Положение о кадетском классе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Положение о кадетском классе




I . Общие положения


1.1 Настоящее Положение о кадетском классе (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ и классов», постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», Уставом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Пудемская средняя общеобразовательная школа».

1.2 Положение регулирует деятельность кадетских классов в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Пудемская средняя общеобразовательная школа» (далее - школа, учреждение).

1.3 Кадетский класс открывается на основании приказа директора школы, при наличии необходимых условий для обучения, воспитания, профильной, специальной, военной и физической подготовки, охраны жизни и здоровья обучающихся.

1.4 Кадетский класс в своей деятельности руководствуется Уставом учреждения, настоящим Положением.

1.5 При приёме в кадетский класс администрация школы обязана ознакомить обучающихся и их родителей (законными представителями) с настоящим Положением и документами, правоустанавливающими и регламентирующими деятельность общеобразовательного учреждения и кадетского класса.

II. Цели и задачи организации учебно-воспитательной работы кадетского класса


2.1. Главной целью организации и реализации учебно-воспитательного процесса в социально-педагогическом пространстве кадетского класса является формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.

2.2. Для достижения этой цели в ходе учебно-воспитательного процесса выполняются следующие задачи:

- воспитание обучающихся на духовных и нравственных основах, обеспечивающих действенное служение Отечеству;

- возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций отечественного воинства;

- физическое, военно-патриотическое воспитание обучающихся;

- привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии и возвышении чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути в области государственной службы;

- подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах России;

- образование в пространстве базового федерального учебного плана с учётом регионального кадетского компонента и системы дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностно-ориентированного обучения в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения;

- создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;

- жёсткая регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время, подчиненной понятиям дисциплины и организованной в строгом соблюдении не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами, с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

- учёт психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника, позволяющий создавать оптимальные условия развития верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей; и утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;

- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

III. Организация деятельности кадетского класса

3.1. Открытие кадетского класса осуществляется в установленном порядке в соответствии с приказом директора школы с согласия учредителя по инициативе участников образовательного процесса и родительского сообщества.

3.2. Комплектование кадетских классов осуществляется из числа обучающихся 5 классов обоего пола.

3.3. Приём осуществляется по заявлению родителей с согласия обучающихся и определяется администрацией школы.

3.4. При приёме в кадетский класс ребенок и его родители (законные представители) должны быть ознакомлены с данным Положением и другими локальными актами, регламентирующими организацию процесса обучения и воспитания в кадетском классе.

3.5. Количество обучающихся в кадетском классе определяется в соответствии с учётом санитарных норм, и наличия условий, необходимых для осуществления образовательного процесса по программам с кадетским компонентом образования, и не должно превышать 25 человек.

3.6. По организационной структуре кадетский класс представляет собой кадетский взвод, который в зависимости от профиля может делиться на два или более отделений (общевойсковое, чрезвычайных ситуаций, милицейское и др.).

Из числа наиболее авторитетных и дисциплинированных обучающихся назначаются командир взвода и командиры отделений.

3.7. Для обучающихся, принятых на обучение в кадетский класс, является обязательным ношение форменной одежды, установленной школой.

3.8. Кадеты обязаны иметь форменное обмундирование двух видов: парадную одежду и для постоянного ношения. Расходы на приобретение форменной одежды, знаков различия, классных знаков, аксельбантов и другой атрибутики осуществляются родителями на личные средства. Обязанностью школы является организация приобретения формы для обучающихся.

3.9. Обучение в кадетских классах бесплатное.

3.10. Исключение из числа кадетов возможно по причине:

- подачи личного заявления родителей (законных представителей);

- по состоянию здоровья;

- за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Положения о кадетском классе, а также в случае грубого нарушения правил внутреннего распорядка или систематического несоблюдения Устава учреждения, неисполнения решений руководства учреждения, а также нарушения учебной и трудовой дисциплины, такие как:

- проявление нечестности, ложь, обман, сокрытие негативных проступков;

- нарушение слова, данного кадетом;

- подстрекательство к безнравственным действиям, вовлечение товарищей в безнравственные поступки;

- проявление трусости и малодушия;

- пренебрежительное (неряшливое) отношение к военной форме и своему внешнему виду;

- нарушение субординации, проявление дерзости и неуважения к старшим товарищам, преподавательскому составу;

- уклонение от обязательных занятий, ведущие к отставанию в учебе, нежелание учиться;

- употребление спиртных напитков;

- курение в общественных местах;

- сквернословие;

- нарушение установленных в обществе норм поведения, грубость, цинизм, угроза, запугивание во взаимоотношениях с товарищами;

- неуважение национальных и религиозных чувств, прав и достоинств личности, словесное оскорбление;

- участие в драке, не связанной с защитой чести и достоинства гражданина;

- присвоение чужой собственности, воровство;

- умышленное повреждение имущества и чужих вещей.

IV. Образовательный процесс в кадетском классе

4.1. Образовательный процесс в кадетском классе осуществляется на основе учебного плана и годового календарного учебного графика, разрабатываемых и утверждаемых школой, и регламентируется расписанием занятий.

4.2. Структурно учебный процесс находится в рамках общепринятой для основной и средней школы двухступенчатой системы:

основное общее образование - обеспечивает освоение обучающимися кадетского класса образовательных программ основного общего образования, условиями становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному определению;

среднее общее образование - является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение кадетами общеобразовательных программ, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей и их реализацию.

4.3. Вариативность содержания общего образования и профильность обучения в кадетском классе определяются образовательной программой, разрабатываемой администрацией школы самостоятельно с учётом государственных образовательных стандартов и федеральных базисных учебных планов. В дополнение к обязательным предметам вводятся дополнительные курсы по выбору обучающихся, обеспечивающие реализацию интересов, способностей и возможностей личности.

4.4. Кадетский компонент образования определяет наличие в учебном плане цикла военно-психологических курсов, профилирующих практикумов военно-спортивной направленности, специализированных элективных курсов.

4.5. По окончании учебного года для кадетов 7-9-х классов могут проводиться полевые учебные сборы (полевые занятия) в рамках дополнительных образовательных программ, являющихся продолжением образовательного процесса и имеющих целью укрепление здоровья и военную подготовку кадетов.

4.6. Режим занятий кадетов устанавливается следующий: учебная неделя - 6 дней; количество уроков в день - 5-7, продолжительность урока - 45 минут.

Распорядок дня кадетского класса включает учебные занятия, внеурочную деятельность. В первой половине дня кадетами изучаются преимущественно общеучебные предметы, во вторую половину - дополнительные и факультативные занятия, ведётся целенаправленная воспитательная работа на принципах кадетского воспитания.

Каждое учебное занятие в кадетском классе начинается с доклада командира взвода по установленной форме.

4.7. Уровень образованности, общая культура, физическое и интеллектуальное развитие, содержательный досуг кадетов обеспечиваются дополнительным образованием, которое предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по профильным дисциплинам, культурологической и спортивной направленности. Кадетам рекомендуется заниматься в кружках и секциях, создаваемых при школе, музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, участвовать в соревнованиях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, выставках и других массовых мероприятиях различного уровня.

4.8. Обучение обучающихся кадетского класса осуществляется педагогическими работниками учреждения.

4.9. Организации внеурочной деятельности обучающихся осуществляется педагогами дополнительного образования.

4.10. Учебные нагрузки не могут превышать установленные СанПиНом нормы, а количество часов, отведённое в учебном плане на отдельный предмет, не должно быть меньше уровня, установленного региональным базисным учебным планом.

V. Права и обязанности участников образовательного процесса в кадетском классе

5.1. Участниками образовательного процесса в социально-педагогическом пространстве кадетского класса являются кадеты, администрация школы, педагогические и медицинские работники, родители (законные представители).

5.2. Права и обязанности кадетов и их родителей (законных представителей) определяются настоящим Положением, Уставом школы.

5.3. Общими обязанностями администрации школы, учителей и лиц административно-хозяйственного персонала по отношению к обучающимся кадетского класса являются:

- реализация потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении ими среднего общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний и навыков государственной службы и военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в соответствии с целью подготовки кадета к поступлению в высшее учебное заведение и к последующей военной или государственной службе;

- воспитание у обучающихся кадетского класса чувства патриотизма, готовности к защите Отечества; формирование и развитие у обучающихся чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к выбору профессии, связанной с государственной или военной службой;

- воспитание и формирование у обучающихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;

- организация питания кадетов в столовой учреждения за счет средств родителей;

- решение вопроса об организации пошива формы одежды, принятой в МВД, за счет средств родителей;

- выполнение правил трудового распорядка и соответствие требованиям квалификационных характеристик.

5.4. Общими правами лиц, непосредственно ведущих учебную и воспитательную работу в социально-педагогическом пространстве кадетского класса, являются:

- участие в управлении кадетским классом, административной деятельностью в рамках полномочий и работе органов самоуправления и попечения;

- защита профессиональной чести и достоинства;

- свобода выбора и использования методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методы оценки знаний кадетов в рамках, определенных общими целями.

5.5. Обучающиеся кадетского класса пользуются всеми общими правами обучающихся, определёнными Законодательством Российской Федерации об образовании и Уставом школы, в том числе правами на:

- получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

- выбор программ и форм дополнительного образования;

- получение дополнительных, в том числе платных (на договорной основе), образовательных услуг;

- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы;

- участие в управлении школой и классом в форме, определенной Уставом школы и ее локальными актами;

- создание общественных организаций и структур, не противоречащих по целям и задачам действующему законодательству;

- психологическую помощь, юридическую защиту своих интересов;

- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений.

5.6. Обучающиеся кадетского класса обязаны выполнять все требования Устава школы и ее локальных актов, в том числе особенно:

- строго выполнять распорядок дня, учебный план, правила ношения формы одежды;

- упорно и настойчиво овладевать знаниями, стараться быть всесторонне развитым, образованным и культурным человеком, готовым выполнять свой общественный и воинский долг;

- на занятиях проявлять творческую инициативу, внимательно слушать преподавателей, аккуратно и самостоятельно выполнять все учебные задания;

- быть дисциплинированным, честным и правдивым, соответствовать нормам поведения в обществе и добросовестно их выполнять;

- быть всегда опрятным и по форме одетым, подтянутым, содержать в чистоте обмундирование и обувь;

- беречь государственное, школьное, общественное и иное имущество;

- закалять свое здоровье, воспитывать волю и характер, быть готовым к преодолению трудностей в жизни, быть трудолюбивым, заниматься спортом;

- активно участвовать в общественной, спортивной и культурной жизни школы;

- дорожить честью кадетского класса и школы;

- беспрекословно выполнять распоряжения классного руководителя и педагогов, направленных на достижение целей учебного и воспитательного процесса, сохранение жизни и здоровья кадет;

- строго соблюдать правила вежливости, быть выдержанным, вежливым, скромным;

- не допускать самому и удерживать товарищей от недостойных поступков, быть нетерпимым к нарушителям дисциплины;

- быть внимательным к родителям (лицам, их заменяющим);

- строго выполнять правила личной гигиены.

Обучающимся кадетского класса запрещается:

- употреблять спиртные напитки, курить, играть в азартные игры и употреблять бранные выражения;

- оскорблять товарищей, неуважительно относиться к старшим, нарушать правила ношения формы одежды;

- приносить в учреждение и иметь при себе взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и пожароопасные предметы;

- приносить иные предметы, представляющие угрозу для жизни и здоровья окружающих.

5.7. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся кадетского класса определяются в соответствии с общим комплексом законодательства РФ о семье и защите прав детства и в общих чертах могут быть определены, как:

- защищать законные права и интересы своих детей;

- создавать благоприятные условия для самоподготовки и самообразования ребёнка;

- нести ответственность за обеспечение ребёнка необходимыми средствами для успешного обучения и воспитания;

- совместно со школой контролировать содержание и ход образовательного процесса, оценки успеваемости их детей;

- обеспечивать посещение кадетом занятий и всех мероприятий, предусмотренных планами и программами;

- добиваться твердого усвоения и неукоснительного выполнения кадетом своих обязанностей;

- нести ответственность за ликвидацию пробелов в знаниях ребёнка по учебным предметам;

- участвовать в управлении кадетским классом и школой;

- знакомиться с Уставом школы, данным Положением, образовательными программами и курсами, изучаемыми их детьми;

- присутствовать на занятиях в классах;

- получать информацию от должностных лиц класса о поведении кадета, степени освоения им образовательной программы, состоянии здоровья, взаимоотношениях в коллективе;

- обращаться в совет учреждения с предложениями, направленными на улучшение качества и эффективности учебного процесса;

- принимать активное участие в процессе воспитания кадета, регулярно посещать родительские собрания.

VI. Управление кадетским классом и системой кадетского обучения и воспитания

6.1 Управление кадетским классом и системой кадетского обучения и воспитания в школе осуществляется на принципах сочетания общественных и административных форм управления.

6.2 Общественными формами управления кадетским классом являются родительский комитет класса и родительское собрание, Педагогический совет школы.

6.3 Административно-педагогическое управление кадетским классом осуществляется непосредственно директором школы, подчинённой ему администрацией, координатором развития кадетского движения и классным руководителем кадетского класса как лицами, специально назначенными для организации учебно-воспитательного процесса в кадетском классе.

6.4 Директор школы непосредственно организует и осуществляет управление всей работой по обучению и воспитанию обучающихся в социально-педагогическом пространстве кадетского класса, его интеграцией в общий учебно-воспитательный процесс школы и несёт ответственность за состояние учебно-воспитательной работы.

6.5 Педагогический совет по отношению к кадетскому классу действует в рамках, установленных Уставом школы, а именно: направляет деятельность педагогического коллектива школы в отношении кадетского класса на реализацию поставленных перед ним целей и задач; решает вопросы приема, перевода и выпуска кадетов; обсуждает текущие и перспективные планы работы класса, заслушивает информацию и отчеты педагогических работников класса; организует формы итогового и промежуточного контроля.

6.6. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, координатор учебного процесса, отвечает за:

- планирование, организацию и состояние обучения, воспитания и развития обучающихся, учебно-воспитательную и методическую работы;

- организацию и направление работы учителей и преподавателей, работающих с кадетами в области выполнения целей и задач, поставленных перед кадетским классом по формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков;

- организацию преподавания всех учебных предметов (дисциплин); получения прочных и глубоких знаний обучающимися, их воспитание и дисциплинированность;

- составление учебного расписания кадетского класса, позволяющего оптимально выполнять поставленные учебные и воспитательные задачи.

6.7. Заместитель директора по воспитательной работе, координатор воспитательного процесса, отвечает за:

- состояние общей дисциплины обучающихся;

- социально-педагогическую работу в пространстве кадетского класса;

- организацию воспитательной работы; морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку обучающихся; эффективность работы по социально-правовой защите обучающихся и членов их семей;

- информационное, психологическое и культурно-досуговое обеспечение; эстетическое развитие обучающихся и организацию культурного досуга.

6.8. Классный руководитель назначается из числа учителей школы с целью качественной организации и контроля за учебным и воспитательным процессом в социально-педагогическом пространстве кадетского класса и находится в рамках традиционной производственной соподчиненности администрации школы.

Классный руководитель кадетского класса обязан:

- знать задачи обучения и воспитания обучающихся, программы и учебники, по которым они обучаются; обладать знаниями и умениями по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений, психологии детских коллективов, педагогической этике;

- знать инструктивно-методические документы, методические рекомендации по организации воспитательного процесса; основные направления и перспективы развития образования и педагогической практики, законодательные акты, постановления и решения правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся, Конвенцию о правах ребенка, основы трудового и семейного законодательства;

- организовывать и координировать воспитательные процессы в классе, содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанника, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

- содействовать получению дополнительного образования каждым обучающимся через систему кружков, клубов, секций, объединений по интересам, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, по месту жительства;

- формировать у детей навыки здорового образа жизни и трудовой мотивации, активной жизненной, профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- взаимодействовать с органами ученического самоуправления, с детскими и подростковыми общественными организациями в проведении внеурочной воспитательной работы, оказывает им организационно-методическую поддержку;

- лично проводить индивидуальную работу с кадетами, уделяя при этом особое внимание воспитанию у них высоких нравственных и воинских качеств, дисциплинированности, любви к Отечеству, организовывать воспитывающую деятельность в классе в соответствии с возрастными интересами детей, национальными традициями и требованиями жизни строит содержание жизнедеятельности классного коллектива;

- заботиться о здоровье и безопасности вверенных ему детей; участвовать в диспансеризации обучающихся, проводимой медицинскими работниками; совместно с органами ученического самоуправления вести активную пропаганду здорового образа жизни и работу по профилактике аддитивного поведения обучающихся, организации физкультурно-оздоровительной работы класса;

- вести работу по охране прав и защите интересов детей; оказывает помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

- работать в тесном контакте с родителями обучающихся: изучать воспитательные возможности семьи; вести дифференцированную индивидуальную работу с родителями по коррекции семейного воспитания; оказывает помощь родительской общественности в работе с обучающимися класса и их родителями; организовывать совместную деятельность школьников и родителей, вести работу по педагогическому просвещению семей, повышению их педагогической культуры;

- участвовать в организации питания класса, в организации отдыха, оздоровлении и трудоустройстве обучающихся во внеучебное время;

- координировать работу педагога-организатора, педагога-психолога, родительской общественности, органов ученического самоуправления класса, других заинтересованных организаций и ведомств по решению поставленных задач;

- координировать деятельность учителей-предметников в целях интеллектуального и нравственного развития обучающихся;

- вести документацию, отражающую планирование, ход и результативность учебной и воспитательной работы.

6.9 Для организации качественной системы управления кадетским классом и приближения её структуры к требованиям общевойсковых уставов и традиций Российской Армии из числа обучающихся назначаются командир взвода и командиры отделений.

6.10. Командира взвода из числа обучающихся подчиняется классному руководителю и является прямым начальником для обучающихся взвода.

На должность командира взвода из числа обучающихся назначаются наиболее подготовленные и дисциплинированные обучающиеся по рекомендации классного руководителя.

Командира взвода обязан:

- оказывать помощь классному руководителю в организации и проведении самостоятельной подготовки обучающихся и в формировании у них навыков самостоятельной работы;

- оказывать конкретную помощь слабоуспевающим обучающимся класса;

- принимать участие в организации досуга обучающихся;

- принимать участие в создании и совершенствовании учебно-материальной базы взвода;

- во время отсутствия классного руководителя исполнять их обязанности.

6.11. Командир отделения из числа обучающихся подчиняется классному руководителю и командиру взвода. На должность командира отделения назначаются наиболее дисциплинированные обучающиеся.

Командир отделения обязан:

- знать каждого обучающегося отделения: имя, фамилию, год рождения, личностные качества, успехи и недостатки в учебе и дисциплине;

- следить за соблюдением обучающимися требований дисциплины, внутреннего порядка и правил личной гигиены;

- следить за исправным и опрятным содержанием обмундирования и обуви и соблюдением правил ношения военной формы одежды обучающимися отделения.


VII. Финансирование кадетских классов и системы кадетского обучения и воспитания


7.1. На кадетов распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные соответственно для обучающихся общеобразовательных школ.

7.2. Источниками финансирования кадетских классов являются:

- средства учредителя,

- средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц,

- средства заинтересованных лиц.

7.3. Кадетские классы могут осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии законодательством РФ.

7.4. Оплата труда педагогических работников в кадетских классах осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

7.5. Для проведения различных мероприятий кадетского класса, связанных с финансовыми затратами, финансирование осуществляется за счёт родителей кадетов.

© 2010-2022