- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Проведение библиотечных уроков в образовательной школе
Проведение библиотечных уроков в образовательной школе
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Александрова Т.Г. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проведение библиотечных уроков в образовательной школе
Александрова Татьяна Григорьевна,
педагог-библиотекарь МОУ СОШ №79 г. Сочи
В своей работе я часто использую такую форму работы с учащимися, как библиотечные уроки. С введением в школах информационно-коммуникационных технологий и работа школьной библиотеки стала интереснее и разнообразнее.
Правила проведения библиотечного урока.
-
Помнить о цели:
· Какой цели я собираюсь достичь?
· Почему я собираюсь достичь этой цели?
· Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? Соблюдение этого правила дает возможность организовать целенаправленное обсуждение темы библиотечного урока.
-
Постоянно диагностировать состояние группы. Диагностике подлежат: · Содержание работы. Оно может меняться в зависимости от ситуации в ходе работы группы;
· Состояние группы как «целого» - какие процессы происходят в классе, не «выпадают» ли отдельные участники, всем ли комфортно, интересно;
· Состояние каждого участника - как чувствует себя в классе каждый участник, какие изменения с ним происходят, насколько он включен в работу (если нет, то почему?);
· Состояние ведущего - как Вы чувствуете себя в классе (комфортно ли Вам, достигаете ли Вы поставленных целей, если нет, то почему), удается ли Вам увлечь работой каждого участник.
-
Библиотекарь должен уметь:
· Слушать и слышать;
· Быть открытым;
· Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям;
· Не упускать никого и ничего в процессе работы;
· Не сталкивать мнения, а выслушивать;
· Не оценивать;
· Быть активным, но не подавлять своей активностью инициативу участников;
· Говорить четко и понятно;
· Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину.
-
Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умения:
· устанавливать контакт с партнером по общению;
· отслеживать «состояние контакта» в процессе общения;
· удержание контакта в процессе общения;
· восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения;
· «настраивать» собеседника (организовать запрос);
· «настроиться» на собеседника (понимать запрос);
· собирать и анализировать информацию об интересах партнера;
· изучать и правильно оценивать возможности партнера;
· организовывать стимулы (на основе информации об интересах и возможностях партнера);
· Понимать партнера: 1) характер и культурно-личностные особенности партнера; 2) Ценностные ориентации и установки партнера; 3) Эмоциональное состояние и настроение партнера.
Развитие навыков работы с информацией - важнейший компонент программы библиотечных уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер). Основная цель занятий одна - научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами.
Участники занятий в процессе работы учатся:
1. Воспринимать и анализировать информацию;
2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его;
3. Строить доказательство и умозаключение;
4. Ясно и конкретно выражать свои мысли;
5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера.
Учитывая возрастные особенности школьников, следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в классе:
· Дать представление учащимся о современных информационных технологиях;
· Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее;
· Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;
· Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Во время библиотечного урока можно использовать различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. Особое место в проведении библиотечных уроков занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование.