Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Воспитательная работа
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Должанского района Орловской области

« Должанская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании РМО Согласовано г. Утверждаю

зам.директора по УВР Директор БОУ «Должанская сош»

Руководитель РМО_______(Киценко Н.В.) _______( Жиронкина Р.А.) ____________ ( Ретинская Ю.Л.)

Протокол №1 от 26.08.2015г 29.08.2015 31.08.2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( ФГОС)

КРУЖКА ПО ГЕОГРАФИИ

«Удивительный мир.

Занимательное краеведение»

6 КЛАСС

Учитель : Колесникова Т.М.







2015-2016 уч.г.

п.Долгое





Пояснительная записка.

Программа курса «Краеведение» составлена для работы со школьниками и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.Программа модифицирована на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2011.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». . В настоящее время организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений считается одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников. Это одно из направлений удовлетворения заказа нашей страны, вступившей на путь постиндустриального развития. Залогом современного общественного прогресса служит быстрое технологическое развитие, основанное на превращении науки в непосредственную производительную силу, а мерой такого прогресса выступает становление всесторонне развитой личности и расширение творческих возможностей человека. Это направление поддерживается в документах об образовании: Законе РФ об образовании, Концепции духовно-нравственного воспитания, ФГОС по формированию УУД и т.д.

Назначение программы.

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Актуальность и перспективность курса.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.В старших классах ученики могут продолжить заниматься более углубленно по заинтересовавшему их разделу.Например,Изучение геологии и палеонтологии родного края.При этом возможны исследовательские открытия,пополнение полученным материалом местного музея. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Цель программы: изучение исторических, географических, биологических особенностей родного края и осознание «положительного себя» как неотделимой части природы и общества.

Задачи программы:

Образовательные:

формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

научить видеть и понимать красоту живой природы;

сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

развивать потребности общения с природой ,культуру общения с окружающими людьми стремление к познанию окружающего мира.

Формы и методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление гербариев , рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо- туристические технологии, проектные технологии.

Режим занятий.

Общее количество часов в год - 34 часа в 6 классе.

Количество часов в неделю - 1 час.

Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 1часу.

Описание предполагаемой результативности курса. Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.

Ожидаемый результат:рост познавательной активности у ребят;

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:

-Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

-Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

-Основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;

-Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

-Принимать и сохранять учебную задачу;

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

-Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-Оценивать правильность выполнения действия;

-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

-Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-Формулировать собственное мнение и позицию;

-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-Задавать вопросы;

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

-название страны, региона, где живет учащийся, родного посёлка;

-символику страны, края, города, школы;

-традиции русского народа и семьи,

-правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

-условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

-окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

-существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

-технологию изготовления поделок из природного материала.

-правила ТБ в кружке.

Обучающиеся должны уметь:

-видеть и понимать красоту живой природы;

-вести простейшие наблюдения в природе;

-воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

-проводить самостоятельно наблюдения в природе;

-распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

-сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

-составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

-любовь к людям и природе;

-ответственное отношение к окружающей среде;

-доброжелательность к живым существам;

-стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

-приобретение практических навыков поведения в природе;

-активная жизненная позиция детей;

-экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

-разумное отношение к своему здоровью;

-сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

-способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;

-направленность личности в профессиональном выборе;

-сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

-выбор личных, жизненных приоритетов.

Формы отслеживания результатов:

-эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.

-увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.

-формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

-развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

-Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

Работа с родителями

-индивидуальные встречи с родителями в течение года;

-проведение занятий совместно с родителями.

Выход за пределы аудитории.

1.Выездные поездки по району с целью знакомства ,фотографирования сохранившихся исторических и географических объектов

2. .Выездные поездки по району с целью исследования меловой ямы околоюжной окраины посёлка.Здесь встречаются выходы древних пород

3.Экскурсии в парк.

4.Практические работы на пришкольном участке.

Портфель достижений школьника.



Каждый учащийся собирает материалы в свой портфолио: разнообразные фотографии ,результаты практических работ и исследовательской деятельности ,собранный материал из интернет- ресурсов ,сведения, полученные от предков ,родственников, соседей и т.д. ,образцы гербариев Календарно-тематическое планирование

Раздел

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество часов

Планируемые результаты

План

Факт.

Личностные

Предметные

Метапредметные

Введение 2 часа

1

1/1

Введение.

Знакомство с программой курса ,терминологией.

1

освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Овладение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

2/2

Изучение правил техники безопасности.

1

освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

готовность и способность саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации.

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Овладение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

2 История Должанского района 6часов

2

3/1

4/2

5/3

6/4

7/5

8/6

Первые поселения в районе.

Топонимы названий.

Герб школы , посёлка, района.

Основание Должанского района.

Нации и народы, проживающие на территории Должанского района. Их география.

Экскурсия в музей

1

1

1

1

1

1

воспитание уважительного отношения к своему посёлку, району ,его истории, любви к родному краю, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт );

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

3 Моя семья в истории посёлка и района 3 часа.

3

9/1

10/2

11/3

Мои родители в жизни села и района.

Мои бабушки и дедушки в жизни села и района.

Интересные материалы о моих родственниках о других жителях района.

1

1

1

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

Развитие способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Работа с источниками информации.

4 Природа Должанского района. Знакомство с рельефом, геологией. 5 часов

4

12/1



13/2



14/3

15/4

16/5

Научно-исследовательская поездка «Обнажения мела и глины на территории района».П.р.№1Изучение рельефа , поиски древних пород .

П.р. №2 Знакомство с определением горных пород ,временем их происхождения ,древними отпечатками.

.Экскурсия. П.р№ 3. Изучение оврагов. Сбор образцов пород песка со склонов оврагов.

Чем богат Должанский район .

16 Осадочные горные породы как свидетельство древнего моря на территории района.

.

.сформированность ценностного взгляда на окружающий мир.

Воспитание уважительного отношения к своему посёлку , принятие норм нравственного поведения в природе,

нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно

регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.).

5 Особенности климата и погоды Должанского района 3 часа

5

17/1

18/2



19/3

П.р. № 4 Наблюдение за погодой. Ведение дневников наблюдений.

Причины дождливой и ясной погоды. П.Р.№

5.Изучение по карте удаленности нашего района от океанов.

Особенности климата нашего района.

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе

нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

только рационально, но и образно.

6 Внутренние воды.2 часа.

20/1



21/2

Крупные реки района.П.р.№6Определение по карте Орловской области истока и устья реки Тим.

Пруды. Подземные воды. Выход подземных вод на поверхность.

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание )

7 Растительный и животный мир. 6 часов.

.

22/1

23/2

24/3

25/4

26/5

27/6

П.р.№7Сбор и изготовление гербариев распространенных растений Должанского района.

П.р.№8 Сбор и изготовление гербариев распространенных растений Должанского района.

Охраняемые растения Должанского района

Животный мир.

Экскурсия№3 Наблюдения за насекомыми и птицами в парке.

Охраняемые животные края.

П.р.№9 Наблюдения за почвенными микроскопическими животными с помощью электронного микроскопа.

.

сформированность ценностного взгляда на окружающий мир.

Воспитание уважительного отношения к своему посёлку , принятие норм нравственного поведения в природе,



осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

8 Почвы 2 часа.

.

28/1

29/2

П.р.№10 Изготовление элементарного почвенного разреза.

Почему наш район богат плодородными почвами.

расширение кругозора и культурного опыта школьника.

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение)использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

9 Охрана природы. 2 часа

30/1

31/2

Экскурсия№4 Правила поведения в природе.

Проблемы охраны природы в Должанском районе.

сформированность ценностного взгляда на окружающий мир.

Воспитание уважительного отношения к своему селу, , принятие норм нравственного поведения в природе,

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

10 Обобщающие занятия3 часа

32/1

33/2

34/3

Встреча с местным краеведами

Презентация собранного материала о родном крае.

Презентация собранного материала о родном крае.

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;

воспитание любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения , обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;







Информационно-методическое обеспечение.


1.Физическая география: учебно-методическое пособие для учителей географии/ под ред. В.И. Тихого- Орёл 1997 г.

2.Экономическая и социальная география Орловской области./ под ред. В.И.Тихого- Орёл 200 г.

3.ru.wikipedia.org/wiki/..

4.doc4web.ru/geografiya/..

5.aeterna.qip.ru/blogs/post/1829971/

6.gigabaza.ru/doc/140865.html

7.admindolgan.ru/

8.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1216

9.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD

10.infoorel.ru/oblast/rayon.php?id_rayon=7

11.rp5.ru/%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%BC,_%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD

12.rf-town.ru/1061191.html

13.supermaps.ru/1187.htm( погода)

14.cfo.spr.ru/pogoda/dolgoe-i-dolzhanskiy-rayon/

15.maptop.ru/dolzhanskij-rajon.htm( карта)

16.heraldik.ru/gerbs/dolzhanskiyregion.htm(герб)



© 2010-2022