Доклад Деятельность классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников к средней школе

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельность классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников к средней школе.


Усенко Елена Николаевна,

учитель биологии и химии

Селезневская ООШ І - ІІІ ст..№18


Переход в пятый класс - очень важный период в жизни детей. От того,как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка.

Проблемы пятиклассников

В разное время классного руководителя называли по-разному. Говорили о том, что классный руководитель - это руководитель высокого класса, что он является идейным вдохновителем детей. Еще его называли высококлассным специалистом, владеющим способами решения широкого круга психолого-педагогических и организационных школьных проблем. Мы же назовем его самым главным человеком в школе для детей и их родителей.

Один из родителей написал как-то: «Хочется встретить такого классного руководителя, который сразу сможет рассказать все об успехах и неудачах моего ребенка в школьной жизни, который сможет увидеть, понять и принять особенности его, помочь стать ему самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним «я» и с окружающими его людьми».

Эти слова становятся наиболее актуальными при переходе детей с одной ступени школьного обучения на другую: из начальной школы в среднюю. В это время ребенок вступает в один из самых сложных периодов в своей жизни, в довольно короткий пограничный период между детством и отрочеством. Все бурные процессы, протекающие в организме ребенка, влекут за собой порой противоречивые поступки: «я знаю, что так делать нельзя, но не могу остановиться», «я сначала делаю, а потом думаю, зачем я это сделал». Вообще, на вопрос «зачем?» в контексте того или иного поступка пятиклассник почти никогда не может ответить конкретно.

При этом многие родители позиционируют его как уже почти взрослого самостоятельного человека, который должен быть способен нести ответственность за свою учебу и свои поступки. «Ты уже взрослый, - говорят они, - теперь подготовка уроков, сбор в школу и т.д. на твоей совести, это теперь твое дело». Но это большая ошибка.

Как показывает опыт, ученик 5-го класса еще ребенок, он нуждается в участии и контроле. Он не способен в полной мере отвечать за свои поступки, осознавать важность учебы для себя и своего будущего. Возложенная на плечи ребенка ответственность зачастую воспринимается им как дополнительная свобода, которой он немедля пользуется, только не в ожидаемом родителями ракурсе.

Будучи уже не маленьким, но еще не большим, он оказывается в совершенно новой для себя ситуации серьезных жизненных перемен, ситуации изменения условий существования: перехода из начальной школы в основную. Возникает огромное количество различных, часто очень серьезных проблем: учебных, поведенческих, проблем выстраивания новых отношений, проблем освоения нового пространства. Другими словами, наступает период адаптации.

Адаптация пятиклассников всегда трудна. Как же сделать ее менее болезненной для ребенка и его родителей? Ответ на этот вопрос ищут, пожалуй, все педагоги и воспитатели, работающие с пятиклассниками.

Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в нашем классе, я поставила перед собой несколько задач:


  1. Проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость школьной жизнью, изучение учебной мотивации.

2) Выявить взгляды родителей на процесс адаптации детей к среднему звену школы.

Для получения объективных данных проводилось анонимное анкетирование учеников 5 класса и их родителей.

Анализ анкетирования учеников 5 класса:

Исследуя удовлетворённость школьной жизнью пятиклассников, мы пришли к выводу, что у 50% детей удовлетворённость школьной жизнью высокая. Они считают, что у них всё получается, они успевают справляться со всеми заданиями учителей без особых трудностей. 40% детей имеют среднюю удовлетворённость школьной жизнью, 10% - низкую.

Изучая уровень учебной мотивации, мы выявили, что у 45% детей высокая заинтересованность учебными предметами, у 35% - средняя, у 20% - низкая.

Какие предметы взывают наибольший интерес у детей? Чтобы ответить на этот вопрос, мы составили рейтинг наиболее значимых для детей учебных предметов.

1 место - физкультура и технологии.

2 место - литература, музыка, ИЗО.

3 место - русский язык и математика

4 место - природоведение и история.

5 место - английский язык.

Анализ анкетирования родителей.

С целью выявить взгляд родителей на процесс адаптации их детей к условиям средней школы, на родительском собрании было проведено анкетирование.

По мнению родителей, трудности в учёбе детей связаны со следующими факторами: с невнимательностью детей - считают 95% родителей; с переходом в средние классы - 30%; с недостатком времени на уроках для подробного объяснения - 5%; с тем, что учитель мало уделяет внимания детям - 1%.

Родителям задавался следующий вопрос: какая помощь нужна Вашему ребёнку со стороны учителей? Нужны дополнительные занятия - считают 30% опрошенных, больше объяснения - 40%, должно быть доскональное объяснение домашнего задания - считают 15%, помощь детям не нужна - 3%.

Какие советы учителям в организации общения с детьми дают родители?

40% считают, что необходимо доходчивей объяснять новую тему;

20% - чаще спрашивать ребёнка;

60% родителей желают нам терпения;

10% всё устраивает.

Резюмируя мнение родителей на процесс адаптации детей, можно отметить, что родители видят неравнодушное отношение учителей к детям и большую ответственность возлагают на самих школьников.

На конец первого семестра среди учащихся не было ни одного отличника (против 5отличников на конец прошлого учебного года (4 класса)) - снижение уровня успеваемости учащихся в пятом классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы.

Содержание работы классного руководителя, способствующее успешной адаптации пятиклассников.

В урочной деятельности

1.Использовать разнообразные методы обучения ( урок-диспут, урок-исследование). Делать упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте.

2. Стараться использовать на уроках элементы игры, соревнования.

3. Придерживаться индивидуального подхода к детям, учитывая их

возможности.

4. Приучать школьников работать с дополнительной литературой:

справочниками, словарями, научно-публицистическими работами.

5. Добиваться полных развёрнутых ответов учеников, чёткой грамотной

речи.

6. Комментирование отметок. Шкалу оценивания детей стараться сделать

максимально прозрачной.

Во внеурочной деятельности:

1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками .

2. Внеклассные мероприятия по предметам, призванные развивать интерес детей к сложным учебным дисциплинам, разнообразить их внеурочные занятия.

3. Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий.

4. Организация самоуправления в классе. Развивает у детей самостоятельность и чувство ответственности.

5. Индивидуальная работа с учащимися, склонных к нарушению дисциплины (в плотном взаимодействии с родителями.)

6. Родительские собрания по вопросам адаптации детей к среднему звену.

Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников, нужно сказать, что этот процесс проходит нормально, без особых осложнений. Главное условие успешной адаптации детей в 5 классе - слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителей начальной школы, и, конечно, родителей. все перечисленные виды работы, направлены на создание таких условий для взаимодействия классного руководителя со своим классом, при которых определяющими словами будут «общение», «дружба», «взаимопонимание», «интерес», «увлеченность».

Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века Ноем Уэбстером: « Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».

© 2010-2022