Методическая разработка Мудрец с душой ребёнка

Раздел Воспитательная работа
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГБОУ БОШИ 1







«МУДРЕЦ С ДУШОЙ РЕБЁНКА»

Методическая разработка для учащихся 6 класса



Библиотекарь: Киселёва С.И.













ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки
ЗАДАЧИ: на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;
учить понимать природу, её законы и особенности;
развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка, компьютер, жетоны за правильные ответы

Ход мероприятия:

Любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами.

Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Наш библиотечный урок мы посвящаем жизни и творчеству писателя - натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, ему в этом году исполнилось бы 120-лет.

слайд №1

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнка

Родился Виталий Валентинович Бианки 12 февраля 1894 года в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков - итальянцев. От отца - учёного-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт».

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять - шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружьё ему подарили в 13 лет. А ещё он очень любил поэзию.

А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразовались в увлекательные рассказы и сказки.

слайд №2

Бианки всю жизнь путешествовал. Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнка

слайд №3

Осенью 1922 года Бианки с семьёй вернулся в Петроград. Стал посещать литературный кружок, где собирались детские писатели. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка «Чей нос лучше?»

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнка

слайд №4:

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнка

Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку». Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения.

слайд №5

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнка

Дом в Бийске, в котором Бианки жил в 1921-1922 годах. В этом доме написал свою «Лесную газету» Виталий Бианки.

слайд №6:

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнка

Бианки постоянно работал над новыми книгами (он автор более трёхсот произведений). Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим, Бианки вместе вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики».

В сказочных произведениях нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Давайте и мы с вами совершим путешествие по книгам Бианки.


  1. Слайд №7: Ребята, вы попали в сказку Виталия Бианки «Чей нос лучше?». О чём эта сказка? (В ней маленькая птичка-мухолов знакомилась с другими птицами и размышляла, у кого же лучше клюв? Клёст может своим клювом доставать из шишек семена, дятел - долбить ствол дерева, уточка - цедить воду из речки, а страшный ястреб - хватать маленьких птичек!)

Я объявляю конкурс, который называется «Птичий портрет».

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнка

Сейчас раздам вам карточки с рисунками, на которых изображены птичьи головки. Взгляните на них и скажите, чем питаются эти птицы? Вы сможете это узнать, внимательно рассмотрев форму клюва птиц.

(Карточка №1. На ней нарисована голова птицы с узким и длинным клювом, который помогает птице добывать насекомых из трещин в деревьях. Обладатель такого клюва - насекомоядная птица, возможно, дятел или мухоловка-пеструшка.

Слайд №8

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнкаМетодическая разработка Мудрец с душой ребёнка


Карточка №2. Изображена голова птицы с крепким, сильно изогнутым клювом. Это клюв хищной птицы, он помогает разрывать мясо добычи. Обладателем этого клюва может быть ястреб или сокол.

Слайд №9

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнкаМетодическая разработка Мудрец с душой ребёнка

Карточка №3. Голова птицы с коротким прочным клювом. Такой клюв принадлежит зерноядной птице. Он помогает раскалывать орехи, семена. Похожий клюв у клеста.)

Слайд №10

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнкаМетодическая разработка Мудрец с душой ребёнка

Слайд №11:

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнка

А сейчас мы с вами очутились в сказке «Лесные домишки». В ней рассказывается о птичке береговушке, за которой погнался ястреб и она очутилась далеко от дома. Она просилась переночевать к разным птицам, но не одно гнездо ей не понравилось. Ну а чем закончилась эта история, вы узнаете, прочитав книгу. А сейчас я объявляю конкурс «Помоги птичке найти гнездо». На плакате нарисовано дерево с гнёздами и на гнезде написано название птицы. Ваша задача взять птицу и посадить в гнездо.

Физкультминутка:

Игра «Летает, не летает» (Ведущий называет птиц, дети машут руками, если птица летает, а если не летает, присесть) Сова, аист, сокол, воробей, перепёлки, пингвин, ласточка, синица, грач, сорока, попугай, страус, журавль, фламинго, чайки, тетерев, глухарь, галка, ворона, курица, снегири, жаворонок, соловей, скворец, лебеди, киви

Конкурс на сообразительность «Портрет дерева»:

(На карточках изображены три дерева)

Задание: соединить стрелкой дерево и место, где такое дерево могло вырасти: в городе, в тесном лесу или в открытом месте. ( Дерево с пышной кроной выросло на открытой местности; дерево узкое и высокое - в тесном соседстве с другими деревьями, из-за тесноты тянулось вверх; дерево чахлое и неровное - в городе и было подвержено вредным воздействиям)

Слайды №12 - №21 : «Загадки»

• Пёстрая крякушка ловит лягушек. (Утка)

• Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)

• В поле котелок стоит в нём точно вода кипит, а дров никто не подкладывает. (Муравейник)

• Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

• Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

• Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)

• Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)

• Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки)

• Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)

• Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб)

• Мальчишка в сером армячишке по двором шныряет крохи подбирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)

• В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)

«Викторина»

А теперь проведём небольшую викторину. Вопросы будут весёлыми, рассчитанными не только на ваши знания, но и на фантазию, сообразительность, остроумие, поэтому отвечать на них нужно с юмором.

  • Каким гребнем не причешешься? (Петушиным)

  • По чему плавает утка? (По воде)

  • Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвёртый год)

  • Как сорвать ветку дуба, чтобы не спугнуть сидящую на ветке иволгу? (Нужно подождать, пока иволга улетит)

  • На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)

  • От чего плавает гусь? (От берега)

  • Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получилась известная птица? (Сорок «а» - сорока)

  • Петух снёс яйцо - кому оно достанется? (Петух яиц не несёт)

  • Может ли мухоловка - пеструшка назвать себя птицей? (Она не умеет говорить)

Слайд№22

Методическая разработка Мудрец с душой ребёнка

Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое задание вам понравилось больше всего? Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать книги В.Бианки. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.

(Награждение победителей)

© 2010-2022