Классный час: «Что такое толерантность?»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования, науки и молодежи

Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Крым

"Симферопольский автотранспортный техникум"












КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА: «Что такое толерантность?»











Составитель: заместитель директора по ВР

Пересунько В.П.













Симферополь 2015



Классный час

«Что такое толерантность?»

Цель:

  • познакомить студентов с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

Форма проведения «Круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Ход классного часа:

1 ведущий (В. П. Пересунько)

Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

(Звучит музыка, рассказывается сказка)

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

  • «Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь»

Подумал волшебник и сказал:

  • «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…»

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

-«Вот выбирай!» - сказал волшебник. «Одну зовут Радость, другую Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта».

  • «Все они прекрасны» - сказала Любовь. «Не знаю, кого и выбрать…»

  • «Твоя правда» - ответил волшебник. «Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь».

Подошла Любовь девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Классный руководитель

Ребята, вы внимательно прослушали древнюю притчу. Подумайте и ответьте: а кого выбрали бы вы? Почему?

(Классный руководитель ведет диалог со студентами) Звучит музыка продолжение сказки

Пересунько В.П. Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Классный руководитель

Почему Любовь выбрала Доброту?

(Классный руководитель ведет диалог со студентами)

Пересунько В.П.. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно не понятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованны человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Классный руководитель:

Как вы, ребята, считаете: Что же такое толерантность?

(Ответы студентов)

Пересунько В.П. Давайте вместе обощим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

(Использование мультимедийного экрана. Поочередно высвечиваются различные понятия слова «толерантность»)


Классный час :«Что такое толерантность?»





Пересунько В.П.

Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Классный руководитель

Давайте послушаем как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.

(Студенты по очереди делают сообщение)

Первый студент: В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Второй студент: Во французском - отношение , при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Третий студент: В английском - готовность быть терпимым, снисходителтным.

Четвертый студент: В китайском - позволять принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Пятый студент - В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.

Шестой студент: В русском - способность терпеть что-то или кого-то ( быть выдержанным, выносливым, стойким).

Классный руководитель

Какое из определений вам нравится больше всего

(ответы студентов)

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

(ответы студентов)

А что объединяет эти определения?

(ответы студентов)

Почему так акт уальна толерантность в настоящее время?

(ответы студентов)

Пересунько В.П. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человека. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Классный руководитель:

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг - это и будет проявление доброты.

Пересунько В.П. Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Сейчас мы разделимся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности.

Вторая группа - черты, присущие интолерантной личности

(студенты двух групп, передавая друг другу лист бумаги поочередно записывают черты толерантной и интолерантной личности. В результате по одному представителю от группы зачитывают)

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Раздражение

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Агрессивность

Классный руководитель

Итак, итолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем вопитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Пресунько В.П.

А толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно существующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Классный руководитель

А сейчас мы с вами вернемся в свое детство и послушаем сказку о счастье.

Пересунько В.П.

На свете жил один король, богатый и могучий. Всегда грустил он и порой бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, а счастье он не ведал. Но вечно хнвкать и тужить бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!»- и с трона спрыгнул смело. Да в миг порушить свой удел не в королевской власти? И вот король в карет сел и покатил за счастьем. Король в окошеяко глядит, карета бодро катится. Постой- ка, кто там на пути? Девчонка в дранном платьице. «О, всемогущий мой король, подать хоть грошик мне изволь» «Эй, попрошайка, пропусти скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!» - Сказал король и укатил. А в синем небе месяц месяц стыл… Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, израненный, оборванный. «О, мой король!»- вскричал солдат, - «Тебя я очень видеть рад! Прошу покорнейше: устрой меня ты в услуженье, я за тебя стоял горой! Я, право, бился как герой! Я выйграл сражение!» «А ну, служивый, пропусти скорей мою карету! Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!- Сказал король и укатил, а в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор, конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор сутулая старуха. «Прости, любезный мой король, старуху одинокую. Мой дом- вон, видим за горой, с утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова - тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: а вдруг поможет кто-то… «А ну, старуха, пропусти скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!»-сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл. Вот лето кончилось. Жара сменяется ненастьем. Король торопит: «В путь пора… Еще немного - и ура! Свое настигну счастье!» И все бы кончилост бедой - сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой остановил карету. Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго сказал: «Заблудшая душа, король побойся бога! Ты ищешь счастья для себя, ты странствуешь по свету. Но, только ближнго любя, найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: обратно разверни коня, Дитя согрей и накорми, солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва старушке ты поможешь: до дома довезешь дрова, рапилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна и осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце, всем людям помогает. И счастье на его лице, как ясный день сияет!»

Классный руководитель:

Вы внимательно прослушали сказку. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

(ответы студентов)

Как вы думаете, почему изменился король?

(ответы студентов)

Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

(ответы студентов)

Пересунько В.П.

Вот мы с вами и пришли к выводу о том, что человек должен стрмиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с самим собой. Мы с вами много говорили о толерантной личности. Давайте попробуем составит правила толерантного общения и запишем их на доске.

(студенты поочередно называют правила)

1 - й студент.

Уважай собеседника.

2 - й студент.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

3 - й студент.

Отстаивай свое мнение тактично.

4 - й студент.

Ищи лучшие аргументы.

5 - й студент.

Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6 - й студент.

Стремись учитывать интересы других.

(классный руководитель в это время записывает правила на доске)

Классный руководитель

А еще мне хотелось бы сказать, что наша группа - это маленькая семья. Очень хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, важение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Наши ребята подготовили для всех рекомендации по формированию толерантности.

(студенты зачитывают рекомендации)

1.: Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять свои эмоциональным состоянием.

2.: Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.

3.: Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

4.: Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

5.: Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир единственный.

6.:Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умете признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.

Пересунько В.П.

Спасибо, ребята всем нам хочется, чтобы к наам относились уважительно, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

Классный руководитель

Это так. Ведь все мы разне, и тем не менее у нас много общего. Ответьте на вопрос: Влияют ли сходства и различия людей на жизнь общества?

(ответы студентов)

А как вы считаете, национальность влияет на взаимоотношение людей?

(ответы студентов)

Как вы думаете, разные вероиповедания объединяют или разъединяют людей?

(ответы студентов)

Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

(ответы студентов)

Как общаются между собой старые и молодые люди?

(ответы студентов)

Исходя из ваших ответов я делаю следующий вывод. О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение ясно, грамотно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и вражлебность в восприятии другой культуры - весьма расспространенное явление в нашей жизни.

Пересунько В.П.

На рубеже 18-19 вв. во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при королее Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться , искать решение проблем способом, наименее ущемляющем интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие толерантность.

Следовательно, «толерантность - это: - терпимость к другим людям, мнениям, поступкам,

  • стремление к полноценной реализации своих способностей;

  • умение познавать и понимать других людей;

  • устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

(В заключение классного часа класный руководитель проводит творческую работу «Дерево толерантности»)

Студенты на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы техникум стал «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев и вывешивают в аудитории.

© 2010-2022