- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад Развитие духовно - нравственных качеств студентов
Доклад Развитие духовно - нравственных качеств студентов
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Асташенко С.Н. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад -
Развитие духовно - нравственных качеств студентов, как стратегическая задача техникума.
Духовно-нравственное воспитание студентов одна из проблем современного образования.
В настоящее время вступило в жизнь новое поколение студенческой молодежи с иными качествами личности, ценностными установками. В связи с этим в Программе развития Российского образования «Модель 2020» изменились подходы к личности: «На рынке труда востребованы не только высококвалифицированные профессионалы, но и молодежь, у которой сформированы высокие гражданские, духовно-нравственные принципы, стойкие жизненные ориентиры».
Процесс воспитания во всей своей совокупности, а не как отдельные составляющие его (интеллектуальное, трудовое, патриотическое, духовно - нравственное и т.д.), начинается с детства.
Мы, преподаватели техникума, получаем студентов с уже вполне сформированными взглядами и привычками, отнюдь не всегда положительными:
- Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас шокируют.
- Многие из студентов не затрудняют себя элементарными проявлениями культуры поведения.
-У многих студентов психологический возраст отстает от физиологического. Это проявляется, в том, что студенты не осознают ответственности за собственную жизнь, склонны попадать под влияние.
- У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение и др.
- Трудолюбие также считается в молодежной среде пережитком.
- Многие студенты не осознают свою роль как активного участника собственного образования, поэтому учатся без желания и обоснованной мотивации, отсутствует инициативность.
Несмотря на всё вышесказанное, преподавателям необходимо помнить, что воспитание в период обучения в техникуме - важный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, т.е. определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию.
Духовно-нравственное воспитание личности - это сложный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.
Перед педагогами техникума стоят задачи формирования у студентов:
-
нравственных чувств (совесть, честь, чувство долга, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);
-
нравственного облика (терпение, милосердие, честность, надѐжность, правдивость, незлобивость);
-
нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлять самоотверженность, любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний),
-
нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю).
Еще одной проблемой в техникуме является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?
Большинство исследователей данной проблемы считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.
Я же придерживаюсь мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать студентам урок нравственности.
Духовно-нравственное воспитание в техникуме осуществляется через уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и другие мероприятия.
Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности традиционно осуществляется преподавателями гуманитарных дисциплин, таких как: литература, история и обществознание, краеведение.
В рамках образовательных программ студенты изучают яркие страницы истории Отечества, стремятся постичь истину, следуя за поисками счастья и смысла жизни героев литературных произведений, на примере судеб многих великих русских полководцев, учёных, мыслителей, священнослужителей учащиеся знакомятся с примером бескорыстного служения Родине. Знакомясь с творениями писателей, художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов, студенты приобщаются к миру прекрасного, что позитивно отражается на их духовном развитии.
Усвоению нравственных ценностей студентами способствуют кураторы, проводя классные часы по социально-нравственной тематике, например:
2015 год
2016 год
«Железная воля, стальной характер» (о самовоспитании).
«Не хочу учиться, а хочу жениться ».
«По одёжке встречают».
Моё свободное время.
Куда идёшь, человек?
О молодёжном экстремизме.
Опасности современной молодёжи.
Что такое патриот сегодня?
«Мы - разные, мы - вместе» (о толерантности)
«Выбираем жизнь» (профилактика суицида)
«Лень - мать всех пороков».
«Диалог о человеке: жить для себя или для других?»
Как противостоять давлению среды.
Семья и карьера: выбор молодёжи.
Большую помощь в формировании нравственной позиции студентов оказывают беседы с представителями Храма, которые проводятся в общежитии техникума каждую среду уже 4 год. Беседы помогают студентам приобщиться к христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества, осознать, что они являются наследниками великой культуры, причастны к единой системе высокой нравственности, сформированной на протяжении тысячелетней истории Отечества.
Производственная практика развивает у студентов способность культурного общения с сотрудниками, позволяет им приобщиться к знаниям о жизни. Для них опыт специалистов старшего поколения становится фундаментом собственного опыта.
В одном случае для студента на практике примером является высокий уровень обслуживания и профессионального этикета, а в другом месте он сталкивается с потребительским, нетактичным поведением сотрудников, что соответственно оставляет негативный отпечаток в сознании студента.
Итак, учебно-производственный процесс дает возможность студенту встать на путь самостоятельного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.
Ещё один метод духовно-нравственного воспитания - вовлечения студентов в творческие группы по интересам. Занятия в кружках и секциях, участие в соревнованиях, конкурсах, концертах (традиционными стали концерты в Доме Милосердия, в детском доме) позволяют сформировать такие качества, как эффективная коммуникация, личная и взаимная ответственность, причастность к коллективу.
Итак, методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность: учебно - познавательную, трудовую, общественно - полезную, творческую, спортивно - оздоровительную, выставочную.
Формы такой работы: классные часы, беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая и др. (выбор зависит от преподавателя и куратора).
Духовно- нравственное воспитание - процесс долгий и кропотливый и иногда хочется просто махнуть рукой, решив, что уже ничего нельзя предпринять. И тем не менее, нам нужно помочь студентам в определении выбора жизненных позиций, учить общению друг с другом, сориентировать их в стремлении к самоопределению, еще и потому, что часто мы, преподаватели техникума, оказываемся единственными, кто может в этом направлении внести коррективы, пусть небольшие, но способствующие избранию ими верного пути.