- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Устный журнал Чудо земли-хлеб
Устный журнал Чудо земли-хлеб
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зарипова М.Ю. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Чудо земли- хлеб
Ребята входят в зал под музыку песни "Русское поле"
Учитель. Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением Александра Балина:
Вот-хлеб-высок,румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский,рижский заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?!
Их много- всяческих преград-
Преодолеть нам суждено,
Запомни же,как дважды два,
Народной мудрости слова:
"Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит".
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный,трудный хлеб.
Как хлеб к нам пришел ?
Чтец.
Пышный,мягкий,пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
Учитель. Издавна кормит людей матушка -земля.Во времена,когда люди еще не умели пахать и сеять,они брали только то,что земля сама для них припасла: ягоды,орехи,грибы,съедобные корешки.Но часто случалось так,что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшие в корзинке несколько зернышек.Случайно упадут они на землю возле дома-глядь,на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков.Каша из этих зерен получалась вкусная,лепешки и того лучше.Тогда люди смекнули,что моно не случайно,а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья.Вот и появились первые колоски. Сперва-ячменя,потом пшеницы и ржи.
В одном из музеев словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба,которому 6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера.Когда-то очень давно он попал в густой ил,со временем окаменел и так сохранился до наших дней.Вот с каких пор люди едят хлеб!
Выходил на поля...
Не сама собой природа
Хлеб на блюдце подает.
Сколько требует ухода
Мать-земля на целый год.
В каждый дом, на каждый стол
Хлеб пожаловал,пришел,
В нем-здоровье,наша сила,
В нем -чудесное тепло.
Много рук его растило
Сохранило, берегло.
Учитель: Нелегок труд земледельца.Не в уютном помещении под крышей создается хлеб.Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зеленое поле.
Святое дело-вырастить хлеб.Разве можно найти профессию более нужную,более почетную,чем профессия хлебороба!
1-й чтец.Слава миру на Земле!
2-й чтец.Слава хлебу на столе!
1-й чтец.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро,от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым,пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
2-й чтец.
С караваем соль подносим,
Поклонясь,отведать просим.
-Дорогой наш гость и друг,
Поднимай хлеб-соль из рук!
Учитель. Нет для человека запаха более приятного , чем запах свежего хлеба.(Рассказ о профессии пекаря и о том,что для выпечки вкусного хлеба нужны не только необходимые составляющие компонеты,но и старание,даже частичка души.)
Хлеб и война.
Чтец.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Учитель.Есть только одно слово,равнозначное слову "хлеб".Это слово-"жизнь".И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
В Музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба,величиной с мизинец.Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцамигорода.А людямнужно было жить,работать,нужно было выжить-назло фашистам,назло бомбежкам и обстрелу.Суровая правда тех блокадных дней,запечатленная в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой,потрясла весь мир.Прочтем их и мы.(Зачитываются строки из дневника.)
В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны.Голод,а люди берегли лучшие сорта зерен.Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе.Она и теперь,эта коллекция,бережно храниться,только сейчас на Кубани,в исследовательском центре.
Сказка ложь,да в ней намек
Чтец.
Корочка хлеба,
Хлебная крошка,
Что это- много или немножко?
Даже не вериться нам с тобою,
Что-кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Сказительница (входит и кланяется).Верно,милый,верно! Ох как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке,которая наступила на хлеб.
Жила на свете девочка по имени Инге.Была она прехорошенькая,но гордая и жестокая.Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: "Доченька,отнеси этот хлеб нашей бабушке".Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.Дорога проходила через болото.Жалко стало Инге своих нарядных башмачков.Бросила она хлеб в грязь и наступила на него,чтобы перейти через лужу.Но только Инге наступила на хлеб,как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото.И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-Болотницы.Злая Болотница превратила девочку в истукана.Руки и ноги ее оканемели,жирные пауки оплели ее своей паутиной.
Пастухи видели,что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историюо девочке,которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге.Это плакала ее мать."Какой толк,что мать теперь хнычет обо мне",-подумала инге,и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.
Однажды эту историю услышала маленькая девочка."Бедная,бедная Инге!-заплакала она.-Как бы я хотела,чтобы нге попросила прщенья и ей позволили вернуться на землю".Слова эти дошли до самогосердца Инге.И она залилась слезами раскаянья.
В тот же миг луч света проник в зловонноеподземелье,и Инге маленькой птичкой вылетела на волю.Она вернулась в родительский дом.Инге и ее мама снова стали счастливыми,потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.
Есть хлеб-будет и песня
Учитель.
Эй девчушки-хохотушки,
Начинайте петь частушки,
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Ученицы.
Мы в поселке живем,
Сушки,пряники жуем.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем.
1-я девочка.
Прянички печатные,
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
2-я девочка.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем,что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
3-я девочка.
Он не падает к нам с неба,
Появляеться не вдруг.Чтобы вырос колос хлеба,Нужен труд десятков рук.
1-я девочка.
Дождик,дождик поливай-
Будет славный урожай;
Будет белая пшеница.
Будет рожь и чечевица.
2-я девочка.
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей.
3-я девочка.
Слава тем,кто любит землю!
Тем,кто трудиться на ней!
Учитель.
Когда за столом вы,ребята, сидите,
То помните,кто для вас хлеб создает.
Ученики (по очереди).Рабочий,нефтяник,строитель,шахтер,машинист,металлург,хлебороб.(Хором.)Народ!
Учитель. Ребята,живите так,чтобы хлеб ваш был всегда честным.В хлебе-душа нашей родной земли,судьбы многих людей,их неустанный труд. Мама,хлеб,Родина-это один из самых святых слов для человека.И мне бы хотелось закончить отрывком из стихотворения,посвященного Родине,России.
Мне сегодня приснилась Россия
В покрывале из утренних рос.
Были очи ее светло-синими
И пшеничною россыпь волос.
Шла Россия некошеным лугом
Сквозь седой предрассветный туман.
Вскоре солнце взошло алым кругом,
Окунувшись в небес океан.
Шла со звонкою радостной песней,
Воспевались в ней ширь и простор.
Ну, а с песней и труд интересней-
Ей подпел молодой комбайнер.
Подхватили доярки-певуньи,
Что прошли через луг прямиком,
Чтоб скорее молочные струйки
Зазвенели над каждым ведром.