- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кокшарова Т.В. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СООБЩЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ МБДОУ Детский сад № 12 «Василек»
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА УСПЕШНО ФОРМИРУЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ И ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА, В КОТОРОМ НАИБОЛЕЕ ПОЛНО И ЯРКО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ: УЧИТЬ, ИГРАЯ.
ИЗВЕСТНО, ЧТО РЕБЕНОК ЛЮБИТ ИГРАТЬ, ЕГО НЕ НАДО ЗАСТАВЛЯТЬ ЭТО ДЕЛАТЬ. ИГРАЯ, МЫ ОБЩАЕМСЯ С ДЕТЬМИ НА ИХ ТЕРРИТОРИИ. ВСТУПАЯ В МИР ДЕТСТВА ИГРЫ, МЫ МНОГОМУ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ САМИ И НАУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ, А ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА ОКАЗЫВАЕТ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА, СТИМУЛИРУЕТ АКТИВНУЮ РЕЧЬ ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, СОВЕРШЕНСТВУЕТ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ. РЕБЕНОК УСВАИВАЕТ БОГАТСТВО РОДНОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ЕГО ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
ИСПОЛЬЗУЯ ИНТОНАЦИИ И ДРУГИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА , СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ХАРАКТЕРУ ГЕРОЕВ И СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОСТУПКОВ , ДЕТИ СТАРАЮТСЯ ГОВОРИТЬ ЯСНО, ЧЕТКО , С ПАУЗАМИ, ЧТОБЫ ИХ ПОНЯЛИ ДРУГИЕ ДЕТИ.
В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ ФОРМИРУЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕННАЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА. ДЕТИ ЛУЧШЕ УСВАИВАЮТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛОГИКУ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ, ИХ РАЗВИТИЕ И ПРИЧИННУЮ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ И ДРАМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СПОСОБСТВУЕТ УСВОЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИ Я ( МИМИКИ , ЖЕСТОВ, ПОЗЫ, ИНТОНАЦИИ И МОДУЛЯЦИИ ГОЛОСА).
ПОСТАНОВКА МАЛЕНЬКОГО «СПЕКТАКЛЯ» САМИМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ - ЭТО СИЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. ТЕАТРАЗИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗВОЛЯЕТ ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО КАЖДАЯ СКАЗКА ИЛИ ДРУГОЕ ДЕТСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВСЕГДА ИМЕЮТ НРАВСТВЕННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, КАК ТО ДОБРОТУ, ДРУЖБУ, ХРАБРОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ , ТРУДОЛЮБИЕ, СКРОМНОСТЬ, УМЕНИЕ ЗАБОТИТЬСЯ О ЛЮДЯХ И ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ И ПРИДТИ НА ПОМОЩЬ И Т.Д.
БЛАГОДАРЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО МИР НЕ ТОЛЬКО СОЗНАНИЕМ, НО И СЕРДЦЕМ И ВЫРАЖАЕТ СВОЕ СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДОБРУ И ЗЛУ. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОМОГАЕТ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕВАТЬ РОБОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬБ В СЕБЕ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ.
В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ ОЧЕНЬ ВАЖНА ДЫХАТЕЛЬНАЯ И РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА , С ПОМОЩЬЮ КОТОРОЙ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ФОРМИРУЕТСЯ ПРАВИЛЬНОЕ И ЧЕТКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ( ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ, ОРФОЭПИЯ). В ЛИТЕРАТУРНО - ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ДЕТИ УЧАТСЯ ПЕРЕДАВАТЬ МЫСЛИ В ПРАВИЛЬНОЙ РАЗНОЙ ИНТОНАЦИИ, С ПРАВИЛЬНЫМ ЛОГИЧЕСКИМ УДАРЕНИЕМ , РАЗВИВАЮТ ТАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ВООБРАЖЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, РАСШИРЯЮТ И УГЛУБЛЯЮТ СВОЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ДЕЛАЮТ СВОЮ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ ЯРЧЕ И РАЗНООБРАЗНЕЕ.
В ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВХОДИТ ДРАМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕН ИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ , СЮЖЕТНЫЕ ЭТЮДЫ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ И СКАЗКАМ ДРУГИХ НАРОДОВ , ПО РАССКАЗАМ И СТИХОТВОРЕНИЯМ.
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕД С ВОСПИТАТЕЛЕМ ПРОВОДЯТ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ «ПЯТИМИНУТКИ» ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ, НАПРИМЕР, В ПЯТНИЦУ И НАЗЫВАЮТ ИХ « МИНУТЫ ТЕАТРА».
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ , БЕРЯ ВО ВНИМАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНУЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ , СКЛОННОСТИ, ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ , ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛО-РОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ,КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ ТРЕБОВАНИЯМ ПРОГРАММЫ И ПОТРЕБНОСТЯМ ДЕТЕЙ.
ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НЕОСПОРИМО. С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗАЦИИМОЖНО РЕШАТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И НАРЯДУ С ОСНОВНЫМИ МЕТОДАМИ И ПРИЕМАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МОЖНО И НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ БОГАТЕЙШИЙ МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА НАРОДА.
В НАШЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЫ, ДВОЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЖЕ ВТОРООЙ ГОД РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ ДИАЛОГИЧЕСКУЮ И МОНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ ДЕТЕЙ , В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАНИМАЯСЬ С РЕБЯТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ : ДРАМАТИЗАЦИЕЙ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ , АВТОРСКИМ СКАЗКАМ И СЮЖЕТНЫМИ ЭТЮДАМИ ПО РАССКАЗУ, СТИХОТВОРЕНИЮ, А ТАКЖЕ ПО СЮЖЕТУ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ «ЕРАЛАШ» И СОЧИНЕННЫХ САМИМИ ДЕТЬМИ МИНИАТЮРНЫХ СКАЗОК : Р.Н.С. « МАША И МЕДВЕДЬ» , «КОЛОБОК» , «РЕПКА» ,« ТРИ ПОРОСЕНКА» С. МИХАЛКОВА, «ТРИ МЕДВЕДЯ» В ОБР. Л.Н.ТОЛСТОГО И.Т.Д. Я РАБОТАЮ НАД РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ В ОСНОВНОМ С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК, ТАК КАК СЧИТАЮ, ЧТО СКАЗКА БОГАТА НАПЕВНОСТЬЮ ПОВТОРОВ, ОСОБЫМ НЕТОРОПЛИВЫМ ЯЗЫКОМ И МНОЖЕСТВОМ КРАСОЧНЫХ И ТОЧНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ЭПИТЕТОВ.
ДЕТИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИСПОЛНЯЮТ РАЗЛИЧНЫЕ РОЛИ, НАДЕВАЮТ НЕХИТРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОСТЮМА ; ИСПОЛЬЗУЕМ АТРИБУТЫ - ЗАМЕНИТЕЛИ, НАПРИМЕР, ВМЕСТО КОРОБА КОРОБОЧКУ С ЛЕНТОЧКОЙ . ИГРАЕМ С КУКЛАМИ БИ-БА-БО И ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ МИНИАТЮРНЫЕ СЦЕНКИ ИЗ СКАЗОК, ПРИЧЕМ РЕБЕНОК ПЫТАЕТСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ. МОЖНО С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ, ЧТО В НАШИХ ДЕТЯХ РАЗВИВАЕТСЯ ЧУВСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМА И ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА. В ХОДЕ ПРОЧТЕНИЯ СКАЗКИ , ПЕРЕСКАЗА ПО РОЛЯМ У РЕБЕНКА ПРИВИВАЕТСЯ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ, РЕЧЬ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ СВЯЗНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ И ГРАММАТИЧЕСКИ И ЛИТЕРАТУРНО ПРАВИЛЬНОЙ, АКТИВИЗИРУЕТСЯ МЫШЛЕНИЕ, ТРЕНИРУЕТСЯ ПАМЯТЬ И РАЗВИВАЕТСЯ ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, В ПРОЦЕССЕ ДРАМАТИЗАЦИИ Я СТИМУЛИРУЮ У НАШИХ ДЕТЕЙ АКТИВНУЮ РЕЧЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ ЕГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ, А ТАК КАК ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СРЕДСТВО,- ТО В РЕБЕНКЕ ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ, СТРЕМЯЩАЯСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЫ Д/С «ВАСИЛЕК» Т.В. КОКШАРОВА