- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Методическая разработка классного часа Тропинкой памяти
Методическая разработка классного часа Тропинкой памяти
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чадова Г.С. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»
Методическая разработка
классного часа
«Тропинкой памяти»
Составитель: Чадова Галина Сергеевна
классный руководитель 2 класса Б
Пояснительная записка
к методической разработке классного часа «Тропинка памяти», посвященного 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне.
Приближается 70 - я годовщина Победы в Великой Отечественной войне, и, вглядываясь в нынешнее поколение детей, мы замечаем, что нить, связывающая их с поколением ветеранов, становится все тоньше. Меньше внимания к ветеранам, меньше интереса со стороны детей. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость. Это, в первую очередь, обуславливается разницей в возрасте, жизненном опыте, мировоззрении. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Цель классного часа: формирование у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, к памятникам войны.
Задачи:
- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- вызвать интерес к прошлому и настоящему своей родины,
- показать какой вклад внесли жители района в дело разгрома врага,
- воспитывать у младших школьников чувства любви к Родине, гордости за свою страну
- прививать уважительное отношение к людям старшего поколения;
- учить помнить историю своей страны
Форма проведения: классный час с элементами музыкально-литературной композиции,
Возрастная группа: обучающиеся 8 - 9 лет
Оборудование, необходимое для проведения классного часа:
- мультимедийный проектор,
- экран, компьютер
- рисунки детей
- портреты ветеранов
Приложение: презентация, музыкальное сопровождение
Предварительная подготовительная работа:
1. Коллективное чтение произведений о Великой Отечественной войне.
2.. Подготовка выступлений учащихся
3. Организация выставки книг и детских рисунков, фотографий участников Великой Отечественной войны Ленинского района
4.Экскурсия учащихся к Обелиску погибшим воинам Ленинского района
5. Подбор музыкального содержания классного часа, песен о войне;
6. Оформление кабинета к классному часу.
Ожидаемый результат: мероприятие должно вызвать у учащихся чувство восхищения и гордости за героизм, проявленный ветеранами фронта и тыла.
Предполагается, что в ходе такого классного часа, учащиеся более эмоционально станут относиться к ситуации, сложившейся в нашем обществе вокруг поколения ветеранов, станут относиться к ним внимательнее, уважительнее и бережнее. Узнают историю создания Обелиска в родном селе, подхватят эстафету памяти о погибших земляках.
Методическая разработка реализовывается в ходе классного часа, ориентирована на учащихся начальной школы ,
время проведения 45 мин (1 урок).
Ход классного часа
Тихо звучит песня «Память» на сл. А.Мулуховой, муз. Е. Циброва.
Ученики:
Над Россией туманы,
Словно годы, плывут
Среди нас ветераны
Как легенды живут.
Отшумели бураны,
Улеглась боль войны.
Только им, ветеранам,
Снятся черные сны:
И, как прежде, комбаты
Их в атаку ведут,
И, как прежде, солдата
Где-то матери ждут.
Через годы и страны,
Через крик тишины,
Как седые курганы,
Все идут ветераны
Все идут ветераны
По дорогам войны.
Учитель: Все дальше и дальше вглубь истории уходят события минувшей войны. Вот уже 70 лет отделяют нас от того времени, когда отгремели последние залпы войны. Вот уже несколько поколений мало знает о тяготах военного времени. Наверное, это и хорошо, но мы с вами, ребята, должны помнить, какою ценой нам достался мир, счастливое детство, возможность ходить в школу, играть на переменках с одноклассниками, возвращаться домой, где всегда вас ждут мама и папа, к игрушкам и книжкам. И всё это у вас есть благодаря тем людям, которые одержали Победу в далёком 1945 году. Помнить - это хранить память. А память бессрочна. События и люди не умирают только тогда, когда о них помнят. Помнить - наша с вами святая обязанность, наш долг солдатам, победившим страшный фашизм.
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы помнить?
(Высказывания детей)
- Да, чтобы помнить, надо знать.
- Я предлагаю вам отправиться в поисковую экспедицию «Тропинкой памяти» и найти ответ на вопрос, как сохраняется память о Великой Отечественной войне, о подвиге советского народа, о его Великой Победе? Слайд
Итак, в путь (встали и немножко пошагали к доске)
Учитель: Внимание! Мы в начале нашей «Тропинки памяти», оно называется «Священной тропой войны» (Слайд № __)
- Вспомним хронику военных лет (Тихо звучит музыка песни «Священная война»)
Ученик:
В час, когда пробуждалась страна,
Ранним солнечным утром в июне,
Прозвучало впервые для всех
Это страшное слово «война».
Звучат слова Левитана о начале войны.
Июнь 1941 года!
Весь советский народ встал на защиту своей родины (Показ слайдов о войне)
- Назовите основные сражения Великой Отечественной войны.
Ответы детей (слайды)
Битва под Москвой - декабрь 1941 года
Сталинградская битва - зима 1942-43 годов
Разрыв блокады Ленинграда - январь 1943года
Курская битва - август 1943 года
Битва за Берлин - весна 1945года
- Великая Победа складывалась из каждого боя за каждый дом и улицу в любом городе, селе, деревеньке нашей родины.
- А мы продвигаемся на следующую остановку нашей «Тропинки
памяти» «Цена Победы»
- Посмотрите на слайд №
Вот какими были наши потери, вот какой ценой досталась нам Победа.
Число погибших на войне 26 600 000 ч
Из них погибших бойцов 12 000 000 ч.
Число ушедших на фронт из нашего Ленинского района -1500ч
Не вернулись с войны 539 ч
Пропали без вести 135 ч.
Получено похоронок жителями района 386
Ученик:
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память. Через годы пролетая.
Всех помнит земляков
И до сих пор благодарит.
- Давайте, ребята, двигаться дальше по нашей «Тропинке памяти»
- Куда мы приходим почтить память погибших земляков?
- Правильно к Обелиску нашего села Ленинское.
- Сделаем здесь остановку по «Тропинке памяти» «У обелиска».
- Что вы знаете про обелиск?(говорят дети)
- Давайте узнаем информацию про наш обелиск
- Посмотрите на фотографию обелиска.
Рассказывает ученица:
Слайд №
Памятник - обелиск, был построен в 1967 году к очередному юбилею Победы.
Памятник находится на улице Ленина, в сквере. Он представляет собой четырёхгранный пирамидальный обелиск, установленный на постаменте в виде усечённой пирамиды и ступенчатом основании. Нижнее основание обелиска 50 х50 см; верхнее 2,8 х 1,4 м; высота 2,8 м.
В верхней части южной грани постамента барельеф, изображающий коленопреклонённых перед вечным огнём скорбящих женщины и воина. Высота барельефа 1,7 м. Барельеф выполнен из бетона, покрашен серебряной краской.
Под барельефом мраморная мемориальная доска 4,2 х 1,13 м .
Слева надпись « 40 лет Великой победы 9 Мая 1945».
Справа - «Помните! Через века, через года о тех,
кто уже не придёт никогда, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны
памяти павших будьте достойны!»
В центре высечены 243 фамилии погибших воинов.
На верхнем основании постамента мраморная доска с текстом:
«Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».
- Давайте послушаем стихотворение про обелиск.
Дети читают стихотворение:
У обелиска.
Застыли сосны в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы помним их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас…
Учитель:
Победа всей страны складывалась из подвигов (больших и маленьких, но очень значимых) отдельных людей, объединённых одной заветной мечтой о Победе, о мирной жизни.
Многим не довелось увидеть мирного неба. Они отдали свои жизни за наше счастье. Бывая у обелиска погибшим воинам, в центре нашего села, мы читаем их имена. Мы помним и свято чтим имена тех, кто отдал жизнь за свободу Родины, поэтому спешим на следующую остановку нашей «Тропинки памяти» и называется она «Славные имена».
Ученик: Мы родились под мирным небом
Каким живём духовным хлебом?
Чем дорожим мы в эти дни?
Дети отвечают.
Учитель: Посмотрите на портреты ветеранов наших земляков.
(портреты на доске - приложение №1)
Читаем их имена: Тимощенко Михаил Ануфриевич, Полоротов Алексей Иванович, Воробьёв Виктор Фёдорович, Рохманенко Николай Леонтьевич, Емельянов Иван Григорьевич, Татарченко Алексей Афанасьевич.
- Почему мы должны знать и помнить эти имена?
Мы дорожим этими именами и именами на обелиске. Их 243.
Учитель: Предлагаю познакомиться ещё с некоторыми из них.
Показ слайдов. Ученики проговаривают.
Андреев Иван Николаевич. Родился в с. Ленинское.
Рядовой. Погиб 24 апреля 1942 года.
Место захоронения: Москва, Ваганьковское кладбище.
Васильев Дорофей Павлович. Родился в с. Ленинское.
Рядовой. Погиб в бою 13 июня 1943 года.
Место захоронения: Курская область.
Войтик Аким Захарович. Родился в с. Преображеновка.
Старший сержант. Погиб в бою в сентябре 1943 года.
Место захоронения: Орловская область.
Кутёнких Лазарь Степанович. Родился в с. Дежнёво.
Младший сержант. Погиб в бою в мае 1942 года.
Место захоронения: Курская область.
Лопатин Михаил Иванович. Родился в с.Биджан.
Рядовой. Погиб в бою в мае 1943 года.
Место захоронения: Смоленская область.
Учитель: Память сердца… Это мужество наших земляков, которые отдали свои жизни за Родину, не думая о том, что они совершают подвиг. Они выстояли, поэтому выстояла вся страна, поэтому пришла Победа.
Учитель: -Постарайтесь, ребята, запомнить эти имена. Имена Защитников страны собраны и в Книге Памяти нашей Еврейской Автономной области.
Вот она перед вами. Мы обязательно будем с ними знакомиться.
(Показ Книги Памяти)
Спасибо героям, спасибо солдатам,
Что мир подарили тогда в сорок пятом….
Учитель: Почтим память погибших
в Великой Отечественной войне
Минутой Молчания
Минута Молчания (Метроном)Приложение
Ученик:
Возможно память -
Чистая страница
В ней - эхо прожитых, тревожных лет…
История - она не повторится.
Но нас зовет вдали манящий свет…
Ученик:
Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты,
И на груди их ордена
Горят как памятные даты
Вам всем кто вынес ту войну -
В тылу иль на полях сражений -
Принес победную весну -
Поклон и память поколений.
Ученик:
Всем, кто пал в боях, дедам - прадедам
Память вечная, незабвенная.
Ну, а тем, кто вернулся домой живым -
Низкий Вам поклон, слава вечная!
Ученики кланяются и поют отрывок из песни «Память»
Песня "Память"
(Автор текста Ада Мулухова, композитор Евгений Цибров.)
Солдаты, солдаты, солдаты войны,
Примите поклон наш до самой земли.
Вы шли на набаты, солдаты-отцы.
Вы шли на набаты, солдаты-сыны.
Не вы выбирали: быть не быть войне,
Но вы умирали на ратной земле.
Одни погибали, тараня врага,
Других накрывала морская волна.
Вас звали, солдаты, на битву тогда.
Сожженные села, дома, города,
Залитые потом и кровью поля,
В воронках и ранах родная земля.
И вы не сломались, солдаты страны.
Весь мир от фашистского ига спасли.
Вы вышли с победой из страшной войны
И помнить мы это навеки должны.
Ученик: Эта память - верьте, дети -
Всей Земле нужна…
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война..
Учитель: Вот и закончилась наша экспедиция.
- Что вы узнали, побывав в ней?
- Что вам запомнилось?
- Что вас удивило и тронуло ваши сердца?
Предлагаю вам игру "Историческое лото". Поиграйте в парах.
Восстановите пословицы, соединив начала и концы.
1. Не силой борются,
2 - …а товарища выручай.
2. Сам пропадай,
3 -…там победа.
3. Где смелость
4 -…но не сходи.
4. С родной земли-умри
1 -… а умением.
Обсудите с другом, какая из пословиц больше всего подходит к теме нашего классного часа. - Почему?
Нескольких ребят можно выслушать.
Прошу вас рассказать дома родителям, друзьям о том, что вы сегодня узнали и запомнили, ведь память о том времени нужна не только тем, кто выстоял и пережил страшную войну нужнее всего она нам, чтобы мы знали цену жизни и дорожили ей.
- В заключение классного часа, приглашаю вас поучаствовать в викторине.
Викторина: «Знаешь ли ты? Помнишь ли ты?»
-
Когда началась Великая Отечественная война?
-
Какие большие сражения Великой Отечественной войны вы знаете?
-
Где находится памятник Неизвестному солдату?
-
Кто первым водрузил знамя Победы над рейхстагом?
-
В честь какого Героя Советского Союза, нашего земляка, названа одна из улиц села Ленинского,
-
Какие вы читали книги о войне?
-
Какой памятник, посвящённый Великой Отечественной войне, есть в нашем селе?
-
Назовите имена наших земляков, участников этой войны.
-
Какую дату будем отмечать в мае 2015 года?
Я приготовила для вас, ребята, список книг, прочитав которые, вы узнаете о событиях и людях той поры. Эти книги помогут вам запомнить историю нашей родины (раздаю каждому ребёнку)
3. Рекомендательный список художественной литературы о Великой Отечественной Войне
1. Алексеев С.П. Богатырские фамилии.
2.. Баруздин С. Просто Саша.
3. Воронкова Л.Ф. Девочка из города.
4. Драгунский В.Ю. Он упал на траву…
5. Дубровин В.Б. Мальчишки в сорок первом.
6. Ильина Е.Я. Четвертая высота.
7. Кассиль Л.А. У классной доски.
8. Казакевич Э.Г. Звезда.
9. Катаев В.П. Сын полка.
Использованные ресурсы:
-
Интернет.
-
Материалы районного музея.
-
Личные материалы из «Педагогической копилки»
-
Фотографии из архива «Совета Ветеранов»
-
Книга Памяти ЕАО
2. Музыкальное сопровождение:
1. Песни военных лет.
2. Запись голоса Левитана.
3. Метроном (запись)