«Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе в условиях модернизации системы образования»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мелихова А.Д., студ 1 курс маг. « Соц. педагогика»

Подготовка к круглому столу «Предлагаю обсудить».

Тема «Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе в условиях модернизации системы образования»

Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

В личностно-ориентированном образовании обучающийся - главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

В педагогической науке прочно утвердилось и принято педагогической общественностью положение о приоритете личностного развития школьников, в образовательной же практике, в образовательном процессе в школе все еще проявляется предметно-центрированная направленность образовательного процесса, основу которой составляет усвоение готовой информации, обученность предмету- это и является основной проблемой.

Терминологически проблематика личностно ориентированного образования в отечественной педагогике возникла сравнительно недавно (Е. В. Бондаревская, М. Н. Берулава, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), оно является отражением исторически глубокого гуманистического направления в философии, психологии, педагогике.

Данной проблемой занимались многие отечественные педагоги и психологи: М.Н. Скаткин, Ш.А. Амоношвили, Л.С. Выготский, С.Н. Лысенкова, Н.А. Менчинская и другие.

В настоящее время проведены исследования: о постепенном и поэтапном вхождении ЛОО-процесса в школу, как процесса, обеспечивающего профессионально-личностный рост учителя в органичном единстве с личностным ростом учащихся (педагогическая самоактуализация) на основе разработки практико-ориентированной методологии ЛОО-процесса в школе: практико-ориентированная стратегия ЛОО-процесса и создание адекватных средств реализации.

Проблемами реализации личностно-ориентированного подхода в образовании являются:

  • Неоднозначность понятия личностно-ориентированный подход.

  • Недостаточность публикаций, адресованных учителю

  • Необеспеченность школ дидактическими средствами, соответствующими личностно-ориентированному подходу.

  • Отсутствие соответствующей профессиональной подготовки и переподготовки учителя.

  • Неготовность учащихся к личностно-ориентированному обучению.

Для решения проблемы личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе необходимы дальнейшие шаги педагогического, психологического, специально-предметного и другого характера. В частности, актуальными представляются:

  • включение научных разработок ЛОО-процесса в школе в соответствующие нормативные документы по педагогическому образованию, в том числе, в стандарты образования, в критерии оценки работы учителя и аттестации школ;

  • повышение ЛОО-квалификации не только учителей, но и руководителей органов народного образования всех уровней;

  • актуализация «личностного контекста» во всех программах, формах подготовки учителей по предметам не только психолого-педагогического цикла, включая методические дисциплины, но и по специальным;

  • подготовка практико-ориентированных дидактических и методических, пособий для профессионально-личностной подготовки учителей;

  • предоставление учащимся основной и старшей школы большей свободы выбора учебных предметов и программ, в том числе, программ дополнительного образования, в соответствии с природными способностями, наклонностями и интересами школьников, что потребует серьезного пересмотра базисного учебного плана и стандарта школьного образования;

  • использование новых информационных и телекоммуникационных средств для личностного роста школьников и профессионально-личностного роста учителей;

  • расширение и углубление опытно-экспериментальной JIOO-работы в школах, особенно по разработке и реализации модели личностно ориентированной школы.


1.Акимов, М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимов. - М.: Знание, 1992. - 80 с.

2. Амоношвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амоношвили. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

3. Антропова, М.В. Индивидуализация обучения. / М.В. Антропова // Педагогика. - 1993. - № 6. - С. 9-12.

4. Гладких, В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье / В.И. Гладких. - Пенза, 1958. - 294 с.

5. Гордеева, Н.Н. Индивидуализация обучения / Н.Н. Гордеева // Педагогика. - 2002. - № 2. - С. 32-38.

6. Трошагин М. И. Личностно - ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации// Воспитание школьников, № 11, 2008

7. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе. Кузнецов М.Е. Диссертация. Новокузнецк.2000. с. 432




© 2010-2022