ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Организация жизни умственно отсталого ребёнка в семье: режим, привлечение к труду, воспитание культуры поведения

Раздел Воспитательная работа
Класс 12 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерства образования республики Башкортостан

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

институт развития образования республики Башкортостан

кафедра коррекционной педагогики



проектная работа на тему:



Организация жизни умственно отсталого ребёнка в семье:

режим, привлечение к труду, воспитание культуры поведения





Выполнила слушатель КПК:

Саитова Наталья Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ ОКШ №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проверил: Абулгатина Аниса Саматовна





г. Уфа-2016

Содержание

Тема: «Организация жизни умственно отсталого ребёнка в семье: режим, привлечение к труду, воспитание культуры поведения»

Введение……………………………………………………………………………

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования по материалам научных источник…………………………………………………………………

1. Роль семьи в системе воспитания детей с умственной отсталостью………………………………………………………..……………..

2.Системность и согласованность работы школы, семьи и общественности……………………………………………………………..……..

Глава II.

Организация опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования……………………………………………………………….……..

1.Программа изучения семьи, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..

2. Анализ данных, полученных в ходе опытной экспериментальной работы…………………………………………………………………………….

3. Специфика организации семейного воспитания умственно отсталых детей в специально (коррекционной) школе VIII вида……………………………….

Заключение……………………………………………………………………....

Список литературы……………………………..…………………………………………


Введение.

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной. Семья - социальный институт, который соприкасается, или можно сказать пересекается с рядом социальных институтов, участвующих в дальнейшей социализации детей.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью - какая семья, такой и выросший в ней человек.

Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества.

Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями Проблема исследования: Встаёт вопрос об организации активной совместной деятельности семьи и специальной (коррекционной) школы. В большинстве случаев семья не участвует в коррекционно-педагогическом процессе умственно отсталого ребёнка по разным причинам, это и культурный уровень семьи, отношение семьи к ребёнку, незнание психофизиологических особенностей и методов специального обучения и воспитания.

Цель исследования: Совершенствование коррекционной работы по семейному воспитанию детей с умственной отсталостью.

Объект исследования: Процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка в начальном звене.

Предмет исследования: Деятельность педагога в работе с родителями, имеющими детей олигофренов.

Гипотеза. Деятельность педагога по организации сотрудничества семьи и школы будет эффективна, если у родителей сформировать следующее:

-положительную мотивационную готовность;

-психолого-педагогическое просвещение и помощь в организации учебно-коррекционно-воспитательного процесса умственно отсталых детей;

-активное участие в учебной и воспитательной работе специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Задачи исследования:

1.На основе анализа психолого- педагогической и специальной литературы выявить уровень теоретической и практической разработанности проблемы семейного воспитания детей с умственной отсталостью.

2.На основе опытно- экспериментальной работы изучить уровень участия семьи в учебно- воспитательном процессе умственно отсталого ребёнка.

3.На основе результатов опытно- экспериментальной работы разработать план мероприятия, содержание, средства и методы организации семейного воспитания умственно отсталого ребёнка.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников; анкетирование, диагностирование, наблюдение, беседа с родителями, изучение документации: заключение ПМПК, характеристики, дневники наблюдений, индивидуальные беседы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, 2 таблиц и 2 рисунков.

База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась

в ГБОУ Октябрьская коррекционная школа № 19 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования по материалам научных источник.

  1. Роль семьи в системе воспитания детей с умственной отсталостью.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения. Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. Взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть.

Воспитание умственно отсталого ребенка в семье имеет свои особенности, связанные с его болезнью. Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с умственной отсталостью беден, речь - с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения.

Для умственно отсталых детей характерно следующее [8, 22]:

• Умственно отсталые дети испытывают наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений.

• Мышление таких детей конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия.

• Все виды деятельности и поведения детей с интеллектуальными проблемами обеднены, однообразны, таким детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой.

• Наблюдается недоразвитие собственной речи, плохое понимание речи окружающих.

• Дети с умственной отсталостью обучаются медленно, нуждаются в многократном повторении.

• За такими детьми необходим особый присмотр, так как они зачастую не осмысливают опасность, не могут прогнозировать последствий своих действий.

• Умственно отсталые дети часто не умеют общаться со сверстниками, их не привлекают к участию в играх, состязаниях; вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением неполноценности. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье.


  1. Системность и согласованность работы школы, семьи и общественности.

Огромную роль в развитии личности имеет социальная среда. Школа, семья, неформальные объединения, клубы по интересам, спортивные секции, общение во дворе - все это влияет на формирование личности, на ее дальнейшую судьбу.

Социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности..

ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ.

Одним из важнейших вопросов организации работы коррекционной школы является взаимосвязь в работе воспитателей, учителей и классных руководителей и родителей. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.

I - Совместная работа воспитателя, родителей и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы; ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков группы и т.д.

II - Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа - средства такого обмена.

III - это совместная работа с родителями

IV - совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно- воспитательных мероприятий.

V - Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету,

Режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки.

Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашей школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях).

Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для

повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителями учащихся.

Учителя и воспитатели готовят и проводят вместе родительские собрания, изучают:

- домашние условия учащихся;

- устанавливают с родителями хорошие деловые отношения;

- согласовывают индивидуальный подход к детям;

- ведут активную педагогическую пропаганду среди родителей;

- проводят индивидуальные беседы;

- принимают участие в общешкольном всеобуче родителей)

Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в группе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально.

Существенную помощь учителю и воспитателю, родителям в обмене рабочей информации, оказывает дневник взаимосвязи. В дневнике взаимосвязи учитель и воспитатель делают записи заданий, фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных учащихся, вносят предложения и пожелания по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Ведение дневника позволяет быстрее устранить недостатки, найти правильные и более эффективные пути для лучшей организации работы.

Идеалом, к которому стремится семья, коррекционное учреждение, все наше общество, является создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество [11].

С этих позиций и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями умственно отсталых младших школьников [5]:

•Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми олигофренами.

•Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

•Формирование у родителей потребности в самообразовании.

•Ознакомление педагогов с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

•Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их на определенные типы.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь [2,4,7,18].

ГЛАВА 2. Организация опытно-экспериментальной работы по проблеме

исследования.

1.Программа изучения семьи, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы был организован эксперимент. Экспериментальная работа проводилась в 5б классе ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 19 VII-VIII видов.

Цель эксперимента: Совершенствование коррекционной работы по семейному воспитанию детей с умственной отсталостью.

Задачи эксперимента:

1.На основе анализа психолого- педагогической и специальной литературы выявить уровень теоретической и практической разработанности проблемы семейного воспитания детей с умственной отсталостью.

2.На основе опытно- экспериментальной работы изучить уровень участия семьи в учебно- воспитательном процессе умственно отсталого ребёнка.

3.На основе результатов опытно- экспериментальной работы разработать план мероприятия, содержание, средства и методы организации семейного воспитания умственно отсталого ребёнка.

Создана программа изучения семьи, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта:

Общие сведения о семье (состав, место работы и род занятий родителей, жилищные, материально-бытовые, санитарно-гигиенические условия)

Культурный уровень семьи (образование родителей, их социальное положение, наличие домашней библиотеки, организация занятий с детьми)

Положение умственного отсталого ребёнка в семье( возрастные отношения, отношение к ребёнку со стороны родителей и других членов семьи, психологическая атмосфера в семье)

Отношение семьи к спец.учреждению (отношение родителей к системе спец. Образования, оказание помощи педагогам в работе с ребёнком, обеспечение охранительного режима в семье)

Влияние на детей соседей, сверстников

В процессе экспериментального исследования использованы следующие методы: наблюдение, беседа с учителем, изучение документации: заключение ПМПК, характеристики, дневники наблюдений, беседы, диагностирование. В работе приняли участие 7 семей. Данные о семьях представлены

в табл. 1.

Краткая информация о семьях, воспитывающих умственно отсталого ребёнка

Список класса и обязанности детей

Список класса

Количество детей в семье

Особенности семьи

1.

А. Игорь

2

Полная семья

2.

Н. Эльвина

1

Воспитывается опекунами

3.

М.Владимир

2

Полная семья

4.

С. Билал

2

Полная семья

5.

К. Владислав

2

Воспитывается мамой

6.

З. Анна

1

Воспитывается мамой

7.

Ш. Марсель

2

Полная семья


Был разработан план работы по организации связи школы с семьей

(табл. 2):

Таблица 2.

План работы по организации связи школы с семьей

Форма работы

Направ

ление работы

Тема

Примечание

Классное собрание

Работа с коллективом родителей

Особенности воспитания умственно

отсталого ребёнка

Приглашаются

все родители

Посещение семьи

Индивидуальная работа

Организация

досуга ребёнка, помощь

в организации занятий

Посещение

семьи

Марселя Ш.

и Анны З.

Оформление классного уголка для родителей

Работа с коллективом родителей

Развитие

навыков само

обслуживания

и бытового поведения

В оформлении уголка оказали помощь родители

Игоря А.

Классное собрание

Работа с коллективом родителей

Развитие

навыков само

обслуживания

и бытового поведения

Родителям

заранее

предложено подготовить

рассказ

о том, как проводится

эта работа с ребенком

Беседа

Индиви

дуаль

ная работа

Упрямство

и

как его

преодолеть

Беседа с мамой Билала С.

Беседа с группой родителей

Работа с коллективом родителей

Коррекция нарушений

моторики

Приглашены для беседы родители

Эльвины, Ани, Билала, Игоря А

Проводилось наблюдение за семьями всех детей и записывалось в Дневниках наблюдения.

Была изучена документация о заключении ПМПК, характеристики детей.

Проведена анкета « Ваш ребёнок».

Цель: получение информации о ребёнке.

1. Фамилия, имя, отчество ребёнка.

2. Дата рождения ребёнка.

3. Посещал ли Ваш ребёнок детский сад?

4. С какого возраста?

5. Назовите три любимых занятия вашего ребёнка?

6. Есть ли у вашего ребёнка друзья?

7. Какие игры предпочитает Ваш ребёнок? ( подвижные, настольные, коллективные, индивидуальные).

8. Выполняется ли режим дня вашим ребёнком?

9. Какие другие особенности своего ребёнка Вы хотели бы отметить?

10.Какие положительные качества характера Вашего ребёнка Вы можете назвать?

11. Какие отрицательные качества характера Вашего ребёнка Вы можете назвать?

12. Делится ли с Вами ребёнок своими впечатлениями о школе, первых результатах, удачах и неудачах?

13.Приглашает ли Вас в школу, хочет ли видеть Вас там, в качестве гостя ?

14.Как часто болел ваш ребёнок? Есть ли хронические заболевания?

15. Сколько времени Вы отводите на общение с ребёнком?

Работа проводилась по приведенному плану. На первом родительском собрании на тему «Особенности воспитания умственно отсталого ребенка» была прочитана лекция родителям, организовано обсуждение лекции. Лекция об особенностях воспитания умственно отсталого ребенка. Умственно отсталому ребенку трудно дается не только приобретение нового опыта, но и его активное освоение - свободное использование полученных знаний и умений в повседневной жизни. То, чему ребенка обучает педагог в школе, не обязательно переносится им домой и, наоборот, его домашние достижения могут не проявиться в других условиях

На родительском собрании были предложены для беседы следующие вопросы:

•С какими трудностями вы сталкиваетесь при воспитании вашего ребенка?

•Каких педагогических и специальных знаний вам не хватает при воспитании ребенка?

•Какую помощь вы хотели бы получить и от каких специалистов?

Индивидуальная работа - посещение семей самых слабоуспевающих учеников - Ани З. и Володи М. Семья Володи проживает в двухкомнатной квартире. Володя воспитывается в полной семье. Мама с папой много работают и чаще с мальчиком занимается бабушка. У мальчика есть свой уголок: письменный стол, набор игрушек, книги. Было отмечено, что книги и игрушки не соответствуют возрасту. Книги содержат яркие картинки, но почти отсутствует текст, нет книг-раскрасок. В наборе игрушек преобладают машинки, куклы, отсутствуют кубики с азбукой, нет мозаики, конструктора. Родителям было рассказано о важности развития мелкой моторики рук и предложено добавить необходимые игрушки, научить ребенка пользоваться мозаикой и конструктором, проследить за его развитием и выступить на родительском собрании, рассказать о приобретенном опыте.

Семья Ани З. состоит из 3 человек, проживает в однокомнатной малосемейке. Мама- инвалид, дома сидит. Папа их бросил, живёт в другой семье. Ане уделяет время только в выходные и иногда по утрам отвозит в школу. У Ани есть старший брат, который хорошо относится к сестренке и помогает маме заниматься с ней. Вместе с тем, отдельного уголка у Ани нет. В семье много внимание уделяется чистоте, порядку, но от Ани не требуют убирать за собой - она не застилает свою постель, не убирает игрушки, не моет посуду. Среди игрушек преобладают куклы. Но у них нет сменной одежды, чтобы девочка могла их переодевать. Аня сказала, что купать кукол нельзя, кормить тоже - они испачкаются и испортятся.

С родителями Эльвины была проведена беседа о развитии навыков самообслуживания, указано на необходимость выделить для девочки отдельную полку с книгами, которые она может сама без разрешения брать, раскрашивать книги-раскраски, сама должна следить за порядком на полке. Также девочке необходимо место для занятий. Можно выделить специально для нее время работы за письменным столом. Эльвина должна быть таким же полноправным членом семьи, как ее брат, должна нести ответственность за свои вещи.

Работа по оформлению классного уголка для родителей на тему «Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения».

Были собраны книги и отдельные статьи по теме, помещен рассказ мамы Яны о том, как она учила дочку навыкам самообслуживания. Родители, приходя за детьми в школу, знакомились с литературой и брали литературу домой для прочтения на 1-2 дня.

Была организована выставка книг для родителей « В помощь родителям в воспитании»

На родительское собрание по теме «Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения» были приглашены родители, которые заинтересовались темой и решили поделиться опытом либо задать интересующие их вопросы. Основные вопросы, обсуждаемые на собрании: развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для умственно отсталого ребенка особую проблему.

Индивидуальная работа была проведена с мамой Билала С. По поводу упрямства Билала. Учитель Билала неоднократно отмечала, что он не слушается, часто делает назло, его нельзя уговорить или заставить что-то делать, дети часто ссорятся с ним из-за его упрямства. Мама Билала согласилась, что и в семье они часто замечают эту черту. Билал резко отрицательно реагирует на слово "нет", которое часто непроизвольно вырывается у взрослого при неверном действии ребёнка. В беседе с мамой было указано на то, что более продуктивный выход из этой ситуации состоит в том, чтобы взрослый сформулировал еще раз то, что ребенку нужно сделать, не фиксируясь на ошибке. Вообще многие специалисты считают, что при обучении олигофрена важно предупреждать ошибку ребенка, направляя его по верному пути. Кроме того, нельзя все время запрещать ребенку. Требуется четко разграничить то, что ему разрешено, а что запрещается. Также ему важно чувствовать любовь близких. Он должен понимать, что ругают не его, от того, что он плохой, а его поступок, а его самого любят. Нужно чаще его хвалить: ''молодец'', ''умница'', ''как хорошо ты сделал'', ''какой у меня послушный сынок'' и т.д.

Беседа с группой родителей на тему «Коррекция нарушений моторики».

Для беседы приглашены родители Ани, Эльвины, Игоря, Володи. Родителям было рассказано об особенностях моторики. Подготовка руки ребенка к письму связана с необходимостью отработки произвольных ручных движений, трудных для больного ребенка из-за нарушений в распределении психофизического тонуса. Любые моторные навыки лучше начинать отрабатывать, манипулируя руками ребенка. То есть, мы вкладываем кисточку, карандаш или ручку в руку ребенка и водим его рукой, поддерживая ее за кисть. Таким способом мы переедаем ему "моторный образ" (двигательный стереотип) написания какого-либо графического элемента. Постепенно такую физическую помощь надо уменьшать: уже не водить рукой ребенка, а лишь слегка придерживать его кисть или локоть и при возможности переходить к письму "по точкам", иначе ребенок привыкнет к постоянной поддержке руки и без нее письмом заниматься не будет. Конечно, надо обыграть, по возможности, каждую часть занятия, ориентируясь при этом на интересы ребенка. Так, можно учить выделять строчку и рисовать в ней (по точкам) орнаменты, необходимые для подготовки к письму, приговаривая: "Сейчас будем рисовать, как зайка прыгает с горки на горку. А сейчас - как мишка прыгает. А в следующей строчке будем рисовать, как они друг друга догоняют". Мальчика может понравиться роль моряка, смелого капитана, его можно учить писать, укладываясь в строчку, не вылезая за ее пределы, так как "моряк ведет свой корабль точно по линии фарватера". Отметим, что многие элементы обучения олигофрена возникают еще в игре, до формирования у него учебного поведения. С ребенком можно пересчитывать вагоны игрушечного поезда и делать таблички с названиями станций; считать, сколько пирожков слепить из пластилина, чтобы "угостить всех зверей"; подписывать рисунки, лепить из пластилина буквы или выкладывать их из конструктора, из сушек и т.п. Так, поначалу исподволь, провоцируется интерес ребенка к освоению навыков чтения, счета, письма, и это помогает избежать в дальнейшем проявлений негативизма по отношению к обучению.

Мама Игоря рассказала, как они организовали работу по коррекции нарушений моторики, посмотрели тетради Игоря и отметили, что он стал лучше писать. В результате проведенной работы повысилась ответственность родителей за воспитание детей, семейное воспитание стало более целенаправленным, сформировался родительский актив. Родители ближе узнали проблемы друг друга, выразили желание поделиться секретами семейного воспитания, взять на вооружение опыт других семей. Родители по своей инициативе провели совместно ''день выходного дня'' на природе. Отметили, что им не хватало общения с теми, кто хорошо понимал бы проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Родители осознали важность закрепления полученных ребенком в школе умений, поддерживать учителя, отрабатывать в домашних условиях усвоенные на занятиях навыки. Все родители постарались создать в семье постоянный режим дня, в некоторых семьях по совету педагога было разработано расписание домашних дел. Детям стали давать мелкие поручения, приобщать к совместным общим делам. Все родители проследили, чтобы у ребенка был специальных уголок для игры и занятий. В некоторых семьях такой уголок создали на кухне, чтобы близкому было легче уделять ребенку внимание во время занятий по хозяйству.

2. Анализ данных, полученных в ходе опытной экспериментальной работы.

На основе опытно-экспериментальной работы провели анализ изучения семьи. Всего семей 7. Из них 4 полных, 2- дети воспитываются мамой, 1- опекунами.

Всем обследованным детям из этих семей свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Их затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображенных на картинке. У этой категории детей прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязаний их чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности.

Для продвижения школьников в общем развитии, в усвоении ими знаний, умений и навыков в школе организовано специальное коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у них положительных возможностей. Процесс обучения ведется по специально разработанным программам, методикам, учебникам, при небольшой наполняемости классов.

Родителям была предложена анкета цель которой - выявить особенности воспитания детей дома и проблемы с которыми сталкивается семья воспитывающая ребенка с нарушениями интеллекта.

Анкета

  1. Сколько времени вы проводите со своими детьми?

  2. На что вы тратите большую часть времени при общении с ребенком?

  3. Оказываете ли вы помощь детям при подготовке школьных занятий?

  4. Как вы организуется досуг детей?

  5. Как относятся другие дети к ребенку с нарушением интеллекта?

  6. Кто помогает вам воспитывать больного ребенка?

  7. С какими проблемами сталкивается ваша семья в связи с воспитанием умственно отсталого ребенка?

  8. Какую помощь вы хотели бы получить в связи с воспитанием умственно отсталого ребенка?

  9. Как вы думаете что нужно сделать чтобы родителям было легче растить больного ребенка?

  10. Что вызывает наибольшее беспокойство когда вы думаете о будущем вашего ребенка?

Как показало анкетирование большинство родителей проводят с больными детьми все свое свободное время (75% родителей). 16,6% родителей хотели бы проводить с ребенком больше времени но не имеют такой возможности. 8,3% родителей (1 чел) доверяет воспитание ребенка няне т.к. не может проводить с ним много времени. Результаты представлены на рис. 1.

Рис.1. Время которое проводят с ребенком родители

На вопрос «На что вы тратите большую часть времени при общении с ребенком?» ответы распределились следующим образом (рис. 2):

  • играю с ребенком - 33,3%

  • помогаю выполнять домашние задания - 41,6%

  • гуляю с ребенком вожу в кино музеи зоопарк и т.д. - 8,3%

  • читаем книги вместе с ребенком - 8,3%

  • ухаживаю за ребенком (кормлю даю лекарства и т.д.) - 8,3%

Как видно из результатов анкетирования большинство родителей помогают ребенку выполнять домашние задания. Дети не могут самостоятельно делать уроки им требуется помощь со стороны родителей. 4 родителей ответили что большую часть времени играют с ребенком. Сюда входят и развивающие игры которые рекомендованы педагогами.

Рис. 2. Ответы на вопрос «На что вы тратите большую часть времени при общении с ребенком?»

На вопрос: «Оказываете ли вы помощь детям при подготовке школьных занятий?» все родители ответили утвердительно.

Что касается организации досуга детей то большинство родителей (83,3%) признались что досуг ребенка чаще всего проходит в пределах семьи. Родители редко как правило на день рождения или праздники приглашают в дом сверстников своего ребенка редко посещают культурно-массовые мероприятия ходят с ним в походы ребенок почти не бывает где-либо без родителей.

На вопрос: «Как относятся другие дети к ребенку с нарушением интеллекта?» были даны такие ответы:

  • Младший сын охотно играет с Сашей несмотря на то что разница в возрасте у них составляет 7 лет им обоим интересно играть с машинками строить башни из кубиков они любят играть в солдатиков и др.

  • Младшая дочка каждый день играет вместе с Наташей они любят играть в семью наряжают кукол. Наташа сама делает платья для кукол. Они любят рисовать.

  • Старшая дочь хорошо относится с Диме часто остается с ним ухаживает за ним. Она не замечает что Дима не такой как другие дети никогда не упрекает его если он что-то разобьет или сломает.

  • Родители не имеющие других детей в семье отметили что ровесники плохо относятся к их детям. На улице дети одни не гуляют (гуляли когда были младше) их часто дразнят. В то же время трое родителей ответили что у их детей есть друзья которые иногда навещают их ребенка помогают ему.

Родители отметили повседневные трудности с которыми сталкивается семья в связи с воспитанием умственно отсталого ребенка. Видно из приведенных данных на первый план среди проблем связанных с воспитанием ребенка с нарушениями интеллекта выходят острейшие социальные проблемы решить которые семья сама не в состоянии здесь необходима поддержка общества, школы.

В результате исследования были получены результаты уровня участия семьи в учебно - воспитательном процессе умственно отсталого ребёнка

(см. Табл. 3).

Результаты исследования уровня участия семьи в учебно- воспитательном процессе.

Список класса

Участие в учебном процессе

Участие в воспитательных мероприятиях

1.

А. Игорь

Посещение открытого урока

Родители Игоря помогли в проведении Семейного праздника

2.

Н. Эльвина

Посещение открытого урока

Родители Эльвины помогли в проведении мероприятия по ЗОЖ

3.

М. Владимир

Посещение открытого урока

Родители Владимира помогли в проведении мероприятия по ЗОЖ

4.

С. Билал

Родители Билала помогли в проведении Семейного праздника

5.

К. Владислав

-

-

6.

З. Анна

Родители Ани помогли в проведении мероприятия по ЗОЖ

7.

Ш. Марсель

Родители Марселя помогли в проведении Семейного праздника

Уровень участия семьи в учебно- воспитательном процессе.

Анализируя общие результаты исследования, необходимо обратить на культурный уровень семьи, отношение семьи к ребёнку, незнание психофизиологических особенностей и методов специального обучения и воспитания.

Для воспитания умственно отсталого ребенка очень важна семейная атмосфера. Психология семейного воспитания выдвинула представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они принимают ребенка таким, каким он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребенка.

3. Специфика организации семейного воспитания умственно отсталых детей в специально ( коррекционной) школе VIII вида.

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.»,- так писал Макаренко А. С. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, имеет огромное значение и ведется мною в целостной системе. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Направления и формы, которые используются в работе с родителями:

  1. Изучение семьи учащихся.

Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Изучение семей учащихся позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. В этом помогает психолого-педагогическая диагностика, которая проводится совместно с психологом школы. Тесты способствуют выявлению положительных и отрицательных качеств личности ребёнка, его склонностей и способностей. Педагог и психолог помогают родителям следить за формированием положительных привычек, которые имеют огромное значение в развитии детей. Использую такие формы работы как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, материалы детского творчества, интерактивные игры. Так в 1 классе диагностика позволила выявить семьи, в которых есть проблемы в воспитании детей, уровень семейных отношений.


  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Педагог, на мой взгляд, должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. Родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие. Большую роль играют родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, беседы. Практикую использование памяток, заповедей для родителей по конкретным ситуациям или вопросам. Из опыта работы я заметила, что родителям нравятся собрания, на которых используются тесты. Результаты диагностики зачастую бывают неожиданными для самих родителей. Так ответив на вопрос: «Насколько хорошо знаете своего ребёнка?», почти 100% ответили положительно. А анкетирование показало следующие результаты.

  1. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

С первого школьного дня родители должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе, бороться за успехи ребенка - учить быть организованным, вместе собирать портфель, не забыть спортивную форму, альбом и краски, вместе выполнять домашнее задание, учить выполнять режим - основу основ любого труда. Ребенок должен всегда чувствовать, что родители огорчаются, когда у него не ладятся дела, и радуются вместе с ним его успехам, даже маленьким на первых порах. Учение ребенка - это труд. Труд человека должен замечаться, оцениваться. Самое страшное в этом деле - равнодушие, безразличие к учению ребенка. В этом помогают открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, экскурсий, Дней здоровья.

Внеклассные мероприятия в начальных классах превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, подготовка к ним даёт много возможностей для общения детей и родителей.

В реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Праздник создает особую, доверительную атмосферу.

Интересны, на мой взгляд, мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе. Это «Встречи с интересными людьми» (Папа - пожарный, бабушка - учитель, мама - врач.) Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей, профессионалы в каком-то деле. Дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.

В современном образовании исследования занимают важное место. Уже в начальной школе, мы учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы. У детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, в работе с дополнительной литературой, в умении оформлять материал. Роль родителей здесь тоже велика.

Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Огорчает то, что в работе помогают, в основном, мамы.

Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Не проходят без помощи родителей и конкурсы поделок «Дары осени», «Чудеса природы», сбор макулатуры, конкурс блюд и другие.

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет - это группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета мы распределяем в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя. Главное в работе родительского комитета - желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

В своей практике, я ежегодно веду учет по участию родителей в жизни класса. Подведение итогов обязательно. Вручаю грамоты на общем празднике или собрании, в присутствии детей.

Используемые мною формы работы помогают вовлечь большинство родителей в жизнь класса, школы, наладить межличностные контакты, а значить повысить результативность педагогической деятельности.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Экспериментальное исследование было организовано на базе специальной коррекционной школы № 19 г. Октябрьского.

В исследовании использовались теоретический анализ научных источников; анкетирование, наблюдение, беседа с родителями, изучение документации: заключение ПМПК, характеристики, дневники наблюдений, индивидуальные беседы.

В результате исследования, гипотеза о том, что деятельность педагога по организации сотрудничества семьи и школы будет эффективна, если у родителей сформировать следующее:

-положительную мотивационную готовность;

-психолого-педагогическое просвещение и помощь в организации учебно-коррекционно-воспитательного процесса умственно отсталых детей;

-активное участие в учебной и воспитательной работе специальной (коррекционной) школе VIII вида была подтверждена.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи. Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.

Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью

Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проводить в школе "Праздник семьи", конкурс "Семья года", соревнования с участием мам и дочерей, отцов и сыновей, организовывать выставки семейных творческих работ. В классах могут проводиться совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи.

Семья - это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

Заключение.

Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания. Семья - один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей - не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание - лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает « первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

Семья является центром координации всей педагогической работы. Невозможно помочь ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно страдательна. Развитие ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями в целом искажено, и для его выправления необходима специальная организация всей жизни, должны быть продуманы все мелочи бытовых ритуалов. Особенно важны постоянная эмоциональная поддержка близких и их стремление двигаться вперед вместе с ребенком. Коррекция такого ребенка - это даже не лечебное развивающее обучение, не работа с отдельными психическими сферами, проблемами, функциями (восприятием, моторикой, мышлением или речью), а лечебное воспитание - постепенное осмысление вместе с ребенком каждодневной жизни, побуждение его к более активному взаимодействию, помощь в освоении им тех форм жизни, в которых эта активность может быть реализована.

При воспитании олигофрена не избежать отлаживания взаимодействия между специалистами и семьей. Хороший результат не может быть достигнут без выработки общего языка и согласия в оценке проблем ребенка, без определения общих целей работы. Нескоординированность действий взрослых может очень повредить ребенку. С другой стороны, необходимо помнить, что работа с таким ребенком должна продолжаться годами. Долгая совместная деятельность неминуемо предполагает как периоды успехов, общего единения и энтузиазма, так и периоды усталости, сомнений и разочарований, а значит, и осложнения отношений. В такое время очень легко отнести свою усталость и неудачи на счет друг друга - непонятливых родителей, невнимательного врача, педагога или психолога. Остается только помнить об этой опасности и понимать, что пройти через сложный период жизни всё же легче всем вместе. Родителям необходима уверенность, что им есть к кому обратиться при возникновении новых проблем, неизбежных в процессе возрастного и социального развития детей.

В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили сделать следующие выводы:

1.Педагогам начальной школы необходимо тщательное изучение семей

(в первую очередь нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности родителей, организации режима дня и др.).

2.Эффективность домашнего воспитания заключается в создании в семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью, доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье.

3. Основа решения проблемы качественной социализации умственно неполноценного ребенка заключается в координации усилий педагогов и родителей, последовательном закреплении в семье умений и навыков, полученных в школе.

4. Школа должна оказывать семьям, воспитывающим умственно неполноценного ребенка, психологическую и моральную поддержку. Кроме того, необходимо общение родителей между собой, т.к. каждая семья имеет свой уникальный опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных приемов решения многочисленных бытовых проблем.







Список литературы

1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты,2000.

2.Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе// Начальная школа. - 2000. - № 6.

3.Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе// Воспитание школьников. - 2004. - № 1.

4.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс,2004. - 416 с.

5.Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семья и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. - Т.: Медицина, 2005. - 55 с.

6.Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение,2001. - 176 с.

7.Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта// Дефектология. - 2000. - №6 - С.25-29.

8.Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. - М.: Педагогика,2000. - 5-6 с.

9.Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания// Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.70-72.

10.Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся // Дефектология, 2006.- № 2.-с.68-76.

11.Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка// Начальная школа. -2005 - № 6. - С.11-14.

12.Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. - М: Педагогика-Пресс. 2006.




© 2010-2022