- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа деятельности воспитательной работы
Программа деятельности воспитательной работы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 7 класс |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Кузнецова О.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа им. Расула Гамзатова» Кизлярского района республики Дагестан.
Программа
воспитания школьников
Срок реализации:2015-2018 уч.год
Составитель: классный руководитель 7 «а» класса
Кузнецовой О.В.
Пояснительная записка.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России]
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. [из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России]
Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы было эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.
Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.
Организация воспитательного процесса в системе «школа - семья - социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся. [из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России]
Главным направлением воспитательной работы я считаю работу по совершенствованию воспитательного процесса через слагаемые социализации. Социализация - это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Социализация (Т. Парсонс, Р. Мертон) - процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру - являются важнейшими задачами учебно - воспитательного процесса.
Поэтому поставленная цель предполагает не только восприятие тех ценностей и социального опыта ребенком, которые предлагает ему общество, но и его собственное воздействие на само общество набором тех качеств и убеждений, которые стали его сущностью в процессе взросления. Воспитывая социализированную личность, способную к самопознанию, саморегуляции, самоактуализации, самоопределению и саморазвитию, я забочусь о ее мироощущении и мировоззрении, стремлюсь сделать ее успешной в любых ситуациях жизни, помочь ей создать свой духовно - богатый внутренний мир, основанный на достижениях человечества с точки зрения гуманизма.
Таким образом, сущностный смысл социализации как двустороннего процесса раскрывается на пересечении таких ее составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Моя программа воспитательной деятельности выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся, социального состава их семей.
Психолого - педагогическая характеристика класса.
В данном 7 классе я являюсь классным руководителем 3-ий год. На момент перехода из начальной школы в классе обучалось 14 учеников, в том числе 7 мальчиков и 7 девочек. Основной состав учащихся 2002 года рождения - 6 человек, 2003 года рождения - 5 человек, 2001 года рождения - 1человек. Все учащиеся проживают в селе Краснооктябрьском.
Подавляющее большинство учащихся воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. 1ученик воспитывается в неполной семье. Ласый Захар воспитывается в многодетной семье (без отца, мама одна воспитывает 5 детей,старшие братья заменяют ему отца). Интеллектуальный уровень класса выше среднего. Курс начальной школы 4 человека закончили на «отлично» - Магомедова Багжат, Исмаилова Айшат, Магомаева Кавсарат, Пуленов Магомедамир. В 5-ом классе за 1-ю и 2-ю четверти 11 хорошистов (отличников нет), 3 человека имею 1-2 «3». В классе нет изолированных и нет ярких лидеров, но определяются некоторые микрогруппы по интересам и увлечениям. Но между ними нет конкуренции, они сотрудничают в процессе КТД класса.
У многих учащихся имеются волевые качества личности: целеустремленность, усидчивость. Многие учащиеся очень добрые и спокойные, но есть в классе конфликтные учащиеся это -Идрисова Макка, бывают сложности в общении с классным коллективом.
Большинство родителей интересуются школьной жизнью своих детей, принимают активное участие в жизни класса и школы (помогают проводить экскурсии, классные часы).
Класс имеет средний уровень развития культурных навыков воспитанности.
Ребята активно участвуют в различных школьных и классных мероприятиях, утренниках, подготовке тематических концертов, конкурсах.
Все учащиеся класса (14 человек) посещают кружки и секции, такие как кик-бокс, борьба, футбол, баскетбол, кружок танцы.
Учащиеся класса доброжелательны, отзывчивы, проявляют трудолюбие.
Исходя из вышеизложенного, я определила следующие цели и воспитательные задачи:
Цель: воспитание социализированной личности в рамках воспитательной системы.
Задачи:
-
Формирование базовой культуры личности.
-
Обеспечение условий для духовного, физического и интеллектуального развития учащихся.
-
Удовлетворение творческих и образовательных потребностей ребенка.
-
Развитие ученического самоуправления в рамках единого воспитательного пространства школы.
Программный материал подразделяется на пять блоков:
1-й блок: «Я-Я» (Я в общении с самим собой) - 5 класс.
Задачи на учебный год:
-
Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность.
-
Помочь осознать изменения, произошедшие при переходе на вторую ступень обучения.
-
Формировать умение высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение.
-
Помочь осознать свою индивидуальность в коллективе.
-
Формировать органы самоуправления класса.
2-й блок: «Я - другой» (Я в общении с другим) - 6 класс.
Задачи на учебный год:
-
Формировать навыки восприятия и принятия мнений и суждений сверстников.
-
Учить умению соотносить свои желания с возможностями других.
-
Развивать навыки владения ситуацией с разных позиций.
-
Воспитание ответственности за порученное дело.
3-й блок: «Я - общество» (как Я общаюсь с общественными институтами) - 7- 8 класс.
Задачи на учебный год:
-
Формировать нормы ролевого поведения.
-
Готовить к взаимодействию с различными социальными институтами, группами и организациями.
-
Формировать навыки группового взаимодействии
-
Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя.
4-й блок: «Я и мир» (как Я исследую этот мир) - 9 класс. (перспективный)
Задачи на учебный год:
-
Интеллектуальное познание мира.
-
Понимание единства мира через принятие тезиса «Мы - сограждане».
-
Включенность в деятельность школьных органов самоуправления.
5-й блок: программа «Лидеры» (перспективная) -10-11 класс.
Задачи на учебный год:
-
Повышение уровня ответственности, самоорганизации и самоконтроля.
-
Развитие способности, которая позволяет уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.
-
Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий.
Направления реализации программы воспитательной деятельности.
Направление
Задачи
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
«Гражданско-правовое»
Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; активной жизненной позиции.
5 класс Изучение правил школьного распорядка. Беседы по изучению Устава школы.
Мероприятия по изучению государственной символики России. Беседы «Правила поведения в общественных местах».
6 класс: классный час: «Конвенция о правах ребенка», День Конституции: Урок России, Урок Гражданина. Беседы о культуре поведения при проведении общешкольных мероприятий. Индивидуальная работа с «трудными» с приглашением психолога.
7 класс: классный час: «Я и мои права»,
Беседы о культуре поведения при проведении общешкольных и районных мероприятий. Цикл классных часов «10 уроков нравственности» с использованием видео. Индивидуальная работа с детьми «группы риска» и их семьями с приглашением психолога.
8-11 класс (перспектива): Операции: «Подросток», «Милиция и дети», беседы по предупреждению правонарушений с приглашением представителей полиции, защита проектов «Я и моя ответственность», диспут: «Жизнь без конфликта с законом», беседа «Человек сам себе враг», «Нет уз святее товарищества»-практикум, выработка «кодекса товарищества».
Формирование гражданско-нравственной позиции. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
«Гражданско- патриотическое»
Гражданско-патриотическое «»
Дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о патриотизме. Создание условий для формирования гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
5 класс: мероприятие День Защиты Отечества , конкурс чтецов, военных лет, встреча с ветеранами нашего района, «Зарница», «25 лет Афганистан». 6 класс: конкурс сочинений «О войне», конкурс стенгазет « День Победы 70 лет», «Зарница».7 класс: конкурс чтецов «Расул Гамзатов », Стенгазета к 70- летию «Нюрнбергскому Процессу», «Зарница».
8-11 класс (перспектива): участие в военно-спортивной игре «Зарница»,
Осознание учащимися как нравственной ценности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
«Здоровый образ жизни»
Помочь учащимся познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.
5-11 класс: Дни Здоровья, классный час «Безопасность моего здоровья», «9 мифов о правильном питании», профилактика инфекционных заболеваний «Вирус не пройдет!» - для детей и родителей,
Работа с родителями: лекторий для родителей «Гигиенические требования к использованию компьютеров для игр и занятий подростков»
Способность выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим совершенствованием.
«Я и школа» КТД
«Я и Школа
Формировать у подростков осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека; умение сочетать личные и общественные интересы. Воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям.
5-6 класс: Вечер общения о дружбе мальчиков и девочек, конкурсы «А, ну-ка, мальчики!» и «А, ну-ка, девочки!», концерт ко дню Учителя. Концерт посвященный юбилею «Расула Гамзатова»танец Журавли.
7 класс: проведение новогодних вечеров для учащихся начальной школы.
9-11 класс (перспектива): День дублера и день самоуправления.
Развитие способностей личности ученика; самостоятельное мышление; умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.
Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения к друг другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, забота о младших учащихся. Самореализация личности.
Экологическая деятельность
«Я и мир»
Воспитывать бережное отношение к природе родного края: зеленым насаждениям, птицам, животным.
Способствовать формированию экологического сознания школьников.
5 класс: экскурсия в музей города Кизляра, новый музей, казачий музей.5-11 класс: Поездка в Дербент. Участие в акции по благоустройству территории поселка и школы, школьный турслет, создание экологической тропы
Правильное использование учащимися экологических знаний в процессе деятельности. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Духовно- нравственное
« Я и семья»
«Я и семья»
Формировать уважение к членам семьи, любовь к родителям, родственникам.
Научить подростков навыкам общения в семье.
5 класс: однодневный поход на реку Талавку с родителями, беседа «Трудовое воспитание в семье», «Мои обязанности в семье»,рисунок «Моя семья» .
6 класс: конкурс рисунков ко дню матери, конкурс чтецов « мама» 7 класс: конкурс чтецов о маме, фотоконкурс «Мамина улыбка».
Работа с родителями: родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать!»
Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей:
-настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;
-настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
Трудовое воспитание и профорентационная деятельность
«Я и профессия»
Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Способствовать формированию профессиональных знаний и умений.
5-11 класс: знакомство с профессиями в направлении «Сельское хозяйство».
Работа с родителями: Родительское собрание «Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии», Родительское собрание в 9, 11 классах - «Как помочь ребенку выбрать профессию».
Формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, а, если необходимо приходить к компромиссам, быть творчески активными, инициативными, самостоятельными.
Развитие самоуправления является актуальной социально - педагогической задачей.
«Самоуправление - непременный признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив». [В.А.Караковский «Воспитание гражданина»] Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к отрицательным явлениям, таким как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.
Участие школьников в управление делами школы рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовки их жизни в демократическом обществе.
Самоуправление - важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений для достижения общественно значимых целей.
Основной принцип - взаимное сотрудничество детей и взрослых.
Основные направления деятельности.
-
Учебная и научно- исследовательская работа.
-
Нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое направление.
-
Труд, изучение ПДД и ОБЖ.
-
Выпуск стенгазет по ЮИДД.
Задачи:
-
Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя (5 - 7 классы).
-
Формирование классного актива, анализ результативности работы актива.
-
Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий (8-11 классы).
-
Включенность в деятельность школьных органов самоуправления.
-
Воспитание ответственности за порученное дело.
Староста-класса
Функции:
-
подготовка и проведение классных часов по вопросам работы (итоги, предложения) - 1 раз в четверть.
-
распределение обязанностей при проведении классных мероприятий;
-
обеспечивает дисциплину и порядок.
Зам старосты-класса
Функции:
-
замещение старосты на классных часах, принятие ее обязанностей во время отсутствия;
-
отчет на каждом уроке об отсутствующих, опоздавших на урок;
актив -класса:
1.актив образования
-
Функции:
-
помощь классному руководителю в проверке дневников и учебников - ежедневно;
-
помощь в контроле за успеваемостью в классе, ведение листа успеваемости - еженедельно.
2. актив физорг
-
Функции:
-
проведение инструктажа по ТБ (технике безопасности) при подготовке к спортивным и массовым мероприятиям;
-
организация участия в Днях Здоровья, и мероприятиях по ЗОЖ;
-
помощь в проведении спортивных соревнований в классе или школе (совместно с учителем физической культуры).
3. актив культуры и досуга
Функции:
-
организация и проведение классных праздников, вечеров, встреч;
-
подготовка номеров для школьных концертов,
4. актив труда и порядка
Функции:
-
организация дежурства в классе;
-
составление графика дежурств;
-
проведение генеральной уборки в классе и школе;
-
организация участия класса в трудовых делах школы;
-
проведение бесед по ПДД и ОБЖ, правилам поведения в школе.
5. актив творческий
Функции:
-
оформление стендов, классного уголка;
-
выпуск стенгазеты, оформление плакатов по заданной тематике;
Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года, так чтобы все учащиеся входили в тот или иной комитет. Внутри комитетов сменность поручений происходит 1 раз в четверть - это дает возможность учащимся попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности за конечный результат, быть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем. В конце каждой четверти председатели комитетов отчитываются о проделанной работе, класс анализирует их работу и дает оценку деятельности, учитываются положительные и отрицательные моменты при выборе новых председателей активов класса. Староста выбирается тайным голосованием на собрании из числа кандидатов, предложенных учащимися класса или самовыдвиженцев.
Ученическое самоуправление
1-й уровень - классные органы самоуправления 7 «а» класса 2-я четверть
Ожидаемые результаты.
Что же дает такая работа? Постепенный и планомерный переход от одного блока к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребенка как самостоятельной, развитой личности. Такой ребенок способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире, он - личность, духовно - нравственная, социально ответственная, готовая к самоопределению в сфере профессиональной деятельности. Хочется надеяться, что эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и других и принимать решения, достойно отвечать на «вызовы» современного мир