Статья Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов

В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук,

преподаватель биологии ГБОУ СПО

« МК №6 ДЗ города Москвы»

Л. М. Карасёва, преподаватель химии ГБОУ СПО

« МК №6 ДЗ города Москвы»


Шифр УДК


Мотивационное обеспечение образовательного процесса - это создание условий, при которых формируется высокая степень заинтересованности студентов в обучении, понимание того, что данные знания, умения, навыки окажутся необходимыми при выполнении будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, учебная мотивация

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен), в другом случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (и. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990)1. Наша точка зрения совпадает с трактовкой мотивации К. К. Платоновым и В. К. Вилюнас, т.е. мы рассматриваем мотивацию как совокупность мотивов и в то же время как систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

На протяжении многих лет исследователи, говоря об учебной деятельности и её успешности, прежде всего подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значение этого фактора нельзя недооценивать. Но некоторые экспериментальные исследования заставляют по-новому взглянуть на проблему соотношения мотивационного и интеллектуального факторов. Так, в ходе одного из исследований (А. А. Реан)2 были получены интересные результаты. Протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов - будущих педагогов - и сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, выявили, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам, ни по общеобразовательному блоку дисциплин нет. Выявилась ещё одна существенная закономерность: оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты всё-таки отличаются друг от друга. Но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается «слабых» студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для таких студентов в первую очередь важно избежать осуждения и наказания за плохую учёбу, не лишаться стипендии.

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями профессии.

О профессиональной мотивации можно сказать следующее: это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации.

У каждого человека его мотивация зависит от воспитания, образования, отношения к жизни. Практика набора учащихся в последние годы показывает, что определённая часть студентов не в полной мере знакома со спецификой выбранной профессии, что приводит к снижению мотивации при дальнейшем обучении.

Абитуриенты, которые выдерживают отбор и попадают в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выходит фактор профессиональной мотивации: одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в колледже. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

Отсутствие учебной мотивации на занятиях, как правило, замещается другими желаниями, не имеющими ничего общего с профессиональным обучением и развитием. Это могут быть следующие желания:

  • Желание просто пообщаться с одногруппниками (в этом случае преподаватель может восприниматься как «назойливый человек», заставляющий работать и быть активным);

  • Желание получить учебный результат готовым, буквально как «таблетку» (по типу «после занятий у меня автоматически должна повыситься эффективность и что-то делать для этого дополнительно я не должен»);

  • Направленность на оценку только других студентов или преподавателя и отсутствие направленности на самооценку.

Мы исследовали влияние мотивации выбора профессии на успешность обучения.

Основные задачи исследования:

  • Определить уровень выраженности интереса в медицинской профессии у студентов 1 курса (высокий, средний, низкий);

  • Определить средний балл студентов, имеющих различный уровень выраженности интереса в медицинской профессии;

  • Выявить взаимосвязь между уровнем выраженности интереса к медицинской профессии и средним баллом студентов по общеобразовательным дисциплинам.

Эксперимент был проведён на отделении 060501 «Сестринское дело»51. Участвовали студенты 1 курса (на базе 9-ти классов). Возрастной состав испытуемых - 15 -16 лет.

Общее количество составило 50 человек, из них 35 человек - девушки, 15 человек - юноши. Форма проведения эксперимента - групповая. Использовалась методика А. Е. Голомштока - «Карта интересов»3.

В процессе нашего экспериментального исследования мы выявили:

  • из 50 студентов 1 курса 33 человека (66%) имеют высокий уровень выраженности интереса к медицинской профессии и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла - 4,0;

  • 10 человек (21%) имеют средний уровень выраженности интереса к медицинской профессии и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла - 3,5;

  • 7 человек (13%) имеют низкий уровень выраженности интереса к медицинской профессии и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла - 3,0.

Таким образом, чётко прослеживается взаимосвязь между уровнем выраженности интереса к медицинской профессии и успеваемостью студента. Чем более высокий уровень заинтересованности студента в медицинской профессии, тем выше средний балл студента по дисциплинам общеобразовательного цикла.

Таблица 1

Взаимосвязь уровня выраженности интереса к медицинской профессии и среднего балла дисциплинам общеобразовательного цикла


Уровень выраженности интереса к медицинской профессии

Количество студентов (%)

Средний балл студента по общеобразовательным дисциплинам на 1 курсе

Высокий уровень выраженности интереса к медицинской профессии

33 (60%)

4,0

Средний уровень выраженности интереса к медицинской профессии

10 (21%)

3,5

Низкий уровень выраженности интереса к медицинской профессии

7 (13%)

3,0

Статья Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов

Рис. 1. Уровень выраженности интереса к медицинской профессии

В результате проведённых исследований выяснилось, что у подавляющего числа абитуриентов выбор осознанный, в котором есть ближние цели (сдать вступительные экзамены, получить среднее специальное образование), и дальние цели (получить профессию, поступить в вуз по выбранной специальности, совершенствовать свой профессионализм).

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал, и считает её значимой для общества и для своей дальнейшей профессиональной перспективы, это, безусловно, влияет на то, как складывается обучение. Исследования, проведённые в нашем образовательном учреждении, полностью подтверждают это положение.

Мотивационное обеспечение образовательного процесса - это создание условий, при которых формируется высокая степень заинтересованности студентов в обучении, понимание того, что данные знания, умения, навыки окажутся необходимыми при выполнении будущей профессиональной деятельности.

В целях формирования положительного и осознанного отношения к медицинской профессии, и, следовательно, повышения учебной успеваемости на уроках биологии и химии мы используем различные формы нестандартного проведения уроков:

  • Урок-исследование;

  • урок-практикум;

  • урок-путешествие;

  • урок-экскурсия;

  • урок-ролевая игра;

  • урок-игра;

  • урок-аукцион;

  • интегрированный урок.

Урок-исследование. Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока-исследования перед учащимися ставится проблема или тема урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока студенты должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках студенты заинтересованы конечным результатом. Уроки-исследования хорошо вписываются, например, в тематику уроков биологии в разделе «Генетика», где студенты решают задачи по определению групп крови человека, задачи на наследование заболеваний, сцепленных с полом (гемофилия, дальтонизм, полидактилия). Также исследование проводится на уроках биологии по темам: «Наследственные заболевания», «Учение о клетке», «Размножение организмов», «Индивидуальное развитие организмов».
Урок-практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. На уроках биологии студенты самостоятельно готовят микроперепараты растительной клетки, рассматривают её под микроскопом, сравнивают с животной и бактериальной клетками и делают выводы.
Урок-путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации студента к учебно-познавательной и профессиональной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая студента, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие в царство бактерий с целью изучения их разнообразия, размножения и влияния на живые организмы, путешествие в историю развития жизни на Земле.

Урок-экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Студентам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить. Мы проводим экскурсии в анатомический музей, палеонтологический музей.
Урок-ролевая игра. Такие уроки моделируют самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей - изучение и закрепление нового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п. Уроки ролевых игр нравятся студентам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, ученые. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения.

Урок-игра. К такой категории уроков относятся уроки-КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки.

Урок-аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «урока-аукциона» - повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах студенты более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя.
Интегрированный урок. На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области. Так, например, познакомились со свойствами воды на биологии, а применили полученные знания на уроках социально-бытовой ориентировки. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной мотивации важно показать студенту значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Это и позволяют сделать интегрированные уроки очень интересными. Интегрированный урок по химии и биологии «Аминокислоты. Белки»
На уроках химии при изучении некоторых тем уделяем большое внимание взаимосвязи изучаемого материала с будущей профессией:

  • тема «Растворы» - решаем задачи с медицинским содержанием (растворы, применяемые в медицине, их назначение);

  • тема «Соли» - приводим примеры солей, применяемых в медицине (сульфат меди - для лечения ожогов кожи, глауберова соль - слабительное средство, гипс - в травматологии.

  • тема «Кислоты» - приводим примеры воздействия кислот на организм человека, например, при случайном проглатывании;

  • тема «Спирты» - изучаем влияние метанола на организм человека, влияние метанола на формирование наркотической зависимости, применение этанола в медицине как растворителя и дезинфицирующего средства;

  • тема «Углеводы» - рассматриваем применение глюкозы, крахмала и целлюлозы в медицине.

В целях более успешной адаптации студентов 1 курса к условиям колледжа в сентябре проводится экскурсия для студентов по кабинетам учебного заведения, где они знакомятся с дисциплинами, которые будут изучать в период обучения в колледже.

Для студентов первого курса проводятся классные часы на темы:

  • Введение в специальность.

  • История становления сестринского дела.

  • Медицинские династии. Встречи с родителями-врачами.

  • Встречи с интересными людьми.

  • Праздник белого халата.

  • Изучение этического кодекса медицинской сестры.

  • Обзор журнала «Медицинская сестра. Основы сестринского дела»

В колледже проводятся мероприятия, посвящённые профессиональным медицинским праздникам: Международный день медицинской сестры, День акушера, День медицинского работника.

Студенты первого курса участвуют в выпуске санитарных бюллетеней, газет по медицинской тематике, в создании и пополнении музейной экспозиции «Страницы истории сестринского и акушерского дела», в проведении акций: «Помоги детям», «Брось сигарету - возьми конфету», «Внимание! Зима. Бездомные люди».

Таким образом, формирование положительного, осознанного отношения к избранной профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости.

Литература:

  1. Голомшток А.Е. Выборы профессии и воспитание личности школьников. - М: Педагогика, 2010.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008.

  3. Реан А.А., Коломенский Я.Л., «Социальная педагогическая психология». - СПб., 2008.

1Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008.

2 Реан А.А., Коломенский Я.Л., «Социальная педагогическая психология», - СПб., 2008

3 Голомшток А.Е. Выборы профессии и воспитание личности школьников. - М: Педагогика, 2010.

7

© 2010-2022