Программа воспитания толерантного поведения обучающихся

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областной конкурс «Уроки дружбы»

Название работы

«Программа воспитания толерантного поведения обучающихся»



Номинация «Авторская программа»










Автор программы :Белоножка Светлана Ивановна








Бутурлиновка- 2012

Пояснительная записка

Обоснование проблемы

Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных граций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.

Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и в университетах, дома да работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать ношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

В Декларации ЮНЕСКО провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.



Цель:

воспитание уважения и правильного понимания богатого многообразия культур современного мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности







Задачи:

1.Формирование активной жизненной позиции обучающихся на основе знаний прав и свобод человека.

2.Формирование отношений открытости, внимания друг к другу и солидарности

3.Воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность

4.Формировать умение предупреждать конфликты или решать их ненасильственным путём.

5.Создание банка данных на основе диагностики психологической характеристики детского коллектива и уровня сформированности нравственного потенциала личности с целью оптимизации учебно- воспитательного процесса.

6.Совершенствование образовательных технологий с целью реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся.





Направления:

1.Система уроков и мероприятий по изучению прав и свобод граждан.

2.Вовлечение обучающихся в коллективные творческие дела.

3. Совершенствование работы органов школьного и классного самоуправления.

4. Повышение ответственности обучающихся за порученное дело.

5.Изучение этических норм поведения.

6.Изучение культуры, традиций и обрядов русского народа и народов других национальностей.

7. Мониторинг на основе методик по изучению и исследованию сформированности нравственного потенциала личности и коллектива.

8. Образовательные технологии, используемые с целью активизации деятельности обучающихся.





Участники программы:

-педагогический коллектив школы,

-обучающиеся школы,

-дети и подростки микросоциума,

-родители,

-воспитанники МКДОУ детского сада №9.






План мероприятий по реализации основных направлений целевой программы:

Система уроков и мероприятий по изучению прав и свобод граждан.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственны

1.

Изучение основных положений Устава школы с родителями 1 класса и вновь поступивших детей

Сентябрь

Классные

руководители

2.

Изучение правил поведения в школе

Сентябрь

Классные руководители

3.

Изучение прав и свобод человека на

основе «Конституции РФ», «Всеобщей

декларации прав человека», «Конвенции о правах ребёнка» на уроках обществознания.

В течение

года

Учитель -

обществозна-

ния

4.

Изучение статей Административного и Уголовного кодексов об ответственности

подростков на уроках обществознания и

занятиях клуба «Подросток»

В течение

года

Учитель

обществозна-

ния,

руководитель клуба «Подросток»

5.

Проведение классных часов:

- беседа «На что мы имеем право» (1. кл.)

Апрель

Кузнецова Е.А.

Устный журнал:

«Права и обязанности»(2кл.)

Сентябрь

Судникова Н.А.

Правовая игра «Права ребёнка»(1- 4 кл.)

Декабрь

Тищук М.Ю.

Ролевая игра «Азбука нрава» (6 кл.)

Декабрь

Сычева Т.В.

Правовая игра «Прежде чем сделать -

подумай».

Сентябрь

Кизина Л.И.

6.

Родительские собрания:

-«Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребёнка в систему

образования»( 1 кл)

Сентябрь

Кузнецова Е.А.

-« Родители, их права и обязанности по отношению к детям» (5кл)

Ноябрь

Мачнева А.Н.

-«Родителям о правах детей» (7кл)

Май

Димитренко Н.А.






Совершенствование работы органов школьного и классного самоуправления

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Проведение классных собраний:

- выборы органов классного

самоуправления

1 раз в

четверть

Классные

руководи-

тели

- распределение обязанностей

сентябрь

- составление планов работы

органов самоуправления

1 раз в

четверть

- отчёт о работе органов

1 раз в

самоуправления

четверть

- оформление классных уголков

сентябрь,

Совет дела

январь

2.

Пресс-конференция «Наша

дружная классная семья» (7кл)

сентябрь

Димитренко Н.А.

3.

Игра-путешествие «Лидер» (2 кл)

октябрь

Судникова Н.А.

4.

Тренинг «Правила коллективной

работы» (4кл)

февраль

Тищук М.Ю.

- «Я лидер» (9кл)

апрель

Балакирева О.С.

5.

Игра «Законы класса»

февраль

Балакирева О.С.


Изучение этических норм поведения

№п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Этическая грамота:

-«Хороший ли ты собеседник ?» (Зкл)

Апрель

Прядунова Л.И.

-«Понять другого человека».(2кл)

Май

Судникова Н.А.

-«Милые, любимые, родители» (6кл.)

Март

Сычева Т.В.

-«Научитесь ценить»(7кл)

Октябрь

Димитренко Н.А.

-«Праздник благодарности»(8кл.)

Октябрь

Кизина Л.И.

2

Часы общения:

-«О красоте души и сердца»(9кл)

Октябрь

Балакирева О.С.

-«Маленькие уроки большой жизни»(5кл.)

Декабрь

Мачнева А.Н.

-«Хочу, могу, надо»(8кл)

Апрель

Кизина Л.И.

3

Дискуссии и диспуты:

-«Можно и нельзя в жизни школьника»(4кл)

Ноябрь

Тищук М.Ю.

-«Жестокие игры»(6кл).

Октябрь

Сычева Т.В.

-«Железная воля, стальной характер»(8кл)

Сентябрь

Кизина Л.И.

-«Победить неуверенность в себе»(9кл)

Февраль

Балакирева О.С.


-«Порочный круг»(6кл, 9кл)

Март

Сычева Т.В.,

Балакирева О.С.

-«Пойми меня правильно» (7кл)

Март

Димитренко Н.А

-«Шалость или проступок» (8кл)

Октябрь

Кизина Л .И.

-«Эти вредные конфликты»

Октябрь

БалакиреваО.С.

4

Ролевые и интернет-игры :

Октябрь

-«Береги свое время и время других»(3 кл)

Прядунова Л.В.

-«О поступках плохих и хороших»(6 кл)

Ноябрь

Сычева Т.В.

-«Кто мы такие?»(5 кл)

Декабрь

Мачнева А.Н.

-«Жизненные ценности»(9 кл)

Ноябрь

Балакирева О.С.

-«Кораблекрушение»

Декабрь

Кизина л.И.

5

Беседы:

-«Умей дружить»(1кл)

Май

Кузнецова Е.А.

-«Что такое честное слово»(2кл)

Ноябрь

Судникова Н.А.

-«Лучшее слово о дружбе »(3кл)

Декабрь

Прядунова Л.В.

-«Волшебники добра»(4кл)

Ноябрь

Тищук М.Ю.

-«Умеешь ли ты вежливо общаться? (Зкл)

Февраль

Прядунова Л.В.

-«Как помочь другому человеку»(6 кл)

Март

Сычева Т.В.

-«Как научиться договариваться по спорным вопросам»(7 кл)

Март

Димитренко Н.А.

-«Сколько стоит жизнь человека»(8 класс)

Январь

Кизимна Л.И.

-«Нужны ли нам мигранты?»

Ноябрь

Балакирева О.С.

6

Ток-шоу:

-«Лица России»(8-9 кл)

Май

Балакитрева О.С.

Кизина Л.И.

7

Литературная композиция «Дети разных народов мечтают о мире» (1-4 кл)

май

Учителя начальных классов

8

Клуб «Подросток»:

Октябрь

Мачнева А.Н.

-«Как справиться со стрессом?»

Январь

-«Мой темперамент»

Октябрь

-«Как избежать проблем с близкими людьми»

Январь

- «Как научится управлять собой»

Март

9

Родительские собрания:

Март

Кузнецова Е.А.

«Влияние характера на поступки и

поведение человека»(1кл)

Ноябрь

Судникова Н.А

-«Воспитание в детях культуры желаний,

добрых чувств»(3 кл)

Февраль

Прядунова Л.В.

-«Психолого-физиологические

особенности четвероклассннков»(4кл)

Сентябрь

Тищук М.Ю.

-«Семья и её роль в воспитании

детей»(7кл)

Сентябрь

Димитренко Н.А.

10

Уроки обществознания:

Учителя

обществознания

-« Причины межличностных конфликтов и способы их преодоления»

Декабрь

-«Что такое социальный конфликт?

Причины. Как избежать социальных

конфликтов?»

Январь

-«Причины возникновения

межнациональных конфликтов и способы

их разрешения»



Повышение ответственности обучающихся за порученное дело

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Отчёт органов классного и

школьного самоуправления

1раз в

четверть

Классные

руководители

2.

Беседы:

«Правила коллективной работы»( 4 кл)

сентябрь

Тищук М.Ю

«Я помощник в семье» (3кл)

сентябрь

Прядунова Л.В

«Ответственность и

безответственность» (7кл)

апрель

Димитренко Н.А.

3.

Час доверительного разговора

«Моё хочу и мой надо» (2кл)

ноябрь

Судникова Н.А

4.

Дискуссия: «Ответственность и безответственность. Что

прячется за этими словами».

февраль

Балакирева

О.С.

5.

Родительские собрания:

- «Как воспитывать отзывчивого ребёнка» (2 кл)

февраль

Судникова Н.А.

- «О роли семьи в

воспитании толерантного поведения младших школьников» (3кл)

ноябрь

Прядунова Л.В.

- «Общение в жизни подростка»

(6кл)

май

Сычёва Т.В.

- «Воля и пути её формирования

у обучающихся» (7кл)

май

Димитренко

Н.А.

Изучение культуры, традиций и обрядов русского народа и народов других национальностей. Знакомство с религией на уроках и во внеурочное время.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Изучение культурных традиций

народов мира на уроках литературы, истории, культуры общения, ОРКиСЭ

в течение

года

Учителя

литературы,

истории,

культуры общения

2.

Знакомство с особенностями

мировых религий на уроках

истории, обществознания,

литературы, ОРКиСЭ

в течение

года

Учителя

литературы,

истории,

культуры общения

3.

Изучение культурных традиций,

обрядов и обычаев малой

Родины на уроках истории.

в течение

года

учитель

истории

4.

Школьная акция

«Родные истоки»

в течение

года

Судникова Н.А Сычёва Т.В. Димитренко Н.А.

5.

Проведение фольклорных праздников:

- «Рождественские посиделки»

январь

Балакирева О.С.

- «Встреча на завалинке»

март

Судникова Н.А

6.

Круглый стол «История православных праздников»

январь

Сычёва Т.А.

7.

Исследовательская работа по

истории сёл Бутурлиновского

района: Берёзовка, Васильевка,

Гвазда, Клёповка

в течение

года

Мачнева А.Н

Судникова Н.А

Сычёва Т.В.

8.

Составление фонотеки народных

песен сёл Бутурлиновского

района

в течение

года

Димитренко

Н.А.

9.

Посещение краеведческих

музеев города и области

в течение

года

Классные

руководители







Мониторинг на основе методик по изучению и исследованию сформированности нравственного потенциала личности и коллектива

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.1

Анкетированиеобучающихся:

- «Ценностные ориентиры»

сентябрь

Классные руководители

- «Профилактика суицида»

- «Изучение мнения подростков по

проблемам зависимости» (7-9кл)

май

2 2

Анкетирование родителей:

- «Портрет моего ребёнка»

сентябрь

Классные

руководители

- «Общение детей и родителей в

лицах» (1-4кл)

сентябрь

Классные

руководители

- «Выявление агрессивности у

подростков»

апрель

Классные

руководители

- «Педагогическая помощь в

воспитании детей»

в течение

года

Классные

руководители

3.3

Методики изучения детей с целью

выявления проблемных:

- «Дневник моего настроения» (6-8кл)

в течение

года

Классные

руководители

- «Моё место в учебных делах» (5-9кл)

в течение

года

Учителя

предметники

- «Социометрия» (8-9кл)

2 р. в год

Кл. руковод.

4

Методики диагностики сформированности коллектива:

- тест «Наши отношения» (4-9кл)

1р. в четв.

Классные руководители

- «Психологическая атмосфера в

коллективе» (5-9кл)

1р.в четв.

Классные руководители

- «Сочинения учащихся» (8,9кл)

май

Классные руководители

5

Тестирование:

- «Выявление особенностей

темперамента школьника(для

учителей и родителей), (1 -9кл)

сентябрь

Классные руководители

- Тест-игра: «Какой у тебя

характер?» (5-9кл)

сентябрь

Классные руководители

6

Диагностика нравственности:

- методика нравственной

самооценки

- методика этики поведения

-диагностика отношений к жизненным ценностям

-диагностика нравственной мотивации

в течение года

Классные руководители



Образовательные технологии, иепользуемые с целью активизации деятельности школьников.

№ п/п

Технологии

Сроки

Ответственные

1.

Проектное обучение с целью

предоставления обучающимся

права решения социальных

проблем в рамках возможностей

школы.

в течение

года

Классные

руководители.

2.

Технология игрового обучения:

ролевых, деловых и других видов

обучающих игр на уроках и во

внеурочное время с целью развития

взаимоответственности,

способностей обучающихся в силу

собственных возможностей при

поддержке товарищей.

в течение

года

Учителя

предметники,

классные

руководители

3.

Обучение в сотрудничестве

(командная и групповая работа) с целью воспитания умения работать

в коллективе.

в течение

года

Учителя

предметники,

классные

руководители

Ожидаемые результаты:

обучающиеся 1-4 классов

- проявляют готовность посочувствовать, поделиться с другими, оказать помощь;

- способны к установлению устойчивых контактов со сверстниками, - умеют просить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме

-стремятся в своих поступках быть правдивым, вежливым

-проявляют уважение к старшим, учителям, родителям

-проявляют чувство сострадания, милосердия.

обучающиеся 5-8 классов:

- проявляют доброжелательность к окружающим

- готовы оказать помощь нуждающимся людям

-понимают ценность и неповторимость каждого человека, неприкосновенность человеческой жизни

обучающиеся 9 класса:

-знают Конституцию РФ, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу

-умеют осмысливать социальную информацию, быть конструктивным в принятии решений

- умеют нести ответственность за принятое решение

-умеют управлять своими эмоциями, творчески самосовершенствуется

-уважают свой народ и народы других стран

-способны терпеливо относиться к людям другой национальности и вероисповедания

- умеют противодействовать асоциальным проявлениям



Финансирование:

Программа финансируется через средства:

-родителей

-спонсоров

-.школы






Литература.

  1. Журнал «Воспитание школьников» № 3, 2003 г.

  2. «Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе» Г.Н. Сибирцова

  3. Журнал « Классный руководитель».

  4. Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006- 2007 г.г. Издательство ВОИКПРО Воронеж, 2005 г.

  5. А.В. Мудрик. «Введение в социальную педагогику». Учебное пособие для студентов. Москва. Институт практической психологии, 1997 г.

  6. А.Н. Леонтьев. «Деятельность. Сознание. Личность.» Москва, 1977 г.

  7. Я.Л. Коломинский. «Психология взаимоотношений в малых группах».

  8. Закон РФ «Об образовании» 1996 г., поправки июль 2006 г.

  9. Е.В. Бондаревская «Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования». Москва, 1997 г., № 4

  10. Журнал «Воспитание школьников» № 3, 2003 г.

  11. «Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе» Г.Н. Сибирцова

  12. Журнал « Классный руководитель».

  13. Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006- 20011 г.г. Издательство ВОИКПРО Воронеж, 2005 г.

  14. Интернет ресурсы

tolerance.ru/important/important.htm

pedsovet.intergu.ru

tolerance.ru

student.km.ru

21205s14.edusite.ru

21


© 2010-2022