- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Статья Патриотическое воспитание личности в школе
Статья Патриотическое воспитание личности в школе
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Терзян А.С. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
Организация
патриотического воспитания в школе.
Терзян А.С
Учитель истории и обществознания
2015
Патриотизм - это любовь к Родине,
преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность,
вплоть до самопожертвования, к его защите.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность.
Воспитание патриотических чувств учащихся - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наш задача - создать условия для социальной адаптации учащихся через культивирование интереса у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
Сегодня государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. На это указывают следующие государственные документы:
• Закон «Об образовании»;
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.г.»;
Гражданское воспитание - понятие широкое. Оно включает в себя много направлений, важное место среди которых занимает патриотическое воспитание.
Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Ключевая идея воспитательной системы класса направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства за основу патриотического воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений; уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.
Ступенями развития гражданственности можно считать:
•воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;
•воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью своей семьи;
•воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью классного коллектива;
•воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;
•воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью.
Патриотическое воспитание - основа в системе воспитания.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МОУ СОШ№20
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в МОУ СОШ№20 является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
-
чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
-
уважительное отношение к языку своего народа;
-
заботу об интересах Родины;
-
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
-
проявление гражданских чувств;
-
гордость за своё Отечество, за символы государства;
-
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
-
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
-
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Родина, народ, родители, природа, родственники - не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.
. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников.
Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, школьник утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и смыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Учащиеся МОУ СОШ№20 переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. У учащихся появляется чувство восхищения, стремление подражать таким людям.
Большое внимание в школе уделяется культуре межнациональных отношений так как школа является многонациональной.
. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в в школе
Духовно - нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
-
Гражданско - патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу
-
Историко - краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко - культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней
-
Гражданско- патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков..
-
Военно - патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
-
Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально - волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
-
Социально - патриотическое. Направлено на активизацию духовно - нравственной и культурно - исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста
2. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
-
Школьный музей;
-
Общешкольные тематические линейки
-
Месячник гражданско- патриотического воспитания;
-
Урок -конференция «Сочи -город госпиталь»
-
Вахта Памяти;
-
Экскурсии по местам боевой славы;
-
Встречи с ветеранами В.О.Войны;
-
Уроки мужества и памяти;
-
Участие в районных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности;
-
Патриотическая акция «Подарок солдату;» «Пальма Победы», «Бессмертный полк»
-
Конкурс военно- патриотической песни;
-
Конкурс чтецов;
-
Содержание закрепленных за школой памятников;
-
Проведение мероприятий по изучению государственной символики и Конституции России;
-
Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над ветеранами;
-
Изучения материалов на уроках истории,
-
Участие в создании книги памяти посвященной 70 летию Великой Победы « Интервью с ветераном»
Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.
Система работы по патриотическому воспитанию учащихся
Дополнительное образование
Урочная деятельность
Классные часы
Работа библиотеки
Работа музея
Экскурсии, выходы
Мероприятия различных уровней
Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность
История России
Обществознание
Всеобщая история
Литература
Музыка
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня - это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности - убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества , родного края и малой родины.
7