Разработка классного часа Толерантность

Раздел Воспитательная работа
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конкурс методических разработок классных руководителей













Номинация:

методическая разработка воспитательной направленности

Классный час

«Толерантность - гармония в многообразии»




МБОУ СОШ №56

Учитель английского языка

Руденко Елена Витальевна














2013


Пояснительная записка

Методическая разработка классного часа по теме «Толерантность - гармония в многообразии» для учащихся 7 класса представлена на муниципальный этап областного конкурса методических разработок (методических материалов) классных руководителей. Классный час был приурочен к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября. Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. В современном российском обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого классного часа имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе школы. Также данная тема входит в систему нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации т.е. базовые национальные ценности в соответствии с ФГОС.

Цель урока: формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить со значением термина "толерантность";

Развивающие:

  • Развивать позитивное мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

Воспитательные:

  • формировать представление о толерантном отношении в обществе

  • формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

  • формирование положительной Я-концепции личности учащихся.

Основные понятия:

толерантность, различия между людьми, терпение, компромисс, понимание, социальные и правовые нормы

На уроке используются ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • доступность

  • сознательность и активность

  • связь теории с практикой

  • системность и последовательность

  • наглядность

  • активные методы обучения;

  • развитие УУД обучающихся;

  • высокая степень самостоятельности школьников в процессе обучения

Весь классный час сопровождает презентация.

Оборудование:

  • Проекционное оборудование

  • Комплект слайдов

  • Интерактивная доска

  • ватман для изображения эмблем к Международному дню толерантности.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты - по окончании урока, обучающиеся смогут задуматься о личной ответственности за свои поступки, о чувствах других людей; соотносить поступок с моральной нормой; проявлять понимание и уважение; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Метапредметные результаты - обучающиеся смогут вести диалог по теме урока; давать оценку событиям, действиям; выводить умозаключение, делать анализ событий и фактов.

Предметные результаты - обучающиеся смогут использовать формулы толерантного общения в школе и внешкольной жизни; применять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний других людей; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников.

Инструментарий для оценивания результатов

Классный час включает промежуточный и конечный контроль. Промежуточный этап содержит вопросы по содержанию лекционного материала.

Заключительный этап включает анкету которая содержит вопросы по содержанию полученного материала, а также по эмоциональной включенности участников в работу.





«Толерантность - гармония в многообразии»

- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось - приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. Тема нашего классного часа «Толерантность - гармония в многообразии».

(Слайд №2) Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Чего же нам не хватает, как вы думаете? (Ответы детей)

- Мы все большая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? Прослушайте притчу, и вы всё поймёте (слайд № 3).

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая - мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: (слайд № 4) Любовь, Прощение, Терпение. И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Ответы детей)

-Как одним словом можно заменить эти слова? (Правильно, это - толерантность.)

Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

(слайд № 5).

- И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

(слайд №6) 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Предлагаю вам на сайте ООН un.org/ru/ найти, что обозначают принципы терпимости (толерантности) на государственном, социальном и воспитательном уровне (работа в группах с сайтом)

(Ответы детей) Государство: «Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка…»

Социум: «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»

Воспитание: «Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях…» (слайд №7)

- Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.

(слайд № 8)

В английском - это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

В персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском - способность терпеть что- то или кого-то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего - либо или кого - либо).

- Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы детей)

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения?

- Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» это...

(слайд № 9) (на интерактивной доске обучающиеся записывают свои предложения)

Разработка классного часа Толерантность

(Слайд 10) Разные религии описывают толерантность практически одинаково.

Ислам:
"Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого"

Буддизм:
"Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову".

Христианство:

"Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Послушайте ингушскую притчу

Как-то паслись кони. Подошёл к ним мул.

- Ты чего к нам примазываешься? - возмутились кони, - тебе, мулу, не место среди нас, коней. Поди прочь!

- Не гоните меня, - стал просить мул, - ведь мать моя, кобылица, является сестрою лошадиного племени.

- Хотя мать твоя и была из нашего племени, но отец-то твой был самый что ни на есть настоящий осёл. Уходи от нас, - сказали лошади и прогнали мула.

Вопросы:

Толерантно ли отнеслись к мулу кони?

А как бы вы поступили? (ответы детей)

А были ли вы когда-нибудь в такой ситуации?

Толерантная личность обладает какими качествами? (Ответы детей фиксируются на интерактивной доске)

(слайд 11)

Толерантная личность.

Я:

терпимый и терпеливый;

считаюсь с чужими мнениями и интересами;

умею решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

уважаю окружающих и уважаем ими;

(Слайд 12) Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.

А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.

Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность - сделали его необыкновенно популярным.

Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.

В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.

- Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус - еврей.

Твой автомобиль - японский.

Твой кофе - бразильский.

Твои цифры - арабские.

Твои буквы - латинские.

Твоя демократия - греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт - имидж: человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия); повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран) и символ веры, Иисус Христос был рожден другим народом.

Какими примерами из нашей современной жизни можно дополнить этот плакат? Записывают свои варианты на интерактивной доске.

«МЫ РАЗНЫЕ - В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ - В ЭТОМ НАША СИЛА». Толерантность - это то, что нам необходимо в век глобализации. (слайд № 13)

Обучающиеся выполняют задания промежуточного контроля. (Приложение 1).

Давайте мы немного отдохнем и поиграем.

(Слайд 14) Игра «Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего». Задание: каждый обучающийся называет одно качество, которое объединяет его с одноклассниками, и качество, которое отличает его от других. Например: Я ученик 7 класса (объединяет), я люблю играть на фортепиано (отличает)

Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».

- Вам даны разные понятия, рассмотрите их и определите к какой личности они относятся. Задание выполняется на интерактивной доске. (Слайд 15)

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Давайте проверим ваши ответы (слайд № 16)

Существуют формулы толерантного общения (Слайд 17)

«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

«Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему».

«Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь».

Чтобы вы хотели добавить к этим правилам? Записывают свои варианты.

Давайте души вместе сохраним и сделаем толерантным наш мир. Тогда и на земле мы сами сохранимся.

В конце нашего занятия предлагаю каждой группе придумать свою эмблему толерантности - гармонии в многообразии. (Ребята на ватманах рисуют свои эмблемы, а затем представляют их)

Классный час завершается заполнением анкеты (Приложение №1)


Приложение №1

Вопросы для промежуточного контроля.

1. «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности. Кем и когда была принята данная Декларация?

2. Какой год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности?

3.С именем какого человека связано понятие толерантности?

4. Какой термин заключен в словах - умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его?

5. Каким определением можно выразить соглашение на основе взаимных уступок?

Вопросы можно оформить в слайдовом варианте, где анимацией можно заложить и правильный ответ.

Ответы: 1. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995г.

2. 2003г.

3.Талейран-Перигор

4. понимание

5. компромисс





Анкета

Разработка классного часа Толерантность



© 2010-2022