Конспект: Педагогика как наука

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шульгина Яна Александровна


Воспитатель


КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат

для обучающихся ОВЗ»




Педагогика как наука





Введение

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностям человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Изначально воспитание подразумевалось как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Значит, воспитание и образование человека - один из видов человеческой деятельности.

Человек развивался, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания. На разных этапах развития общества применялись различные приемы воспитания, педагогика развивалась по мере развития общества. Каждый человек в своей жизни воспитывал или поучал кого-нибудь: своих близких, коллег по работе. Все мы в той или иной степени сталкиваемся с необходимостью кого-нибудь воспитывать. Но не у всех это получается одинаково. У одних это получается лучше, у других хуже. От чего это зависит, и как правильно воспитывать человек задумывался с давних времен.

«Педагогика» - слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «дето - вождение» или искусство воспитания.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

Цель настоящего реферата состоит в анализе основных этапов развития педагогики.




1. Педагогика как наука



Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а так же поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе

Возникнув, как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов. Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

- Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

- Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития.

- Специальная педагогика - дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе - логопедия;

- Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

- История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.














2. Этапы развития педагогики.

Формирование педагогики как науки было вызвано развитием общества, необходимостью обобщения опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, и подготовкой их к жизни. На определённой ступени развития человеческого общества, воспитание выделятся в особую общественную функцию, возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей - педагоги. Отсюда особая наука о воспитании стала называться - педагогикой. Можно выделить следующие этапы развития педагогики: древний мир, эпоха возрождения, средние века и русская педагогика

Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Из Древней Греции ведут своё происхождение многие педагогические понятия, например школа и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне - римских философов и ораторов. Демокрит (460 - 370 до н.э.) считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Процесс воспитания и обучения- тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)

Сократ(469 - 399 до н.э.), Платон(427 - 347 до н.э.), Аристотель(384 - 322 до н.э.)

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение - майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Сократ - родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов- так называемого сократического метода.

Платон открыл связь между воспитанием и общественным устройством. Основал в Афинах учебное заведение - Академия , которое просуществовало более 1000 лет. Оценивал воспитание как фундамент всей жизни человека. Написал трактаты «Диалоги», «Государство», «Законы».

Ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил

идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения.

Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил двенадцать лет. Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Аристотель считал, что воспитанием с семилетнего возраста должно заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались церковью, педагогические идеи носили религиозную окраску. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения.

Эразм Роттердамский (1466 - 1536 г.г.), Витторино де Фельтрэ (1378 - 1446 г.г.), Франсуа Рабле (1494 - 1553 г.г.), Мишель Монтень (1533 - 1592 г.г.).

Я.А. Коменский (1592 - 1670 г.г.) - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. - одна из первых научно - педагогических книг. Коменский призывает обогащать сознание

ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно- урочная система. Выделение из состава философии.

Джон Локк (1632 - 1704 г.г.), по его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.

Средние века - Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778 г.г.), Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827 г.г.), И.Ф. Гербарт (1776 - 1841 г.г.), А. Дистервег(1790 - 1886 г.г.).

В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое,

сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Главный педагогический труд- «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания.

Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

Гербарт - автор труда «Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта- формирование нравственного человека.

Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Основной педагогический труд- «Руководство к образованию немецких учителей». В нем

сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания-

природосообразность и культуросообразность.

Русская педагогика В.Г. Белинский(1811 - 1848 г.г.), А.И. Герцен (1812 - 1870 г.г.), Н.А. Добролюбов (1836 - 1861 г.г.), Л.Н. Толстой (1828 - 1910 г.г.), К.Д. Ушинский (1824 - 1871 г.г.), Макаренко А.С.(1888 - 1939 г.г.), В.А. Сухомлинский(1918 - 1970 г.г.).

Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.

Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.

Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека.

Главный пункт педагогической концепции Толстого- идея «свободного

воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие.

Ушинский основатель научной педагогики в России. Основной принцып его педагогической идеи - принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского- двуединство обучения и воспитания.

Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Главная идея методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.

Сухомлинский занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».


Заключение

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Педагогическая наука - это сплав многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и обучения личности. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса - основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно - познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь - путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.




Список литературы


  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2008

  2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. -

СПб.: Речь, 2005.

  1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики - М., Просвещение, 1982.

  2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед.

уч. зав. - М.: Издательский центр«Академия», 2008.


© 2010-2022