- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Воспитательная программа 5-9 класс
Воспитательная программа 5-9 класс
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тванков А.Н. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлинская средняя общеобразовательная школа им В.И. Казакова
Согласовано:
РМО зам. директоров
по ВР
Протокол от
30.08.2013г № 1
Утверждено:
Директор школы:
А.Н. Федоров ______________ Приказ от
02.09.2013г № 272
Принято
педсоветом
Протокол педсовета
От 28.08.2013 г № 1
Программа
воспитательной работы
«Я расту»
Классный руководитель - А.Н. Тванков
Бутурлино
2013
Программа воспитания « Я расту».
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает
первое и истребляет второе.
Фрэнсис Бэкон
Раздел I.
Пояснительная записка.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает его успешным в дальнейшем.
Почему же я выбрал такое название? Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель программы: Обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Участники программы: Программа предусмотрена для учащихся 5 - 9 классов.
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно - творческого дела. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
На основе данных принципов можно выделить 7 основных направлений:
-
Гражданско - патриотическое.
-
Ученье.
-
Физкультурно - оздоровительное.
-
Художественно - эстетическое.
-
Трудовое.
-
Нравственное
-
Семья.
Условия успешной реализации программы:
-
Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
-
Привлечение к реализации программы школьного психолога.
-
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
-
Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
-
Конверт достижений «Я расту».
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
-
социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
-
умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
-
потребность в творческой самореализации;
-
умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей, можно выделить три этапа воспитания:
I этап - 11 - 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества, которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
II этап - 13 - 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап - 14 - 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.
Возрастные категории
учащихся
Воспитательный
Образовательный
Практический
Младший возраст
Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным
Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно
Конверт достижений «Я расту» в коллективе
Средний возраст
Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха.
Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы
Конверт достижений «Я расту» в коллективе
Старший возраст
Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей
Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде.
Конверт достижений «Я расту» в коллективе
На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.
По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе:
-
Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
-
Помочь человеку быть творцом.
-
Формировать активную гражданскую позицию личности.
-
Воспитывать любовь к людям.
-
Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставит себя унижению.
-
Воспитывать трудолюбивую личность.
-
Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
-
Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
-
Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
-
Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.
Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
-
Воспитательный результат - развитие качеств, актуализация социально - значимых ценностей;
-
Образовательный результат - приобретенные ребенком знания и умения;
-
Практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.
Раздел II.
Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:
-
Направление «Гражданско-патриотическое».
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
-
Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
-
Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
-
Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
-
Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
-
Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
-
Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своей малой родины.
Формы:
-
Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, района.
-
Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
-
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
-
Организация и проведение встреч с участниками войны;
-
Организация и проведение экскурсий по району, краю;
-
Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
-
Направление «Ученье».
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
-
Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
-
Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
-
Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы.
-
Воспитание потребности учиться.
-
Воспитание ответственности за выполненную работу.
-
Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
-
Стараться участвовать во всех олимпиадах, конкурсах.
-
Направление « Физкультурно-оздоровительное и экологическое».
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир.
Задачи:
-
Создание условий для физического развития учащихся.
-
Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
-
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
-
Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
-
Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
-
Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
-
Организация и проведение походов, поездок.
-
Организация и проведение экскурсий.
-
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
-
Направление «Художественно-эстетическое».
Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитию активной и инициативной личности.
Задачи:
-
Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
-
Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Формы:
-
Организация и проведение семейных вечеров.
-
Сбор материалов и выпуск классных газет.
-
Подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов.
-
Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
-
Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
-
Организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
-
Организация и проведение выставок работ школьников.
-
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
-
Организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам района, края.
-
Посещение музеев, выставок.
-
Направление «Трудовое».
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности
Задачи:
-
Воспитание потребности трудиться.
-
Воспитание ответственности за выполненную работу.
Формы:
-
Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
-
Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
-
Организация и проведение семейных вечеров.
-
Организация и проведение походов, поездок;
-
Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.
-
Организация и проведение трудовой практики.
-
Направление «Нравственное».
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
-
Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
-
Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
-
Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
-
Организация и проведение семейных вечеров.
-
Формирование и развитие классных традиций.
-
Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
-
Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
-
Организация и проведение классных праздников.
-
Организация посещения концертов, театров.
-
Направление « Семья».
Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.
Задачи:
-
Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
-
Стараться хранить семейные традиции формировать традиции класса.
Формы:
-
Организация и проведение семейных вечеров.
-
Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
-
Организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка.
-
Формирование традиций класса.
-
Просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок.
-
Организация и проведение семейных праздников.
-
Организация взаимного творчества детей и родителей.
Раздел III.
Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
-
собеседование с учителями, работающими в классе;
-
организация участия детей в школьных олимпиадах;
-
мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
-
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
-
организация индивидуальной творческой деятельности;
-
создание условий для самовыражения;
-
включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
-
собеседование с родителями;
-
собеседование с психологом;
-
наблюдение и особое внимание, коррекция;
-
организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
Раздел IV.
Профилактическая работа.
-
Работа с родителями. Содержание взаимодействия - забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
-
Обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
-
Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
-
Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
-
Изучение условий семейного воспитания:
-
посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
-
особенности семейного воспитания;
-
беседы, анкетирование родителей;
-
сочинения учащихся о семье;
-
конкурс творческих работ учащихся "Моя семья";
-
формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
-
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
-
родительские собрания;
-
информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
-
приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
-
регулярная проверка дневников.
-
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
-
Взаимодействие с родительским комитетом:
-
помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
-
помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
-
с учреждениями дополнительного образования.
-
Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
-
Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
-
родительские собрания;
-
заседания родительского комитета;
-
четкие и лаконичные записи в дневниках;
-
записки - извещения.
-
Работа с педагогами, работающими в классе:
-
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
-
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
-
выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
-
развитие коммуникативных умений педагогов;
-
сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
-
помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
-
проведение малых педагогических советов;
-
индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
-
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Раздел V.
Механизм реализации программы «Я расту».
"Я расту" является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива.
Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи.
Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
5-й класс - "Проросшее семечко"
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
-
Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
-
Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
-
Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
-
Развитие навыков взаимодействия.
-
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
-
Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
-
Формирование ценностных представлений и отношений.
-
Организация досуговой деятельности.
6-й класс - «Росток»
-
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
-
Апробация элементов самоуправления (советы дела, КТД).
-
Коллективное планирование.
-
Развитие чувства коллективизма.
-
Поощрение инициативы.
-
Развитие ценностных представлений и отношений.
-
Содействие личностному развитию учащихся.
-
Формирование навыка коллективного анализа.
-
Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс - «Соцветие»
-
Развитие самоуправления учащихся.
-
Коллективное планирование, коллективный анализ.
-
Содействие личностному развитию учащихся.
-
Организация социально значимой деятельности.
-
Развитие навыков социального взаимодействия.
-
Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс - «Бутон»
-
Формирование потребности в творческой деятельности.
-
Самоуправление учащихся.
-
Коллективный анализ, коллективное планирование.
-
Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
-
Работа творческих групп.
-
Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
-
Развитие навыков социального взаимодействия.
-
Развитие навыка социального проектирования.
-
Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс - «Цветочки»
-
Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
-
Самоуправление учащихся.
-
Работа творческих групп.
-
Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
-
Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
-
Социальное проектирование.
-
Развитие ценностных представлений и отношений.