- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Формирование управленческой культуры старшеклассников
Формирование управленческой культуры старшеклассников
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шапран Т.В. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Формирование управленческой культуры старшеклассников
Шапран Татьяна Вадимовна
Педагог - организатор МБОУ СОШ №18
Управленческая культура личности развивается только в процессе активной деятельности и вне её не существует. Только овладевая культурными демократическими феноменами, человек реализует себя как социально-активное культурное существо. Человеческая активность и культура будут более развиты, если этому будут способствовать социальные условия, и будет развита предметно-практическая деятельность в этом направлении.
В предметно-практической деятельности школьного самоуправления непременно проявятся управленческие качества личности лидеров, их управленческая культура лишь при высокой организационной культуре как социальном условии реализации воспитательной системы школы [1].
Школьное самоуправление дает возможность перейти от внешнего регулирования поведением учащихся к саморегулированию и развитию управленческой культуры. Ведь с одной стороны, каждый человек должен уметь руководить другими людьми, а с другой - уметь соподчинять свои принципы и установки с общими для всех принципами.
Поэтому, школьное самоуправление может стать фактором развития управленческой культуры только при социальном условии высокой организационной культуры образовательного учреждения и его руководителей.
На наш взгляд - подлинная и основная гуманистическая функция деятельности школьного самоуправления - это изменение самосознания школьников, повышение их управленческой культуры, когда каждый сознательно учится управлять собой и другими людьми на демократических основах качественно и продуктивно. Школьное самоуправление как фактор развития управленческой культуры дает школьникам понимание соотнесения своих помыслов, ценностей и поступков с мыслями и делами коллектива, помогает соотносить свое поведение и других в соответствии с принятыми социальными нормами.
Проблемами изучения управленческой культуры занимались зарубежные и отечественные педагоги, психологи, социологи. Психологические проблемы управления отражены в научных Губина М.В. рассматривала вопросы влияния деловых и личностных качеств. Исследования Емельянова Ю.И. раскрывают организаторский потенциал личности.
В настоящее время существует проблема в воспитании лидеров с высоким уровнем управленческой культуры, так как динамика изменений ситуации в обществе настолько быстра, что научные исследования управленческой культуры устаревают, а новые требования к компетенциям управленцев недостаточно разработаны.
В нашем исследовании мы попытались определить социальные условия, которые наиболее благоприятным образом способствуют развитию управленческой культуры старшеклассников.
Объект исследования - процесс развития управленческой культуры старшеклассников.
Предмет исследования - социальные условия развития управленческой культуры старшеклассников в процессе реализации системы самоуправления в школе.
Цель исследования - определение взаимосвязи между развитием управленческой культуры старшеклассников-лидеров самоуправления и социальными условиями реализации системы школьного самоуправления в качестве организационной культуры образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Провести диагностику управленческой культуры старшеклассников.
2. Внедрение программы «Школы актива».
3. Определение взаимосвязи между развитием управленческой культуры старшеклассников-лидеров и социальными условиями реализации системы школьного самоуправления.
Гипотеза исследования: если будут созданы благоприятные социальные условия развития системы школьного самоуправления, то управленческая культура старшеклассников будет развиваться более эффективно.
Научная новизна исследования заключается в попытке сравнительного анализа современных концепций управленческой культуры в свете модернизации образования и новой компетентностной парадигмы российской науки.
Опытно-экспериментальная деятельность по определению взаимосвязи между развитием управленческой культуры старшеклассников-лидеров самоуправления и социальными условиями реализации системы школьного самоуправления в качестве организационной культуры образовательного учреждения была развернута на базе МБОУ СОШ№18 г. Славянска-на-Кубани. Кроме председателя самоуправления и его заместителя, 19активистов самоуправления в эксперименте приняли участие учащиеся 10-11 классов. Общая численность участников эксперимента составила 90 человек.
Старшеклассники были разделены на две группы: контрольная группа - школьники эпизодически включающихся в работу самоуправления (39 человек) и экспериментальная группа - школьники, постоянно принимающие участие в школьном самоуправлении (51 человек). Необходимость разбивки респондентов на две группы вызвана приблизительной одинаковостью их характеристик, степенью подготовленности участников эксперимента, а также их желанием принять участие в ходе эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента было проведено диагностическое исследование, которое позволило выявить уровни развития управленческой культуры старшеклассников. Результаты диагностики (таблицы 1-3) контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют о недостаточном уровне управленческой культуры. Превалирует базовый уровень управленческой культуры и ознакомительный уровни управленческой культуры, это служит существенным препятствием для осуществления социально полезной деятельности.
Результаты диагностики указали на необходимость разработки и реализации на формирующем этапе эксперимента программы «Школы актива», которая направлена на развитие управленческой культуры старшеклассников. Программа включает в себя серию тренинговых упражнений. В качестве приоритетных методов на данном этапе были выбраны дискуссия, диалог, беседа, наблюдение, тестирование.
На диагностическом и констатирующем этапах эксперимента была выявлена динамика уровней управленческой культуры в контрольной и экспериментальной группах. Также была проведена проверка эффективности совокупности социальных условий школьной среды в виде организационной культуры ОУ, и условий организации работы «Школы актива» для членов самоуправления. С этой целью мы использовали тест Р.М. Белбина, методику Л.П. Пономаренко «Дерево» - определение реального и желаемого статуса членов школьного самоуправления.
Проведенная методика позволила нам четко проследить динамику роста управленческой культуры в обеих группах (таблицы 1-3):
Таблица 1 - Проверка достоверности различий компонента «Организаторские способности, культура взаимодействия» в начале и в конце нашего эксперимента
Группы
Показатели
Критерий
t-Стьюдента
на начало эксперимента
после окончания эксперимента
значение
р
Контрольная группа
2,36±0,77
2,36±0,77
58,19
<0,04
Экспериментальная группа
2,36±0,77
3,30±0,77
238,66
<0,04
Таблица 2- Результаты проверки достоверности различий уровней развития компонента «Деловые качества и продуктивность деятельности» в начале и в конце педагогического эксперимента
Группы
Показатели
Критерий
t-Стьюдента
на начало эксперимента
после окончания эксперимента
значение
р
Контрольная группа
4,21±0,77
4,56±0,77
97,02
<0,04
Экспериментальная группа
4,29±0,77
5,12±0,77
243,91
<0,04
Таблица 3 - Результаты проверки достоверности различий уровней развития компонента «Духовно-нравственные качества (ценности и смыслы деятельности)» в начале и в конце педагогического исследования
Группы
Показатели
Критерий
t-Стьюдента
на начало эксперимента
после окончания эксперимента
значение
р
Контрольная группа
3,52±0,77
3,73±0,77
60,54
<0,04
Экспериментальная группа
3,45±0,77
4,19±0,77
162,29
<0,04
Результаты проведенной диагностики показывают, что уровень развития социальных, организаторских и личностных качеств у старшеклассников экспериментальной группы находится выше, чем у старшеклассников контрольной группы.
Рисунок 1- Сравнительная диаграмма уровня сформированности управленческой культуры экспериментальной группы старшеклассников.
Рисунок 2 - Сравнительная диаграмма уровня сформированности управленческой культуры контрольной группы старшеклассников.
Сравнивая динамику роста компонентов управленческой культуры по диаграммам видно, что больших скачков и разницы до и после эксперимента в контрольной группе мы не видим (рисунок 2), а вот в рисунке 8 такие скачки роста качества компонентов управленческой культуры мы наблюдаем.
Это свидетельствует об эффективности программы развития управленческой культуры старшеклассников и педагогических условий среды в виде высокой организационной культуры ОУ, качества руководства системой самоуправления в школе.
Одним из признаков качества работы школьного самоуправления является высокая управленческая культура, гражданское сознание его лидеров, опирающееся на гражданские ценности и правовые нормы.
Обобщая рассмотренные нами пути решения и проблемы развития управленческой культуры старшеклассников, эффективности деятельности школьного самоуправления как основного ее фактора, мы пришли к следующему выводу: процесс развития управленческой культуры и школьного самоуправления будет эффективным, если он обеспечен методическим, психолого-педагогическим руководством, поддержкой и сопровождением, специальной программой развития управленческой культуры старшеклассников.
- проводить систематическое обучение в «Школе актива» не только активистов школьного самоуправления с целью отработки с ними технологий личной самоорганизации и принятия верных управленческих решений, но и тренинговые занятия со всеми старшеклассниками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Безродная Я. А. Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассников: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Я.А. Безродная. СПб. : Ленингр. гос. обл. ун-т им. A.C. Пушкина, 2006. 24 с.
Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн; пер. с англ. А. Грузберга. - М. : Эксмо, 2008. 288 с.
Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении : пособие для руководителей общеобразовательных школ / В.И. Бочкарёв. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 192 с.
Блонский П. П. Избр. педагогические произведения. М. : 1961. 448с.
Верменская Е. А. Развитие идей Н.К. Крупской и A.C. Макаренко об ученическом самоуправлении как методе организации коллектива (1946-1953) / Е. А. Верменская. // Педагогические записки. Вып. 1. Пятигорск, 2012. С. 21-35.
Говорушкина JI. B. Самоуправление в школе гражданского становления. Целевая программа внедрения авторской модели самоуправления / JI. B. Говорушкина // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе 2012. № 4. С. 10-23.
Гордин Л. Ю. Спутник классного руководителя: Пособие для учителей / Сост. Л. Я. Олиференко ; Под ред. Л. Ю. Гордина. М. : Просвещение, 2012. 138с