- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Статья Духовно-нравственное воспитание современных школьников
Статья Духовно-нравственное воспитание современных школьников
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абраменко С.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Духовно-нравственное воспитание современных школьников.
Абраменко Светлана Алекссевна. Учитель истории МОУ Валентиновской ООШ Кантемировского муниципального района Воронежской области.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Поэтому в Воронежской области было предложено акцентировать внимание всего педагогического сообщества и всех участников, организующих воспитательный процесс на том, что главная цель воспитания - становление Гражданина и Патриота России; духовно-нравственной и творческой личности. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Педагогический коллектив МОУ Валентиновской ООШ ставит перед собой цель создания системы, обеспечивающей духовно-нравственное образование учащихся, основанное на приобщении к культурным ценностям Воронежского края. Продуманы виды и формы деятельности учащихся, концепция, программы.
Духовно-нравственное воспитание школьников происходит главным образом в процессе обучения. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.
В рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся осуществляются проекты «Наше наследие», «Духовные святыни России», «Святые заступники Руси» и другие. В рамках проекта «Духовные святыни России» работает районное методическое объединение учителей основ православной культуры. В нашей школе преподаются курсы «Искусство», основ православной культуры, мировых религий и светской этики.
Проводятся Рождественские и краеведческие чтения, творческие и научно-исследовательские конкурсы учащихся и педагогов, встречи со священнослужителями Митрофановского храма Александра Невского. Учащиеся школы являются постоянными участниками и призерами конкурса «Край Воронежский православный», олимпиад по православной культуре.
Таким образом, осуществляется социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. Одним из показателей эффективности системы воспитания является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля - совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.