Программа деятельности воспитательной работы

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа им. Расула Гамзатова» Кизлярского района республики Дагестан.









Программа

воспитания школьников


Программа деятельности воспитательной работы








Срок реализации:2015-2018 уч.год

Составитель: классный руководитель 7 «а» класса

Кузнецовой О.В.










Пояснительная записка.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России]

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. [из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России]

Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы было эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.

Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.

Организация воспитательного процесса в системе «школа - семья - социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся. [из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России]

Главным направлением воспитательной работы я считаю работу по совершенствованию воспитательного процесса через слагаемые социализации. Социализация - это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Социализация (Т. Парсонс, Р. Мертон) - процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру - являются важнейшими задачами учебно - воспитательного процесса.

Поэтому поставленная цель предполагает не только восприятие тех ценностей и социального опыта ребенком, которые предлагает ему общество, но и его собственное воздействие на само общество набором тех качеств и убеждений, которые стали его сущностью в процессе взросления. Воспитывая социализированную личность, способную к самопознанию, саморегуляции, самоактуализации, самоопределению и саморазвитию, я забочусь о ее мироощущении и мировоззрении, стремлюсь сделать ее успешной в любых ситуациях жизни, помочь ей создать свой духовно - богатый внутренний мир, основанный на достижениях человечества с точки зрения гуманизма.

Таким образом, сущностный смысл социализации как двустороннего процесса раскрывается на пересечении таких ее составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Моя программа воспитательной деятельности выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся, социального состава их семей.





Психолого - педагогическая характеристика класса.

В данном 7 классе я являюсь классным руководителем 3-ий год. На момент перехода из начальной школы в классе обучалось 14 учеников, в том числе 7 мальчиков и 7 девочек. Основной состав учащихся 2002 года рождения - 6 человек, 2003 года рождения - 5 человек, 2001 года рождения - 1человек. Все учащиеся проживают в селе Краснооктябрьском.

Подавляющее большинство учащихся воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. 1ученик воспитывается в неполной семье. Ласый Захар воспитывается в многодетной семье (без отца, мама одна воспитывает 5 детей,старшие братья заменяют ему отца). Интеллектуальный уровень класса выше среднего. Курс начальной школы 4 человека закончили на «отлично» - Магомедова Багжат, Исмаилова Айшат, Магомаева Кавсарат, Пуленов Магомедамир. В 5-ом классе за 1-ю и 2-ю четверти 11 хорошистов (отличников нет), 3 человека имею 1-2 «3». В классе нет изолированных и нет ярких лидеров, но определяются некоторые микрогруппы по интересам и увлечениям. Но между ними нет конкуренции, они сотрудничают в процессе КТД класса.

У многих учащихся имеются волевые качества личности: целеустремленность, усидчивость. Многие учащиеся очень добрые и спокойные, но есть в классе конфликтные учащиеся это -Идрисова Макка, бывают сложности в общении с классным коллективом.

Большинство родителей интересуются школьной жизнью своих детей, принимают активное участие в жизни класса и школы (помогают проводить экскурсии, классные часы).

Класс имеет средний уровень развития культурных навыков воспитанности.

Ребята активно участвуют в различных школьных и классных мероприятиях, утренниках, подготовке тематических концертов, конкурсах.

Все учащиеся класса (14 человек) посещают кружки и секции, такие как кик-бокс, борьба, футбол, баскетбол, кружок танцы.

Учащиеся класса доброжелательны, отзывчивы, проявляют трудолюбие.

Исходя из вышеизложенного, я определила следующие цели и воспитательные задачи:

Цель: воспитание социализированной личности в рамках воспитательной системы.

Задачи:

  • Формирование базовой культуры личности.

  • Обеспечение условий для духовного, физического и интеллектуального развития учащихся.

  • Удовлетворение творческих и образовательных потребностей ребенка.

  • Развитие ученического самоуправления в рамках единого воспитательного пространства школы.

Программный материал подразделяется на пять блоков:

1-й блок: «Я-Я» (Я в общении с самим собой) - 5 класс.

Задачи на учебный год:

  1. Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность.

  2. Помочь осознать изменения, произошедшие при переходе на вторую ступень обучения.

  3. Формировать умение высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение.

  4. Помочь осознать свою индивидуальность в коллективе.

  5. Формировать органы самоуправления класса.

2-й блок: «Я - другой» (Я в общении с другим) - 6 класс.

Задачи на учебный год:

  1. Формировать навыки восприятия и принятия мнений и суждений сверстников.

  2. Учить умению соотносить свои желания с возможностями других.

  3. Развивать навыки владения ситуацией с разных позиций.

  4. Воспитание ответственности за порученное дело.

3-й блок: «Я - общество» (как Я общаюсь с общественными институтами) - 7- 8 класс.

Задачи на учебный год:

  1. Формировать нормы ролевого поведения.

  2. Готовить к взаимодействию с различными социальными институтами, группами и организациями.

  3. Формировать навыки группового взаимодействии

  4. Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя.

4-й блок: «Я и мир» (как Я исследую этот мир) - 9 класс. (перспективный)

Задачи на учебный год:

  1. Интеллектуальное познание мира.

  2. Понимание единства мира через принятие тезиса «Мы - сограждане».

  3. Включенность в деятельность школьных органов самоуправления.

5-й блок: программа «Лидеры» (перспективная) -10-11 класс.

Задачи на учебный год:

  1. Повышение уровня ответственности, самоорганизации и самоконтроля.

  2. Развитие способности, которая позволяет уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.

  3. Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий.



Программа деятельности воспитательной работы







Направления реализации программы воспитательной деятельности.

Направление

Задачи

Содержание деятельности

Предполагаемый результат


«Гражданско-правовое»










Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; активной жизненной позиции.

5 класс Изучение правил школьного распорядка. Беседы по изучению Устава школы.

Мероприятия по изучению государственной символики России. Беседы «Правила поведения в общественных местах».

6 класс: классный час: «Конвенция о правах ребенка», День Конституции: Урок России, Урок Гражданина. Беседы о культуре поведения при проведении общешкольных мероприятий. Индивидуальная работа с «трудными» с приглашением психолога.

7 класс: классный час: «Я и мои права»,

Беседы о культуре поведения при проведении общешкольных и районных мероприятий. Цикл классных часов «10 уроков нравственности» с использованием видео. Индивидуальная работа с детьми «группы риска» и их семьями с приглашением психолога.

8-11 класс (перспектива): Операции: «Подросток», «Милиция и дети», беседы по предупреждению правонарушений с приглашением представителей полиции, защита проектов «Я и моя ответственность», диспут: «Жизнь без конфликта с законом», беседа «Человек сам себе враг», «Нет уз святее товарищества»-практикум, выработка «кодекса товарищества».

Формирование гражданско-нравственной позиции. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.


«Гражданско- патриотическое»



Гражданско-патриотическое «»

Дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о патриотизме. Создание условий для формирования гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.

5 класс: мероприятие День Защиты Отечества , конкурс чтецов, военных лет, встреча с ветеранами нашего района, «Зарница», «25 лет Афганистан». 6 класс: конкурс сочинений «О войне», конкурс стенгазет « День Победы 70 лет», «Зарница».7 класс: конкурс чтецов «Расул Гамзатов », Стенгазета к 70- летию «Нюрнбергскому Процессу», «Зарница».

8-11 класс (перспектива): участие в военно-спортивной игре «Зарница»,

Осознание учащимися как нравственной ценности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.


«Здоровый образ жизни»


Помочь учащимся познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.

5-11 класс: Дни Здоровья, классный час «Безопасность моего здоровья», «9 мифов о правильном питании», профилактика инфекционных заболеваний «Вирус не пройдет!» - для детей и родителей,

Работа с родителями: лекторий для родителей «Гигиенические требования к использованию компьютеров для игр и занятий подростков»

Способность выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим совершенствованием.

«Я и школа» КТД



«Я и Школа

Формировать у подростков осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека; умение сочетать личные и общественные интересы. Воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям.

5-6 класс: Вечер общения о дружбе мальчиков и девочек, конкурсы «А, ну-ка, мальчики!» и «А, ну-ка, девочки!», концерт ко дню Учителя. Концерт посвященный юбилею «Расула Гамзатова»танец Журавли.

7 класс: проведение новогодних вечеров для учащихся начальной школы.

9-11 класс (перспектива): День дублера и день самоуправления.

Развитие способностей личности ученика; самостоятельное мышление; умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.

Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения к друг другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, забота о младших учащихся. Самореализация личности.

Экологическая деятельность

«Я и мир»

Воспитывать бережное отношение к природе родного края: зеленым насаждениям, птицам, животным.

Способствовать формированию экологического сознания школьников.

5 класс: экскурсия в музей города Кизляра, новый музей, казачий музей.5-11 класс: Поездка в Дербент. Участие в акции по благоустройству территории поселка и школы, школьный турслет, создание экологической тропы

Правильное использование учащимися экологических знаний в процессе деятельности. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Духовно- нравственное

« Я и семья»



«Я и семья»

Формировать уважение к членам семьи, любовь к родителям, родственникам.

Научить подростков навыкам общения в семье.

5 класс: однодневный поход на реку Талавку с родителями, беседа «Трудовое воспитание в семье», «Мои обязанности в семье»,рисунок «Моя семья» .

6 класс: конкурс рисунков ко дню матери, конкурс чтецов « мама» 7 класс: конкурс чтецов о маме, фотоконкурс «Мамина улыбка».

Работа с родителями: родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать!»

Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей:

-настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;

-настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

Трудовое воспитание и профорентационная деятельность

«Я и профессия»

Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Способствовать формированию профессиональных знаний и умений.

5-11 класс: знакомство с профессиями в направлении «Сельское хозяйство».

Работа с родителями: Родительское собрание «Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии», Родительское собрание в 9, 11 классах - «Как помочь ребенку выбрать профессию».

Формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.


Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, а, если необходимо приходить к компромиссам, быть творчески активными, инициативными, самостоятельными.

Развитие самоуправления является актуальной социально - педагогической задачей.

«Самоуправление - непременный признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив». [В.А.Караковский «Воспитание гражданина»] Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к отрицательным явлениям, таким как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

Участие школьников в управление делами школы рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовки их жизни в демократическом обществе.

Самоуправление - важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений для достижения общественно значимых целей.

Основной принцип - взаимное сотрудничество детей и взрослых.

Основные направления деятельности.

  • Учебная и научно- исследовательская работа.

  • Нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое направление.

  • Труд, изучение ПДД и ОБЖ.

  • Выпуск стенгазет по ЮИДД.

Задачи:

  1. Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя (5 - 7 классы).

  2. Формирование классного актива, анализ результативности работы актива.

  3. Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий (8-11 классы).

  4. Включенность в деятельность школьных органов самоуправления.

  5. Воспитание ответственности за порученное дело.

Староста-класса

Функции:

  • подготовка и проведение классных часов по вопросам работы (итоги, предложения) - 1 раз в четверть.

  • распределение обязанностей при проведении классных мероприятий;

  • обеспечивает дисциплину и порядок.

Зам старосты-класса

Функции:

  • замещение старосты на классных часах, принятие ее обязанностей во время отсутствия;

  • отчет на каждом уроке об отсутствующих, опоздавших на урок;

актив -класса:

1.актив образования

  • Функции:

  • помощь классному руководителю в проверке дневников и учебников - ежедневно;

  • помощь в контроле за успеваемостью в классе, ведение листа успеваемости - еженедельно.

2. актив физорг

  • Функции:

  • проведение инструктажа по ТБ (технике безопасности) при подготовке к спортивным и массовым мероприятиям;

  • организация участия в Днях Здоровья, и мероприятиях по ЗОЖ;

  • помощь в проведении спортивных соревнований в классе или школе (совместно с учителем физической культуры).

3. актив культуры и досуга

Функции:

  • организация и проведение классных праздников, вечеров, встреч;

  • подготовка номеров для школьных концертов,

4. актив труда и порядка

Функции:

  • организация дежурства в классе;

  • составление графика дежурств;

  • проведение генеральной уборки в классе и школе;

  • организация участия класса в трудовых делах школы;

  • проведение бесед по ПДД и ОБЖ, правилам поведения в школе.

5. актив творческий

Функции:

  • оформление стендов, классного уголка;

  • выпуск стенгазеты, оформление плакатов по заданной тематике;

Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года, так чтобы все учащиеся входили в тот или иной комитет. Внутри комитетов сменность поручений происходит 1 раз в четверть - это дает возможность учащимся попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности за конечный результат, быть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем. В конце каждой четверти председатели комитетов отчитываются о проделанной работе, класс анализирует их работу и дает оценку деятельности, учитываются положительные и отрицательные моменты при выборе новых председателей активов класса. Староста выбирается тайным голосованием на собрании из числа кандидатов, предложенных учащимися класса или самовыдвиженцев.

Ученическое самоуправление

1-й уровень - классные органы самоуправления 7 «а» класса 2-я четверть

Программа деятельности воспитательной работы

Ожидаемые результаты.

Что же дает такая работа? Постепенный и планомерный переход от одного блока к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребенка как самостоятельной, развитой личности. Такой ребенок способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире, он - личность, духовно - нравственная, социально ответственная, готовая к самоопределению в сфере профессиональной деятельности. Хочется надеяться, что эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и других и принимать решения, достойно отвечать на «вызовы» современного мир


© 2010-2022