- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колесникова Т.М. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Должанского района Орловской области
« Должанская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании РМО Согласовано г. Утверждаю
зам.директора по УВР Директор БОУ «Должанская сош»
Руководитель РМО_______(Киценко Н.В.) _______( Жиронкина Р.А.) ____________ ( Ретинская Ю.Л.)
Протокол №1 от 26.08.2015г 29.08.2015 31.08.2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( ФГОС)
КРУЖКА ПО ГЕОГРАФИИ
«Удивительный мир.
Занимательное краеведение»
6 КЛАСС
Учитель : Колесникова Т.М.
2015-2016 уч.г.
п.Долгое
Пояснительная записка.
Программа курса «Краеведение» составлена для работы со школьниками и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.Программа модифицирована на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2011.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». . В настоящее время организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений считается одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников. Это одно из направлений удовлетворения заказа нашей страны, вступившей на путь постиндустриального развития. Залогом современного общественного прогресса служит быстрое технологическое развитие, основанное на превращении науки в непосредственную производительную силу, а мерой такого прогресса выступает становление всесторонне развитой личности и расширение творческих возможностей человека. Это направление поддерживается в документах об образовании: Законе РФ об образовании, Концепции духовно-нравственного воспитания, ФГОС по формированию УУД и т.д.
Назначение программы.
Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Актуальность и перспективность курса.
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.В старших классах ученики могут продолжить заниматься более углубленно по заинтересовавшему их разделу.Например,Изучение геологии и палеонтологии родного края.При этом возможны исследовательские открытия,пополнение полученным материалом местного музея. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы: изучение исторических, географических, биологических особенностей родного края и осознание «положительного себя» как неотделимой части природы и общества.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой ,культуру общения с окружающими людьми стремление к познанию окружающего мира.
Формы и методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление гербариев , рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо- туристические технологии, проектные технологии.
Режим занятий.
Общее количество часов в год - 34 часа в 6 классе.
Количество часов в неделю - 1 час.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 1часу.
Описание предполагаемой результативности курса. Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.
Ожидаемый результат:рост познавательной активности у ребят;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
-Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
-Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
-Основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
-Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-Принимать и сохранять учебную задачу;
-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-Оценивать правильность выполнения действия;
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-Формулировать собственное мнение и позицию;
-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-Задавать вопросы;
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
-название страны, региона, где живет учащийся, родного посёлка;
-символику страны, края, города, школы;
-традиции русского народа и семьи,
-правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
-условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
-окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
-существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
-технологию изготовления поделок из природного материала.
-правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
-видеть и понимать красоту живой природы;
-вести простейшие наблюдения в природе;
-воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
-проводить самостоятельно наблюдения в природе;
-распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
-сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
-составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
-любовь к людям и природе;
-ответственное отношение к окружающей среде;
-доброжелательность к живым существам;
-стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
-доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
-приобретение практических навыков поведения в природе;
-активная жизненная позиция детей;
-экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
-разумное отношение к своему здоровью;
-сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
-способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
-направленность личности в профессиональном выборе;
-сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
-выбор личных, жизненных приоритетов.
Формы отслеживания результатов:
-эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.
-увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
-формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
-развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
-Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Работа с родителями
-индивидуальные встречи с родителями в течение года;
-проведение занятий совместно с родителями.
Выход за пределы аудитории.
1.Выездные поездки по району с целью знакомства ,фотографирования сохранившихся исторических и географических объектов
2. .Выездные поездки по району с целью исследования меловой ямы околоюжной окраины посёлка.Здесь встречаются выходы древних пород
3.Экскурсии в парк.
4.Практические работы на пришкольном участке.
Портфель достижений школьника.
Каждый учащийся собирает материалы в свой портфолио: разнообразные фотографии ,результаты практических работ и исследовательской деятельности ,собранный материал из интернет- ресурсов ,сведения, полученные от предков ,родственников, соседей и т.д. ,образцы гербариев Календарно-тематическое планирование
Раздел
№ занятия
Дата
Тема занятия
Количество часов
Планируемые результаты
План
Факт.
Личностные
Предметные
Метапредметные
Введение 2 часа
1
1/1
Введение.
Знакомство с программой курса ,терминологией.
1
освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Овладение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
2/2
Изучение правил техники безопасности.
1
освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
готовность и способность саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации.
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Овладение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
2 История Должанского района 6часов
2
3/1
4/2
5/3
6/4
7/5
8/6
Первые поселения в районе.
Топонимы названий.
Герб школы , посёлка, района.
Основание Должанского района.
Нации и народы, проживающие на территории Должанского района. Их география.
Экскурсия в музей
1
1
1
1
1
1
воспитание уважительного отношения к своему посёлку, району ,его истории, любви к родному краю, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт );
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
3 Моя семья в истории посёлка и района 3 часа.
3
9/1
10/2
11/3
Мои родители в жизни села и района.
Мои бабушки и дедушки в жизни села и района.
Интересные материалы о моих родственниках о других жителях района.
1
1
1
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
Развитие способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Работа с источниками информации.
4 Природа Должанского района. Знакомство с рельефом, геологией. 5 часов
4
12/1
13/2
14/3
15/4
16/5
Научно-исследовательская поездка «Обнажения мела и глины на территории района».П.р.№1Изучение рельефа , поиски древних пород .
П.р. №2 Знакомство с определением горных пород ,временем их происхождения ,древними отпечатками.
.Экскурсия. П.р№ 3. Изучение оврагов. Сбор образцов пород песка со склонов оврагов.
Чем богат Должанский район .
16 Осадочные горные породы как свидетельство древнего моря на территории района.
.
.сформированность ценностного взгляда на окружающий мир.
Воспитание уважительного отношения к своему посёлку , принятие норм нравственного поведения в природе,
нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно
регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.).
5 Особенности климата и погоды Должанского района 3 часа
5
17/1
18/2
19/3
П.р. № 4 Наблюдение за погодой. Ведение дневников наблюдений.
Причины дождливой и ясной погоды. П.Р.№
5.Изучение по карте удаленности нашего района от океанов.
Особенности климата нашего района.
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе
нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
только рационально, но и образно.
6 Внутренние воды.2 часа.
20/1
21/2
Крупные реки района.П.р.№6Определение по карте Орловской области истока и устья реки Тим.
Пруды. Подземные воды. Выход подземных вод на поверхность.
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание )
7 Растительный и животный мир. 6 часов.
.
22/1
23/2
24/3
25/4
26/5
27/6
П.р.№7Сбор и изготовление гербариев распространенных растений Должанского района.
П.р.№8 Сбор и изготовление гербариев распространенных растений Должанского района.
Охраняемые растения Должанского района
Животный мир.
Экскурсия№3 Наблюдения за насекомыми и птицами в парке.
Охраняемые животные края.
П.р.№9 Наблюдения за почвенными микроскопическими животными с помощью электронного микроскопа.
.
сформированность ценностного взгляда на окружающий мир.
Воспитание уважительного отношения к своему посёлку , принятие норм нравственного поведения в природе,
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
8 Почвы 2 часа.
.
28/1
29/2
П.р.№10 Изготовление элементарного почвенного разреза.
Почему наш район богат плодородными почвами.
расширение кругозора и культурного опыта школьника.
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение)использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
9 Охрана природы. 2 часа
30/1
31/2
Экскурсия№4 Правила поведения в природе.
Проблемы охраны природы в Должанском районе.
сформированность ценностного взгляда на окружающий мир.
Воспитание уважительного отношения к своему селу, , принятие норм нравственного поведения в природе,
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
10 Обобщающие занятия3 часа
32/1
33/2
34/3
Встреча с местным краеведами
Презентация собранного материала о родном крае.
Презентация собранного материала о родном крае.
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
воспитание любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения , обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
Информационно-методическое обеспечение.
1.Физическая география: учебно-методическое пособие для учителей географии/ под ред. В.И. Тихого- Орёл 1997 г.
2.Экономическая и социальная география Орловской области./ под ред. В.И.Тихого- Орёл 200 г.
3.ru.wikipedia.org/wiki/..
4.doc4web.ru/geografiya/..
5.aeterna.qip.ru/blogs/post/1829971/
6.gigabaza.ru/doc/140865.html
7.admindolgan.ru/
8.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1216
9.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD
10.infoorel.ru/oblast/rayon.php?id_rayon=7
11.rp5.ru/%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%BC,_%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD
12.rf-town.ru/1061191.html
13.supermaps.ru/1187.htm( погода)
14.cfo.spr.ru/pogoda/dolgoe-i-dolzhanskiy-rayon/
15.maptop.ru/dolzhanskij-rajon.htm( карта)
16.heraldik.ru/gerbs/dolzhanskiyregion.htm(герб)