Доклад Развитие духовно - нравственных качеств студентов

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад -

Развитие духовно - нравственных качеств студентов, как стратегическая задача техникума.

Духовно-нравственное воспитание студентов одна из проблем современного образования.

В настоящее время вступило в жизнь новое поколение студенческой молодежи с иными качествами личности, ценностными установками. В связи с этим в Программе развития Российского образования «Модель 2020» изменились подходы к личности: «На рынке труда востребованы не только высококвалифицированные профессионалы, но и молодежь, у которой сформированы высокие гражданские, духовно-нравственные принципы, стойкие жизненные ориентиры».

Процесс воспитания во всей своей совокупности, а не как отдельные составляющие его (интеллектуальное, трудовое, патриотическое, духовно - нравственное и т.д.), начинается с детства.

Мы, преподаватели техникума, получаем студентов с уже вполне сформированными взглядами и привычками, отнюдь не всегда положительными:

- Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас шокируют.

- Многие из студентов не затрудняют себя элементарными проявлениями культуры поведения.

-У многих студентов психологический возраст отстает от физиологического. Это проявляется, в том, что студенты не осознают ответственности за собственную жизнь, склонны попадать под влияние.

- У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение и др.

- Трудолюбие также считается в молодежной среде пережитком.

- Многие студенты не осознают свою роль как активного участника собственного образования, поэтому учатся без желания и обоснованной мотивации, отсутствует инициативность.

Несмотря на всё вышесказанное, преподавателям необходимо помнить, что воспитание в период обучения в техникуме - важный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, т.е. определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию.

Духовно-нравственное воспитание личности - это сложный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

Перед педагогами техникума стоят задачи формирования у студентов:

  1. нравственных чувств (совесть, честь, чувство долга, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);

  2. нравственного облика (терпение, милосердие, честность, надѐжность, правдивость, незлобивость);

  3. нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлять самоотверженность, любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний),

  4. нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю).

Еще одной проблемой в техникуме является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?

Большинство исследователей данной проблемы считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.

Я же придерживаюсь мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать студентам урок нравственности.

Духовно-нравственное воспитание в техникуме осуществляется через уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и другие мероприятия.

Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности традиционно осуществляется преподавателями гуманитарных дисциплин, таких как: литература, история и обществознание, краеведение.

В рамках образовательных программ студенты изучают яркие страницы истории Отечества, стремятся постичь истину, следуя за поисками счастья и смысла жизни героев литературных произведений, на примере судеб многих великих русских полководцев, учёных, мыслителей, священнослужителей учащиеся знакомятся с примером бескорыстного служения Родине. Знакомясь с творениями писателей, художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов, студенты приобщаются к миру прекрасного, что позитивно отражается на их духовном развитии.

Усвоению нравственных ценностей студентами способствуют кураторы, проводя классные часы по социально-нравственной тематике, например:

2015 год

2016 год

«Железная воля, стальной характер» (о самовоспитании).

«Не хочу учиться, а хочу жениться ».

«По одёжке встречают».

Моё свободное время.

Куда идёшь, человек?

О молодёжном экстремизме.

Опасности современной молодёжи.

Что такое патриот сегодня?

«Мы - разные, мы - вместе» (о толерантности)

«Выбираем жизнь» (профилактика суицида)

«Лень - мать всех пороков».

«Диалог о человеке: жить для себя или для других?»

Как противостоять давлению среды.

Семья и карьера: выбор молодёжи.

Большую помощь в формировании нравственной позиции студентов оказывают беседы с представителями Храма, которые проводятся в общежитии техникума каждую среду уже 4 год. Беседы помогают студентам приобщиться к христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества, осознать, что они являются наследниками великой культуры, причастны к единой системе высокой нравственности, сформированной на протяжении тысячелетней истории Отечества.

Производственная практика развивает у студентов способность культурного общения с сотрудниками, позволяет им приобщиться к знаниям о жизни. Для них опыт специалистов старшего поколения становится фундаментом собственного опыта.

В одном случае для студента на практике примером является высокий уровень обслуживания и профессионального этикета, а в другом месте он сталкивается с потребительским, нетактичным поведением сотрудников, что соответственно оставляет негативный отпечаток в сознании студента.

Итак, учебно-производственный процесс дает возможность студенту встать на путь самостоятельного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.

Ещё один метод духовно-нравственного воспитания - вовлечения студентов в творческие группы по интересам. Занятия в кружках и секциях, участие в соревнованиях, конкурсах, концертах (традиционными стали концерты в Доме Милосердия, в детском доме) позволяют сформировать такие качества, как эффективная коммуникация, личная и взаимная ответственность, причастность к коллективу.

Итак, методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность: учебно - познавательную, трудовую, общественно - полезную, творческую, спортивно - оздоровительную, выставочную.

Формы такой работы: классные часы, беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая и др. (выбор зависит от преподавателя и куратора).

Духовно- нравственное воспитание - процесс долгий и кропотливый и иногда хочется просто махнуть рукой, решив, что уже ничего нельзя предпринять. И тем не менее, нам нужно помочь студентам в определении выбора жизненных позиций, учить общению друг с другом, сориентировать их в стремлении к самоопределению, еще и потому, что часто мы, преподаватели техникума, оказываемся единственными, кто может в этом направлении внести коррективы, пусть небольшие, но способствующие избранию ими верного пути.






© 2010-2022