Воспитательная модель образовательной организации, казачье направление

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Воспитательная модель

«Дорога Успеха»

(традиции казачьего родного края)





«Какими дети рождаются, это ни от кого

не зависит, но чтобы они путем правильного

воспитания сделались хорошими -

это в нашей власти».

Плутарх


Пояснительная записка


Развитие воспитания в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений.

Это стало возможным, прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и государстве в целом.

Впервые в одном из основополагающих документов - Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на предстоящие четверть века.

Социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в других важнейших документах - Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие, Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Приоритетном государственном национальном проекте, послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию.

Воспитание должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, создавать условия, для того чтобы каждый ребенок смог научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуется школа в широком понимании этого слова и общество.

МБОУ Северная средняя общеобразовательная школа расположена в Северном сельском поселении Зимовниковского района. В ней обучается 254 человека. В нашей школе, как и в других школах донского края, ведется работа по сохранению, распространению и развитию казачьей культуры. Вот уже на протяжении семи лет в школе функционирует детское казачье объединение «Донцы», деятельность которого направлена на возрождение казачества, сохранение и развитие исторических, культурных, духовных и патриотических традиций казачества, проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, культурно-массовой и спортивной деятельности, допризывной подготовке молодёжи, воспитания молодёжи в духе православия и казачьего традиционализма. Проанализировав результаты деятельности детского объединения, педагогический коллектив пришёл к выводу о создании новой воспитательной модели. в современных условиях использование имеющегося богатейшего опыта казачьего воспитания является одним из основных направлений в духовно-нравственном становлении молодежи, формировании гуманистических, социально- значимых ценностей и образцов гражданского поведения, толерантного сознания.

Определение казачьей направленности в воспитательной системе школы предполагает создание благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения.

При разработке воспитательной модели использовались следующие нормативно- правовые документы:

- Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. № 599;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» от 1 июня 2012 г. № 761;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 г., протокол № 36);

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 г. №795;

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;

- ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г №373, приказом Министерства Образования РФ «2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

- Устав школы.

Цель воспитательной модели:

- создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Задачи воспитательной деятельности:

- развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры;
- координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума;
- органическое включение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс: познание истории и культуры Дона;
- межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени обучающихся, в профилактической работе по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;
- освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
- использование всех возможных средств воспитания у обучающихся общей культуры, верности духовных традиций России и Донского края, ответственности, правосознания, уважения к ценностям демократического общества;
- развитие форм ученического самоуправления;
- помочь детям убедиться в социокультурной и личностной значимости ценностей здорового образа жизни, познания истины, саморазвития и самосовершенствования, активной жизненной позиции в процессе самореализации, добропорядочности и моральной ответственности, законопослушности и гражданской ответственности, патриотизма и преданности идеалам (Родины, семьи, корпорации), индивидуальности и личного достоинства;

- совершенствование системы организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников.

Целевые группы воспитательной модели

Приоритетными целевыми группами реализации Воспитательной модели являются администрация, педагогический коллектив, учащиеся, родители или их законные представители МБОУ Северной СОШ №13.

Основными разработчиками и участниками реализации перспективных программ и проектов Программы являются:

- администрация общеобразовательного учреждения, педагоги, классные руководители, школьный психолог.

Основные принципы реализации воспитательной модели

Воспитательная модель:

- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

- включает формирование разнообразных воспитательных систем, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности;

- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям;

- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;

- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;

- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;

- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъект воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;

- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;

- предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;

- предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка, как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности (внутриклассной, межклассной, внеклассной, внешкольной, в творческих объединениях, при работе с семьёй и общественностью).

Содержательная сторона воспитательной модели строится по принципу:

- сохранения и обработки всех удачных, состоявшихся, эффективных моментов;

- учёта и анализа неудачного опыта, внесение корректив;

- поиска нового или варьирования уже знакомого, хорошо известного.

В соответствии с общей целью в качестве основных в школе приняты следующие направления воспитания школьников:

- гражданско-патриотическое;

- нравственное и духовное;

- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

- правовое воспитание и культура безопасности;

- здоровьесберегающее;

- социокультурное и медиакультурное;

- культуротворческое и эстетическое;

- воспитание семейных ценностей;

- экологическое;

- формирование коммуникативной культуры;

- интеллектуальное.

Сроки и этапы реализации Воспитательной модели



1 этап: 2014-2015 годы

Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации воспитательной модели.

Анализ воспитательной деятельности школы, выявление проблем.

Определение приоритетных направлений развития воспитательной работы.

Разработка модели воспитательной системы, программ воспитательной деятельности, определение концептуальных положений.

Проведение семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летних лагерей в рамках реализации воспитательной модели.

2 этап: 2016-2018 годы

Внедрение и комплексное использование в воспитательном процессе современных технологий.

Реализация модельных представлений о воспитательной системе.

Реализация воспитательных и комплексно-целевых программ и проектов.

Совершенствование воспитательного пространства и содержания воспитания.

Сбор данных мониторинга воспитательного процесса.

Оформление модели выпускника на компетентностной основе.

Повышение квалификации и переподготовка кадров.

3 этап: 2019-2020 годы

Информационно-аналитическая деятельность.

Мониторинг эффективности Программы.

Корректировка тактических задач по каждому из приоритетных направлений. Конкретизация целей воспитательной системы в соответствии с требованиями общества, усиление духовно-нравственной и гражданско-патриотической составляющих целеполагания.

Актуальность разработки воспитательной модели обусловлена происходящим в настоящее время разрушением духовного и культурного кода в результате процессов обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества и поиском путей возвращения человека в культуру.

Развитие духовности немыслимо без ощущения человека как части своего народа и его культуры. В решении задач духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения культурным традициям народа отводится сегодня все более заметное место.

Педагогически направленное приобщение к богатейшим традициям культуры донских казаков позволяет преодолеть многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в обществе: движение в сторону создания единой глобальной культуры, сглаживание культурно-этнических особенностей сообщества, отчуждение молодого поколения от культуры своих предков, угасание интереса к истории и культурным традициям своего народа.

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:

1.Гражданско-патриотическое:

Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к своей семье, обществу, людям, гражданско-патриотической компетентности, приобретение опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.

Данное направление направлено на:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие» и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

- развитие самобытной казачьей культуры, основными направлениями которой является:

  • разработка и реализация программ развития казачьей культуры;

  • культурно-образовательная, научно-исследовательская, музейная работа;

  • сохранение традиционной культуры казачества;

  • популяризация историко-культурного наследия казаков;

  • развитие самодеятельного художественного творчества казачества и создание условий для занятия творческой деятельностью на непрофессиональной (любительской) основе в государственных учреждениях культуры;

  • укрепление международного и межрегионального культурного сотрудничества казачества;

  • поддержка казачьих общественных организаций, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание молодежи, сохранение традиционной культуры.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащихся.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);

- программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;

- программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;

- программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;

- программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (например, в рамках деятельности военно-патриотических клубов).

- программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных праздников, экологических десантов и т.п.).

Основные мероприятия:

Объединения дополнительного образования;

Деятельность детской казачьей организации «Донцы»;

Уроки мужества: «У войны не женское лицо», «Дети войны» и др.;

Тематические классные часы, беседы;

Районные и областные экскурсии в музеи;

Праздник песни и строя;

Конкурс патриотической песни «Песни, опаленные войной»;

Тематические классные часы;

Районный цикл военно-спортивных игр: «Орлёнок», «Зарница»

Вахта Памяти;

Митинги;

День Казачки (ко Дню Матери)
Рождественские встречи
Тематическая неделя "Ты живешь на Донской земле"
Военно-спортивные соревнования "Донцы-молодцы", "Удалой казачок";

Казачьи игры «Шермиции»; конкурс военной инсценированной песни;

Патриотические акции;

Военно-полевые сборы;

Встречи с Ветеранами ВОВ и тружениками тыла;

Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

Встречи с поэтами, писателями, художниками;

Конкурс чтецов;

Посещение воинских частей, музеев;

Акции: «Посылка солдату», «Ветеран живёт рядом», «Я - гражданин России», областная акция «Быть добру», «Тепло наших рук», «Марафон добра»,

Конкурсы военных фотографий, рисунков, сочинений.

Конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

Игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;

Концерты, праздники, часы общения, посвящённые правовой патриотической теме.

2.Нравственное и духовное воспитание:

Цель: создание условий для развития внимательного и чуткого отношения к людям, культуры поведения, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Нравственное и духовное воспитание направлено на:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России;

- программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательного учреждения (например, проведение «Дня открытых дверей», тематических встреч с приглашением известных людей);

- программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности.

Основные мероприятия:

Объединения дополнительного образования (ансамбль «Донцы», ансамбль «Благовест»;

Классные часы;

Тематические беседы;

Акции;

Выпуск тематических стенных газет («Моя родословная», «История моей фамилии», «Донские атаманы» и др.);

Встречи с местными писателями, поэтами, художниками;

Вечера памяти;

Часы общения;

Обсуждение просмотренных художественных фильмов, телепередач и т.д.;

Экскурсии, знакомство с историей своей малой родины;

Дискуссии по нравственной тематике;

Шефская работа: оказание помощи нуждающимся ветеранам ВОВ, детям концлагеря, инвалидам;

Дебаты и дискуссии по нравственной тематике.

3.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

Цель: создание условий для воспитания добросовестного, ответственного, дисциплинированного человека - труженика, формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству направлено на:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, организация специальных профориентационных мероприятий);

- программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (школьные объединения дополнительного образования, разовые мероприятия - дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);

- программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающих их прикладное значение);

- программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.

Основные мероприятия:

Объединения дополнительного образования;

Классные часы по профориентации;

Тематические беседы;

Трудовые десанты;

Проектная деятельность;

Конкурсы рисунков, сочинений;

Организация дежурства в классе, по школе;

Проекты, направленные на улучшение ландшафтного дизайна;

Творческие конкурсы, фестивали;

Экскурсии на предприятия, на рабочие места;

Встреча с интересными людьми, с представителями семейных династий;

Ярмарка профессий;

Работа трудовых отрядов старшеклассников.

4.Интеллектуальное воспитание:

Цель: создание условий для развития умственного потенциала школьников, формирования современного мышления и коммуникаций, самостоятельности, способности применения полученных знаний в различных сферах деятельности (проектной, исследовательской и т.д.).

Интеллектуальное воспитание направлено на:

- формирование у обучающихся общеобразовательного учреждения представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности объединений дополнительного образования, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской деятельности в рамках специализированных объединений дополнительного образования;

- программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытии;

- программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений.

Основные мероприятия:

Объединения дополнительного образования;

Реализация программы «Одаренные дети»;

Классные часы;

Тематические беседы;

Часы общения;

Предметные олимпиады;

Предметные недели;

Интеллектуальные игры;

Уроки;

Проектная деятельность («Небесной красоты любимый край», участие в конкурсе короткометражных фильмов, видеоклипов и презентаций «Особое поколение», участие во Всероссийском этногеографическом конкурсе «Моя малая родина: природа, культура,

этнос» и др.);

Интеллектуальные марафоны;

Творческие лаборатории;

Творческие конкурсы.

5.Здоровьесберегающее воспитание:

Цель: создание условий для формирования у учащихся понимания ценности здоровья, освоение норм и образцов здорового образа жизни, обеспечение правильного физического развития, включенность детей и подростков в занятия современными видами спорта.

Здоровьесберегающее воспитание направлено на:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);

- программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (развитие спортивных секций, обеспечение спортивным инвентарем детских оздоровительных лагерей, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, классные часы и единые уроки по изучению истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского туризма и т.);

- программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья ( изучение в рамках деятельности спортивных секций положительных примеров здорового образа жизни в семье и т.д.);

- программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья (взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и молодежным центром: проведение дискуссионных клубов, форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения, профилактики экстремизма, молодёжного нигилизма и т.д.).

Основные мероприятия:

Дни здоровья;

Однодневные походы «Мы за здоровый образ жизни»;

Физкультминутки на уроках;

Подвижные игры на перемене («Казачьи потешки»);

Работа спортивных секций;

Районные, классные и общешкольные спортивные соревнования;

Акции;

Агитбригады;

Тематические классные часы и беседы;

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел;

Встречи с работниками ЦРБ;

Родительские собрания;

«Веселые старты» с родителями;

День физкультурника;

Летние оздоровительные пришкольные лагеря;

Районные палаточные лагеря (Казачьи сборы);

Оформление стендов;

Проектная деятельность;

Дискуссии на темы ЗОЖ.

6.Социокультурное и медиакультурное воспитание:

Цель: создание условий для развития социального партнерства и толерантного отношения друг к другу, приобретение опыта участия в социально значимых проектах.

Социокультурное и медиакультурное воспитание направлено на:

- формирование у обучающихся общеобразовательного учреждения представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм»;

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета ( при обучении работе с информацией в рамках деятельности объединений дополнительного образования, в рамках проведения тематических классных часов);

- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий, посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в школе тематических бесед, родительских собраний и т.д.).

Основные мероприятия:

Тематические праздники: День пожилого человека и др.;

Школьный театр;

Проектная деятельность;

Работа трудового отряда старшеклассников;

Классные часы, беседы по профориентации;

Выпуск школьной газеты;

Интернет-сайты, сообщества;

Конкурс фотографий;

Встреча поколений.

7.Культуротворческое и эстетическое воспитание:

Цель: создание условий для формирования способности к эмоциональному восприятию прекрасного, формирования аккуратности, эстетического вкуса,

раскрытия потенциала каждого ребенка во внеурочное время с предоставлением возможности реализовать себя посредством какой-либо деятельности, организация культурного досуга учащихся.

Культуротворческое и эстетическое воспитание направлено на:

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных творческих объединений, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;

- программ и проекты, связанные с детским и юношеским туризмом (деятельность спортивных секций, проведение туристических походов и слётов, организация дней культуры и т.д.).

Основные мероприятия:

Объединения дополнительного образования;

Работа спортивных секций;

Проектная деятельность («Учимся правильно жить и дружить», «Межличностные отношения учащихся», «Культура мира, «Человек среди людей», «Каково это - быть «чужим»?», «Как добиться, чтобы «другой» мог стать другом»,«Мы разные, но мы вместе»и др.),;

Конкурсы рисунков, поделок, фотографий «Моя многонациональная семья»;

Тематические выставки, тематическая неделя «Доброта вокруг нас»,;

Посещение театров, музеев;

Экскурсии;

Организация Дней культуры (фестиваль «Дружба народов», «Круг народов донских»);

Детские фестивали искусств;

Туристические слеты, походы.

8.Правовое воспитание и культура безопасности:

Цель: создание условий для формирования глубокого понимания конституционного права, политических и правовых событий в обществе и государстве, ознакомление с законами государства, с культурой безопасности.

Правовое воспитание и культура безопасности направлено на:

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся, повышение правовой активности и ответственности (в рамках участия в школьных органах самоуправления); распространения правовой информации (в рамках тематических классных часов, лекций с приглашением специалистов и др.); проведение олимпиад по обществознанию и т.д.

- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательного учреждения (в рамках деятельности объединения юных инспекторов дорожного движения), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;

- проведение в общеобразовательном учрежденим всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.

Основные мероприятия:

Объединения дополнительного образования;

Создание отрядов ЮИД, ДЮП;

Классные часы;

Тематические беседы;

Единые уроки;

Беседы по ПДД, противопожарной безопасности, по угрозе терроризма;

Выпуск информационных бюллетеней;

Конкурс рисунков, сочинений, роликов, викторин, спортивных соревнований;

Акции;

Встречи с инспекторами ПДН, ПДД, с работниками пожарной охраны;

Оформление школьных стендов;

Викторины;

Проведение олимпиад по обществознанию;

Проведение учебы по эвакуации.

9.Воспитание семейных ценностей:

Цель: создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; формирования у детей и родителей позитивных семейных ценностей; преодоление негативных тенденций в воспитании учащихся в отдельных семьях.

Воспитание семейных ценностей направлено на:

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (в рамках деятельности школьных мероприятий, в рамках проведения дней семьи, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);

- программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, врачами и т.д.).

Основные мероприятия:

Выявление семей группы риска;

Индивидуальные консультации;

Совет профилактики;

Общешкольные родительские собрания;

Тематические мероприятия: День Матери, День казачки,

8 марта, конкурс «Казачок», Казачья воинская доблесть-

тематическое мероприятие «Донцы - молодцы», День семьи; круглый стол

«Полистаем семейный альбом».

Тематические классные часы;

Тематические беседы;

Единые уроки;

Акции;

Конкурс рисунков и поделок;

Совместные мероприятия с родителями;

Совместная трудовая деятельность;

Организация лекций и семинаров для родителей;

Часы общения

10.Формирование коммуникативной культуры:

Цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Формирование коммуникативной культуры направлено на:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (в рамках деятельности объединений дополнительного образования, использования технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.);

- программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, видеостудии);

- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением олимпиад, праздников родного и иностранных языков и т.д.

Основные мероприятия:

Объединения дополнительного образования;

Классные часы по толерантности;

Тематические беседы;

Тематические мероприятия;

Пришкольный оздоровительный лагерь;

Проектная деятельность;

Слеты;

Школьное самоуправление;

Выпуск школьной газеты;

Интернет-сайты, школьный сайт, сообщества;

Видеостудии;

Олимпиады по русскому и иностранному языкам;

11.Экологическое воспитание:

Цель: создание условий для воспитания бережного и уважительного отношения к природе, развития творческих способностей, интереса к окружающему миру, расширения кругозора учащихся.

Экологическое воспитание направлено на:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, основ регионального развития);

- программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.

Основные мероприятия:

Объединения дополнительного образования;

Деятельность общественного объединения «Зелёная бригада» (экологические акции: «Чистая лесная полоса», «Чистоту - берегам наших водоёмов», «Зелёный заслон», «Сдай пальчиковую батарейку»;

Озеленение школы и пришкольного участка (реализация социального проекта по благоустройству школьного двора членами эколого-краеведческого кружка «Исток»);

Трудовые десанты: уборка школьной территории;

Тематические классные часы;

Тематические беседы;

Единые уроки;

Конкурсы рисунков, фотографий, сочинений;

Тематические мероприятия: День птиц, День Земли, праздник «Жаворонки». и др.;

Акция: Покормите птиц, Кормушка, Скворечник;

Участие в областных Слетах юных экологов;

Проектная деятельность: «История моего населенного пункта», «Экологические проблемы Северного сельского поселения и пути их решения» и др..







Содержание воспитательной модели

Воспитательная модель нашей школы называется «Дорога Успеха». Следуя по этой «дороге» с первого класса до одиннадцатого вместе с детьми, на основе развития самобытной казачьей культуры, мы помогаем им самоопределиться, сформироваться как личности, а развитие личности не заканчивается никогда.

На пути становления личности учащиеся проходят несколько этапов, которые разбиты по возрастным критериям и имеют свою тему. В этих этапах прослеживаются основные мотивы - «Я» - позиция каждого ученика по отношению к определённой теме и актуальность данной темы для ребёнка на данном возрастном этапе.

Темы возрастных этапов воспитательной системы «Дорога Успеха»

I ступень (младшее звено)

1 класс - «Я - ученик»

2-3 класс - «Я и окружающий мир»

4 класс - «Я и мой край»

II ступень (среднее звено)

5 класс - «Я и моя семья»

6 класс - «Я и мой класс, я и моя школа»

7 класс - «Я гражданин»

8 класс - «Я человек»

9 класс - «Я личность»

III ступень (старшее звено)

10 класс - «Я и моя профессия»

11 класс - «Я и моё будущее»

Возраст

этап

Тема

Основная воспитательная цель

Ключевые понятия

Личностные

качества

1 класс

«Я - ученик»

Создать условия для реализации стремления ребёнка к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности

Учение,

знания,

ум,

школа

Прилежание,

усидчивость, старательность,

аккуратность,

любознательность,

внимательность

2-3 класс

«Я и

окружающий мир

Научить воспринимать окружающий мир с позиции ученика, исследователя создать условия для выявления и развития его творческих возможностей.

Природа живая и неживая,

быт,

техника,

семья, общество

Наблюдательность

любовь к природе, культура поведения, сосредоточенность,

последовательность

4 класс

«Я и мой край»

Развить познавательный интерес к культурному наследию России и малой Родины.

Родина, Отечество, место рождения

место жительства

Любовь к Родине, наблюдательность, отзывчивость, чуткость, благородство, благодарность.

5 класс

«Я и моя семья»

Дать возможность ребёнку осознать себя как члена своей семьи, с определёнными традициями и культурой.

Семья, дом, родители, поколения, предки, потомки, родословная

Доброта,

честность, бережливость,

воспитанность, вежливость, скромность, уважение

6 класс

«Я и мой класс, я и моя школа»

Создать условия для осознания учеником себя как члена коллектива, как части общества.

Коллектив, общество, дружба, сотрудничество, конкуренция, достоинство

Заботливость, доверие, сострадание, сочувствие,

милосердие, миролюбие, требовательность, откровенность

7 класс

«Я -

гражданин»

Создать условия для осознания себя как гражданина своей страны; осуществлять патриотическое, гражданское развитие личности.

Россия, национальность столица, патриот, гражданство, гражданин

Активность, интернационализм,

чувство долга, терпимость, национальная гордость,

патриотизм, дисциплинирован-ность

8 класс

«Я - человек»

Развить интерес к себе как к человеку - части природы и в то же время части общества. Формировать позитивное отношение к здоровому

образу жизни.

Человек, человечность человечество, здоровье,

ЗОЖ

Деликатность, тактичность, ответственность, обязательность, трудолюбие, добросовестность, коллективизм, индивидуальность

9 класс

«Я - личность»

Создать условия для осознания себя как личности, формирования потребности в самопознании, саморазвитии, самовоспитании, самообразовании, самореализации

Личность, нравственность, творчество, талант,

совесть, характер, самопознание, самореализация

Гуманизм, толерантность, креативность, самокритичность, самодостаточность,

Уравновешенность, сила воли,

смелость

10 класс

« Я и моя профессия»

Создать условия для осознания каждым учащимся своей профессиональ-ной направленности

Профессия, специальность, мастерство, профессио-нализм,

профессио-нальная пригодность, работа,

досуг

Самоопределение, деловитость, само- организованность, самодисциплина, дальновидность, решительность, пунктуальность, честолюбие,

целеустремлённость.

11 класс

«Я и моё будущее»

Создать условия для осознания учащимися себя и своей роли в построении своего будущего.

Любовь, супружество, целомудрие, счастье, карьера, самоудовлетворение

Способность любить,

целомудренность, влюбчивость, верность,

благоразумие, принципиальность, настойчивость.

Воспитательная работа в классе планируется в соответствии в общешкольным планом воспитательной работы. Определены темы года («История Донского края», «Дона славные сыны», «Где жить - тем и слыть», «Семейные традиции - это связь поколений», «На Дону что ни хутор, то своя запевка», «Жизнь дана на добрые дела») и темы кварталов учебного года: «Уроки жизни», «Мужество, творящее историю», «Добро для себя, для людей, для природы», «Богатство на месяц, здоровье - на всю жизнь». Данные направления определяют тематику классных мероприятий в течении одного квартала.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы, по предложению кандидата педагогических наук Л.К. Гребёнкиной, используем две группы оценок:

I группа - критерии факта.

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы:

- соответствие содержания, объёма и характера воспитательной работы возможностям и условиям школы;

- разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;

- скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;

- согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;

- связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей; чёткий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплочённость школы устойчивые межвозрастные связи и общение.

Педагогический коллектив представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству.

В ученической среде высокоразвито коллективное самосознание, «чувство школы».

Школьный коллектив живёт по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы).

Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.

II группа - критерии качества.

1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.

2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.

3. Уровень воспитанности выпускников школы.

Перечисленные критерии, соответствующие целям развития и саморазвития личности, школьного коллектива и целям модернизации современного образования, и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

Для выявления уровня воспитанности учащихся, в результате апробации воспитательной модели применяются такие диагностики, как:

Критерии

Показатели

Методики изучения

Гармоническое развитие личности.

Любознательность. Трудолюбие.

Бережное отношение к природе.

Я и школа. Прекрасное в жизни.

Отношение к себе, к здоровью.

Методика определения уровня воспитанности Н.П.Капустина.

Социальная ответственность нравственность и патриотизм.

1. Направленность личности.

2.Отношение подростка к семье, отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, своему внутр. миру, своему «Я».

1. Методика «Цветик семицветик» И.М. Витковской.

2. Методика Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой, П.В.Степанова «Личностный рост».

Умение адаптироваться в современном мире.

Свобода личности.

Гуманность. Духовность.

Толерантность

Творчество личности. Практичность личности.

1.Методика изучения социализированности личности

(профессор М.И. Рожков)

Сформированность индивидуальности личности.

Нравственная воспитанность.

1. Методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Гуманистическая ориентация личности.

1. Готовность к активному взаимодействию в многонациональной среде. Толерантность.

2. Этнокультурные установки подростков.

1.Методика Т.А. Криворотовой «Уровень восприятия многонациональной среды».

2. Н.Д. Эристави «Диагностика этнокультурных установок»,

Сформированность детского коллектива

Степень сплочённости детского коллектива

Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

Развитие ученического самоуправления.

Социальная активность, лидерские качества.

Анкетирование

(Методика М.И.Рожкова)

Удовлетворённость жизнедеятельностью детской организации

Комфортность, защищённость личности воспитанника.

Удовлетворённость педагогов трудовой деятельностью и взаимоотношениями в детском объединении.

Удовлетворённость родителей результатами воспитания.

1. Анкетирование.

2. Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Коллектив педагогов-

- коллектив воспитателей.

Стиль общения педагогов и обучающихся.

Уровень профессионализма педагогов.

1. Методика "Стиль общения учителей с воспитанниками"

(Ю.А.Конаржевский).

2. Методика изучения уровня профессионализма педагогов. (А.А. Ярулов).

Здоровье обучающихся

Группы здоровья, заболевания, физкультурные группы,

Наблюдение, сбор информации.

Изучение семей обучающихся

Социальный состав семей.

Уровень образования. Статус.

Сбор информации.

Связь с социумом

- Министерство общего и профессионального образования Ростовской области;

- Управление образования Зимовниковского района;

- Казачья молодёжная организация «Донцы»;

- Администрация Зимовниковского района

- Организация ОО Зимовниковский казачий юрт;

- Казачье хуторское общество «Северное»;

- Зимовниковский национально-культурный комплексе «Ермак».

- МБОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа;

- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Зимовниковская детская школа искусств;

- ПДН отдела МВД России по Зимовниковскому району;

- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Чебурашка"

- МУК ССП "Северный" СДК;

- МУК ССП "Северная сельская библиотека»;

- Муниципальное учреждение культуры "Социально-культурный центр "Сокол";

- Государственное казенное учреждение Ростовской области "Центр занятости населения Зимовниковского района"

- Муниципальное учреждение культуры Районный дворец культуры "Юбилейный" Зимовниковского района

- Муниципальное унитарное предприятие «Редакция газеты «Степная новь»»;

- Муниципальное учреждение культуры "Зимовниковский краеведческий музей";

- МБУЗ «Центральная районная больница Зимовниковского района;

- Православная религиозная организация Петрово-Павловский приход п.Зимовники.


Самоуправление в школе.

В жизни школьной воспитательной системы большое значение имеет проблема лидерства. Именно лидер - яркая человеческая индивидуальность - способен проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образец деятельности. Через лидеров реализуется управленческий механизм.

Именно органы школьного самоуправления призваны решить одну из главных задач управления воспитанием - привлечение к общественной управленческой деятельности детского коллектива.

В соответствии с требованиями Устава МБОУ Северной СОШ №13, деятельность

коллектива обучающихся организуется на основе самоуправления и направлена на формирование основ социального взаимодействия, ответственности, социальной активности, на развитие духовности, нравственности и творческой самореализации каждого воспитанника.

Выборные собрания Совета старшеклассников - Совета атаманов школы, класса, помощников атаманов проводятся в торжественной обстановке на Большом Круге.

Атаманы класса, помощники избираются большинством голосов путем открытого голосования на выборном собрании класса - Малом Круге.

Проведение Большого и Малого Кругов.
Малый Круг проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть. Торжественно проводится круг класса, на котором избирается атаман и помощники атамана класса, празднуются мероприятия, приуроченные к памятным датам.
Большой Круг школы проводится по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Торжественно проводится Круг школы, на котором избирается атаман и помощники атамана школы, писарь, знаменосец, знаменная группа (почетный караул), проводится торжественный прием в казачата.
При проведении торжественного сбора школы обязательным является построение учащихся, исполнение Гимна Российской Федерации, Ростовской области. Атаманы класса сдают рапорт Атаману школы.






















Положение

об органах ученического самоуправления:

Совета Старшеклассников, Совета Дела

МБОУ Северной средней общеобразовательной школы №13

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление позволяет школьникам самостоятельно решать вопросы школьной жизни, исходя из своих интересов.

Статья 2. Цели ученического самоуправления

Ученическое самоуправление призвано обеспечить наиболее полную и эффективную реализацию прав и интересов школьников. А также их самостоятельность, инициативу и творчество в решении вопросов школьной жизни.

Статья 3. Принципы ученического самоуправления

Ученическое самоуправление строиться на принципах:

- самостоятельности ученического самоуправления в пределах своих
полномочий при решении вопросов школьной жизни;

- ответственность органов ученического самоуправления перед школьниками, педагогами, родителями;

- государственной гарантии ученического самоуправления;

- наделения ученического самоуправления собственными полномочиями;

- многообразия форм организации ученического самоуправления;

- обособленности органов ученического самоуправления и взаимодействия с ними в осуществлении общих задач и функции.

Статья 4. Правовая основа ученического самоуправления составляют:

Конституция Российской Федерации, федеральные законы;

Законы и другие нормативные акты Ростовской области;

Устав школы.

Статья 5. Право школьников Северной средней общеобразовательной школы №13 на осуществление ученического самоуправления

5.Участие школьника в ученическом самоуправлении гарантируется правом:

- равного доступа к ученическому самоуправлению;

- получать полную информацию о деятельности органов ученического самоуправления, выборных лиц.

Статья 6. Обращение школьников, родителей и педагогов в органы ученического самоуправления.

6.1. Школьники, родители и педагоги имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы ученического самоуправления, к выборным лицам ученического самоуправления.

6.2. Органы ученического самоуправления и выборные лица ученического самоуправления обязаны дать ответ по существу на обращения школьников, родителей, педагогов в течение 10 дней.

Статья 7. Формы ученического самоуправления

7.1. Ученическое самоуправление осуществляется:

- непосредственно школьниками через выборы, общее собрание
(Большой Круг);

- органами ученического самоуправления:

I Ступень Совет Дела

II Ступень Совет Старшеклассников

7.2. Организационные формы ученического самоуправления определяются в пределах, установленных настоящим положением.

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ВЫБОРНЫЕ ЛИЦА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 8. Органы ученического самоуправления

8.1. К органам ученического самоуправления относятся:

- общее собрание школьников (Большой Круг);

- Совет Дела

- Совет Старшеклассников

8.2. Наличие выборных органов ученического самоуправления является
обязательным. Органы ученического самоуправления наделяются в
соответствии с настоящим Положением, собственными
полномочиями в решении школьной жизни.

Статья 9. Общее собрание школьников (Большой Круг)

9.1. Общее собрание школьников (Большой Круг) является высшим органом ученического самоуправления.

9.2. Общее собрание школьников (Большой Круг) проводится не реже двух раз в год. Порядок созыва и проведения общего школьного собрания (Большого Круга) определяется Уставом школы.

9.3. Полномочия общего собрания школьников (Большой Круг):

- обсуждение Устава школы изменений и дополнений в него;

- заслушивание ежегодно послания директора школы;

- заслушивание Атамана школы, Совета Старшеклассников о работе по итогам учебного года;

- рассмотрение иных вопросов, отнесённых к её ведению Уставом школы.

Статья 10. Совет старшеклассников

10.1. Совет Старшеклассников является представительным органом ученического самоуправления.

10.2. Состав Совета Старшеклассников формируется на основе представительства каждого класса

10.3. Норма представительства депутатов устанавливается не менее двух человек от каждого класса (с 8 по 11 класс). Порядок выборов депутатов определятся каждым классом самостоятельно на Малом Круге.

10.4. Полномочия Совета Старшеклассников:

- разрабатывает планы поведения школьных мероприятий (спортивных,
культурных, научных и т.п.);

- обладает правом внесения изменений и дополнений в Устав школы;

- формирует избирательную комиссию для проведения выборов Атамана школы;

- рассматривает индивидуальные и коллективные предложения
школьников;

- рассматривает иные вопросы, отнесённые к его ведению Уставом школы.

10.5. Срок полномочий депутата Совета Старшеклассников - 1 год.

10.6. Руководителем Совета Старшеклассников является Атаман школы, который организует подготовку заседания Совета, ведёт его, подписывает его решения, представляет Совет Старшеклассников в его взаимоотношениях с другими органами, делает заявления от имени Совета Старшеклассников, решает другие вопросы в соответствии с Уставом школы.

Статья 11. Совет Дела

11.1. Совет Дела является I ступенью органов ученического самоуправления.

11.2. Состав Совета Дела формируется на основе представительства каждого класса, избранных на Малом Круге.

11.3. Норма представительства депутатов устанавливается не более двух человек от каждого, с 5 по 7 класс. Порядок выборов депутатов определяется каждым классом самостоятельно.

11.4. Полномочия Совета Дела:

- участвует в работе Совета Старшеклассников;

- участвует в проведении общешкольных мероприятий и мероприятий среди учащихся начальных классов (спортивных, культурных и т.п.);

- избирает из своего состава председателя;

- рассматривает индивидуальные и коллективные предложения
школьников;

11.5. Срок полномочий депутата Совета Дела - 1 год;

11.6.Руководителем Совета Дела является помощник Атамана, который организует подготовку заседания Совета Дела.

Статья 12. Атаман школы

Атаман школы является высшим лицом ученического самоуправления в школе.

Статья 13. Выборы Атамана школы

Атаман школы избирается из числа школьников 8-11 классов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на Большом Круге при тайном голосовании, сроком на два учебных года. Для проведения выборов Атамана школы Совет Старшеклассников образует избирательную комиссию, которая на своем заседании избирает себе председателя и секретаря, а также утверждает Регламент своей работы. Комиссия на основании соответствующих заявлений регистрирует кандидатов в Атаманы школы. Для регистрации каждому кандидату необходимо собрать подписи в поддержку в количестве не менее 5% от общего числа школьников. С момента регистрации кандидата в Атаманы школы, кандидат имеет право всеми доступными и законными способами вести предвыборную агитацию за свою кандидатуру. Агитация заканчивается за сутки до голосования. Избирательное право имеют учащиеся 8-11 классов. Избранным считается тот из кандидатов, который набрал наибольшее количество голосов. Результаты голосования объявляются председателем избирательной комиссии. В случае избрания президента школы избирательная комиссия вручает ему удостоверение, организует проведение инаугурации.

Статья 14. Полномочия Атамана школы

Атаман школы:

- является представителем всех школьников во взаимоотношениях с
другими органами;

- входит в состав Педагогического Совета с правом совещательного
голоса;

- участвует в заседаниях и ежегодно отчитывается перед общим
собранием (Большим кругом) о своей деятельности по итогам
учебного года;

- решает другие вопросы в соответствии с Уставом школы.

Статья 15. Досрочное прекращение полномочий Атамана школы (импичмент)

15.1. Импичмент Атамана школы допустим по инициативе не менее 10% от общего числа школьников. Вопрос об импичменте Атамана школы обсуждается Советом Старшеклассников, который выслушивает в обязательном порядке заявление по этому поводу Атамана школы.

15.2. Решение об импичменте Атамана школы принимается в следующих случаях:

- за действия, порочащие статус атамана школы;

- за ненадлежащее выполнение обязанностей Атамана школы.

15.3. Решение об отрешении Атамана школы от должности должно быть принято не менее 60% школьников от общего числа Совета Старшеклассников.

Статья 16. Есаул школы.

16.1.Есаул школы назначается Ученическим Советом по представлению Атамана школы.

16.2. Полномочия Есаула:

- по поручению Атамана школы отвечает за определённое направление деятельности школы;

- в период отсутствия Атамана школы выполняет по его решению функции Атамана школы;

- в случае досрочного прекращения полномочий Атамана школы выполняет функции Атамана школы до новых выборов.

ГЛАВА 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ

Статья 17. Основы взаимоотношений.

17.1. Взаимоотношения между органами школьного самоуправления и администрацией школы, Педагогическим советом. Родительским комитетом и другими органами, предусмотренными Уставом школы, строятся на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества.

Структура ученического самоуправления.

Атаман школьного самоуправления - решает вопросы общего руководства, координирует работу криниц, по мере необходимости выходит на администрацию школы.

Криница «Ум и красота» - принимает участие в проведение предметных олимпиад, проводит работу со слабоуспевающими учениками. Выдаёт циклограмму с достижениями класса. Проводит рейды проверки посещаемости занятий, внешний вид учащихся. Организует акцию «Дневник - мой первый документ».

Криница «Потешница» - принимает участие в разработке положений о мероприятиях, готовит мероприятия, викторины, КВН, планирует график тематических экскурсий.

Криница «Сила и здоровье» - организация спортивных праздников, соревнований, следит за наличием спортивной формы у учащихся, занимается пропагандой здорового образа жизни.

Криница «Патриот» - активное участие в делах школы по истории школы, хутора, страны. Уход за памятниками, братскими могилами воинов ВОВ. Чествование ветеранов войны и труда. Оформление тематических стендов.

Криница «Внутренних дел» - отвечает за организацию дежурства в школе, за сохранность и своевременный ремонт мебели, следит за чистотой и оформлением кабинетов, принимает участие в трудовых делах школы, формирование рабочих бригад.

Криница «Писарская» - осуществляет сбор информации по классам о текущих делах, обрабатывают её, участвуют в выпуске школьного пресс центра.

Криница «Доброе сердце» - активное участие в делах школы, направленных на формирование у юных казачат толерантности, уважения к старшему поколению, заботы о младших.

Структура самоуправления казачьей республики

Большой круг

Атаман



Есаул



Совет Старшеклассников

Совет Дела

Криница

«Ум и красота»

Криница «Патриот»

Криница «Внутренних дел»

Криница «Сила и здоровье»

Криница «Потешница»

Криница «Доброе сердце»

Криница «Писарская»

Малый круг



Классные коллективы

Правила и ритуалы


Клятва юного казака:

«Я, казак Дона, обещаю свято, не щадя жизни своей, оберегать и защищать интересы казачества и донского края. Крепить единство Донского казачьего войска, слушаться старших, добросовестно овладевать знаниями, чтобы стать надежной сменой славным донским казакам - моим дедам и прадедам. Клянусь с честью нести звание донского казака и быть верным сыном великой моей Родины - России».

Клятва юной казачки:

«Я, казачка Дона, обещаю свято оберегать и защищать интересы казачества донского края, хранить традиции казачьей семьи, сохранять домашний очаг, продолжать род донского казачества. Клянусь с честью нести звание донской казачки, быть верной дочерью Великой Родины - России».

Кодекс чести казака:

- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- Будь верным любимой России и Дону, родной станице, гордись их прошлым, уважай народные казачьи обычаи.

- Люби и оберегай свой дом, его традиции.

- Все казаки равны в правах.

- По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.

- Служи верно своему народу, а не вождям.

- Держи слово. Слово казака дорого.

- Чти старших. Уважай старость.

- Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

- Погибай, а товарища выручай.

- Будь трудолюбив, не бездействуй.

- Знай, что твое поведение - это честь или позор всему твоему роду.

Облик казака

- Помни всегда, что ты казак.

- Соблюдай форму одежды казака.

- Сохраняй казачий строй и выправку.

- Будь добрым и молодцеватым.

- Закаляй свое тело, дух, волю.

- Всегда смотри людям в глаза.

Клятва знаменосца

«Я, _______________, знаменосец казачьей республики (школы) перед лицом своих товарищей торжественно обещаю бережно хранить знамя казачьей республики (школы), Четко выполнять все правила обращения со знаменем».

























Образ выпускника


Коммуникативный потенциал личности

- Владение умениями и навыками культуры общения.

- Способность поддерживать эмоционально устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации.

Нравственный потенциал личности

- Осмысление целей и смысла жизни.
- Усвоение базовых национальных ценностей.
- Чувство гордости за свою Родину, принадлежность к донскому казачеству.
- Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их воспитании.
- Адекватная оценка своих потенциальных и реальных возможностей.
- Готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
- Активность в общешкольных, классных делах.

Познавательный потенциал личности

- Желание и готовность продолжать обучение после школы, а также в течение всей жизни.

- Потребность в углубленном изучении интересующей информации, самостоятельном добывании новых знаний.

Физический потенциал личности

- Стремление к физическому совершенствованию.

- Потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями.

Художественный потенциал личности

- Умение строить свою жизнедеятельность по законам красоты и гармонии.

- Потребность в эстетическом самосовершенствовании.

- Стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, в отношениях с окружающими.

Ожидаемый результат

Обучающиеся:

- владеют основами наук, эрудированны, имеют потребность в творческом саморазвитии, непрерывном образовании;

- обладают коммуникабельностью, способны познавать себя и мир через общение;

- воспринимают оптимистично окружающий мир;

- включаются в разнообразные виды деятельности на творческом уровне, знают и принимают социально-экономические, общественно-политические и социокультурные ценности и традиции Донского края;

- выступают с активной созидательной жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях, высоком авторитете воинской службы;

Между школой и окружающим социумом установится диалог и взаимовыгодное сотрудничество.

Образование и воспитание станет общим, важным для всех делом.

© 2010-2022