Статья Создание психологического комфорта школьников на уроке

В настоящее время много внимания уделяется гуманизации образования, индивидуальному подходу к ученику в процессе обучения и воспитания, вниманию к каждому ребенку, созданию в школе атмосферы психологического комфорта. Глубоко убеждена, что психически-комфортный коллектив, является трудоспособным, любые взаимодействия в нем, как при обучении, так и во время отдыха эффективны. Такой коллектив создает единую идейно направленную группу с ощущением семейного уюта, где существует взаимоподдержка...
Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание психологического комфорта школьников на уроке.

В настоящее время много внимания уделяется гуманизации образования, индивидуальному подходу к ученику в процессе обучения и воспитания, вниманию к каждому ребенку, созданию в школе атмосферы психологического комфорта.

Что такое комфорт?

Комфорт - это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Я считаю, что никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы Поэтому, помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс - вот те задачи, которые я поставила перед собой.

Глубоко убеждена ,что нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на "хороших" и "плохих", "умных" и "глупых". Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Для решения этих задач:

  1. предоставляю возможность ребенку выражать свое "я"

  2. позволяю делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;

  3. поощряю генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;

  4. стараюсь развивать готовность и умение брать на себя ответственность;

  5. создаю условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;

Говоря об интеллектуальной комфортности моих учеников на уроках, я стараюсь,

  • во-первых, чтобы образовательный процесс не создавал ситуации «превышения возможностей»: уровень требований, нагрузка, темп работы должны соответствовать возможностям учеников и не вызывать у них перегрузки, которая неизбежно влечет за собой повышение утомляемости, стрессы и как следствие, наплевательское отношение к предмету вообще;

  • во-вторых, при организации образовательного процесса наиболее полно задействую индивидуальные познавательные особенности каждого ученика. Эти цели достигаются с помощью различных образовательных технологий и активных форм обучения.

Подход к постановке урока основываю на следующих принципах:

1. СВОБОДА ВЫБОРА (оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками).

На моих уроках учащиеся имеют возможность:

- выбирать, в каком порядке выполнять задания;

- распределять своё время;

- выбирать формы работы;

Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. Учитель руководит, стимулирует, контролирует и обучает.

2. СОТРУДНИЧЕСТВО. Моим детям (8г классу) всё время внушаю, что ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учениками и учителями, хочу, чтобы они обращались друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают. Я приучаю моих детей не убегать домой сразу после школы, а заходить ко мне. Это значит, что слабый может спросить у сильного помощь и получить её, а сильный еще раз повторить трудный материал, причем ребята в это время никогда не списывают, а делают сами задания по любым предметам.

Здесь выявляются важнейшие аспекты сотрудничества:

- умение прислушиваться друг к другу;

- принимать совместные решения;

- доверять друг другу;

- ощущать свою ответственность за работу группы;

Глубоко убеждена, что психически-комфортный коллектив, является трудоспособным, любые взаимодействия в нем, как при обучении, так и во время отдыха эффективны. Такой коллектив создает единую идейно направленную группу с ощущением семейного уюта, где существует взаимоподдержка и взаимопомощь. В таком классе естественно создаются все условия для полной реализации умений учителя, устанавливается климат взаимоуважения, ученики ведут себя свободно и не устают, с удовольствием посещают школу. У них возникает желание находиться вместе как можно больше времени, - это действительно спаянный, здоровый коллектив. В таком оптимально сформированном коллективе значительно повышается успешность и дисциплина. Конечно, я ещё в начале пути с моими детьми, но уже вижу, что стартовали мы в правильном направлении.

Технология, приемы создания психологического комфорта на уроке (Д. Карнеги):

1) УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени;

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других;

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни;

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

6) Искренне интересуйтесь людьми.

7) Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости.

Золотые правила психологического комфорта на уроке

  • Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

  • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

  • Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

  • Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

  • Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

  • Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.


© 2010-2022