Статья для классного руководителя Идеи толерантности

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Идеи толерантности и воспитательно-образовательная среда

Осанова Т.Н.

Обучение толерантности, взращивание культуры толерантности и формирование соответствующих качеств личности следует рассматривать в рамках категории ценностного воспитания.

Отмечу, что процесс глобализации мирового сообщества способствовал вовлечению в межкультурную коммуникацию огромных масс людей, принадлежащих к различным географическим и культурным ареалам, социальным и профессиональным кругам. Опыт межнациональных отношений последних десятилетий особенно ярко показывает, что непонимание и конфликты чаще возникают и острее проявляются в пол и культурном мире и полиэтнических сообществах, что в значительной степени обусловлено различиями в нормах и стереотипах поведениях. В этих условиях формирование толерантности приобретает особое значение. Сегодня становится очевидным, что мир и согласие в многонациональном и культурном обществе могут быть достигнуты не с помощью силы и оружия, а путем налаживания взаимоотношений между людьми на основе этических, нравственных и культурных законов. Незнание особенностей культуры того или иного парода, её моральных основ может приводить к неприятию его культурных норм и как следствие к межэтническим конфликтам.

Обучая толерантности студентов в культурологической направленности в различных формах, с различной последовательностью и глубиной необходимо отразить следующие четыре аспекта толерантности:

1. Толерантность как противоположность эгоизму и эгоцентризму.

2. Толерантность как терпимость к окружающим.

3. Толерантность как путь к добру, истине и состраданию.

4. Толерантность и норма (чувство меры) как составные части традиционной культуры.

Определяя понятие толерантности для студентов, отметим, что оно включает в себя сдержанность, терпимость, умение прощать. Студентам следует подчеркнуть, что толерантность является особой формой мировосприятия, самообладания, самоконтроля, позволяющей, не предаваясь эмоциям, разумно оценивать ситуацию и сохранять спокойствие.

Умение подавить негативные эмоции, проявить терпимость присуще не всем и не в равной степени - это результат философского осмысления жизни, проявления удивительной по простоте и в то же время сложнейшей мудрости, а именно понимание того, что усилие над собой это меньшее зло, которое имеет меньший негативный резонанс, чем насилие над другими. Студентам следует осознать, что понятие толерантности в системе этнокультурных ценностей тесно связано и с понятием добра, которое трактуется как проявление сдержанности, терпимого отношения к другим: «сделаешь добро - получишь добро», «сделаешь другому зло, не жди от него добра», «сделанное добро не пропадает». Таким образом, толерантность можно квалифицировать и как умение делать добро, которое присуще не каждому: «добром на добро может ответить каждый, добром на зло - только истинный мужчина», «ударившего тебя камнем одари угощением», «помоги даже врагу, если ему нужна помощь», «если бы люди не прощали друг друга, то не было бы копна убийствам».

Студент должен понять также и то, что идеал толерантности в той или иной культурной традиции, как правило, исходит из трезвой и реалистичной оценки сущности человека, его противоречивой природы, признания того, что в мире нет ничего совершенного, идеального, что идеал и совершенство - понятия относительные. Поэтому признание противоречивости и несовершенства моральной природы человека предполагает двоякое к нему отношение: либо осуждение, обвинение, (т.е. насилие), либо проявление понимания (ненасилие). Именно второй тип отношения к человеку был традиционно характерен для философий и культур многих народов и выступал залогом устойчивого равновесия, мира и согласия.

Важной мыслью, которую стоит донести до сознания студентов, является народная мудрость, гласящая: «палка, которой замахнёшься на другого, ударит по твоей голове», «будешь рыть яму другому, сам в неё попадёшь», «кто делает зло, тот от зла и умирает», «кто пожар разводит, тот па нём и сгорает», - залогом сохранения равновесия и гармонии становится соблюдение принятых в обществе норм, поступков, суждений, действий. Многие народы в течение многих веков в результате философского осмысления жизни пришли к предпочтению меры во всём как средству, исключающему конфликт в зародыше и тем самым предотвращающему ситуации, которые требуют проявления терпимости. Таким образом, мера выступает как средство превентивного характера, а чувство меры даст повод для возникновения напряженности, требующей сдержанности, терпимости, самообладания. Таким образом, студентам становится понятным, что толерантность есть как бы вторая ступень в цепи общественных отношений: необходимость её проявления возникает в ситуациях, когда конфликт уже возник или тех, которые близки к конфликтным. Чувство меры во всём - в словах, в поведении, в действиях людей - это та «золотая середина», которой отдается предпочтение в толерантных стратегиях, всякое превышение меры (нормы) получает негативную оценку в языке и культуре.

И, ещё одной важной мыслью, которую следует донести до студентов, является следующее: возвеличивание собственной культуры, восприятие своего стиля поведения как единственно возможного правильного, априори более высокого, чем культурные стандарты других народов, противоречит идеи и природе толерантности. Им близок «культурный релятивизм» - понятие, принятое в теории межкультурнои коммуникации, согласно которому не существует высокоразвитых и низкоразвитых культур - их нельзя подвергать оценочному сравнению. В поликультурном обществе только отказ от притязаний превосходства одной культуры над другой и взаимное признание различий между народами, их религиями и культурами создает необходимые предпосылки для предотвращения конфликтов, для взаимопонимания и сохранения социальной гармонии - этот тезис является стержневым во внутренней логике толерантности.

Литература

1. Рыбак Е.В. Толерантность как научно-педагогический

конструкт и одна из приоритетных целей вузовского образования// Педагогические науки.2003.- №4.С. 26-30.

  1. Рыбак Е.В. Толерантность и рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании//Вопросы гуманитарных наук.2004.-№1.С. 232-234.

  2. Рыбак Е.В. Толерантность студента высшего учебного заведения и подходы к её формированию // Аспирант и соискатель. 2003.-№1.С. 95-97.


© 2010-2022