Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема воспитательной программы 5 класса









«Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»






Архангельск

2011


Пояснительная записка


Едва ли найдется в жизни человека такой же сложный этап развития, как подростковый. Казалось, только совсем недавно сын или дочь был послушен, мягок, спокоен, выполнял все требования родителей и задания учителя, не дерзил взрослым, был увлечен любимыми комиксами, занимался интересными делами, гулял с собакой, играл с сестренкой и т.п. Но все это куда-то исчезло. Попросить ни о чем нельзя, в ответ услышишь: «А мне это надо?» или у «У меня свои дела».

Как выходит, плохо всем: родителям, педагогам, а главное - самому подростку. Но всегда ли так разворачивается картина взросления? Нет, конечно. Но и не значит, что переход от детства к взрослости может быть совсем незаметным и безболезненным. Раз этот процесс имеет какие-то примечательные черты, то их следует понять, а взросление - регулировать, вмешиваясь в трудности и научив подростка их преодолевать.

Останавливаясь на особенностях подросткового возраста, ученые выделяют несколько разных периодов, их определение возрастной периодизации соответствует представления о предназначении человека в жизненный период.

Возрастной период пятиклассника 11-12 лет, это младший подростковый возраст, в котором физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, а они могут не совпадать. Характерной чертой этого возраста, является общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить реальное, возможное и вымышленное.

Таким образом, особенностью развития пятиклассника выделяется именно общение, общение со взрослыми, общение с одноклассниками, с учениками других классов. Развивая коммуникативные умения, ребенок легче социализируется и самосовершенствует свои личностные качества.

Программа по воспитанию и развитию коммуникативных навыков младших подростков направлена в первую на умение взаимодействовать с обществом в различных ситуациях, т.к.общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них. Важно, чтобы ребенок почувствовал себя востребованным в обществе, а не оказался изгоем.


Цель программы

Создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес к реализации потребности стать самим собой.

Задачи программы


  • Формировать навыки самопознания и самопринятия;

  • Развивать навыки управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих;


  • Развивать коммуникативные способности, как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими людьми;


  • Предоставить возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные);

Основные направления воспитательной работы

Педагогическое руководство воспитательным процессом

  1. Изучение особенностей детей, их семей, образа жизни, условий проживания.

  2. Организация работы направленной на установление межличностных отношений как с детьми так, и со взрослыми ( родительские собрания, индивидуальные беседы, педагогические консилиумы и т.д.)

  3. Выбор актива класса, распределение поручений.

  4. Изучение индивидуальных особенностей и черт характера учащихся.

Нравственное воспитание


  1. Организация взаимной деятельности учащихся во внеурочное время.

  2. Воспитание культуры поведения и культуры общения со взрослыми и детьми, в помещении и вне.

  3. Воспитывать уважение к человеческому достоинству.

Развитие коммуникативных навыков и культуры умственного труда



  1. Формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.

  2. Формирование желания и умения учиться в основном звене школы.

  3. Формирование инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества во всех видах деятельности.

Трудовое воспитание

  1. Развитие способностей и умений коллективного труда.

  2. Развивать потребность умственного труда.

  3. Прививать умение правильно организовать свою деятельность.

  4. Воспитание уважения к трудовой деятельности и к труду других людей.

  5. Формирование умений и навыков самообслуживания, привычки к чистоте и порядку.

Физкультурно-оздоровительная работа


  1. Укрепление психофизического здоровья детей.

  2. Расширять кругозор знаний, умений и навыков о физической культуре, о спорте, о своих физических возможностях организма.

  3. Формирование готовности развития личности к устойчивости к стрессовым ситуациям.

Работа с родителями, с семьей



  1. Проведение родительских собраний.

  2. Индивидуальные беседы с родителями.

  3. Формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

  4. Анкетирование.



Программу воспитания составляют семь блоков:



  1. «Здоровье»

Цель: воспитание культуры здоровья.

Задача: воспитывать потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья, изучать концепцию здорового образа жизни.

  1. «Знания»

Цель: развитие познавательного интереса воспитанников, как основы межличностных отношений.

Задача: повышать интеллектуальные способности подростка во внеурочное время с помощью интеллектуально-развивающих мероприятий. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

  1. «Ценности»

Цель: формирование системы ценностных ориентаций.

Задача: Воспитывать положительное межличностное отношение в коллективе подростков, принятие каждого члена группы с его индивидуальными особенностями.





  1. «Трудовая деятельность»

Цель: воспитание потребности в общественно-полезном труде.

Задача: Развивать потребность к труду, как жизненно-значимой ценности.

  1. «Работа с семьей»

Цель: поддержание взаимосвязи с семьями воспитанников.

Задача: Приобщать родителей к жизнедеятельности своих детей в школе.

  1. « Творчество»

Цель: развитие творческих способностей воспитанников.

Задача: развивать практические навыки через прикладные виды творчества, интеллектуальные, музыкально-эстетические и т.п.

  1. «Свободное время»

Цель: разнообразие досуговой деятельности воспитанников.

Задача: развивать умение организовывать свое время, включение во внешкольные досуговые мероприятия.



Совместная деятельность воспитателя и детей


Классные мероприятия и праздники

Оздоровительные прогулки

Диагностика

Межличностных отношений

Соблюдение гигиенических правил

Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»

Интеллектуально-развивающие занятия


Игры

Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»

Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»

Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы

Уроки навыков общения

Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»

Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»

Создание самоделок

(поделки, подарки, картины и т.п)

Просмотр фильмов

Трудовая д-ть в школе, на этаже, на участке

Занятия по укреплению здоровья

Проведение дней именинниковВоспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»


Участие в общешкольных мероприятияхВоспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»




Организованная форма воспитательного процесса

по программе

Анкетирование,

Тестирование

Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»

Работа со школьным психологом

Занятия по программе «Полезные привычки»


Уроки коммуникативных навыков и умений



Прикладное творчество

Треннинговые упражнения на развитие межличностных отношенийВоспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»




Здоровьесберегающие мероприятия

Культмассовые мероприятия

(поездки, экскурсии, выставки, и т.п.)

Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»







Способность к общению включает в себя:


  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

  2. Умение организовывать общение («Я Умею!»), включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).















Ожидаемые результаты



Принятие каждого члена коллектива, с

его личностными особенностями;

Уметь регулировать свое поведение,

эмоции, соответственно ситуации;

Знать и уметь применять правила

общения со взрослыми, и со сверстниками;





Список используемой литературы


  1. Тартышная М.А. Все лучшее - впереди/ социально ориентированные работы со школьниками/ М.А. Тартышная.- Ростов/н Д.:Феникс, 2006.-285с.

  2. Селевко Г.К. Познай себя. М.: Народное образование, 2000.-116с.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: поурочные планы/ авт. сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2006.-133с.

  4. Сухин Н.Г. Новые занимательные материалы: 1-4 кл.-М.: Вако, 2007.-387с.

  5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 кл.- М.: ВАКО, 2004.-152с.

  6. Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.-128с.

  7. Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 кл.- М.: УЦ «Перспектива», 2004.-80с.

  8. Психолого-педагогические методы диагностики в работе воспитателя детского дома и школы-интерната. Депертамент образования и науки адм. Арх.обл., 2007.

  9. Подростковый возраст - все ли в норме? Комплект диагностических методик. М.: АРКТИ, 2007.-272с.

  10. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. Спб.: Питер, 2009.-160с.

  11. Колесинская Яна. Сценарии КВН для 5-8 классов. Играем по умному: Новосибирск, 2008.- 127с.



Методы диагностики


  1. Индивидуальные карты развития детей.

  2. Исследование межличностных отношений: Анкета «К кому ты обратишься?».

  3. Тест для родителей «Я и мой ребенок».

  4. Анкета Н.Е. Щурковой «Десять простых вопросов» (Диагностика личностных качеств воспитанников).

  5. Исследование особенностей класса «Характеристика класса»: Комплекс вопросов.

  6. Методика выявления коммуникативных способностей учащихся: «20 вопросов».

  7. Анкетирование: «Анализ интересов и направленности подростков».

  8. Анкетирование: «Наши отношения».


Условия реализации программы.

1. Определение стратегии и тактики деятельности.

2. Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.

3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса.

5. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.

6. Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.

7. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.

8. Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.

9. Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в классе.


© 2010-2022