- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Час общения Толерантность-ценность личности
Час общения Толерантность-ценность личности
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воронина И.И. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Толерантность - ценность личности.
(желательно провести данный урок 16 ноября - в Международный день толерантности)
Цель урока:
-
ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;
-
стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности;
-
формировать толерантное мировоззрение учащихся.
Оборудование: флипчарты, маркеры
Подготовка:
-
Написать определения толерантности и основную формулировку понятия «толерантность» на больших листах флипа и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.
-
Раздаточный материал «Что такое толерантность и виды толерантности» (См.в тексте).
Определения толерантности:
-
Сотрудничество, дух партнерства.
-
Готовность мириться с чужим мнением.
-
Уважение человеческого достоинства.
-
Уважение прав других.
-
Принятие другого таким, какой он есть.
-
Способность поставить себя на место другого.
-
Уважение права быть иным.
-
Признание многообразия.
-
Признание равенства других.
-
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
-
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
План урока:
№
Упражнения
Время
1
Разминка «Чем мы похожи?»
10 мин.
2
Вводная часть
5 мин.
3
Основная часть
-
Что такое толерантность?
-
Виды толерантности
-
Толерантное и нетолерантное поведение
-
Упражнение «Толерантное и нетолерантное в нашем обществе»
25 мин.
4
Заключительная часть
Ритуал прощания
5 мин.
45 мин.
1. Разминка. Упражнение «Чем мы похожи?» (10 мин.)
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в классе повысит доверие друг к другу и будет способствовать сплоченности учеников.
Учащиеся рассаживаются по кругу.
Учитель приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Наргиза, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Наргиза выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Обсуждение:
- Как вы себя чувствуете? Почему?
Возможные ответы:
-
«Чувствую себя хорошо, потому что мы все оказались вместе».
-
«Чувствую себя хорошо, потому что заметили мои хорошие качества» и т. д.
Учитель: - Какой вывод можно сделать?
Возможные ответы:
-
«Нас много, но у нас много общего».
-
«Надо замечать особенности человека».
2. Вводная часть (5 мин.)
Цель: актуализация темы урока.
Учитель: - Урок посвящен знаменательной дате - Международному дню толерантности. Международный день толерантности учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать праздник, посвященный толерантности, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть понятия «толерантность».
3. Основная часть (25 мин.)
Упражнение «Что такое толерантность?»
Цель: дать возможность участникам сформулировать понятие «толерантность», показать его многоаспектность.
Учитель делит учащихся на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит найти свое определение толерантности и написать его на большом листе флипа. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы вывешивает определение на доске и знакомит с данным определением всех учеников.
После того как группы представят свои формулировки, учитель поворачивает заранее заготовленные определения понятия «толерантность» лицом к аудитории. Ученики имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
Учитель задает следующие вопросы:
- Что отличает каждое определение?
- Есть ли что-то, что объединяет эти определения?
- Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
Учитель раздает каждому ученику раздаточный материал и просит по очереди учащихся читать текст.
Толерантность - умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на существование других культур и устойчиво сосуществовать в мультикультурном, мультиэтническом обществе.
Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии (Декларация принципов толерантности, 1995).
Толерантность - это система ценностей и норм. Представляется, что основными составляющими данной системы являются:
• уважение личности - оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;
• уважение прав человека - каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;
• ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;
• ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;
• ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;
• ценность следования нормам права;
• ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.
Виды толерантности
• Гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость предубежденного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Крайняя форма гендерной интолерантности, являясь формой политики, индивидуального или группового поведения, дискриминирующие женщин в их правах на полноценное участие в профессиональной деятельности и общественной жизни, основывается на предположении, что по личным характеристикам мужчины превосходят женщин.
• Возрастная толерантность - непредвзятость к недоказанным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т. д.). Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.
• Образовательная толерантность - терпимое отношение высокообразованных людей к высказываниям и поведению людей с более низким образованием. Очевидно, что данный тип толерантности имеет отношение к бытовой сфере и не связан с обсуждением вопросов, где уровень образования действительно является решающим фактором.
• Межнациональная толерантность - отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «уважения национальной невиновности».
• Расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм - дискриминацию людей по расовому принципу, базируется на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими.
• Религиозная толерантность - отношение к принципам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т. д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм - насаждение какой-либо веры, ее ценностей и традиций. Религиозный фанатизм базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением религиозной или духовной истины и что все люди должны следовать ее принципам (догматам).
• Географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей (и наоборот), а также к населению различных стран и регионов.
• Межклассовая толерантность - терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев: богатых к бедным, бедных к богатым.
• Физиологическая толерантность - отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т. д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей дошкольного и школьного возраста, низкообразовательных слоев и т. д.
• Политическая толерантность - отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т. д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются: фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика политических репрессий. Под фашистской идеологией понимается убеждение в том, что государство должно бороться с инакомыслием и за чистоту расы, контролировать жизнь своих граждан. Политические репрессии - предотвращение свободного и открытого обсуждения политических идей и решений; препятствование свободным и честным выборам; ограничение свободы информации; жестокое наказание политических оппонентов или людей, несогласных с официальной властью. В принципе возможно рассмотрение и внешнеполитической толерантности - отношение к странам и народам на основе принципов, утвержденных ООН и другими международными организациями. Крайним проявлением внешнеполитической интолерантности является империализм - подчинение одних народов другими для контроля над их богатством и ресурсами.
• Языковая толерантность - уважительное отношение к языковой культуре других, а также уважительное отношение к людям, которые не понимают ваш язык.
Учитель проводит обсуждение по следующим вопросам:
- Актуальна ли тема толерантности в настоящее время? И если да, то почему?
Толерантное и нетолерантное поведение
Цель: дать понятие «толерантности» и «нетолерантности», формирование толерантного сознания учащихся.
Учитель: - Как вы понимаете значение слова «нетолерантность»?
После учитель дает определение данного понятия.
Нетолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; нетолерантность проявляется через конфликтное, агрессивное поведение.
Учитель: - Давайте попробуем перечислить признаки толерантного и нетолерантного поведения.
На доску прикрепляются 2 флипчарта и методом мозгового штурма выписываются качества.
Толерантное поведение
Нетолерантное поведение
-
Уважение мнения других.
-
Доброжелательность.
-
Желание что-то делать вместе.
-
Понимание и принятие.
-
Чуткость и любознательность.
-
Снисходительность.
-
Доверие.
-
Прощение.
-
Умение владеть собой и др.
-
Нежелание понимать чужое мнение.
-
Игнорирование кого-то.
-
Эгоизм.
-
Раздражительность.
-
Равнодушие.
-
Цинизм.
-
Пренебрежение.
-
Нетерпимость.
-
Агрессивность и др.
Упражнение «Толерантное и нетолерантное в нашем обществе»
Учитель: - Как вы думаете, можно ли понятия «толерантность» и «нетолерантность» применить к понятию «общество»?
-
В каком обществе вы живете? Покажите это на примерах.
-
А наблюдали ли вы в нашем обществе примеры толерантного поведения людей?
Учитель: - Что нового вы узнали на уроке? Какой вывод можно сделать из нашего урока? Главное, что вы должны запомнить - нужно жить по золотому правилу морали: «Поступай с другими так, как бы тебе хотелось, чтобы поступали с тобой», и тогда мы с уверенностью сможем сказать, что наше общество будет толерантным.
4. Заключительная часть (5 мин.)
Упражнение «Это здорово!»
Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы, рефлексия.
Учитель просит учеников встать в круг:
- Пусть кто-нибудь из нас выйдет в центр круга и назовет какое-нибудь качество толерантного человека, которое, по его мнению, есть и у него (например, «Я умею слушать других», «Я умею уступать в споре»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «И это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец.
В центр круга участники выходят по очереди.
Ритуал прощания
Цель: способствовать ощущению общности у учащихся.
Ученики встают в круг, кладут руки на плечи и хором говорят: «Мы вместе, и нам хорошо!».