Сценарий мероприятия гражданско-патриотической направленности Есть ли место подвигу в современной России?

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направление работы: воспитание патриотизма и гражданственности

Тема занятия: «Есть ли место подвигу в современной России?»

Время проведения: неделя патриотизма (февраль)

Место проведения: групповая комната (кинозал)

Цель: Способствовать формированию у подростков эмоционального восприятия героической истории своей Родины, патриотических чувств и гражданской позиции.

Задачи:

- конкретизация понятий «патриотизм», «долг», «подвиг»;

- формирование нравственно-этической ориентации к анализу современных общественных явлений;

- воспитание уважения к памяти защитников Отечества.

Предварительная работа: мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, Сталинградской битве; подготовка наглядного материала; подготовка сообщений с воспитанниками для выступления; подготовка чтеца.

Оборудование: портреты героев, демонстрационная доска, Толковый словарь В.И. Даля.

Ход занятия.

(На демонстрационном стенде - портреты Родионова Е., Солнечникова С., Маковкина Д.)

Последние дни мы особенно много говорили о Великой Отечественной войне, о Сталинградской битве, которая была частью этой войны. Не раз мы произносили выражения: «наш народ совершил подвиг», «подвиг героя» и т.д.

А что же такое подвиг?

(ответы детей)

Назовите имена людей, которых вы считаете героями.

(ответы детей)

Подвиг, по мнению непревзойденного знатока русского языка В. И. Даля, - это доблестный поступок или дело, либо важное славное деяние. Слово «подвиг» произошло от «подвигать», «подвигнуть», «продвинуть», «подать вперед». Подвигнуть - означает побудить, заставить сделать что-либо.

Иными словами, когда говорят о подвиге, то его непременно связывают с духовностью, праведностью, высокими моральными принципами человека, его совершившего. Деяние, связанное с корыстью, материальной заинтересованностью, денежной оплатой по определению не может относиться к разряду подвигов. Подвиг, особенно воинский, обычно связан с самопожертвованием. На этот счет известны слова Юлия Цезаря: «Я знаю многих людей, готовых убивать за деньги, но не знаю никого, кто был бы готов за них умирать!»

Подвигом следует считать великое, важное для людей дело, бескорыстно совершенное во имя морально высокой идеи. Людей же, совершивших подвиг, в России принято называть героями.

Приведу вам статистические данные: опрос старших школьников показал, что нынешняя молодежь затрудняется определить понятие «герой», о подвиге горьковского Данко ничего не знает и героями считает банкиров, удачливых бандитов и проституток, поп- и рок-музыкантов, футболистов и топ-моделей. Ужасно то, что героям в обществе обычно стремятся подражать! А ведь еще Аристотель, древнегреческий философ, говорил: «Судьбу государства определяет молодежь»...

Сегодня никого не удивляет предательство чиновников и военных, и гражданских, продающих государственные секреты и оружие вероятному и даже нынешнему противнику.

Так может ли быть место подвигу в современной России?

(ответы детей)

На самом деле, люди, способные совершить подвиг, есть и сейчас. Возможно, что некоторые из таких живут рядом с нами.

Ваши товарищи подготовили сообщения о некоторых из них:

(сообщения воспитанников)

Ребенок 1:

Евге́ний Алекса́ндрович Родио́нов

Родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать - Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике (сборщиком, обойщиком, раскройщиком), учился на шофёра.

Затем был призван в армию. Военную присягу принял 10 июля 1995 года.

В январе 1996 года направлен в полугодовую командировку под командование Назрановского пограничного отряда, где, прослужив один месяц, попал в плен.

Во время дежурства на посту Евгением и его товарищами была остановлена машина «Скорой помощи», в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.

Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. Она вышла на Басаева, тот пообещал ей найти сына при всех, но, когда она вышла из селения, её догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза.

Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре.

Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…», - рассказывал позже его убийца. После 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. Евгений Родионов отказался снять крест, за что был обезглавлен.

Похоронен в деревне Сатино-Русское Подольского района Московской области. Надпись на кресте:

«Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».

Ребенок 2:

Серге́й Алекса́ндрович Со́лнечников

Родился 19 августа 1980 года в городе Потсдам (Германская Демократическая Республика), где его отец, Александр Васильевич Солнечников, будучи военным, проходил службу. После возвращения в СССР семья жила в Волгограде, где Сергей учился в средней школе № 81 и № 27. После 8-го класса продолжил учёбу в Ахтубинской общеобразовательной кадетской школе-интернате им. П. О. Сухого (Астраханская область). В 1997 году без экзаменов принят в Качинское военное училище. Однако закончить его ему не удалось, так как в 1998 году училище было расформировано. Тогда С. А. Солнечников поступил в Кемеровское высшее военное командное училище связи, которое окончил в 2003 году. В 2004 году получил назначение в войсковую часть в Дальневосточном военном округе (город Белогорск Амурской области).

28 марта 2012 года во время учений солдат, проходящий военную службу по призыву, - 19-летний рядовой из положения «стоя» неудачно бросил гранату РГД-5. Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Майор мгновенно осознал произошедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью: разрыв селезёнки и печени, осколочные ранения сердца и лёгких.

2 апреля 2012 года С. А. Солнечников с воинскими почестями похоронен на городском кладбище № 2 в городе Волжский Волгоградской области, в котором проживают его родители и родная сестра.

3 апреля 2012 года Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С. А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Поступок офицера настолько всколыхнул чувства людей, что про него сложили стихотворение.

Чтец:

Ошибка солдата… Упала граната…
Четыре секунды… Застыл…
Решенье комбата: Живите, ребята!
И грудью гранату накрыл.
Герой? Несомненно! И орден - посмертно -
Присвоить майору должны!
Родителей горе бескрайне, безмерно!
За что погибают сыны?
За родину гибнут, за правду и веру,
Сегодня, когда нет войны!
Я кланяюсь низко, бойцу - офицеру!
Комбату великой страны!

Ребенок 3:

Дмитрий Александрович Маковкин

Родился 18 августа 1984 года в селе Садовое Калмыцкой АССР. В 2004 году окончил Волгоградский политехнический колледж.

После службы в армии поступил на службу в милицию. В начале 2013 года перешёл на службу в транспортное линейное управление.

29 декабря 2013 года, находясь в патруле при входе в здание волгоградского железнодорожного вокзала, попытался остановить подозрительного человека, оказавшегося террористом-смертником. Погиб во время последовавшего взрыва.

«Именно Дмитрий Маковкин с Сергеем Наливайко попытались остановить этого урода - иначе я не могу сказать - который нёс взрывчатку в здание вокзала. Если бы не они, могло быть гораздо больше жертв», - сказал после случившегося начальник ГУ МВД по Волгоградской области Александр Кравченко.


Дмитрий Александрович Маковкин похоронен 2 января 2014 года на Димитровском кладбище Волгограда. На похоронах Дмитрия присутствовали губернатор Волгоградской области Сергей Боженов, руководители региональных управлений силовых ведомств. В честь Дмитрия Маковкина на Димитриевском кладбище Волгограда бойцы волгоградской роты почётного караула трижды дали салют из ружей.

Посмертно награждён медалью «За заслуги перед Волгоградской областью» (31 декабря 2013 года).

Указом Президента России от 27 января 2014 года за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга, посмертно награждён Орденом Мужества.

- Вот несколько судеб… К сожалению, все они закончились трагически. А жили они среди нас.

(обмен мнениями)

Итог: Нужно стремиться, чтоб в мире было как можно меньше зла. Главное для каждого - всегда оставаться Человеком.

Анализ проведенного мероприятия.

Занятие проводилось в семье №1 (мальчики среднего возраста) в 2013-2014 учебном году.

Тема занятия соответствует возрасту и уровню развития детей. В ходе занятия были использованы элементы дискуссии. Дети способны рассуждать, делать умозаключения по данной теме, отстаивают свое мнение, хотя словарный запас мал. Дети выражают свои мысли простыми предложениями.

Информацию восприняли с интересом. Материал был для детей новым, ранее они с ним либо нигде не встречались, либо он не привлек их внимания, то есть опора на предшествующий опыт была неуместна.

В повседневной деятельности необходимо закрепить полученные знания (например, вспомнить имя героя в день памяти жертв теракта на Волгоградском железнодорожном вокзале). Важно регулярно анализировать современные события, освещаемые в СМИ, которые несут позитивную информацию о поступках людей, ненавязчиво формируя в сознании подростков образ «настоящего Человека».


© 2010-2022