Экологический праздник Старичок-лесовичок путешествует по планете Земля

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мараканская основная общеобразовательная малокомплектная школа





Экологический праздник в 1-4 классе


«Старичок-лесовичок

путешествует по планете Земля»







Учитель начальных классов

Марченко Анна Михайловна



п.Маракан

2016г.

Тема: «Старичок-лесовичок путешествует по планете Земля»

Цели и задачи:

  • сформировать представление учащихся о влиянии человека на природу;

  • воспитывать потребности охранять окружающую среду;

  • развивать логическое мышление;

  • формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.

  • учить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров.

  • помочь учащимся понять, что, значит, любить природу, что может сделать каждый человек, чтобы сохранилась природная красота.

  • учить детей активному осуждению жестокости, умению правильно вести себя по отношению к животным.

  • Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.

Оборудование. Класс оформлен в виде леса, украшен плакатами. На сцене большой рисунок земного шара с бабочкой и ромашкой, рисунки учеников экологической тематики. Для праздника подготовить картинки о природе, иллюстрации, изображающие растения и животных из Красной книги, аудиозаписи музыки или песен о природе.

.

Описание праздника


Учитель: (на фоне музыки):

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Шумит листва, шуршит трава,

Не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет пробиться...


\слышится пение птиц: дрозда, кукушки и др., на сцене появляется Старичок-лесовичок, с бородой, в лаптях, на голове - шапка из еловых шишек\



СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Спешите в лес! Спешите в лес! -

Как будто шепчет ветер, -

Там чёрный дрозд, лесной певец,

Вас песенкою встретит...

Как будто всё, что есть в бору,

Собралось на опушке:

Здесь и лучи, и тень в жару,

И пение кукушки...


(С песней на сцену выбегают дети с кузовками в руках)



ЧТЕЦ 1:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в сентябре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь - мы свои!


ЧТЕЦ 2:

Мимо кучи муравьиной

Мы войдём в дремучий бор.

Там стоит, как зонтик длинный,

В красной шапке мухомор.


ЧТЕЦ 3:

А под ёлкой, а под ёлкой

Кто-то спрятался в иголках,

В тёмной шапке набекрень

Боровик укрылся в тень.


ЧТЕЦ 4:

А лисички и волнушки -

Те подальше от опушки

Водят яркий хоровод,

Кто увидит, тот возьмёт.


ЧТЕЦ 1:

А весёлые ребята -

Тонконогие опята -

Притаились возле пня -

И кричат: «Ищи меня!»


ВСЕ ВМЕСТЕ:

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, -

Это чудо из чудес!


ЧТЕЦ 1: \идёт по тропинке\

Тропинкой неширокою

Люблю бродить я тут.

И веточек не трогаю:

Пускай себе растут!






ЧТЕЦ 2:

Вот взлетела стрекоза,

Как фары у неё глаза.

Вот каплю сока собрала

И прочь летит пчела.


ЧТЕЦ 3:

На меня ползёт козявка,

Будто я какая травка,

И садится мотылёк.

Будто я какой цветок.

И кузнечики на майке

Скачут, будто на лужайке,

И шмели ко мне летят,

Будто мёд найти хотят.


ЧТЕЦ 4:

Привела нас всех тропинка

Под зелёный потолок.

Мы нашли в лесной ложбинке

Самый тихий уголок.

Под берёзовым навесом

Будем слушать сказки леса!

На сцену выходят три ученика и на фоне тихой музыки читают отрывки из стихотворения С. Михалева «Стон Земли», которое является ярким образцом поэтического призыва к охране окружающего мира.

1-й ученик:

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала... Плоть моя покрыта

Рубцами ран - живого места нет.

2-й ученик:

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада -

Его подземных взрывов череда!

3-й ученик:

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

1-й ученик:

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

2-й ученик:

Вот почему сегодня предлагаем

Вам всем задуматься о матушке-Земле.

Внимание! Мы праздник начинаем,

С надеждой обращаясь именно к тебе!

Учитель: Земля... какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается кратерами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам - быстроногих зверей.Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь, оставляя крестьянский рубленый двор, стрелецкий посад или тихую усадьбу над прудом. По тропам, по безымянным дорогам шел землепроходец, меняя ладью на лошадь, сбивая ноги о камни, пока не дохнет ему в лицо соленой пеной голубой океан, не кинет к ногам заморскую водоросль. Стоял человек на краю Земли, седой, состарившийся в странствиях, опираясь на посох, и огромной казалась ему Земля. И слаб и мал был человек перед силами природы.

ПОДСНЕЖНИК:

Я из-под снега спешу пробиться,

Скорее солнышку поклониться.

Я - первый вестник

Тепла и света,

Весны ровесник,

Весны примета!


ОДУВАНЧИК:

Уронило солнце

Лучик золотой -

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У меня чудесный,

Золотистый цвет:

Я - большого солнца

Маленький портрет.


ЗЕМЛЯНИКА:

Я - капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.



НЕЗАБУДКИ:

Мы незабудками зовёмся,

А потому, что остаёмся

Надолго в памяти людей,

Мы - даже неба голубей!

Как будто оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок!




МАРГАРИТКИ:

Не снежинки в поле тают -

Маргаритки расцветают,

На пригорке веселятся,

Как монетки серебрятся.

Лепестки белы и тонки,

Словно уши у зайчонка.


СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: \показывая на гвоздику\

А вот этот цветок

Похож на зажжённый зарею восток...

Не сорви, не толкни его сильно ногой,

Он ведь хрупкий такой,

Он, как все мы, живой!


КОЛОКОЛЬЧИК:

Пробудился колокольчик

На заре, в глуши лесной,

Умывался он росою,

Стоя в травах над сосной.

Редко встретишь тот цветочек

В поле, в роще, у реки.

Не срывай же колокольчик,

Охраняй и береги!


ВСЕ ЦВЕТЫ ХОРОМ:

Не рвите цветы, не рвите!

Пусть будет нарядней Земля!

И вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля!

Учитель: Ребята, сегодняшний наш разговор посвящен защите окружающей среды. Почему именно защите? Чтобы понять это, нам надо совершить небольшое путешествие в далекое прошлое и пронаблюдать развитие жизни на земле. Усаживайтесь поудобнее, представьте себя в машине времени, которая сейчас унесет нас в далекое прошлое.

Итак, внимание! Отсчет времени пошел! 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Наше путешествие началось. Мы мысленно переносимся на несколько тысячелетий назад и поднимаемся над территорией нынешней густонаселенной Европы. Вы видите очень мало признаков обитания человека: кое-где группы примитивных шалашей и навесов, дымки костров, узкие тропинки, теряющиеся сразу же за поселениями. И леса, леса, леса! У людей очень примитивные орудия труда, и человек еще не может нанести природе существенный урон. Он сам является частью природы и не отделяет себя от нее.

С развитием скотоводства и земледелия начинается новый этап в развитии человечества. Голод перестал быть постоянным спутником людей. Их становится все больше. И соответственно возрастает давление человека на природу. Смотрите: выжигаются и вырубаются леса, разрастаются поселения, прокладываются дороги, под натиском человека все глубже в лес отступают животные, а некоторые исчезают совсем. Так, по мнению некоторых ученых, не без помощи человека исчезли мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, морская корова. (показываются картинки с изображением этих животных.) Учитель предлагает четвероклассникам рассказать о том, как человек мог повлиять на исчезновение этих животных. (Варианты рассуждений: охота, бессмысленное уничтожение ради спортивного азарта).

С появлением железных орудий этот процесс убыстряется. Копья и стрелы с металлическими наконечниками все чаще находят свою жертву, под натиском железного топора трещат и отступают лесные дубравы, и их место занимают новые поля.

Населенные пункты становятся крупнее, обносятся рвами, стенами, совершенствуются транспортные средства, развивается кораблестроение. Люди пытаются заглянуть за горизонт, и вот уже качаются на волнах ладьи и каравеллы, и чудом вернувшиеся из плавания моряки утверждают: океан безбрежен, земля необъятна, в неведомых краях огромные стада дичи. И вот уже не за горами колонизация Африки и Америки, истребление коренного населения, а заодно и местных видов животных и растений. Человек научился прокладывать каналы и осушать болота.Так постепенно человек приступил к изучению окружающей природы.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Что для нас значат,

Что значат леса?

Чащу, где бродят

Барсук и лиса.

Лист, на который ложится роса.

Свежесть лесную, и влагу, и тень,

Мятой душистой настоянный день!

Тебе спасибо, наш волшебник лес,

И вам, берёзки, думы, ели!

За кроны, что взметнулись до небес,

За звуки соловьиной трели!

Без леса мы б не знали никогда,

Что в мире есть фиалка и подснежник.

И ландыш не дарил бы нам тогда

Свой аромат, задумчивый и нежный.

От суховеев сохла бы земля

И стала бы она пустыней голой,

Когда бы лес не защищал поля,

Не созывал к ним дождиков весёлых!

Учитель: Но постепенно человек начал понимать, что не в покорении нуждается наша природа, а в глубоком ее понимании. Технический век привел к глобальным изменениям в природе, которые стали замечать ученые всех стран. Начиная с 60-х гг. XX столетия человечество все больше склоняется к мысли о разумном использовании ресурсных возможностей Земли, все больше волнуют людей проблемы экологии. Создается Красная книга, объявляется международная биологическая программа по исследованию биосферных явлений.

Когда по тропинке идёшь ты лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой:

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое - пчелою забралося в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

Вопрос за вопросом, и так - целый день...

/Старичок-лесовичок предлагает ребятам принять участие в викторине

«Про зелёные леса и лесные чудеса». Загадки он достаёт из корзины и зачитывает.

Все хором отвечают/

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Лес предлагает вам викторину,

Вопросов у леса большая корзина!


ВОПРОС 1:
Шёл я в лес через болото,

Вдруг тревожно свистнул кто-то.

Огляделся я - зверёк

Встал у норки как пенёк.

Я не стал взводить курок -

Пусть живёт себе … (хорек)


ВОПРОС 2:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это …(лось)


ВОПРОС 3:

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой...

Кто же это? Ты поймёшь?

Ну, конечно, это …(еж)


ВОПРОС 4:

На кусочки, под листочки

Кто-то бусы бросил, -

Все поляны в черных точках

У зелёных сосен.

Что за ягода созрела, погляди-ка!

Ну, конечно, это ягода …(черника)


ВОПРОС 5:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

И не мал, и не велик...

Ну, конечно, …(гриб)










ВОПРОС 6:

Хоть и не молоток,

А по дереву стучит.

За каждой малой щёлочкой

Внимательно следит.

Ходит в шапке красной,

Акробат прекрасный,

Деревьям всем приятель.

Кто же это? …(дятел)


ВОПРОС 7:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Растёт до небес...

Вы узнали? Это - …(лес)

Учитель: ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ ВИТАЛИЯ БИАНКИ «СОВА»:

«КАК ДЕД ВЕЛИКОЕ РАВНОВЕСИЕ НАРУШИЛ».

/На сцене - старое дерево с дуплом, лесная избушка, на завалинке сидит дед, пьёт чай/.

Учитель:

НА опушке леса в избушке жил дед. Одна-то радость у старика осталось, что корова.

Любил дед свою корову, кормил её сочным клевером, а по праздникам угощал конфетами.

Однажды сидел старик, чай пил. Не пустой пил - молоком белил. Летела мимо Сова. Присела отдохнуть.

/На поляне появляется Сова - отчаянная голова, машет крыльями/

СОВА: Здорово, друг!

ДЕД: Ты, Сова, отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Ты от солнца хоронишься, от людей сторонишься - какой я тебе друг? (Уходит в избушку)

Учитель: Рассердилась Сова!

СОВА: Ладно же, старый. Не стану к тебе на луг летать, мышей ловить - сам лови (Улетает)

Учитель: Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дуба не летит. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят - перекликаются.

МЫШЬ 1: (обращаясь к другой мыши) Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

МЫШЬ 2: (оглядывая сцену) Не видать Совы, не слыхать Совы.

Нынче нам на лугу - раздолье, нынче нам на лугу - приволье!

Учитель: Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

Шмелиные гнёзда ищут, землю роют, сачками шмелей ловят.

А старик спит себе на печи - ничего не подозревает.

Вдруг слышит голос Совы.

СОВА: Эй, старик! Гляди, как бы худо не вышло: все шмели твои разлетелись!

ДЕД: (сквозь сон) А пускай летят! Что от них толку: ни мёду, ни воску - волдыри только...

Учитель: Перестали гудеть шмели над лугом - перестал расти клевер. Стала корова без клевера тощать, стала молока сбавлять.

Налил старик корове свежей водички - не пьёт, дал охапку сена - не ест, протянул конфетку - отвернулась корова и от конфеты... Молока у коровы мало, вот и чай белить старику нечем стало. А Сова кричит:

СОВА: Говорила я тебе, старик: придёшь ко мне кланяться.

ВЕДУЩИЙ: Пошёл старик к старому дубу.

(Дед выходит из избушки своей, останавливается около дерева, где живёт Сова, кланяется низко Сове)

ДЕД: Ух ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старику, белить чай

СОВА: То-то! Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей? (исчезает)

Учитель: Простила Сова старика. Полетела на луг мышей ловить. Попрятались мыши со страху в норы. Снова загудели над лугом шмели. Принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Стало у коровы опять молока много. И снова старик молоком чай белит, чай белит - Сову хвалит, к себе в гости зовёт, ухаживает. Теперь-то старик знает, какое отношение имеет Сова к молоку: через мышей, через шмелей, через клевер... А это и есть равновесие в природе!

(Все герои сказки выходят на сцену, встают полукругом и произносят один за другим и все вместе слова)

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Все - все

Все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

СОВА:

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.











ДЕД:

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -

Кто делает мёд

И кто делает яд!

МЫШКИ: (хором)

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

УЧИТЕЛЬ:

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны !

И если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется...

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Все - все

Все на свете,

На свете нужны!

И это все дети

Запомнить должны!


СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

Давайте беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой.

Давайте, ребята,

Назло непогодам

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи, и дым,

В обиду её

Никому не дадим!

Учитель: Ребята, мы возвращаемся из нашего путешествия в прошлое. Надеюсь, теперь вам понятно, почему надо оберегать природу? (Ответы учеников.)

Посмотрите на эти растения. (Демонстрируются иллюстрации растений из Красной книги.) Многих цветов на земле осталось очень мало, хотя пару десятилетий назад составление букетов из них было обычным делом. Вот почему мы должны быть очень внимательны к окружающему миру, беречь и охранять его. Уже многие растения, животные и птицы занесены в Красную книгу, а значит, находятся они на грани исчезновения. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но все живое на земле - растения и насекомые, животные и птицы, рыбы и сам человек - нуждается в нашем внимании, в нашей защите.

Наша школа является малокомплектной. Численность учеников начальной школы составляет 10 человек, где я и являюсь классным руководителем. Данный экологический праздник я проводила совместно с родителями учащихся. Я вовлекла в сценарий не только своих учеников, но также родителей и учащихся средней школы. Класс был оформлен в виде лесной опушки, что уже придавало некое волшебство данному празднику. Так же к нам на праздник были приглашены воспитанники детского сада в возрасте 5-6 лет. Праздник прошел замечательно и оставил массу впечатлений в памяти как детей, так и их родителей.

© 2010-2022