УРОК ДОБРА для обучающихся 5-9 классов

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект социального урока

«Урок добра»

(для обучающихся 5-9 классов)

Оборудование для урока:

1) компьютер, подключенный к мультимедийному проектору и звуковым колонкам; экран для проектора;

2) таблицы с дермографией и дактилологией;

3) стаканчики, питьевая вода.

Аудитория - учащиеся 5-9 классов

Цель:

1) формирование гуманного отношения и сопереживания к проблемам людей с одновременным нарушением зрения и слуха;

2) повышение информированности о проблемах слепоглухих людей в детской аудитории.

Задачи:

1) заинтересовать вопросами помощи людям, имеющим сенсорные нарушения;

2) способствовать разрушению барьеров во взаимодействии с инвалидами.

Структура урока:

  1. Орг. момент.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации сегодня мы примем участие в социальном уроке под названием «Урок Добра». Итак, вашему вниманию предлагается ролик про работу фонда «Соединение». Давайте посмотрим.

Просмотр ролика «Соединение - о фонде» (5 минут)

«Приветственное слово президента фонда поддержки слепоглухих

«Соединение» - режим доступа- youtu.be/pUh4dUJNVpI (2 минуты).

  1. Актуализация знаний.

Итак, вы догадались, о каких людях сегодня на нашем «Уроке Добра» пойдет речь?

Вы правильно заметили: о людях с ограниченными возможностями, людях, которые по физическим параметрам немного отличаются от большинства из нас, но пытаются адаптироваться к существованию в социуме с нами на равных. И мы с вами должны им в этом помочь: проявить чуткость, отзывчивость, милосердие, сострадание, надежду, любовь то есть те качества, которыми можно наполнить слово «добро». Мы должны выступать «мостиком», связывающим окружающий мир с каждым таким человеком. И так, как наше внимание сегодня сфокусировано на людях с ослабленным слухом, зрением и речью, а то и вовсе полной утратой данных рецепторов, важно будет постараться научиться коммуникации с ними и, конечно, ликвидации психологического барьера и оказанию психологической адаптации.

Известно, что с 1992 года 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН установлен как Международный день инвалидов, который лучше и правильнее называть Международным днем людей с инвалидностью или людей с ограниченными возможностями.

Традиционно в этот день в Российской Федерации проводятся различные мероприятия с участием общественных организаций инвалидов в целях привлечения внимания всего общества к сложностям, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями в повседневной жизни.

Сейчас я хочу предложить вам поговорить о тех людях, которые не видят и не слышат.

Показ презентации «Слепоглухие: кто они такие? Как им помочь?»:

Ведущий задает вопросы (с одновременным показом презентации):

Встречали ли вы людей, которые не видят?

Как вы догадались, что они не видят?

Кто и что помогает людям, которые не видят, передвигаться и взаимодействовать с миром?

Как мы называем таких людей?

Таких людей мы называем слепыми, слабовидящими или незрячими.

Показ ролика «Притча о добре и зле» (о слепом человеке в больнице).

Итак, чему же учит нас этот видеоролик? Какие эмоции он у вас вызвал?

Правильно, волнительные эмоции. Чувства сострадания, участия чужому несчастью, отзывчивости, душевности - основополагающие принципы гуманности, человечности. Всегда нужно оказывать людям помощь, в которой они так нуждаются, не оставаться равнодушным к чужой беде, при этом, не унижая человеческое достоинство и не обижая человека с психологической точки зрения, общаться с ним по принципу «Равный равному».

Встречали ли вы людей, которые не слышат?

Как вы догадались, что они не слышат?

Как общаются неслышащие люди?

Как мы называем таких людей?

Таких людей мы называем глухими или слабослышащими.

А кто-нибудь из вас когда-нибудь встречался с человеком, который не видит и не слышит?

Как выдумаете, трудно ли ему ориентироваться в пространстве?

Как он ориентируется?

Какие чувства помимо зрения и слуха могут помочь ориентироваться? - Обоняние.

Как мы можем помочь таким людям? - Например, можно стать добровольцем, сопровождающим-переводчиком.

Показ ролика «Мир слепоглухих» (3,5 мин.).

Вашему вниманию был представлен видеофрагмент о слепоглухих людях, но существует еще и слепоглухонемые, связь с внешним миром которых является еще более отдаленной, так как эти люди не видят, не слышат и не могут общаться вербально, то есть с помощью слов. Общение с ними может происходить только лишь тактильно (прикосновениями), их можно назвать «прикосаемыми» людьми, которые лишь наощупь общаются с окружающей реальностью посредством жестов и условных обозначений, обонянием.

Вспомните, в каких ситуациях вам при наличии зрения приходилось или удавалось сориентироваться на запах?

  1. Практическое занятие.

Ролевая игра «Прикосаемые» (взаимодействие с невидящим человеком).

Приглашаются три человека - добровольца. Их рассаживают на три стула лицом к классу. Все трое закрывают глаза. Еще трое добровольцев вызываются в сторону, им тихо дается задание: подойти к указанному сидящему однокласснику и выполнить следующие действия:

1) напоить водой из стаканчика;

2) расстегнуть ботинок на ноге.

После завершения задания, обсудить чувства того, кто выполнял задание, и того, кто воспринимал совершаемые с ним действия.

Вывод

Мы с вами попробовали почувствовать, как это нелегко, когда человек не может пользоваться зрением, чтобы ориентироваться в пространстве.

А теперь давайте подумаем, как общаются глухие? Действительно, общаются эти люди со слышащими с помощью голоса, понимают речь, считывая ее с губ, а между собой чаще всего общаются с помощью русского жестового языка (РЖЯ).

(Если есть возможность к проведению урока привлечь сурдопедагога или представителя общественной организации инвалидов, можно обыграть следующие жесты: ЗДРАВСТВУЙ, БУДЬ ЗДОРОВ, БУДЬ СЧАСТЛИВ, МЫ ВАС ЛЮБИМ (международный жест).

  1. Изучение нового материала.

А теперь давайте подумаем: а как может жить человек, если он и не видит, и не слышит? Можете себе такое представить? - Таких людей называют слепоглухие.

Как же они могут общаться с другими людьми, если они не видят и не слышат?

Слепоглухота - двойное нарушение зрения и слуха. Как не обидеть слепоглухого человека? Как помочь слепоглухому человеку?

Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.

Вы знаете печатные буквы? Помните, как они выглядят? Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама». Получилось? Почему получилось? Потому что вы помните образ каждой буквы. Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.

Ведущий демонстрирует табличку с дермографией.

УРОК ДОБРА для обучающихся 5-9 классов

Ролевая игра «Слово на ладони».

Участникам предлагается разбиться на пары. Предлагается на ладошке написать одну печатную букву поверх другой.

Не торопитесь. Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед. Напишите слова: «молодец» и «умница». Давайте обсудим: что было трудно? Почему? Тем, кому писали буквы на ладони, предлагается описать впечатления и ощущения. Далее участники меняются ролями.

Еще один способ общения - буквы можно писать на спине.

А есть еще одна азбука. Она называется «дактилология». Это такая азбука, где каждой букве русского алфавита соответствует определенная конфигурация пальцев.

Ведущий демонстрирует табличку с даклилологией.

УРОК ДОБРА для обучающихся 5-9 классов

Ролевая игра «Язык жестов».

Давайте научимся говорить следующие слова: мама, папа. А теперь споем пальчиками: ля-ля. А теперь посмеемся пальчиками: ха-ха-ха.

Вывод

Весело получается, да? Но ведь проблемы у таких людей совсем не шуточные, правда? И мы можем им помочь. А они своей целеустремленностью, жизнелюбием, достижением высоких результатов в учебе, творчестве, подают нам пример преодоления трудностей. Вот что говорит по этому поводу заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.

Просмотр ролика

«Видеообращение В. Ш. Каганова к Международному дню инвалидов»

(3 мин.).

Вениамин Шаевич только что поделился впечатлениями от просмотра фильма о слепоглухих людях «Слово на ладони».

Как вы думаете, почему фильм так называется? - Общаются слепоглухие именно письмом на ладони.

Давайте посмотрим его фрагмент.

  1. Просмотр фрагмента фильма «Слово на ладони. Фрагмент» (5 мин.)

Обсуждение фильма:

Каковы ваши впечатления? Трудно преодолевать жизненные препятствия героям фильма? Насколько успешно у них это получается? Насколько удачен их опыт их творческой реализации, участия в спектакле? Вам понравилось? Вы бы хотели посетить спектакль?

  1. Итог урока. Обобщение пройденного.

Просмотр ролика «Притча о добре» (1 минута).

Просмотр видеоклипа «Твори Добро»

А теперь давайте похлопаем друг другу как хлопают слепоглухим людям. Как? Потопаем.

7

© 2010-2022