Проект Птицы нашего края старшая группа

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект

"Птицы нашего края"

(глухарь, кукушка, дятел, сова)

Выполнила:

Анциферова С. С

Воспитатель Д/с №29



Асбест 2016




"Охранять природу - значит охранять Родину".

М. Пришвин.

Актуальность проекта.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых , мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам) .К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходит именно средневозрастная группа детей. Дети этого возраста(4-5 лет) активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Изучению этой темы способствуют:

-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

- большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: среднесрочный. Октябрь - апрель.

Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:

Образовательные задачи:

- формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;

- знакомить детей с жизнью птиц , их повадками, особенностями образа жизни;

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.

- дифференцировать понятия « перелётные» - «зимующие».

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;

- формировать экологическое сознание детей.

-воспитание любви к родному краю.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

  • Перспективное планирование проекта.

  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап - основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.

III этап - заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.

  • Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

  • Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».

Конкретные ожидаемые результаты.

  • Расширение кругозора детей о птицах нашей местности (глухаре, сове, дятле и кукушке).

  • Улучшение предметно-развивающей среды.

  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

  • Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Интеграция образовательных областей: социально - комуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое.

Образовательная область: «Социально - комуникативная»
Задачи: Формировать представление о связях в природе «ЧЕЛОВЕК И ПТИЦЫ».
Побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них.
Развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;
конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх. Учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности, Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке. Изготовление скворечников, кормушек..

Образовательная область «Познавательная»:
Задачи: Развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что - либо о птицах.
Поощрять интерес к источникам информации.
Развивать умственные способности с помощью инновационных технологий.

Формировать навыки природоохранного поведения при наблюдении за птицами

Образовательная область «Художественно - эстетическая»:

Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, приговоркам. Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоций ,как положительных, так и отрицательных.
Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, аппликации, конструированию.
Формировать представление об изделиях народного промысла.
Совершенствовать навыки ритмических и имитационных движений.
Способствовать развитию певческих навыков.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи : Развивать навыки общения, активизировать речь детей при составлении рассказов. Формировать желание произносить слова правильно, учить звукоподражанию.

Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи: Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.
Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры.

С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние.
Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.

Работа с родителям

Задачи: Привлекать родителей к помощи птицам зимой.

Планирование поэтапных мероприятий.

1. Этап. Подготовительный.

  • Подготовка материала для изодеятельности, чтения, игровой деятельности.

  • Подбор методической литературы.

  • Приобретение иллюстраций по теме.

  • Определение знаний детей о птицах.

2. Этап. Реализация проекта.

  • Подбор бесед о птицах (глухарь, сова, кукушка, дятел) .

  • Наблюдения.

  • Чтение художественной литературы.

  • Дидактические игры.

  • Подвижные игры.

  • Продуктивная деятельность.

  • Работа с родителями.

3. Этап. Заключительный

  • Оформление результата проекта в виде презентации.

  • Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

  • Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц».

Результаты реализации проекта.

  • Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

  • Улучшилась предметно - развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями. Сделали альбом «Птицы нашего края», картотеку наблюдений за птицами, бесед о птицах, подвижных игр по теме «Птицы», стихи, рассказы, загадки о птицах, дидактические игры «Разрезные картинки», «Зимующие и перелетные птицы» «Покормите птиц зимой», «Прятки», раскраски «Птицы», изготовили шапочки для театрализованной деятельности и подвижных игр, атрибуты для пальчикового театра.

  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

  • Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Считаем необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края:

-расширять знания детей о жизни птиц, и об особенностях их образа жизни (как живут лесные птицы - сова, клёст, тетерев, куропатка, кукушка и другие;

-расширять и активизировать словарь по данной теме;

- развивать наблюдательность, внимание, память;

- Воспитывать любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

Используемая литература.

1.ФГОС в ДОУ «Комплексные занятия» Н.Е.Вераксы.

2. Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы» Васильева С. И.

3. « Познаем окружающий мир - птицы» Т. Куликовская

4. Воронкевич О. А. "Экология".

5. Комарова Т. С. "Занятие по изодеятельности".

6.Лыкова И. А. "Изодеятельность в д/с".

7.Пензулаева Л. И. "Подвижные игры".

8. «Наши птицы» В. Бианки

9.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

10.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

11.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

Информация для воспитателя: Глухарь

Справочный материал:

Место, которое занимает среди четвероногих наших лесов медведь, в среде пернатых принадлежит глухарю.

Глухарь очень красив. Издалека он кажется черным. Но на самом деле оперение у него темно - бурое, а брюшко светлое, с черными крапинками. Клюв у глухаря светлый, а "брови" красные. Перья под носом растут так, что их можно принять за маленькую бородку.

Самка глухаря одета в рыжеватый наряд с черной рябью. И "брови" тоже красные.

Глухарей можно увидеть сидящими на деревьях. Но они часто спускаются на землю, где ходят быстрой, но неуклюжей походкой. А взлетают в воздух тяжело, громко хлопая крыльями.

Долго и высоко летать глухари не любят - трудно поднять в воздух такое крепкое тело! Зимой глухари ночуют в снегу! Упадут с дерева в сугроб, вытопчут под снегом норку и спят сладким сном.

Под снегом им тепло. И если снаружи бушует метель, глухари целыми днями остаются в этой снежной "спаленке".

Если после оттепели ударят морозы, снег покрывается ледяной корочкой - настом и тогда глухарям трудно выбраться наружу.

Славятся глухари своим весенним, свадебным обрядом - толкованием. Еще с вечера собираются глухари на ток, рассаживаются на ветках деревьев и начинают петь.

Громко раздается их песня - пощелкивание, песня - потрескивание... А потом раздается звук, словно ножик точат. Когда глухарь увлечен своей песней, он ничего не слышит - глохнет. За эту особенность птица и получила название.

Утром самцы - глухари спускаются на землю, на полянку. Теперь они ходят важно, распустив хвост, кончиками крыльев касаются снега. И поют!

У каждого глухаря - свой участок. если появится другой глухарь, дело может дойти до драки. Так самцы - глухари перед самками свою удаль и силу показывают.

Гнездо у глухаря - ямка в густом кустарнике или среди корней деревьев. Малыши всюду следуют за матерью. Но скоро они подрастут и станут самостоятельными.

Малиновые брови глухаря

Покрасила весёлая заря,

А ночь глухая глухарю дала

Два сильных, крепкихВороных крыла.

А чтоб легко в полёте Тело нёс,

Таёжный ветер дал Красивый хвост.

И старый кедр, иголками горя,

Приветствует красавца глухаря!

А он росу серебряную пьёт,

А он бруснику спелую клюёт…

И, счастлив от раздолья и простора,

Серебряную песню дарит бору.

А. Тарханов.



© 2010-2022