- Преподавателю
- Воспитательная работа
- «Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе в условиях модернизации системы образования»
«Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе в условиях модернизации системы образования»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мелихова А.Д. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мелихова А.Д., студ 1 курс маг. « Соц. педагогика»
Подготовка к круглому столу «Предлагаю обсудить».
Тема «Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе в условиях модернизации системы образования»
Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
В личностно-ориентированном образовании обучающийся - главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
В педагогической науке прочно утвердилось и принято педагогической общественностью положение о приоритете личностного развития школьников, в образовательной же практике, в образовательном процессе в школе все еще проявляется предметно-центрированная направленность образовательного процесса, основу которой составляет усвоение готовой информации, обученность предмету- это и является основной проблемой.
Терминологически проблематика личностно ориентированного образования в отечественной педагогике возникла сравнительно недавно (Е. В. Бондаревская, М. Н. Берулава, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), оно является отражением исторически глубокого гуманистического направления в философии, психологии, педагогике.
Данной проблемой занимались многие отечественные педагоги и психологи: М.Н. Скаткин, Ш.А. Амоношвили, Л.С. Выготский, С.Н. Лысенкова, Н.А. Менчинская и другие.
В настоящее время проведены исследования: о постепенном и поэтапном вхождении ЛОО-процесса в школу, как процесса, обеспечивающего профессионально-личностный рост учителя в органичном единстве с личностным ростом учащихся (педагогическая самоактуализация) на основе разработки практико-ориентированной методологии ЛОО-процесса в школе: практико-ориентированная стратегия ЛОО-процесса и создание адекватных средств реализации.
Проблемами реализации личностно-ориентированного подхода в образовании являются:
-
Неоднозначность понятия личностно-ориентированный подход.
-
Недостаточность публикаций, адресованных учителю
-
Необеспеченность школ дидактическими средствами, соответствующими личностно-ориентированному подходу.
-
Отсутствие соответствующей профессиональной подготовки и переподготовки учителя.
-
Неготовность учащихся к личностно-ориентированному обучению.
Для решения проблемы личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе необходимы дальнейшие шаги педагогического, психологического, специально-предметного и другого характера. В частности, актуальными представляются:
-
включение научных разработок ЛОО-процесса в школе в соответствующие нормативные документы по педагогическому образованию, в том числе, в стандарты образования, в критерии оценки работы учителя и аттестации школ;
-
повышение ЛОО-квалификации не только учителей, но и руководителей органов народного образования всех уровней;
-
актуализация «личностного контекста» во всех программах, формах подготовки учителей по предметам не только психолого-педагогического цикла, включая методические дисциплины, но и по специальным;
-
подготовка практико-ориентированных дидактических и методических, пособий для профессионально-личностной подготовки учителей;
-
предоставление учащимся основной и старшей школы большей свободы выбора учебных предметов и программ, в том числе, программ дополнительного образования, в соответствии с природными способностями, наклонностями и интересами школьников, что потребует серьезного пересмотра базисного учебного плана и стандарта школьного образования;
-
использование новых информационных и телекоммуникационных средств для личностного роста школьников и профессионально-личностного роста учителей;
-
расширение и углубление опытно-экспериментальной JIOO-работы в школах, особенно по разработке и реализации модели личностно ориентированной школы.
1.Акимов, М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимов. - М.: Знание, 1992. - 80 с.
2. Амоношвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амоношвили. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
3. Антропова, М.В. Индивидуализация обучения. / М.В. Антропова // Педагогика. - 1993. - № 6. - С. 9-12.
4. Гладких, В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье / В.И. Гладких. - Пенза, 1958. - 294 с.
5. Гордеева, Н.Н. Индивидуализация обучения / Н.Н. Гордеева // Педагогика. - 2002. - № 2. - С. 32-38.
6. Трошагин М. И. Личностно - ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации// Воспитание школьников, № 11, 2008
7. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе. Кузнецов М.Е. Диссертация. Новокузнецк.2000. с. 432