- Преподавателю
- Воспитательная работа
- ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шегебаева Г.У. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Омарова Ж.Д., Шегебаева Г. У., воспитатели ГУ Специальной общеобразовательной школы -интернат №4 города Павлодара
Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. Поэтому к таким семьям невозможно применить теоретическую модель, содержащую периоды развития, поскольку одни и те же события, вызывающие стрессы и трудности, могут периодически возникать на протяжении всей жизни ребенка.
Рассмотрим некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Главное, что должен учитывать педагог, - это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям [2, с. 7].
В первую очередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель - обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения.
Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки нейтрализовать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей.
Третья цель ранней социально-реабилитационной работы - абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка.
Педагог, работающий в системе специального образования, должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи. Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению.
Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.
Программа реабилитации - это четкий план системы мероприятий, совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию возможности ребенка его оздоровлению, социальной адаптации, причем в этой системе обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи (такие как: приобретение родителями специальных знаний; психологическая поддержка семьи; помощь семье в организации отдыха и т.д.), которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями.
Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов реабилитации, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Во многих странах программой руководит один специалист - это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор).
Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи.
Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок - в зависимости от возраста и условий развития ребенка.
По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить результаты поставленных целей, проанализировать успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.
Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку необходимо работать сразу в нескольких направлениях для комплексного решения проблем ребенка с отклонением в развитии. Всем членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению с ребенком, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.
После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи.
Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.
Существуют шесть компонентов успешного взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому [2, с. 9]:
-
регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости - раз в неделю, в две недели или в шесть недель);
-
подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;
-
использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
-
привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;
-
внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье);
-
организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).
Все это будет способствовать более качественному развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству. Взаимодействие с родителями предполагает некоторые педагогом или любым другим специалистом по реабилитации может потребовать определенных усилий. Однако при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым при этом взаимодействия должны быть партнерскими.
Партнерство - это такой стиль отношений, который подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом для осуществления помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров. Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно: во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о проблемах, но об успехах и достижениях ребенка, во-вторых, полученная информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы, в-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия - залог успешной коммуникации. Педагог должен демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в его присутствии.
Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.
Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с педагогами, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка. Выполняя программу реабилитации ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены в другие взаимодействующие между собой системы. Непосредственная работа специалиста с конкретной семьей основывается на том, что педагог наносит визит семье и в ходе его обращает внимание на внешнее состояние и окружение квартиры; старается увидеться со всеми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется занятиями ребенка; отвечает на вопросы родителей; наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.
Родители наносят визит педагогу и в ходе его наблюдают, как специалист обращается с ребенком; специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты; демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.
В свою очередь, педагог организует [2, с. 10]:
-
консультацию с представителями других служб для лучшего понимания и решения проблем;
-
приглашает родителей посетить заседания команды специалистов, обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка;
-
организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана;
-
передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
-
привлекает родителей к участию в проведении реабилитационных мероприятий;
-
организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.
При проведении непосредственной работы с группой родителей предусматривается следующее:
-
встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
-
выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;
-
организация специального курса для родителей по той или иной тематике; показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;
-
организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциаций родителей и специалистов.
Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, спортивные состязания и т.д.), что позволяет развить общение детей вне семейного окружения; интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
При проведении данных работ происходит развитие контактов между семьями, что способствует:
-
развитию сети нянь среди группы родителей;
-
организации посещений опытных родителей семьи, в которых родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;
-
организации ассоциаций или групп самопомощи родителей;
-
представлению родителей в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;
-
тому, что родители организованно защищают свои права, вовлекаются в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг;
-
организации и развития клубов по интересам и мероприятий для детей.
Также педагог должен работать с семьями вне взаимодействия или опосредованно. Так, работая с конкретной семьей необходимо выполнение следующих аспектов:
-
анализ записей в домашнем дневнике наблюдений;
-
представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;
-
письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;
-
контакты по телефону;
-
выдача родителям или фильмов по рекомендации специалиста;
-
выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий; проведение родителями на дому игр и занятий;
-
занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;
-
предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;
-
выдача родителям на дом текстов реабилитационных песен, стихов, перечня упражнений;
-
перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
-
подготовка учебного пособия или руководства для родителей.
-
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье, имеющего ребенка с отклонениями в развитии, специалистам необходимо использовать ресурсы полученные при работе в команде; организации консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где специалисты делятся успехами или обсуждают неудачи, находя совместное решение проблем; использовании публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.
Список литературы
-
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
-
Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей // Дефектология. 1998. - №3. - С. 96