Классный час Обычаи, традиции туркменского народа

Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Нефтекумска







«Обычаи, традиции туркменского народа»

10 «в» класс







Классный час Обычаи, традиции туркменского народа









Классный руководитель:

АйдогдыеваХ.К.



2013 год.

Добрый день, дорогие друзья! Мы представляем вашему вниманию обычаи, традиции туркменского народа.

Туркменское гостеприимство - самый определяющий признак этого дружелюбного народа.

Туркмены часто складывают мнение о человеке по тому, как он принимает гостей. Гостя приветствуют словами «Хош гелдиниз!»

Скатерть, на которой расставляют блюда с едой, считается священной, и наступать на нее грех.

Почтительное отношение к старшим также основывается на древних традициях. Обычаи требуют почитания родителей и вообще старших.

Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют».

Главное место в туркменской национальной кухне занимают мясные, молочные и мучные блюда. Из всех видов мяса наиболее любима баранина, много употребляется куриного мяса.

Из мясных блюд наиболее распространены мясные супы - чорба, гайнатма, бульон с накрошенными в него лепешками-дограма, плов (палов), жареное мясо - говурма, говурдак, шашлык и др

Исстари вступление туркмен в брак сопровождалось определенным комплексом свадебных обычаев и обрядов. Немалую роль в этом играла одежда, особенно женская.

Следует отметить, что сбор материалов по этой теме в современных условиях - задача не из легких, ибо сведущих в этой области людей осталось мало. В городском быту свадебная обрядность давно превратилась из культового ритуала в ритуал этикета, часть культурной традиции. Наиболее ярко свадебный цикл проявляется в сельской местности, однако даже аксакалы не помнят во всех деталях эти обряды.

На протяжении долгой эволюции свадьба впитала большое количество компонентов различных обрядов. Одежда невесты отличается от повседневной не только по качеству, но, прежде всего, по символике. В прошлом одежда, выполняя экономические, эстетические и другие функции, в обрядах приобретала и магическое значение. Свадебный костюм был тесно связан с магией, выполняя различные функции, в том числе оберега и очищения.

Туркмены, как и другие народы, придают особое значение времени совершения того или иного действия свадебного обряда: сватовство, сговор, шествие за невестой, выход ее из родительского дома, перевод в дом жениха. Свадебная обрядность отличалась многообразием различных церемоний, сохранявших архаические черты культуры и быта. О степени сохранности традиционных элементов наиболее полно свидетельствует женский свадебный наряд, представленный в комплексе.

Народные праздники по своей природе оптимистичны. В свадебном ритуале большое значение имел платок. На <гелин той> (свадьбу невесты) женщины со всего села несут свадебные гостинцы, сласти в узелках из платков различных размеров. При уходе им возвращаются узлы с подарками, равноценными принесенным. Большой платок служил одним из видов подарка. Во время состязаний среди мужчин выиграть платок считается самым ценным призом. Свадебный кортеж (прежде из верблюдов и коней, ныне из автомобилей) девушки украшают разноцветными платками, которые затем раздают водителям и сопровождающим лицам.

Платок - важное украшение свадебного ритуала. Все молодые женщины и девушки приходят на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте их ткут, в другом - используют покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые платки специально хранятся для семейного торжества. В недалеком прошлом по дороге в селение будущего мужа свадебный поезд всех встречных в пути одаривал небольшими платками и кусками материи, <чтобы обезвредить злые силы, могущие повредить молодой семье>.

В наши дни на свадьбе гостям раздаривают маленькие куски ткани, платки <шапырдык>, носовые платочки. Гость, прикоснувшись им к лицу, произносит слова: <Бизеде худай етерсин>. Этот платок или кусок ткани является знаком торжества и благополучия. Приносят подарки и в дом жениха: платки, отрезы ткани, ковры, паласы, кошмы, подстилки - <ат гулак>.

Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, полученной из дома жениха. По этому поводу в доме собирались ее близкие подруги. Кроила это платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, начиная с благословения. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое - на счастье.

Свадебное платье, при всей своей чрезвычайной консервативности, всегда отличается богатой орнаментацией и украшениями. На древнее происхождение некоторых из этих украшений указывают параллели со средневековыми подвесками <апбасы>. Их пришивают на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. Платье становится парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов. Большинство подвесок служило не только украшением, но имело определенное символическое значение, выполняя роль оберегов, амулетов.

При <кайтарма> невесты в первый день в родительском доме устраивали угощение (кайтарма - возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты семьей молодого мужа калыма). В присутствии свекрови невесту одевают в другое платье - в халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она возвращается в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.

Обряды, связанные с бракосочетанием, отображают мировоззрение и целый комплекс представлений народа. Несомненно, свадебная одежда, помимо утилитарного назначения, выполняла роль оберега. Она и украшалась разного рода амулетами для защиты от вредоносных сил, помощи в сохранении здоровья и благополучия.

Широко было распространено поверье, что невеста привлекает к себе всякую нечисть, поэтому ее надо оберегать всеми доступными средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру, невесту закрывали головной накидкой. Существовало большое количество действий, амулетов, талисманов, которые, как считалось, обладали охранительной силой (<Носящий дагдан не споткнется, а споткнется - не упадет> - гласит поговорка).

Во все виды свадебной одежды вшивали плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками и т.д. <Дагдан> из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке <ара герби> между ложными рукавами ритуальной накидки. Соль, по представлениям многих народов, имеет охранительное значение.

По народным поверьям, невеста в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту на похороны и поминки.

Один из самых интересных и сложных элементов в свадебном церемониале - обряд смены девичьего головного убора на женский. Он проводится на второй день после свадьбы у одних групп туркмен, на третий день - у других, у некоторых - через 15 дней, а у човдуров средней Амударьи - после рождения первенца.

Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп - сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке).

Другой вариант: на халат невесты накидывают <уздечки> из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, что символизирует покорность молодой жены в их будущей совместной жизни. Сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Здесь удвоенную силу несет белый цвет, имеющий очистительный характер, дарящий счастье, долголетие. Головной убор становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.

В этих обычаях - сохранение традиций. Религиозно-магический характер обрядов постепенно утрачивает силу. Многие обряды соблюдаются просто по принятому этикету. Современный свадебный костюм представляет собой трансформацию определенных глубоко архаичных, но в древности реально функционировавших явлений обрядовой жизни туркменского народа. Анализ изложенных материалов позволяет отметить, что как в селе, так и в городе сохранился ряд обычаев и обрядовых действий в свадебных торжествах. И если магические функции одежды заметно ослабли или вовсе исчезли, то эстетические имеют огромное значение в современных обрядах и традициях.

У туркменского народа много праздников, развлечений и игр. Они играли важную и прогрессивную роль в условиях замкнутого и отсталого патриархально-феодального строя, господствовавшего в Туркменистане до 1920-х годов, развивали у населения вкус к прекрасным творениям предков, скрашивали тяжелую однообразную жизнь, поддерживали у людей оптимизм и веру в светлое будущее и т. д.

Туркменские праздники были общенародными и семейными. Общенародные в большинстве случаев связаны с религией, с наступлением Нового года, началом весенне-полевых работ, уборкой урожая.

Следует отметить во время религиозных праздников (курбанлык и др.), духовенство запрещало какие бы то ни было игры, а также музыку.

Другая группа праздников, наиболее торжественная,- семейная.

Это рождение сына («огул тойы»), приобретение новой юрты, строительство нового дома («ей тойы», «там тойы»). У прибрежных туркмен справлялся праздник .в честь покупки или строительства новой лодки-«нав».

В семейной жизни туркмен бытовало и множество других торжественных обычаев и обрядов. Необходимо отметить, что народные певцы-бахши были и остаются постоянными спутниками народных и семейных праздников.

Без их участия не проходило ни одно праздничное торжество. Их профессиональное искусство ценилось чрезвычайно высоко.

Туркменские традиционные народные игры и развлечения, как и праздничные обряды, являются частью духовной культуры туркменского народа. Многие из них, возникнув еще в недрах первобытнообщинного строя, сохранились до наших дней. Народные игры и развлечения можно разделить на несколько категорий. Играми увлекались и дети, и взрослые. Естественно, подавляющее большинство их были детскими. Наиболее значительные игры, вернее развлечения, распространенные среди взрослых, организовывались во время праздничных обрядов. Большинство же игр являлись повседневными, хотя носили сезонный характер. Например, игра в бабки была популярна лишь в прохладное время года, вечерние сборы молодежи проводились обычно в зимнее время, свободное от полевых работ и т. д. Академик В.. А. Гордлевский отмечал: «Сознательно игра исключает все неприятное, сопровождающее труд».

Изучение календарных праздников, обрядов, развлечений и игр туркмен имеет большое значение и для выявления важных вопросов этнической истории туркменского народа.

Повседневная жизнь людей, а также праздники и обряды были тесно увязаны с н ародным календарем, возникшим на заре ранних человеческих цивилизаций на базе трудовой деятельности людей. Он помогал ориентироваться во временах года, предсказывать погоду, своевременно проводить сельскохозяйственные работы. Строго по народному календарю справлялись семейно-трудовые и религиозные (их не так много, как у христиан) праздники с учетом так называемых удачных (сэхетли гун - 7, 14 и 21 дни) и неудачных (сэхетсиз гун) дней.

Туркмены пользовались в основном распространенным в мусульманских странах Востока лунным календарем, иногда и солнечным.

Почти все дореволюционные праздники и развлечения независимо от их происхождения и назначения находились под влиянием религии. К ним в первую очередь относились религиозные и гражданские ритуалы и обряды, проводившиеся с участием духовенства, но тем не менее содержащие множество добрых, демократических тенденций и элементов.

В них отражены древние хозяйственно-трудовые навыки, стремление трудящихся масс с помощью праздников и развлечений разнообразить хотя бы на время свою трудную беспросветную жизнь.

Сравнительное изучение туркменских традиционных праздников, развлечений и игр позволяет проследить важнейшие этапы этнической истории туркменского народа, исторические особенности развития и формирования его духовной культуры в частности.

Одни из них (новруз, лунные и солнечные календари, игры «хан-хан», «патыша-везир» и др.) уводят нас в древнюю местную среду, другие (12-летний животный цикл, игра «ак суцк», «алтын габак»)-в далекую Центральную Азию и на Алтай-прародину древних тюрок, сыгравших большую роль в этнической истории туркмен и других тюркоязычных народов.

Изучение традиционных народных игр и развлечений имеет большое значение для воспроизведения истории духовной культуры, вопросов этнической истории туркменского народа и поэтому является актуальным вопросом этнографической науки.

Чтобы правильно определить значение и характер традиционных народных праздничных обрядов и игр, необходимо изучить их генеалогические корни. Почти все праздники туркмен (как и других народов) внешне носят оттенок религиозного влияния, во многих из них участвует духовенство.

Календарно-бытовые праздники, возникнув в глубокой древности, впитали в себя народную мудрость, жизненный опыт, потому поучительны и полны глубокого содержания.

Туркменский народ славится не только своей кухней, но и своими танцами.

Классный час Обычаи, традиции туркменского народа

Классный час Обычаи, традиции туркменского народа

Классный час Обычаи, традиции туркменского народа







© 2010-2022