Статья Формирование толерантного сознания школьников средствами внеурочной деятельности

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАТНОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FORMATION OF TOLLERANTY CONSCIOUSNESS OF PUPILS BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY

В.Н. Яковенко,

Томский государственный педагогический университет,

МАОУ СОШ №37


Образование, школа, внеурочная деятельность, толерантность, программа внеурочного курса, этническая толерантность.

Вопросы формирования системы значимых ценностей и жизненных установок школьников для сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности, равноправия этносов, ограничения любого неравенства в настоящее время актуальны. Именно поэтому, средствами школьного образования, необходимо развивать такие качества личности учащихся, как толерантность в целом и этническую толерантность в частности, уважение личности другого человека не зависимо от места жительства, этнической принадлежности.


Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания. Огромную важность в образовании личности в настоящее время приобретают вопросы непрерывного образования на основе умения учиться. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение модели образования - от модели знаний, умений и навыков к модели развития личности.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нами была проведена систематизация опыта деятельности школы, которая позволила определить целевые установки для создания программы внеурочной деятельности «Я-житель Земли».

Программа «Я-житель Земли» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 [1].

Создание программы «Я-житель Земли» было обусловлено тем, что возникла необходимость приведения в соответствие подходов в обучении школьников, применяемых сегодня и подходов, выдвигаемых ФГОС ООО и требованием времени.

Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на период до 2020 года, подчеркивает необходимость «… ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Концепция определяет важнейшие задачи воспитания: «… формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [2].

Цель программы «Я-житель Земли» в создании условий для получения обучающимися опыта толерантного взаимодействия, формирование и внедрение социальных норм толерантности.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание, которое способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость - значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Программа внеурочного курса «Я-житель Земли» открывает перед школьниками удивительный мир разных народов, культур, обычаев и традиций, помогает совершить совместное путешествие в пространстве и времени. Обучающиеся расширят свои представления о толерантности как принятии и понимании богатого многообразия культур нашего мира. В режиме тренинга пройдет знакомство с понятием «этническая толерантность», в ходе обсуждения будет найден ответ на вопрос «Что такое Родина?».

При изучении раздела «Что такое народ?» обучающиеся найдут ответы на вопросы: что такое народ, на каких языках говорят и как пишут разные народы, в каких богов верят.

При изучении раздела «Как живут народы?» обучающиеся смогут узнать о разнообразии жилищ, пищи, национальной одежды некоторых народов мира, смогут поучаствовать в национальных играх, послушать звучание национальных музыкальных инструментов.

Раздел «Единство непохожих» предполагает участие обучающихся в проектах «Родословная моей семьи», «Национальности нашего класса», они смогут принять участие в фотовыставке «Разноцветный мир».

При реализации программы внеурочной деятельности «Я-житель Земли» обязательно использование системно-деятельностного, компетентностного, дифференцированного, личностно-ориентированного подходов, что предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

- учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Я-житель Земли», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: проектная технология, информационные технологии обучения.

Программа «Я-житель Земли» является актуальной, т.к. в Российской Федерации и, в частности в Томской области, наряду с реформированием социально-политической системы и становлением гражданского общества идёт поиск путей развития межэтнических отношений. Огромное значение в связи с этим имеет максимальное раскрытие опыта многовекового взаимодействия русских с другими народами, изучение и распространение традиционной культуры с её общими и региональными чертами. Программа призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения обучающихся нашей школы. Наиболее эффективным способом развития толерантности является воспитание, направленное на развитие независимого мышления, критической точки зрения, здравомыслящих суждений у обучаемых с первых классов. В современности обществу нужны образованные, высоконравственные люди, могущие принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим важным является развитие системы значимых ценностей и новых жизненных установок всех субъектов образования для сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и этносоциальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия этносов, ограничения любого неравенства. Именно поэтому, средствами образования, необходимо развивать такие качества личности учащихся, как толерантность в целом и этническую толерантность в частности, уважение личности другого человека не зависимо от места жительства, этнической принадлежности, социального статуса, развивать соучастие и сопереживание друг к другу, любовь к своей Родине.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2012 г. № 1897.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.


© 2010-2022