Разработка классного часа Словом можно исцелить

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цикл классных часов

«Словом можно исцелить»

разработала преподаватель ОГБПОУ СПО «Большенагаткинский» ТТиС Нуйкина В.С.



Тема: «Всё в ваших руках»

Цель: дать понять детям, что они сами строят свою судьбу; способствовать воспитанию у детей стойкости к жизненным неудачам, воли и мотивации к учебной деятельности.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, одну притчу.

Всё в твоих руках

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

- Ребята, как вы понимаете ответ Мастера? (есть два варианта: сжать ладони и убить живое существо или подарить жизнь)

- Результат деятельности человека действительно находится в его руках, все задачи, которые он поставит перед собой, сможет выполнить или не выполнить. Вы - хозяева своей жизни. Вспомните пословицу об этом. (Каждый - кузнец своего счастья. Что посеешь, то и пожнёшь.)

Одну вакцину от болезни учёные терпеливо разрабатывают по 10-15 лет. Одну картину можно писать месяцами или годами. Почему? (…)

- С какой целью вы пришли в школу? (научиться читать, писать, считать, …) Это нужно вам, а не учителям и родителям, вам жить и работать, вам получать зарплату или получать удовольствие от хорошо выполненной работы.

Результат вашего сегодняшнего труда - учёбы - пока оценивается отметками. Это не оценивание вас лично, это оценивание той работы, которой вы сделали, результат вашего труда, который вы применили. Сколько вложили, столько получили. Каждодневный упорный труд приведёт вас к положительному результату.

Это не только касается учёбы, но и всей вашей жизни. Приведите примеры. (…) Ежедневное закаливание предотвращает возникновение респираторных заболеваний; занятия спортом и ежедневная гимнастика сделают вас сильными, гибкими, выносливыми, стройными. Что ещё нужно, чтобы человек был здоров? (…) Мыть руки, чистить зубы, тщательно мыть фрукты и овощи, гулять на свежем воздухе.

Молодцы! Но всё это требует волевых усилий, хотя и кажется простой задачей. Вернёмся к учебной деятельности. Я считаю важным преодолеть в себе боязнь того, что что-то может не получиться: решить задачу, написать изложение или диктант, подготовить пересказ текста, выучить стихотворение. Всё это достижимо, то есть требует тренировки и приложения ВАШИХ усилий в решении этих проблем без напоминания взрослых. Не бойтесь ошибаться. В ваших силах научиться исправлять ошибки и не допускать их в будущем.

Итог урока

Перед вами лежат карточки, на которых написаны пословицы:

  1. Глаза боятся - руки делают.

  2. Без дела жить - только небо коптить.

  3. Лень добра не делает.

  4. Муравей не велик, а горы копает.

Выберите ту пословицу, которая бы могла вам ближе после нашего разговора. Поэтому постарайтесь запомнить эти пословицы. И если вы начнёте сомневаться в своих силах, вспомните эти мудрые слова.

















Тема: «О бранных словах»

Цель: дать понять детям, что нельзя обзываться, произносить бранные слова; способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, побуждать к нравственному самосовершенствованию.

- Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну очень серьёзную проблему. Но начнём мы с одной притчи.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

- Ребята, как вы думаете, почему именно эта притча стала темой нашего обсуждения? (…) Какая главная мысль этой притчи? (…) Почему надо быть осторожным при выборе слов, почему нельзя произносить бранные слова? (эти слова оставляют шрамы на сердце, приносят боль, обиду, слёзы).

- Нужно быть осторожным в словах. Даже, если извинился перед человеком, неприятный осадок на душе остаётся и у него, и у тебя.

- Какие русские пословицы о словах вы можете вспомнить? («Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» «Словом можно убить» «Ласковое слово и кошке приятно»)

- Ребята, а что такое пословица? (Это короткое предложение, краткое выражение, в котором заключена народная мудрость. Они помогают давать ёмкую оценку практически в любой жизненной ситуации.)

- Как вы понимаете пословицы, которые мы сейчас вспомнили? (Прежде чем что-то говорить, надо хорошо подумать о том, как другой человек отреагирует на твои слова. Слова, обращённые к другому человеку не должны быть унизительными или оскорбительными, потому что именно это причиняет сильную боль другим. И какие бы извинения ты не принёс, нанесённая тобой словесная рана ещё очень долго может отзываться болью.)

- Да, каждое слово имеет своё значение. Учёные доказали, что молитвы, тёплые, нежные слова несут в себе положительный заряд, энергию. Провели научный эксперимент: два одинаковых сосуда наполнили водой. На воду первого сосуда ругались, обзывались, говорили бранные слова, а воду второго сосуда хвалили, называли ласковыми словами.

Как вы думаете, повлияло ли это на воду? (…) Оказывается, вода в первом сосуде испортилась, стала мутной, приобрела неприятный запах. Вода же второго сосуда сохранила все свои свойства, осталась чистой и вкусной. Вспомните, как в русских народных сказках говорится о такой воде? (живая и мёртвая)

Поэтому словом можно не только ранить, но и вылечить, спасти. Недаром в народе говорят: «Кроткое слово гнев побеждает», «Ласковое слово, что вешний день».

Какие слова поддержки, сочувствия вам известны? (…) Становилось ли вам легче, когда вас утешали родители, учителя, друзья? Значит вы на себе испытали силу слова.

- Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох, чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе, и достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение, не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья, как от мелких, но острых осколков.





Тема: «О толерантности и уважении»

Цель: формировать у детей чувство уважения к традициям и обычаям других людей, развивать уважение к своей культуре и культуре других народов, побуждать к нравственному самосовершенствованию.

- Ребята, сегодня я хочу обсудить с вами очень важную проблему. Послушайте новую притчу.

Шум и музыка

Учитель и ученик проходили через деревню в день большого праздника. Когда они подошли к главной площади, звуки барабанов и крики людей стали настолько громкими, что ученик зажал уши ладонями. Но к его удивлению, учитель, пританцовывая, проходил всё глубже к центру площади, к месту главного действия. После того, как праздник закончился и люди, уставшие, разошлись по домам, ученик спросил учителя:

- Учитель, как ты мог радоваться и праздновать при таком шуме? Я не слышал даже своих мыслей!

- Ты был настроен на шум, мой друг, но для жителей этой деревни это была музыка. Я всего лишь воспринял эти звуки так же как и они. Большинство людей идут по жизни, воспринимая только шум. Пойдём же дальше, и давай на этот раз слушать музыку.

У.: Вы очень внимательно слушали меня. Думаю, что многие хотят поделиться своими впечатлениями. Чья позиция вам ближе: ученика или учителя?

(ответы детей) Мнения могут разделиться. Цель учителя - помочь в ходе этой беседы сформулировать свою позицию и научиться её отстаивать.

У.: Как вы понимаете слова учителя: «Большинство людей идут по жизни, воспринимая только шум. Пойдём же дальше, и давай на этот раз слушать музыку»?

Д.: Человек встречается с новым, неизвестным, которое часто кажется непонятным. В жизни каждого человека происходят разные события. Они могут быть и радостными, и грустными. Поэтому в непонятному человек относится настороженно, не принимает нового сразу.

У.: Скажите, пожалуйста, может ли сам человек повлиять на события, которые происходят вокруг?

Д.: Наверное, может. Герои причты (учитель и ученик) - оба стали участниками деревенского праздника. Оба слышали звуки барабанов, крики людей, шум и гам. Разным было их отношение. К учителю жители деревни стали бы относиться как к гостю, а ученика могли и выгнать из деревни.

У.: Молодцы. Есть такая народная мудрость: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», т.е. на гостеприимство отвечают вежливостью и вниманием, принимая законы и обычаи хозяев. В шуме и грохоте барабанов учитель увидел радостные улыбки деревенских жителей, разделил с ними их счастье и восторг, радость праздника. А что услышал ученик?

Д.: Ученик услышал только шум, его раздражало и сердило всё происходящее вокруг, и он слышал только громкие звуки.

Итог урока.

У.: Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа должна нарисовать рисунок под выражением, которое записано на листе. Обсудить и объяснить самое важное на ваш взгляд правило поведения в чужом доме (городе, стране).

Примеры подписей: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе», «Старайся увидеть в каждом человеке что-то хорошее», «Уважай традиции и обычаи других людей», «Будь благодарен за гостеприимство».

(Защита своих работ.)

У.: Запомните, пожалуйста, эти пожелания. Пусть они помогут вам всегда и везде чувствовать тепло и уважение по отношению к другим людям. Спасибо за отличную работу.







Тема: «О труде и трудолюбии»

Цель: воспитывать у учащихся любовь к труду, учить их ставить перед собой цели и достигать их, прививать уважение к результатам своего и чужого труда.

- Дорогие ребята. Сегодня мы познакомимся с вами с новой притчей. Называется она «Наставления отца», а родилась эта притча на Кавказе, среди гордого и трудолюбивого народа - адыгов.

Как вы думаете, что такое «наставления»? Это назидательное, нравоучительное указание. По другому можно сказать «наказ» - распоряжение. В тексте причты вам встретится слово «аул». Это горное селение у кавказцев.

Наставления отца

У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему:

- Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь.

Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали разговаривать в ауле, все деньги ушли на сладости и обувь. Тогда он пришёл к матери и сказал:

- Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?

На что мать ответила:

- Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня спросишь. Первый наказ «Никогда не здоровайся первым» означает - вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ «каждый вечер кушай сладкое» означает - проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ «каждое утро надевай новую обувь» означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой.

Со следующего утра юноша делал всё, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.

У.: Понравилась ли вам притча? Как вы думаете, почему именно её я выбрала для нашего классного часа?

Д.: Эта притча рассказывает о том, что всего в жизни человек должен добиваться собственным трудом.

У.: Вспомните, какой наказ дал отец своему сыну?

(ответы детей)

У.: В чём была главная ошибка молодого героя причты?

Д.: Он не понял скрытого смысла в словах отца, не увидел (или не захотел увидеть) мудрости отцовского завещания.

У.: Молодцы! Действительно, понять правильно слова отца было не просто, для этого потребовалась смекалка, знание традиций своего народа. Любовь к труду зарождается в раннем детстве. Прививают эту любовь в семье. Малыш убирает за собой игрушки - привыкает наводить порядок после игры. Маленькая девочка помогает накрывать на стол и убирает посуду после семейного обеда - учится быть хорошей хозяйкой. Возможно, они даже не понимают, что так в их жизнь входит очень важная привычка - доводить начатое дело до конца. А какие обязанности в семье есть у вас?

(ответы детей)

У.: Адыгейская притча рассказала нам поучительную историю. Чему же она нас научила?

( ответы детей)

У.: Теме труда, трудолюбия, отрицательного отношения к лености и праздности посвящены и многие пословицы и поговорки. Какие из них вы помните?

Д.: «Дело мастера боится», «Без дела слабеет сила», «Не диво дело начать - диво кончить», «Птицу узнают по полёту, а человека по работе», «Труд человека кормит, а лень портит», «За много дел не берись, а в одном отличись».

У.: Молодцы! Этим ярким словам народной мудрости не одна сотня лет. А как вы понимаете эти пословицы? (ответы детей)

У.: Что роднит эти пословицы и притчу «Наставления отца»?

Д.: И пословицы, и притча стараются объяснить: для того, чтобы добиться в жизни успеха, быть действительно счастливым человеком, надо много трудиться.

У.: Я согласна с вами, ребята. Работа должна приносить удовольствие, радость. Человек растёт, развивается как личность, когда видит результаты своего труда. Я желаю вам хорошо учиться, узнавать каждый день что-то новое, не бояться делать ошибки, уметь их исправлять.

Итог урока

У.: Закончить наш классный час я хочу словами великого поэта:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь!

(Н.Заболоцкий)



© 2010-2022