Воспитательский час на тему Все дело в шляпе

Это занятие из серии : «Секреты домоводства». Раздел: «Гардероб» Тема актуальна т.к. для каждого человека необходимо знать назначение головных уборов в жизни . В наше время мы так привыкли к ношению шапок, шляп, беретов что не задумывались, насколько это важный и полезный предмет гардероба.Задачи:Образовательные: Расширить и закрепить знания детей о головных уборах. Познакомить детей с историей казахских женских головных уборов. Коррекционные: Способствовать развитию и коррекции логического мы...
Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Все дело в шляпе»

Цель: Создание условий для формирования у воспитанниц компетенций в культурно-досуговой деятельности.

Задачи:

Образовательные: Расширить и закрепить знания детей о головных уборах. Познакомить детей с историей казахских женских головных уборов.

Коррекционные: Способствовать развитию и коррекции логического мышления, через игры, выполнение заданий, рефлексию. Формировать словесно- логическую память через запоминание понятий. Развивать внимание через данную воспитателем установку. Активизировать и пополнять словарный запас воспитанниц. Развивать диалогическую через вопросно-ответную форму и монологическую речь через выступления детей.

Развивать эстетический вкус, творческие способности через выполнение практической работы; мелкую моторику рук и пространственную ориентировку через складывание бумажной шапочки.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории своего народа и бережное отношение к головным уборам.

Оформление и оборудование: электронная презентация к занятию, листы бумаги А3 по количеству детей для оригами, карточки с фразеологическими оборотами для игры «Найди пару», карточки с наборами букв для игры «Составь предложение», набор головных уборов (2 шапки, летняя шляпа, берет, бейсболка), подручные средства (ленты, цветы из материала, кожи, бусинки, самоклеющиеся стразы), набор иголок, нитки разных цветов, ручки, магнитофон, диск с песнями: «Упала шляпа», «Белая панама».

Предварительная работа: Подбор материала по теме «Казахские женские головные уборы», разучивание загадок, фразеологических оборотов про головные уборы.

Ход занятия:

1.Вводная часть

1.1 Психолого-педагогический настрой.

Воспитанницы заходят в игровую комнату и встают полукругом.

Воспитатель: Добрый день, всем кто пришел к нам в гости! Мы начинаем наше познавательное занятие. Сегодня начнем мы его-с упражнения.

1.2 Упражнение «Здравствуйте!»

Воспитатель: Предлагаю всем встать в круг и послушать меня внимательно. Я буду зачитывать стихотворение, а вы должны изображать то, о чем в нем будет говориться.

Здравствуйте, скажем глазами.

Здравствуйте, скажем плечами.

Здравствуйте, скажем локтями.

Здравствуйте, скажем руками.

Здравствуйте, скажем мы ртом.

Все радостно станет кругом!

Глубоко вдохните и выдохните 2 раза.

Я заметила, что во время упражнения вы все улыбались и относились к друг другу с теплотой и нежностью. Желаю вам эту теплоту сердец и нежность пронести через все занятие и весь день.

Спасибо,садитесь все на свои места.

1.3 Введение в тему: Игра «Составь слово» (слайд 1)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на слайд. Здесь представлены примеры на сложение и вычитание, только вместо цифр-буквы. Вы должны составить слова, прибавляя или отнимая буквы от слогов. Называете слово и оно появляется только тогда когда оно будет правильным. Сколько на слайде примеров? (4). Значит и слов должно получится тоже четыре.

Примеры:

1. ШАМ-М+П+КАМ-М=

2.ША-А+ЛЯ+ПА=

3. БЕЛ-Л+РА-А+ЕТО-О=

4. БЕН-Н+Й+СБУ-У+ОЛО-О+КА=

Воспитатель: Какие слова получились?

Дети: Решая примеры, называют слова.

Слова: (слайд 2)

1.ШАПКА- ШӘПКЕ

2.ШЛЯПА- ҚАЛПАҚ

3.БЕРЕТ- БЕРЕТ

4.БЕЙСБОЛКА- БЕЙСБОЛКА

Воспитатель: Как можно двумя словами назвать получившееся слова?

Ребенок: Головные уборы. На казахском языке-бас киімдер.

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы поговорим о головных уборах, расскажем и покажем историю казахских женских головных уборов, научимся складывать бумажную шапочку, будем украшать разные головные уборы подручными средствами.

Тема занятия: «Все дело в шляпе» (слайд 3 )

2.Основная часть

2.1 Беседа: Из истории

Воспитатель: А вы знаете, когда были найдены первые головные уборы?

Ребенок: 23.000 лет назад.

Воспитатель: Для чего их надевали на голову?

Ребенок: Для защиты от дождя, солнца, холода и ветра.

Воспитатель: Что использовали в качестве головных уборов?

Ребенок: В качестве головных уборов использовали листья, шкуры, кожуру плодов.

Воспитатель: Правильно! Это все было в доисторические времена. Время менялось, появились народности и отношение к головным уборам у каждой народности было разное. А вы знаете, как относились и относятся к головным уборам казахский народ?

Ребенок: Отношение к головным уборам у казахского народа было особенным. Сдернуть с головы шапку и небрежно кинуть ее, куда попало, - такого казахи себе никогда не позволяли.
Напротив, головной убор снимали бережно и старались положить или повесить на возвышении. Особенно следили за тем, чтобы он не оказался на сидении или на полу. Считалось, что иначе может пострадать здоровье и благополучие владельца.
Также, собственный головной убор казахи и сегодня не дарят, и не позволяют надевать чужим. Это равнозначно тому, чтобы добровольно отречься от своего счастья и оголить голову для бед. В подарок преподносят только новую, ненадеванную шапку.
Воспитатель: Молодцы! А вы хотите узнать об истории казахских женских головных уборах. Давайте с вами внимательно послушаем и посмотрим выступление по этой теме. Наташа Супрунеко рассказывает о «Казахских женских головных уборах».

2.2 Выступление на тему: «Казахские женские головные уборы: (слайды 4-7 )

Сәукеле- оригинальный, не встречающийся ни у одного народа, головной убор невесты. Это высокая шапка, которая имеет форму усеченного конуса, богата украшенная привесками из золотых и серебряных бляшек, монетками, жемчугом.

К верху крепили тонкую белую накидку (желек).

Девушки носили летом тақию, красиво украшенную бусами, кораллами, серебром. На макушку крепили үкі- султанчик из перьев филина. Для чего это делали? (как оберег).
Бөрік женский имел меховую опушку, которая не отворачивалась как у мужчин, тоже мог быть украшен перьями.
Кимешек- женщины носили от 25 до 45 лет. Кимешек шили из белой ткани. Он плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и спину. Лицевую сторону кимешека обычно украшали вышивка гладью, серебряные бляшки, кораллы.

Воспитатель: Названия каких казахских женских головных уборов вы запомнили?

Дети: называют.

Воспитатель: Спасибо за хорошее выступление. Очень интересный материал нашла Наташа и предоставила нашему вниманию. На занятиях по Атамекену мы продолжим изучать эту тему и еще остановимся на казахских мужских головных уборах.

А вы знаете, что с развитием человечества менялась и роль головных уборов. Значение их росло, они уже не только выполняли практические задачи, но и служили для отражение индивидуальности и социального статьуса.

В наше время мы так привыкли к ношению шапок, шляп, беретов что не задумывались, насколько это важный и полезный предмет гардероба.

Имея в гардеробе большое количество головных уборов можно каждый день надевать новые, а если ничего нет, а нужно срочно прикрыть чем-нибудь голову- как поступить?

Ребенок: Можно сделать головной убор своими руками.

Ребенок рассказывает: История возникновения бумажных головных уборов в Японии уходит далеко в прошлое. Тончайшая рисовая бумага, являлась прекрасным материалом для изготовления головных уборов. На протяжении многих веков японцы складывали из бумаги и шлемы самураев, и головные уборы невест. Некоторые являлись необходимым атрибутом традиционных праздников.

Воспитатель: До наших дней дошло искусство складывания бумажных шапочек. И вы в жаркий летний день можете свернуть из бумаги головной убор. Попробуем это сделать вместе со мной.

2.3 Практическая работа: «Изготовление шапки» (оригами) (слайд 8)

Воспитательский час на тему Все дело в шляпе

Порядок изготовления: (слайд 9)

1. Согните лист бумаги пополам.

2. Сделайте горизонтальный перегиб.

3. Согните углы к линии перегиба (нижние углы только верхнего слоя).

4. Верхний слой согните кверху.

5. Загните нижние углы назад.

6. Нижний отворот согните назад.

7. Расправьте. Шапку можно носить и такой. Но можно...

8. Сделать сгиб "шапочкой".

9. Шляпа готова.

Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям, какие красивые шапочки у вас получились. Они все вам будут к лицу. Как говорится в пословице: По Сеньке и шапка.

Но в речи еще используют фразеологические обороты- это готовые, устойчивые словосочетания или предложения с известным и данным заранее значением: По Сеньке и шапка. Он обозначает- Каждому честь по заслугам. (слайд 10)

2.4 Игра «Найди пару»

Перед каждой из вас на столах лежит карточка. У одних написаны начало фразеологического оборота, у других конец. Задача- собрать фразеологический оборот т.е. найти пару, и объяснить смысл. Все дети выходят и выполняют задание.

1. На воре шапка....(горит). Кто-либо случайно сам выдает то, что большего всего хочет скрыть.

2. Тяжела ты,шапка,.....(Мономаха). О неприятных и тяжелых обязанностях, которые налагаютя на кого-либо.

3. Ломать....(шапку). Унижаться перед кем-либо.

4. Шапками.... ( закидать). Хвастливое заверение в быстрой победе.

5. Прийти к шапочному..... (разбору). Прийти, когда все уже закончилось.

Воспитатель: У нас занятие не заканчивается, продолжается. Во все времена шляпы, шапки использовали в играх. И мы сейчас свами немного отдохнем и поиграем в интересеую игру.

2.5 Динамичная пауза Игра «Передай шапку»

Все дети встают в круг. Под музыку передают друг другу шапку. Когда музыка смолкает, тот, у кого в руках осталась шапка, загадывает загадку о головном уборе, тому человеку, которого он выбрал. Если выбранный ребенок отгадает загадку, то он остается в игре, если нет- выбывает.

Воспитатель: Всем спасибо за игру, садитесь на свои места. Мы продолжаем занятие.

2.6 Игра « Составь предложение» (слайд 11)

У каждой из вас карточка с набором букв. Задача- необходимо составить предложение в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Но в предложениях должны использоваться головные уборы.

БВВКШ-Бабушка всегда вяжет красивые шапки.

ГУДБЧ- Головные уборы должны быть чистыми.

НКСББ- Надя купила себе белый берет.

ППМРП- Подруга подарила мне разноцветную панаму.

МЛНБ- Маша любит носить бейсболки.

ЛНРП- Летом носят разные панамки.

ГУБВ- Головные уборы бывают весенние.

ШТЧЩ- Шляпы тщательно чистят щеткой.

МННБ- Мне нравится носить берет.

ЛНВШ- Люда научилась вязать шапку.

Дети выполняют задание. Затем зачитывают составленные предложения. (слайд )

Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием.

В 11группе Лиля Кувшинова увлекается вязанием. Посмотрите какие головные уборы она вяжет. Преставление работ.

Любой головной убор можно доукрасить, чтобы он выглядел еще красивее. Чем вы и сейчас займетесь.

2.7 Практическая работа « Украшение головных уборов»

Воспитатель: Обратите внимание на головные уборы, которые лежат перед вами на столах. По- моему им чего-то не хватает. Может быть ленты, цветов, бусинок, страз. Я предлагаю украсить их этими подручными средствами.

Работать вы будете в парах, которые у вас образовались во время игры «Найди пару». Работу вы должны назвать и представить.

Повторить технику безопасности при работе с иголками.

Выполнение работ и обсуждение.

3. Заключительная часть

Рефлексия:

3.1 Упражнение « По опорным словам»: (слайд 12)

Вместе, рассказала, складывали, по парам, пришивали, шапка.

Дети составляют предложения или фразы с опорными словами.

3.2 Беседа:

Воспитатель: Понравилось занятие?

О чем мы сегодня говорили?

Как звучала тема занятия?

В чем заключается функции головных уборов?

Как вы считаете, полезно ли наше занятие? Почему?

Что еше вы хотели бы узнать по данной теме?

Воспитатель: Мне понравилось как вы работали на занятии. Вы хорошо отвечали во время беседы, весело играли, с интересом выполняли задания. Я думаю, что полученные и закрепленные знания на нашем занятии пригодятся вам в жизни. Эту тему мы будем продолжать изучать.

Воспитатель: Закончить мероприятие я хочу притчей.
Жила одна девушка, не приметная ничем: ни подруг, ни друзей, на работе ничем не выделялась, в общем, "серая мышка". Как-то в обеденный перерыв решила она сходить в магазин что-нибудь купить для себя. Так и сделала: зашла в магазин и увидела красивые шляпы, стала их мерить, и одна из них так пришлась ей к лицу, что продавщица ахнула, да и сама девушка обмерла у зеркала от неожиданности - на нее смотрела красавица, и эта красавица - она сама! Заплатила девушка за шляпу и вернулась на работу. Все на работе ее заметили:
- Как ты замечательно выглядишь!
"Это все из-за шляпы", - подумала девушка. Она очень хорошо провела этот день. Все ею восхищались и делали ей комплименты. В отличном настроении она шла домой и по пути решила заглянуть к своей матери. - Прекрасно выглядишь, доченька, - сказала мать. - Что случилось?
- Мама, я прекрасно выгляжу потому, что на мне шляпа, которая меня просто украшает.
- Какая шляпа? На тебе нет никакой шляпы.
Девушка провела рукой по волосам - действительно, шляпы не было, она ее забыла на прилавке в магазине, когда расплачивалась.
Дело не только в том, как вы одеты и какой головной убор вы для себя подобрали. Помимо этого важно быть уверенным в себе, верить в свои силы. Удачи вам!

Занятие окончено. Всем спасибо.












© 2010-2022