальное -9

Среднее - 7

Неполное средне - 9

Профессиональный состав:

Служащие-7

Рабочие-3

Предприниматель-1

Пенсионеры -1

Безработных- 14

Состав семьи:

Полные семьи -13

Неполные -

Многодетные семьи-

Из неблагополучных семей:

3 детей живут в данный момент с бабушками и дедушками .

Состояние здоровья:

Наблюдаются у специалистов -

Инвалид

Дети с ОВЗ -

Медицинское обследование прошли все дети (

По итогам медицинского обследования:

2 человека имеют 3 подготовительную группу

8 человек имеют 2 основную группу ;

1 ребёнок - 1 группу здоровья;

4 группа здоровья

Первая встреча и знакомство с родителями прошла в детском саду 29 мая 2015года.

Разговор шел:

О «Психологической готовности ребёнка к школе» (психологическая готовность к этому и родителей.) Рассмотрены некоторые организационные вопросы (осмотр врачей, форма, список учебных принадлежностей, перечень рабочих тетрадей, оформление документов для личного дела ученика.) Также речь шла об организации правильного режима жизни ребенка в семье, родители были ознакомлены с примерным объемом знаний, который должен иметь дошкольник при поступлении в школу, с тем, как развивать у него память, внимание, способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, с требованиями, предъявляемыми к учебной деятельности ребенка в I классе.

Была выбрана родительская «тройка в составе:

Второе собрание прошло в школе 9 июня 2015г.

Уточнили как решаются все организационные вопросы, ознакомила с программой «Школа2100», по которой предстояло учиться детям, её отличие от традиционной программы.

Присутствовала на выпускном вечере, познакомилась с ребятами, посмотрела их выступление.

1 сентября родители присутствовали на торжественной линейке, посвященной Дню знаний и на первом уроке «Первый раз, в первый класс!»

3 сентября состоялось родительское собрание где решали организационные вопросы, вопросы, связанные с питанием, вопросы воспитательной работы, вопросы безопасности детей.

15 октября после общешкольного собрания состоялось классное собрание решали текущие классные дела,

оформление портфолио,прохождение медосмотра

13 ноября родительское собрание для родителей детей, обучающихся в начальной школе. Подготовка к Дню открытых дверей .

Систематически ведутся беседы и консультации с родителями

Дети с помощью родителей приняли активное участие в конкурсе осенних букетов «Краски осени»

в конкурсе поделок «Осенние фантазии», сделали коллективную творческую работу «На лесной полянке, активно приняли участие в конкурсе «Мисс Осень» Дети исполнили песню. с мамами приняли участие в конкурсах и получили грамоты в номинациях «Обворожительная Осень» и «Творческая Осень» В день туриста сходили в осенний поход в район аэропорта. Детей сопровождали родители. С помощью этих родителей подготовлены стенды для классного уголка «Солнышко», «Маленькие творцы». Дети изъявили желание участвовать в играх «КИТ»(11чел.) «ЗИИ» (15 чел.)

Организовано дежурство по классу, по столовой. Дежурные проводят физминутки на уроках.

На классных часах и на уроках уделяется внимание воспитанию у учащихся уважения друг к другу, к окружающим их людям

(в библиотеке, в столовой, к другим учителям в школе, родителям),

к труду, овладению трудовыми навыками. Проведены экскурсии в школьную и сельскую библиотеки. Дети являются активными читателями библиотек.Практикуем проведение совместных классных часов с учащимися 11класса. Прошли классные часы из серии»Ребенок и безопасность» - «Твой путь из школы домой», «Огонь наш друг и враг!»

Группу продлённого дня посещают- 4 человека

Ребята активны, но ещё не каждый понимает слово учителя. На переменах требуют к себе особого внимания, по причине глубоко выраженной активности, эмоциональности.
С целью изучения подготовленности будущих первоклассников к обучению был предложен родителям тест 29 мая 2015г.Им надо было ответить на 17 вопросов.

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.Умеет ли он изменять существительные по числам?

8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

Нужно было подсчитать количество утвердительных ответов, получив за каждый по одному баллу.

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.

Из 15 будущих первоклассников

11 ( по мнению родителей) можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу.

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий. 3 - на правильном пути

Уровень подготовки к школе.

Готовность к школьному обучению у детей разная. Поэтому можно говорить о том, что класс сложный. Много внимания нужно уделять детям с низким темпом деятельности и низким уровнем готовности к школьному обучению.

Уровень развития навыков чтения:

На начало учебного года читали 3 человека:

Знали некоторые буквы - 5 человек: .

Не знали букв - 9 человек.

Развитие математических представлений:

Считали в прямом и обратном порядке - 16 человек.

Также на период поступления в 1 класс некоторые дети уже могли решать простые примеры, простые задачи, умели соотносить цифру с количеством предметов, знали геометрические фигуры.

Усвоение программы:

На данный момент можно выделить детей, которые хорошо и быстро усваивают материал, активно работают на уроках:,

остальные ребята на уроках работают, но большой активности не проявляют.

Требуют дополнительного внимания на уроках:

посещала подготовительную группу детского сада. Было рекомендовано пройти ПМПК. Результат ПМПК - обучение по общеобразовательной программе 7вида, инвалид Девочка медлительная, но кропотливая, аккуратная, усидчивая. Концентрация внимания и переключаемость с одного вида деятельности на другой ниже возрастной нормы.Девочка на данный момент читает .Уроки физкультуры не посещает, поэтому восполняем пробелы в этот промежуток времени. С начала 2 четверти находится на операции в Санкт- Петербурге.

посещал подготовительную группу детского сада. Мальчик очень слабенький,маленький. Уровень активности, самостоятельности - очень низкий, при выполнении заданий требуется постоянная помощь. Координация движений и ориентация в пространстве развиты плохо, неуклюж. Кругозор ограничен. Ответы односложные, приходится их вытягивать, в речи много ошибок. Речь невнятная, тихая. Словарный запас скудный. На уроках учителя слушает, но задания не допонимает. Темп деятельности очень низкий.

- детский сад не посещала, воспитывала бабушка, плохо ориентируется в окружающей обстановке, медлительная.

Особую тревогу вызывают. . Концентрация внимания и переключаемость с одного вида деятельности на другой ниже возрастной нормы. Уровень активности, самостоятельности - очень низкий, при выполнении заданий требуется постоянная помощь. . Кругозор ограничен. Ответы односложные, приходится их вытягивать, в речи много ошибок. Речь невнятная, тихая. Словарный запас скудный. На уроках учителя слушают, но задания не до понимают. Темп деятельности очень низкий. Быстро устают.Часто отказываются от выполнения заданий и чтения на уроках и после уроков.

С программой не справляется, часто отвлекается на уроках сам и мешает одноклассникам, читать не хочет. Буквы сегодня помнит, завтра как будто первый раз их видит, Чтения по слогам не получается. После уроков отказывается читать. Темп работы очень низкий. С мамой находимся в постоянном контакте.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.

Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.

Цель методик: психологическая адаптация детей.

1. Детям было предложено

показать на смайликах своё отношение : к школе, к питанию в столовой, к одноклассникам, к учителю.

Из 17

Нравится ли тебе школа, в которой ты учишься? 15 нравится 2-не очень

Нравится ли как готовят в столовой? 13 нравится, 4-не очень

Нравится ли тебе одноклассники? 15 - Да, 2 -не очень

Нравятся ли тебе педагоги, которые работают в школе? 17 -Да


В ходе исследования были проведены методики по диагностики изучения мотивационной сферы учащихся.
2. Методика «Градусник»
Определение тревожности при изучении учебных предметов первоклассниками.
Данная диагностика показала, что наибольшую степень тревожности у первоклассников вызывают такие предметы, как:

окружающий мир -

чтение -

Математика-

ИЗО -

Физкультура-
3. Методика «Краски»
Учащиеся класса с помощью цветных ручек ,листа рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет.

Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Итоги диагностики

1. звонок-

2.книга-

3.учитель -

4.портфель,

5.класс-

6.физкультура-

7. школа -

8.урок-

9. домашнее задание -

10. тетрадь -
4. Методика «Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие с помощью погодных явлений.

Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне -
С друзьями мне -
Дома мне -
Диагностическая методика «Солнце, туча, дождик» позволила определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях. Настроение в школе дети обозначили солнцем, это связано с появлением новых друзей и новой социальной роли.
В классе мне -- из 14 учеников всем «хорошо, «Солнечно»
С друзьями мне - 12 хорошо, 2 - не очень

( Тучка)
Дома мне - 13 хорошо, 1- Не очень

5. Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)
Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);


в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).


При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов


б) ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации

6. Уровень школьной мотивации оценивала при помощи специальной анкеты, где детям надо было ответить на 10 вопросов (выбрать один из трёх ответов) с помощью специальной анкеты Н, Лусановой, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, ней тральный - 1, положительный - 3 балла)

  1. Тебе нравится в школе?

    • не очень

    • нравится

    • не нравится

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    • чаще хочется остаться дома

    • бывает по-разному

    • иду с радостью

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    • не знаю

    • остался бы дома

    • пошел бы в школу

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится

    • бывает по-разному

    • нравится

  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы

    • не хотел бы

    • не знаю

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю

    • не хотел бы

    • хотел бы

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто

    • редко

    • не рассказываю

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю

    • хотел бы

    • не хотел бы

  9. У тебя в классе много друзей?

    • мало

    • много

    • нет друзей

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся

    • не очень

    • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация.Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.


Обработка результатов анкетирования детей



Тебе нравится в школе?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

3

3

3

3

1

0

1

3

3

3

24

3

3

1

3

0

3

3

3

1

1

21

3

3

3

3

0

0

0

3

3

3

21

2

3

3

1

1

2

1

3

2

1

18

0

0

0

3

3

0

0

3

0

0

9

3

0

0

3

0

3

3

0

3

1

16

3

3

3

3

0

3

3

3

3

3

27

3

3

3

0

0

0

3

3

3

3

21

3

1

3

3

0

3

3

3

1

3

24

3

3

3

3

0

0

3

0

1

3

19

3

3

3

0

0

0

1

0

3

3

16

3

3

3

3

0

0

3

0

3

3

21

2

3

3

1

2

2

1

3

2

1

20

3

3

3

1

0

3

3

3

3

1

24

3

0

3

3

1

0

3

3

1

3

20

3

3

3

0

0

3

1

0

1

3

17

1

2

3

3

1

1

1

3

3

3

21

Количество полученных баллов:

47

39

43

36

9

23

30

36

35

38


  • Сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность - 1 человек-

  • Практически сформировано отношение к себе как к школьнику (средняя норма) - 10 человек -

  • Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - 5 человек -

Негативное отношение к школе (школьная дезаптация -

3. Социометрия.

Для оценки межличностных эмоциональных взаимных симпатий междучленами

группы, для измерения степени сплочённости, разобщённости,для выявления

лидеров.

Лидеры - дети с максимальным количеством выборов

Предпочитаемые дети - набрали половину или больше выборов

Оттеснённые дети - получили меньше половины голосов

Возможно это связано с тем, что дети ещё не определились в коллективе,ненашли своё место, у них есть только тесный круг общения.

Изолированные дети - нет.

По результатам социометрии видно, что нужно направлять работу на

сплочение коллектива.

На уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира и

вовнеклассной работе пробуем проводить групповую и парную работу.

Попробовала провести методику «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление сформированности навыков сотрудничества

школьников.

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий

в процессе организации и осуществления сотрудничества

Форма проведения: работа учащихся в классе парами. Детям, сидящимпарами,

дают по одному изображению рукавички и просят

украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы

одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички икарандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этогоони должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между

собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Обработка результатов осуществляется по следующим критериям:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степенисходства узоров на рукавичках;

  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение

  • убеждать, аргументировать и т.д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети

  • друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них

  • реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования,

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности:

  • позитивное (работают с удовольствием и интересом),

  • нейтральное (взаимодействуют

друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют

друг друга, ссорятся и др.).

Для оформления матрицы необходимо перевести полученные

данные

в соответствующие уровневые показатели:

1 уровень (высокий уровень) - рукавички украшены одинаковым

или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора;приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя

совместное действие;следят за реализацией принятого замысла.

Показали 10

2 уровень (средний уровень) - сходство частичное: отдельные признаки

(цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные

отличия;

Показали 2 ученика

3 уровень (низкий уровень) - в узорах явно преобладают различия или

вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут

придти

к согласию, настаивают на своем. Показали 2 ученика

Анкета для родителей первоклассников

(Участвовало в опросе 15 родителей.)

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант,

который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

- неохотно (ДА)- 2

- без особой охоты (ВДА) -2

- охотно, с радостью (А)

- затрудняюсь ответить -

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как

должноеновый распорядок?

- пока нет (ДА) -

- не совсем (ВДА) -

- в основном, да (А) -

- затрудняюсь ответить -

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

- скорее нет, чем да (ДА)-

- не вполне (ВДА) -1

- в основном да (А) -

- затрудняюсь ответить 0

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

- иногда (ВДА)-3

- довольно часто (А) -

- затрудняюсь ответить-1

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

- в основном отрицательные впечатления (ДА) -2

- положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) -6

- в основном положительные впечатления (А) -7

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение

домашних заданий? (укажите конкретную цифру) от 30 минут -

7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

- довольно часто (ДА) -10

- иногда (ВДА) -3

- затрудняюсь ответить

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

- перед трудностями сразу пасует (ДА) -1

- обращается за помощью (ВДА)-11

- старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

- настойчив в преодолении трудностей (А) -

- затрудняюсь ответить -1

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправитьошибки?

- сам этого сделать не может (ДА) -3

- иногда может (ВДА)-

- может, если его побудить к этому (А)-

- как правило, может (А) -4

- затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается

на них?

- довольно часто (ДА)

- бывает, но редко (ВДА) -4

- такого практически не бывает (А) - 8

- затрудняюсь ответить -1

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- нет (ДА) -

- скорее нет, чем да (ВДА)-

- скорее да, чем нет (А) -8

- затрудняюсь ответить

А - адаптация

ВДА - возможна дезадаптация

ДА - дезадаптация

Проведенные методики позволили выявить проблемы, с которыми столкнулись первоклассники в адаптационный период и использовать полученные результаты в практической деятельности по сплочению

детского коллектива и повышению мотивации к учебной деятельности.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям,

который каждый первоклассник переживает и осознает

по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу

из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим,

дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники

были самыми старшими детьми! В школе все

по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и

новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться

к ним, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода.

Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка,

типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы,

папы, бабушек и дедушек.
Вот признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием,

охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время,

он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение,

а не экскурсии на природу.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен,

любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда

не жалуется на боль в животе, голове, горле.
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается

на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы),

уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку

в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться

за помощью к кому-нибудь из взрослых.
У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.

По наблюдениям учителя и мнения родителей адаптация успешна

у таких учеников:

Возможная адаптацияА что представляет собой школьная дезадаптация?

Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность,

плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи.

Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками

и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.

К ним отнести.

К сожалению, число детей, с трудом привыкающих к школе, год

от года не уменьшается. Об этом говорят учителя начальных классов,

это видно и по результатам диагностики, которую мы проводим

каждый год.

Было предложено детям ответить на вопрос

Хотелось бы тебе вернутся в детский сад

4- да хотелось:

11- нравится быть учеником.

Одним из показателей адаптации учащихся является их посещаемость

Сентябрь - болел.

Октябрь- болели

Ноябрь- болеет


© 2010-2022