• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников в МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников в МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование краеведческого материала на уроках истории
с целью патриотического воспитания школьников

в МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»


Горьковая Анна Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»

Новокузнецкий район, п. Кузедеево


Аннотация

Краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Использование краеведческого материала на уроках истории обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни.

Я знаю, с сотворения земли,

Наверно, не бывает по-другому.

Куда бы нас мечты ни завели,

Дорога приведет к родному дому.

Где ничего не надо объяснять,

Где все без слов понятно и знакомо.

Прийти лишь надо, тихо обувь снять,

И слушать тишину родного дома.

Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,

Любые беды сможешь превозмочь.

Понятно только после этих встреч,

Как важно свою Родину беречь!

/Слова неизвестного автора/

В системе учебных заведений, в связи с осложнением проблем морально-психологической подготовки молодежи к жизни, неотъемлемой стороной образовательного процесса становится воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплинированности. Эта проблема становится объективно тем актуальнее, чем острее проявляется крайне отрицательное отношение молодежи к таким понятиям, как любовь к Родине. Как следствие этого - пропал интерес к изучению истории России. Однако сохранение российского государства невозможно пока не будет любви к Родине и патриотических ориентаций каждого гражданина. Я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Школьными программами по истории России в VI-ХI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории. Краеведческая работа проводится на уроках, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Я знаю, что история нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины. Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Благодаря краеведению удается вносить в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем встречи с участниками боевых действий. На кануне 25-летия вывода советских войск из Афганистана мы встречались с участниками боевых действий в Афганистане Ереметовым С.Н., и Гафиятовым В.Х. Большое значение имеют встречи детей и взрослых с фронтовиками, участниками Великой Отечественной войны, дающие яркий пример братства и сплоченности народов единого государства в суровое военное время. Чем дальше мы от тех лет, тем актуальнее эти встречи, поскольку с каждым годом число участников великой войны безвозвратно уменьшается. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем. Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Использовать материал можно по-разному: в изложении учителя, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии и семинарском занятии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом и т. д. Огромное значение в воспитание школьников имеют летние экспедиции. В них сплачивается школьный коллектив, дети учатся вести поисковую работу, общаться с местными жителями. В экспедициях происходит знакомство с историей родного края, его природой и культурой. Здесь воспитывается бережное отношение к родной земле. Ребята на практике учатся ориентироваться на местности, ставить палатку, разжигать костер, готовить пищу. Экспедиция обычно планируется на 2-3 дня, заранее разрабатывается маршрут. Кроме экспедиций, организуются однодневные краеведческие рейды по ближайшим деревням с целью сбора краеведческого материала, пополнения фондов школьного музея. Одновременно с образовательным процессом идет и процесс воспитания школьников. Базой для использования краеведческого материала в преподавании истории служит школьный краеведческий музей. Работая над сбором экспонатов, ученики проявляли элементы творческого поиска, что дало импульс в изучении родного края - краеведении. Биография Кузедеевского школьного музея началась с сентября 1980 года. Инициатором создания краеведческого музея был директор школы Задорожный Андрей Иванович. Музей создавался долго. Собиралось все, что можно поместить в экспозиции. Основной фонд собирался в течение трех лет. Вся работа была сосредоточена на изучении истории нашего края. В процессе изучения края формировались экспозиции, характеризующие местные культуру историю и быт. Экспозиция музея, а это предметы крестьянского, домашнего обихода, духовной культуры и почти все группы экспонатов были безвозмездно переданы музею местными жителями и жителями близлежащих деревень и сел. В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, газетами и журналами, грамотами. Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Ребята с интересом и удовольствием занимаются в музее, не только собирают, но и сами ремонтируют экспонаты, самостоятельно проводят экскурсии. Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами. Главная цель музея - это его участие в учебно-образовательном процессе школы. Местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение предмета истории. Оригинальность этой работы состоит в том, что меняется обстановка, люди, излагаются новые материалы, ученики видят другой мир - это дает весомый вклад в подготовке и ведении образовательного процесса. Во время экскурсий школьники учатся мыслить, оценивать, и позже применять на практике полученные знания. Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день - это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Нашей школе удалось заинтересовать подростков историей родного села.

Литература

1. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

2. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

4. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/



4

© 2010-2022