- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Воспитательский час Конфликты в нашей жизни
Воспитательский час Конфликты в нашей жизни
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Худякова Т.С. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Конфликты в нашей жизни.
Цели: Образовательная
Разъяснить подросткам понятия « конфликт; конфликтная ситуация; компромисс; уступка; сотрудничество.»
Развивающая:
Развивать умение формулировать и высказывать свое мнение, обогащать словарный запас, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать позитивное отношение к сверстникам, желание и умение прощать.
Место проведения: актовый зал.
Оборудование: эпиграфы, слайды, карточки, карандаши, музыкальное сопровождение.
- Наше занятие мы начнем с китайской притчи, которая называется «Ладная семья».
- Какие 3 слова стали законом в семье, где царили мир и согласие(любовь, прощение, терпение).
- А нас с вами можно назвать ладной семьей?
- Всегда ли у нас царит мир, согласие, взаимопонимание?
- Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения, будет ли комфортно вам в таком коллективе?
- Есть такое понятие как «конфликт»
- Что оно обозначает по вашему мнению? (высказывания детей).
- Слайд 1
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (участников).
- Сегодня мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях и способах их разрешения.
- Тема нашего воспитательского часа будет звучать так:
«Конфликты в нашей жизни.» (2 слайд)
- В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен. Ученые провели психологический опрос, который позволил выявить, что люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены, обращаю внимание на экран.(3 слайд)
-
Люди хотели развить в себе качества:
36% опрошенных- уверенности, решительности
25%- выдержки, уравновешенности
25%- целеустремленности, силы воли
9%- терпимости
5%- доброжелательности
-
Окружающим людям все хотели бы добавить:
35% опрошенных- доброты, человечности
20%- честности, порядочности
18%- взаимопонимания, сочувствия
14%- терпимости
13%- щедрости
- Судя из этих данных какое качество стоит на 1 месте, которое люди хотят развить в себе?
- А что люди хотят видеть в окружающих?
- Конфликты могут возникнуть по разным поводам, но причины у всех могут быть схожие, а какие вы сами определите, поработав с карточками.
- Раздаю карточки с перечнями причин:
1. Несовпадение целей.
2. Разный вес и рост.
3. Несовпадение желаний.
4. Разный цвет глаз и волос.
5. Неуважение к другим.
6. Неумение общаться
- Давайте назовем причины, способствующие развитию конфликта.
- Есть еще одно понятие: «конфликтная ситуация». Как вы понимаете это понятие?
Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники отстаивают свои не совпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта.
- Показ слайда с понятием (4 слайд).
- Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?
- Вспомните, отчего возникла ваша конфликтная ситуация, что было причиной конфликта и закончите предложение: Причиной конфликта было, то что…
- Разбор написанного, подвести итог.
- Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, когда ссоритесь мы сейчас узнаем, но для этого поработайте с карточками, подчеркните то, что походит вашему поведению в такой ситуации.
-
Угрожаю или дерусь.
-
Избегаю противника.
-
Ищу компромисс.
-
Допускаю, что не прав, даже если не смогу поверить в это окончательно.
-
Желаю во, чтобы то не стало добиться своей цели.
-
Сдаюсь.
-
Меняю тему.
-
Предлагаю мир.
-
Уступлю.
-
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически- нет.
- Разбор с каждым выбранного.
- Работая с карточками вам встретились там такие слова: компромисс и уступка. Как вы это понимаете?(слайд 5)
Компромисс- стремление урегулировать разногласие, уступая в чем-то в обмен на уступки другого.
Уступка- готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов.
Сотрудничество- поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения.
- А есть еще один способ урегулирования конфликта: это сотрудничество. Как вы это понимаете? (6слайд).
- Тот кто опирается на сотрудничество, тот не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы.
- А какие качества должны присутствовать при разрешении конфликтных ситуаций по вашему мнению вы сейчас для себя выберите.
1. Терпимость.
2. Бессердечность.
3. Сострадание.
4. Прощение.
5. Вспыльчивость.
6.Милосердие.
7. Желание что-либо делать вместе.
8. Злоба.
9. Ложь.
10. Сотрудничество.
11. Раздражение.
12. Зависть.
13. Уважение прав других.
- Перечислите какие качества должны преобладать при возникновении конфликтной ситуации?
- А почему вы выбрали терпимость, прощение и т.д.
- Сейчас вы поработаете в парах, мы разберем несколько ситуаций. Ваша задача решить проблему мирным путем.
Раздаю карточки с ситуациями.
-
Тебя обозвали. Твоя реакция?
-
Тебе нечаянно наступили на ногу. Твои действия?
-
Тебя больно толкнули. Как поступишь?
-
У тебя отобрали футбольный мяч. Что сделаешь?
- Разбор ситуаций.
- Любая конфликтная ситуация всегда не приятна и есть способы ее решить. Какие вы можете назвать? Можно добавить: промолчать, сдержаться, быть мудрее, прежде чем вступить в спор, надо успокоиться.
- В чем вред конфликта?
- Во-первых от конфликта страдает достоинство человека.
- Во-вторых, на каждую минуту конфликта, приходится 20 минут последующих переживаний, когда все валиться из рук, упало настроение.
- В-третьих, страдает физическое здоровье: поражаются нервы, сердце, сосуды.
- Чтобы избежать всех негативных последствий конфликта я предлагаю вам придерживаться следующих правил:
-
Прежде чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
-
Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
-
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
-
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
-
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
-
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
-
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
-
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
-
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
- Обращаю внимание на эпиграф Георгия Александрова и на другие.
- Омар Хайям написал очень хорошее стихотворение.( чтение)
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее
будь и улыбнись
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
- Выберите каким способом, о котором вы узнали сегодня, воспользуетесь в конфликтной ситуации? (компромисс, уступка, сотрудничество).
-На столах у каждого есть 3 цветных квадратика
Красный- обозначает да
Синий- нет
Зеленый- сомневаюсь
- Ответьте на вопрос с помощью этих квадратиков- считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации?
- Избежать конфликта может каждый и в любой ситуации это возможно. Прежде чем что-то сделать подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным.
- Сейчас мы с вами поиграем. Составим паутинку добрых пожеланий в нашей группе. Правила игры такие: я бросаю клубочек и желаю тому кому бросаю, чего-то хорошего, но ниточку держу в руках и не отпускаю для того, чтобы у нас получилась паутинка. Тот кто поймает клубочек, удерживает нитку, а клубочек кидает другому с пожеланием. Ребята в руке каждого из нас должна быть эта добрая ниточка, каждый должен получить и сказать свое доброе пожелание.
-Давайте посмотрим на паутинку, какая она у нас получилась плотная, много в ней ниточек. Значит у нас такой дружелюбный и сплоченный коллектив будет всегда и в любую минуту мы должны вот также поддержать друг друга, потому, что мы все связаны одной нитью и никто не должен выпасть из этой паутинки.
- На этом наше занятие закончено, всем спасибо.