Сценарий краеведческого квеста Чужан му кузя ми мунам /Мы идём землёю Коми/, посвященного 95-летию Республики Коми

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Сценарий краеведческого квеста

«Чужан му кузя ми мунам»

/Мы идём землёю Коми/

Цель: Формирование у обучающихся познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края.

Задачи:

Воспитательные - Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к её традициям;

Развивающие - Способствовать развитию коммуникативных умений, организаторских способностей обучающихся посредством вовлечения каждого участника в коллективную деятельность;

Обучающие - Способствовать обучению детей новым словам и выражениям на коми языке .

Форма проведения: квест-игра

Оборудование:

Проектор, ноутбук, электронная презентация «Чьи следы», физическая карта Республики Коми.

Дидактический материал:

карточки с наименованиями животных, продуктов питания;

ключи с буквами (ключевое слово - КОМИ МУ)

готовые изделия для демонстрации (кукла в национальном костюме Корткеросского района, гетры с коми орнаментом)

таблица с коми орнаментом.

Время проведения: 45 минут

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материалов, необходимых для проведения квеста.

  2. Оформление интерьера актового зала и школьной столовой.

  3. Выбор руководителей станций.

  4. Подготовка атрибутов для команд (ленточки)

Сценарный план проведения игры.

В назначенное время в актовом зале школы собираются обучающиеся 1-4 классов, классные руководители, администрация школы. Звучит Гимн Республики Коми.

Ведущий: Видза оланныд, дона ёртъяс! Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы рады вас видеть в этом зале, ведь сегодня мы отправимся в очень увлекательное путешествие по родному краю. А кто знает, в какой стране мы живем? (ответы детей). А как называется наша республика? (ответы детей). Правильно, Республика Коми. Нашей республике в 2016 году исполнится 95 лет. Давайте посмотрим ролик про наш край.

Просмотр видеоролика «Мульти - Россия. РеспубликаКоми»(1 мин)

Ведущий: Действительно, мы с вами все разные, но что нас объединяет? (ответы детей). Правильно, то, что мы живем в одной республике. И сегодня мы пройдем увлекательный квест по родному краю. Для этого поделимся на 3 команды. Команды выберем по цветам коми флага.

Делим детей на 3 команды, повязывая каждому участнику ленточку соответствующую цвету флага Республики Коми (синего, зеленого, белого)

Руководитель синих - Семяшкина Екатерина Анатольевна

Руководитель зеленых - Ветошкина Надежда Брониславовна

Руководитель белых - Мишарина Александра Николаевна

Руководители получают маршрутные листы.

Ведущий:

Условия квеста:

  1. Всюду следовать за руководителем.

  2. Нужно посетить 6 станций. Время пребывания на станции 3-4 минуты.

  3. На каждой станции выполняем задание и после этого получаем ключ с буквой и двигаемся дальше.

  4. В конце игры из добытых вами ключей вы составите ключевое слово.

Ведущий: Уважаемые гости могут присоединиться к любой команде.

Команды расходятся по своим маршрутам


Список станций и задания к ним



Название станции/перевод



Задание



  1. «ЧОСМАСЯМ»



УГОЩАЕМСЯ

Читаем стих Г. Юшкова про шаньги

Задание1: Спрашиваем, с чем шанежки бывают?

Задание2: Что нужно, чтобы испечь шаньги? Дети сопоставляют русское слово с коми и наоборот. Например, мука. А как мука называется на коми языке? Дети ищут карточку и читают (пызь).



  1. «МИЧМОДЧАМ»



НАРЯЖАЕМСЯ

Сначала читаем предысторию про значение и функции оберегов.

Показываем иллюстрации, обращаем внимание детей на орнамент.

Показываем, гетры, куклу в национальном костюме Корткеросского района.

Задание: Показываем карточки с орнаментом (5-7 шт), дети разгадывают значение, соотносят их с карточками-названиями



  1. «КОНI МИ ОЛАМ?»



ГДЕ МЫ ЖИВЁМ?

Обращаем внимание на физическую карту Республики Коми. Показываем города и районы.

Задание 1:Собрать карту РК (паззл)

Задание 2: Показать на собранной карте, где мы сейчас находимся (найти свой район, название посёлка, перечислить улицы поселка, назвать полный адрес школы на коми языке)





  1. «КОМИ РЕСПУБЛИКАЛОН ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛЪЯС»



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Рассказываем, что относится к государственным символам (герб, гимн и флаг).

На столе 3 герба: герб Республики Коми, герб города Сыктывкара, герб Корткеросского района.

Задание 1:Дети должны сказать, где какой герб.

Задание 2: Правильно собрать флаг республики Коми (синий-зелёный- белый)

Задание 3: Прочитать коми названия с карточек

Столица - юркар

Административный центр - юрсикт

Герб - канпас;

Гимн - кып;

Флаг - дорапас



  1. «КОДI ГОБОЧЫН ОЛА?»



КТО В ЧУЛАЧИКЕ ЖИВЕТ?

Сначала рассказываем предысторию про веру народа в сверхъестественные существа. Например, духи природы:

Ворса (Леший)

Яг-морт (Лесной человек)

Суседка (Домовой)

Пывсянса (Банный человек).

Легенда: Домовой приготовил задание: Прочитать скороговорки на коми языке (3 шт).

Затем, чтобы добыть ключ с буквой, предлагаем детям заглянуть в чугунки, прикрытые платком, и на ощупь достать настоящие 3 ключа.







  1. «КОК ТУЙЯС»

СЛЕДЫ

А сейчас мы посетим уголок живой природы. Лесные звери и птицы оставили следы на снегу.

Включаем презентацию «Чьи следы?»

Задание1: Дети угадывают, следы какого животного остались на снегу и сразу переводят название на коми язык



После прохождения всех станций руководители собираются с командами в актовом зале. Составляют ключевое слово.

Ведущий: Все команды в сборе? (ответы детей). Тогда прочитайте ключевое слово, которое вы собрали («КОМИ МУ»). Молодцы! Вы достойно справились со всеми заданиями, не испугались даже страшной комнаты и собрали все ключи. А ключики эти от нашей родной земли. А значит, мы с вами стали умнее и узнали о республике Коми чуточку больше.

Рефлексия

Ведущий: Ребята, вам понравилась игра? А что вы можете пожелать нашей дорогой республике? (ответы детей).

В завершении игры я еще раз попрошу назвать цвета флага республики в правильной последовательности (синий - зелёный - белый), и в знак единства, дружбы и любви попрошу всех участников сфотографироваться на фоне флага республики Коми.

Ведущий: Спасибо! Аттьо! Аддзысьлытодз! До свидания!

Все участники игры расходятся.









































Литература:



  1. Клейман Т. Детям о культуре народа коми. Сыктывкар, 2004г.

  2. Кузьмина М. В., Леканов Д.М. Коми - край мой северный. Сыктывкар, 2001г.

  3. Плесовский Ф. Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар, 2000г

  4. Рочев Ю. Коми старинные детские игры. Сыктывкар, 1984.

Чудова Т. И. Праздничная выпечка коми (зырян):технология приготовления и использование в обряде. Сыктывкар, 2004

























































Карточки:

1 группа- Названия продуктов питания

Русский язык

Коми язык

Мука

Сметана

Яйца

Молоко

Творог

Сахар

Соль

Картошка

Крупа

Рыба

Масло

Капуста

Мясо

Хлеб

ПЫЗЬ

НОК

КОЛЬК

ЙОВ

РЫСЬ

САКАР

СОВ

КАРТУПЕЛЬ

ШЫДОС

ЧЕРИ

ВЫЙ

КОЧАН

ЯЙ

НЯНЬ

2 группа - Наименования животных

Заяц

Волк

Белка

Лисица

Сорока

Медведь

Лось

коч

коин

ур

руч

катша

ош

йора

3 группа - Государственные символы

Столица

Административный центр

Герб

Гимн

Флаг

Юркар

Юрсикт

Канпас

Кып

Дорапас



© 2010-2022