- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Методическое пособие Сценарно-режиссерские основы
Методическое пособие Сценарно-режиссерские основы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фокина Н.Н. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Сценарно-режиссерские основы
кандидат педагогических наук Фокина Наталья Николаевна
____________________________
____________________________
____________________________
Пермь 2016
Фокина, Н.Н. Сценарно-режиссерские основы: методическое пособие / Н.Н. Фокина. - Пермь, 2016. - 32 с.
Методическое пособие содержит теоретический материал, знание которого необходимо будущему сценаристу для успешной профессиональной деятельности; дает представление о терминологии, методологии и основных законах создания сценария, а значит, дает возможность уяснить и охватить творческий процесс в целом.
© Фокина Н.Н., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………
5
Замысел………………………………………………………………….
7
Сюжетно-композиционное построение и монтаж сценария………
13
Термины и определения……………………………………………….
21
Тренинг………………………………………………………………….
25
Заключение…………………………………………………………….
31
ВВЕДЕНИЕ
Название методического пособия «Сценарно-режиссерские основы» несет в себе более точное и более емкое определение той области знаний, которую принято называть «сценарным мастерством».
Данное методическое пособие включает в себя теоретические основы композиции сценария и рассмотрение эстетических и информационных начал познания окружающего мира, анализ реальности и перевод последней в тот или иной художественный образ с помощью определенных приемов.
Можно ли научить создавать драматургическое произведение? Можно ли научить каждого человека быть драматургом (сценаристом)? Очевидно, нет. На каждый человек в состоянии овладеть методологией и технологией преобразования реальности в ее художественный эквивалент.
При изучении темы «Сценарно-режиссерские основы» автор рекомендует обратить внимание на научно-теоретические концепции ведущих ученых: в области социально-культурной деятельности и педагогики досуга - Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко, Л.С. Жарковой, В.М. Чижикова, В.З. Дуликова, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Киселевой, Е.М. Клюско, Г.Я. Никитиной, Г.Н. Новиковой, В.В. Чижикова; по вопросам сценарно-режиссерской организации культурно-досуговых программ - В. Н. Гагина, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.А. Коновича, В.Г. Кузнецова, О.И. Маркова, Г.С. Тихоновской, Б.Н. Петрова, И.Г. Шароева, А.И. Чечетина; а также работы молодых ученых, рассматривающих современные проблемы культурно-досуговой деятельности Т.В. Дедуриной, А.А. Жарковой, Н.Н. Фокиной.
ЗАМЫСЕЛ
Замысел в литературоведческом словаре определяется как первая ступень творческого процесса, начальное звено будущего художественного произведения. Замысел - это сложное социально-психологическое, эмоционально-интеллектуальное и творческое явление. Источником замысла художника является социальная практика человека во всех ее радостных и драматических проявлениях. Отражая мир вещей и явлений, художник накапливает впечатления, наблюдения, идеи, со временем обретающие форму замысла художественного произведения. Писатель К. Паустовский в своем произведении о писательском труде «Золотая роза» так характеризует процесс рождения замысла: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию-замысел»1.
В рождении и формировании замысла участвуют такие психологические механизмы, как внимание, память, воображение, вдохновение. Внимание, окрашенное художественным чувством, дает возможность из множества объектов избирательно выбрать те, которые достойны художественного воплощения. Память удерживает эмоциональные впечатления, полученные в ходе выбора объектов, позволяет с течением времени воспроизводить их, сохраняя первоначальную эмоционально-смысловую природу. Воображение дает работу ассоциативной природе художественного мышления, образующего связи между новыми объектами и накопленным интеллектуальным опытом художника, в результате чего возникает новая мыслительная художественная комбинация.
Вдохновение - это творческое состояние, характеризующееся «могучим выбросом творческой энергии, накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного его включения в творческий процесс, ясность мысли, обостренная виртуозность в чувствовании формы»2. По суждению К. Паустовского, «вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст. … внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни»3.
Замысел - это неосуществленное решение художественной задачи. Он возникает в сознании художника как творческий набросок, задуманный план действий, как схема будущего художественного произведения, установка на творческий поиск. Формирование замысла проходит стадии - от первоначальной, интуитивно осознаваемой, идеи до целостной, отчетливо проявляющейся концепции художественного произведения. А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» так поэтически характеризовал начальную стадию замысла: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще не ясно различал».
Специфика промежуточных творческих поисков заключается в практических «пробах» проверки замысла - в создании отдельных фрагментов художественного произведения, которые могут материализоваться в таких формах, как эскиз, этюд, сценарный набросок, сюжетно-композиционный план, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на первоначально возникшую идею - ее корректировку, уточнение или изменение.
В этой связи целостный замысел часто формируется с течением практически осуществляемой творческой деятельности, и здесь замысел как творческое явление не лишен парадоксов. Замысел часто бывает ярче, богаче самой реализации. Л.Н. Толстой отмечал: «Я думал хорошо, а записал плохо». Русский философ Н.А. Бердяев писал в своем «Самопознании»: «Я полон тем для романов, и в моей восприимчивости есть элемент художественный, но я бы не мог написать романа, хотя у меня есть свойства, необходимые беллетристу. Я лишен изобразительного художественного дара. В моей изобразительности есть бедность словесная и бедность образов»4.
Замысел - это структурное образование. Структурными элементами замысла являются - тема, проблема, идея, цель.
Тема (с гр. - то, что положено в основу) - это совокупность жизненных явлений, процессов, связанных с определенным историческим временем и кругом действующих лиц, отобранных для освещения в сценарии. Тема выступает как предметный аспект содержания сценария, реализуемый в процессе художественного размышления или рассуждения. Тема сценария возникает на основе объективной социальной деятельности, общественной практики и духовной жизни людей, и в этой связи, тема, как правило, содержит в себе скрыто или явно проблему, которую необходимо разрешить в процессе мероприятия.
Проблемный характер темы часто обозначен в названии мероприятия («Ужель та самая Татьяна?», «Эхо прошедшей войны», «Красная книга Руси»).
Тематика мероприятий в широком значении охватывает весь спектр жизненных явлений, но при этом на первый план выдвигается тема в узком значении - конкретная мысль автора-сценариста, положенная в основу мероприятия. В узком значении тема - понятие авторское. Каждый художник, создавая произведение в рамках «вечных тем», высказывает свою точку зрения, видит свой ракурс решения проблем, тем самым заявляя о себе как неповторимая индивидуальность в том, или ином направлении художественного творчества.
Идея (с гр. - представление) является зерном замысла. Это та главная мысль, ради которой сценарист берется за перо, которая заполняет все интеллектуальное пространство его сознания, подводит эмоциональное состояние близкое к экспрессии и страсти, активизирует все его сущностные творческие силы и энергию. Мысль «любить идею своего будущего художественного произведения» неоднократно высказывалась великими художниками (Л.Н. Толстой), поскольку это чувство поддерживает и сопровождает весь творческий процесс создания художественного произведения, в том числе и культурно-досуговой программы.
Оригинальная идея мероприятия - это творческое достижение сценариста. Сформулировать главную мысль, выделить ее из общей тематической направленности мероприятия - это значит отразить социально-мировоззренческий аспект темы, придать ей ценностно-идеологический характер. В этой связи идея мероприятия всегда социально значима и, как правило, тенденциозна, поскольку выражает субъективный взгляд сценариста на мир вещей и явлений, отражаемых в программе.
Идея - художественный элемент содержания мероприятия. Она пронизывает и передается реципиенту всей ее целостной структурой, обретая конкретно-чувственную форму выражения в эпизодах, фрагментах, номерах, высказываниях и суждениях ведущих, в монтажном их соединении и композиционном построении.
Взаимосвязь темы, проблемы, идеи рождает цель - сверхзадачу сценария, преследующую формирование тех эмоциональных откликов и интеллектуальных восприятий, на которые изначально ориентировано мероприятие. Положительная реакция зрительской аудитории свидетельствует о соответствии мероприятия социальному заказу каким на данный момент является данная аудитория, ее интересы и потребности.
Четкое осознание функций и содержания этих составных частей замысла рождает концепцию - целостное полное и ясное представление образа будущего мероприятия - его формы и содержания, основных событийных акцентов. Замысел приобретает свою полную, окончательную форму, если сценарист может внятно изложить фабулу своего будущего сценария, его пунктирную сюжетную линию.
Факторов - источников, рождающих замысел сценария, бесчисленное множество. Это события - исторические и современные, социально-культурная проблематика, личные судьбы и биографии значимых людей, их творческая и профессиональная деятельность. Источником замысла, как предвосхищением художественного образа будущего сценария, может стать поэтическая или песенная строка, крылатая фраза, афоризм, аббревиатура, образная строка в газетном очерке, пословицы и поговорки. Так известно, что многие драматические произведения А.Н. Островского носят названия пословиц и поговорок - «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», ставшие источником создания неповторимого и самобытного образа русского провинциального человека.
В технологическом процессе формирования замысла будущего сценария следует учитывать фактор профессиональной необходимости, который предусматривает в некотором роде «рутинную» работу, обусловленную идущим потоком организации мероприятий. В этом случае специалисту не следует рассчитывать на «приходящее» особое вдохновение, длительное «вынашивание» замысла. Создание сценария - текущая профессиональная задача, и решение ее требует наличия таких качеств, как способность специалиста к предельной концентрации внимания на решении поставленной задачи, быстрой мобилизации своих творческих сил, но в то же время фактор профессиональной необходимости не исключает оригинального решения творческой задачи и осуществления всех видов деятельности, сопутствующих художественно-творческому процессу создания сценария.
Сценарий - это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняют, в какой обстановке происходит действие и т.д.
СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ И МОНТАЖ СЦЕНАРИЯ
Сюжетно-композиционное построение сценария является самой существенной частью творческого процесса и основным звеном технологии создания сценария. Отобранный, в соответствии с замыслом, сценарный материал требует конструктивной организации, соединения всех его элементов в единую целостную логическую структуру, что и обусловливает композиционное его построение.
Композиция - составление, расположение, соединение частей в целое - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий художественному произведению единство и целостность. Композиция является основной конструирующей силой любого художественного произведения, это закон, способ соединения звуковых и текстовых частей, например, в литературном и музыкальном произведениях, средство выражения связей между элементами данного произведения Основная эстетическая функция композиционной организации художественного произведения - это достижение гармонии и совершенства. Гармония (с гр. - согласие, стройность, соразмерность) - это оптимальное сочетание и взаимосоответствие частей и целого, основной критерий совершенства, одна из существенных характеристик красоты и прекрасного.
Законы композиции - целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение отражают те многосторонние связи, которые необходимо осуществить в процессе творческой работы над драматургией сценария.
Главной творческой задачей в технологическом процессе создания сценария является организация его содержания, которое осуществляется на основе отобранного сценарного материала (совокупности эмоционально-выразительных средств). Содержание - это интеллектуальный компонент сценария. Художественно организованное, оно является объектом эмоционального восприятия и оценок зрительской аудитории, средством общения с автором как художником, его мировоззренческими представлениями, которые выявляются в содержании сценария. Восприятие содержания сценария зрительской аудиторией будет более результативным, если оно композиционно организованно. Этому способствует функциональное размещение структурных элементов композиции сценария - экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и финала.
Экспозиция - первый структурный элемент композиционного построения сценария. Как правило, экспозиция располагается вначале и служит основой для развития последующего драматического действия. Особенность экспозиции заключается в том, что в ней практически отсутствует событие. Она лаконична, кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы будущего мероприятия. Это может быть знакомство с участниками театрализованного представления или сообщение ведущего исходных данных о теме предстоящего мероприятия.
В некоторых случаях экспозицию отождествляют с таким композиционным приемом, как пролог, но следует помнить экспозиция и пролог не идентичные понятия. Пролог (предисловие) - это композиционный прием, суть которого заключается в показе или демонстрации идеи автора, его отношения к событию, которому посвящено мероприятие. Самым существенным отличием является то, что пролог не связан с основным сюжетным действием, в то время как в экспозиции сюжетное действие берет свое начало. Использование данного приема характерно для театрализованных и особо торжественных представлений, что дает возможность режиссеру-постановщику осуществить красочное зрелищное начало представления.
Завязка - важнейший опорный структурный элемент композиционного построения сценария. Функциональная ценность данного элемента заключается в том, что в его основе, в первую очередь, лежит событие, исходное, которое определяет начало драматического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным развитием действия.
В структуре сюжета завязка является определяющим началом развития основного действия, и таким образом, завязка, ее содержание, оказывает влияние на последующий событийный ряд в сюжетно-композиционном построении сценария. Поиск сценаристом оригинального сюжетного решения завязки всегда является драматургической проблемой. Завязка не только формально определяет исходное событие, но и является существенным моментом оригинального драматургического решения сценария. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всего мероприятия. Небрежный, необдуманный подход сценариста к решению завязки, как правило, приводит к сюжетной неопределенности композиционного построения сценария.
Основное развитие действия в композиционном построении является самой обширной частью сценария. Здесь фактически укладывается весь основной сюжет мероприятия. Именно здесь исходное событие, которое произошло в завязке, в основном развитии действия находит свое драматическое продвижение к кульминации. Напомним, что сценарий мероприятия строится из блоков и эпизодов, которые обладают определенной сюжетно-тематической самостоятельностью, то есть имеют свой оригинальный сюжет, внутренний событийный ряд, композиционное построение и свой неповторимый сюжетный ход. Количество блоков и эпизодов определяется творческим замыслом сценариста. Однако здесь необходимо усвоить, что событийный ряд данных блоков и эпизодов подчинен основному сюжетному ходу сценария, его основному сквозному драматическому действию. Общий сюжетный ход, проходя красной нитью через все эпизоды и блоки, связывая их в единое драматическое действие, является главным композиционным приемом, способствующим созданию целостности мероприятию.
В то же время событийный ряд отдельных блоков и эпизодов обеспечивает нарастание сюжетного действия, которое в конце концов органично приводит к кульминации сценария. Чем оригинальней будут выстроены блоки и эпизоды в сценарии, тем ритмичнее будет развиваться сквозное действие, его основной сюжет.
Композиционное построение основной части сценария требует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать опасности потери течения сюжета. В этой связи большое значение имеют так называемые сюжетные акценты, то есть слова, фразы, сценические действия, которые фиксируют внимание зрительской аудитории на основных сюжетных узлах и позволяют ей с неослабевающим интересом следить за ходом мероприятия и адекватно воспринимать все происходящее на сцене.
Кульминация - вершина развития драматического конфликта в сценарии, высшая точка эмоционального восприятия зрительской аудитории. В центре кульминации лежит главное событие, задача которого - в разрешении всего драматического конфликта в сценарии. Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всего мероприятия.
Развязка - как структурный элемент композиционного построения выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария. Развязка ставит последнюю точку в развитии сквозного действия. Важно помнить, что в развязке в обязательном порядке следует заключительное событие, в котором сообщается результат разрешения драматического конфликта. Следовательно, исходное событие, взявшее свое начало в завязке, пройдя основное развитие действия и достигнув кульминации, в развязке завершает свое драматическое развитие.
Финал - следует за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Финал служит средством подведения итогов всего драматического действия, происходившего на сцене. Особой формой финала является эпилог (послесловие). В композиционном построении сценария он выполняет важнейшую апофеозную роль, благодаря чему, например, театрализованная культурно-досуговая программа завершается массовым эмоционально-зрелищным действием.
Знание законов и закономерностей композиционного построения драматического произведения требует умений сценариста использовать приемы метода монтажа (с фр. - сборка, соединение). Композиционное построение и монтаж - две взаимосвязанные грани целостного технологического процесса драматургической организации культурно-досуговой программы. Композиция, как эстетический феномен, ориентирована на создание внешне ощущаемой гармонии содержания и формы программы. Монтаж, выполняя конструктивную технологическую функцию, преследует цель добиться внутреннего смыслового единства разнородного сценарного материала, его эмоционально-образного звучания.
Понятие «монтаж» как творческое явление нашло свое глубокое теоретическое осмысление в искусстве кинематографа (Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Кулешов, Вертов). Монтаж, по мнению Эйзенштейна, присущ любому виду творчества5. Элементы монтажа можно обнаружить в литературе, живописи, музыке, театре, архитектуре и в первобытном синкретическом искусстве. Суть и смысл монтажа заключается не в формальных приемах склейки и соединения кадров, а в раскрытии идейно-художественного содержания фильма, его авторской концепции. Монтаж, по Эйзенштейну, - это метод художественного мышления, способ создания особой монтажной образности, отражающей мировоззрение, политические, нравственные и эстетические взгляды художника, требующей его умения синтезировать выразительные средства экрана с целью создания целостного художественного произведения, органично сочетающего язык образов и язык понятий6.
Различные приемы монтажа, используемые внутри композиционного построения, придают программе оригинальность и разнообразие способов подачи разнородного материала.
Прием последовательного монтажа предполагает расположение материала в хронологической цепи - как событие возникло, какие этапы развития прошло и чем стало в настоящее время. Для последовательного монтажа характерно хронологически смысловое, логическое сцепление сценарного материала.
В основе приема контрастного монтажа лежит стремление сценариста показать факты, явления, процессы, находящиеся в противоречии, в конфликтном отношении друг к другу. Такой прием обеспечивает наличие конфликта в драматургии программы, активизирует эмоциональное восприятие зрительской аудитории, придает программе ярко выраженный публицистический характер.
Прием параллельного монтажа преследует одновременную организацию действия на нескольких сценических площадках, относительно независимых друг от друга. Так, в культурно-досуговой программе это может быть действие, происходящее на планшете сцены и действие на видеоэкранах, в целом создающие единый художественный образ эпизода или фрагмента программы.
Прием ассоциативного монтажа предполагает такое соединение разнородного материала, в котором иллюстрируемая идея-мысль не сообщается реципиенту в готовой формулировке, а к ней, ее осмыслению и осознанию, он приходит самостоятельно путем ассоциативного сопоставления увиденного в программе. В драматургической организации культурно-досуговой программы активно используются приемы лейтмотива, дивертисментного коллажа.
ПОНЯТИЯ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ В СЦЕНАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
СЦЕНАРНАЯ КУЛЬТУРА
- комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионального регулирования воспитательных процессов в культурно-досуговой деятельности;
ИЛИ
- профессионально-значимое качество личности режиссера театрализованных представлений и праздников, интегрирующих многообразный комплекс профессиональных характеристик.
СЦЕНАРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- драматургическое мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого сценарного решения проблемы уже известными способами.
СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО
- высший уровень профессиональных сценарно-педагогических умений, приобретенных в данной области на основе гибких навыков и творчества.
СКД
РЕЖИССЕРОВ
ТП
- художественно-педагогическое оснащение социальных процессов театрализованными формами досуга и создание условий для реализации творческого потенциала личности.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- деятельность режиссеров театрализованных праздников, направленная на решение воспитательных задач различными видами искусства, осознаваемых в контексте сценарной культуры как единое целое.
СЦЕНАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
- разработка воспитательных целей культурно-досуговых программ, направленных на ожидаемое поведение аудитории с оценкой степени вероятности.
«ФАКТЫ
ЖИЗНИ»
- реальные факты и события, происшедшие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, а также реальные события, зафиксированные в документах, фотографиях, магнитофонных записях, письмах. Официальных документах и т.д.
«ФАКТЫ
ИСКУССТВА»
- все жанровое разнообразие произведений искусства, а также их фрагменты (музыкальные, поэтические, хореографические, пластические, драматические, отрывки из художественных кинофильмов, номера различных видов и жанров любительского и профессионального искусства).
ТЕМА
- круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.
ПРОБЛЕМА
- теоретический или практический вопрос, требующий сценического разрешения.
РАКУРС
- точка зрения, с которой автор рассматривает проблему.
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
- позиция автора, развернутая в систему взглядов.
СВЕРХЗАДАЧА АВТОРА
СЦЕНАРИЯ
- художественное утверждение авторской позиции посредством драматургической организации доказательств.
СПОД
ситуация педагогически организованной деятельности
- форма осуществления воспитательных задач театрализованными представлениями и праздниками.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
- создание ситуации самостоятельного прихода участников театрализованных представлений и праздников к идеям через анализ сценической информации и самостоятельному действию.
МЕРЫ ЧЛЕНЕНИЯ СЦЕНАРИЯ
- БЛОКИ-ЭПИЗОДЫ-ЕДИНИЦЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
БЛОК
СЦЕНАРИЯ
- совокупность эпизодов, объединенных сценическим заданием, художественно раскрывающих один из аспектов авторской концепции.
ЭПИЗОД
СЦЕНАРИЯ
- внутреннее (по смыслу) и драматургически законченная часть сценария, в которой единицы сценической информации сюжетно и тематически связаны.
ЕДИНИЦЫ
СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
- любые элементы театрализованных представлений и праздников, подвергающие зрителя чувственному и психологическому воздействию.
СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ
- обучающий метод драматургической расстановки «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу художественного исследования.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
- драматургическое построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства».
СМЫСЛОВОЙ КАРКАС
СЦЕНАРИЯ
- результат анализа «фактов жизни» и «фактов искусства», зафиксированный в форме сценических заданий моделирующих зрительские реакции аудитории и ее поведение.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
- смысловое задание, которое необходимо спланировать для сценической реализации сверхзадачи.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЗАМЫСЕЛ
- художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно-осязаемой временной и пластической разрешенности.
СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД
- образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели педагогического воздействия.
МОНТАЖ
- драматургический метод конфликтной организации сценарного материала.
СЦЕНАРИИ ТП
- художественные программы драматургически организованных воспитательных целей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТРЕНИНГУ
В школе всему научиться нельзя,
нужно научиться учиться.
Вс. Э. Мейерхольд
Чувство явится у Вас само собою;
за ним не бегайте; бегайте за тем,
как бы стать властелином себя.
Из письма Н.В. Гоголя
к М.С. Щепкину
Специалисту предлагается самостоятельно изучить данные в памятке тренинги, так как это - настройка отдельных струн управленческого инструмента, отдельных психофизических явлений, таких как зрительные, слуховые, осязательные и прочие восприятия, внутренние видения и память различных ощущений и чувств; их анализ; их проявления в творческом воображении и фантазии, в сценарно-режиссерском внимании, в выработке навыков и умений сознательно пользоваться в сценарно-режиссерских технологиях теми его дробными элементами, которые в жизненном действии появляются непроизвольно и не требуют волевых усилий.
Приведенные в памятке образцы различных упражнений могут, разумеется, широко варьироваться.
Важно одно - любое самое незначительное упражнение должно быть доведено до внутреннего ощущения правды и убедительности действия, до ощущения «я есмь».
Обратимся к энциклопедии. Понятие «тренинг» (от английского «воспитывать», «обучать») определенно как процесс совершенствования организма, приспособления его к повышенным требованиям в определенной работе путем систематических (это очень важно) упражнений все увеличивающейся нагрузки и возрастающей (что не менее важно) сложности.
Примем эту формулировку. И поверим, что не может быть профессионального обогащения специалиста в сценарно-режиссерских основах, без освоения разнообразнейших механизмов жизненной психотехники. В заключении хотелось бы отметить: что специалисту не удастся усовершенствовать свое мастерство, если он пренебрегает жизненными законами поведения и воспроизведения эмоциональных человеческих реакций.
Данные тренинги (упражнения) желательно выполнить в письменном виде.
Биография попутчика или прохожего
Одно из индивидуальных упражнений, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии,- наблюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.
- Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую
догадку непременно проверяйте, сопоставляя все действия этого человека за все время наблюдения.
Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько судеб, характеров! Присмотритесь к людям внимательнее; по деталям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания,- разгадайте человека!
Это похоже на занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пренебрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины жизненного поведения. Конан Дойль так говорил о человеке, умеющем мыслить логически: «Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу определять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибе брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки - по таким мелочам можно угадать его профессию...»
- Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе,
в домашней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как
он обедает в столовой, как разговаривает с детьми, как сердится и как
радуется, как занимается любимым делом.
Время от времени студенты рассказывают на практических занятиях о самых интересных биографиях. Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии - обязанность рассказчика.
Но вот студент очень убедительно рассказал о человеке, с которым он ехал в автобусе.
-
Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе
случилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед ли
шился сознания? -
А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он делал, что
говорил? -
Угадайте, каким он был десять лет назад, и каким станет через
десять лет. -
А если бы он выиграл большую сумму, на что бы он потратил
деньги? -
А если бы с ним случилась беда и круто изменила его жизнь, как
бы он вел себя в новых обстоятельствах?.. -
Наблюдательность - это отличительная особенность всякого художественно одаренного человека, это его потребность. Вот Гоголь в «Мертвых душах» вспоминает о привычках своей юности (пусть длинна цитата, зато она исчерпывающе иллюстрирует эту внутреннюю потребность наблюдать и фантазировать):
«...Мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли это деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд... ничего не ускользало от свежего тонкого внимания, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядел и на шедшего в стороне пехотного офицера, занесенного бог знает из какой губернии на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними. Уездный чиновник пройди мимо - я уже и задумывался: "Куда он идет?., на вечер ли к какому-нибудь своему брату, или прямо к себе домой, чтобы, посидевши с полчаса на крыльце, пока не совсем еще сгустились сумерки, сесть за ранний ужин, с матушкой, с женой, с сестрой жены и всей семьей, и о чем будет веден разговор у них в то время, когда дворовая девка в монистах или мальчик в толстой куртке принесет, уже после супа, сальную свечку в долговечном сальном подсвечнике". Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика... старался я угадать, кто таков сам помещик, толст ли он, и сыновья ли у него, или целых шестеро дочерей с звонким девическим смехом, играми и вечною красавицей меньшею сестрицей, и черноглазы ли они, и весельчак ли он сам, или хмурен как сентябрь в последних числах...»
Многим людям свойственны такие мечтания. Но для художника они - не просто проявление любопытства, а насущно необходимый материал для творчества.
Биография по походке
Еще одно упражнение для индивидуального тренинга. На общих занятиях ученик лишь рассказывает о результатах своих наблюдений, вовлекая товарищей в обсуждение придуманных биографий. Задание такое:
-
Попробуйте создать если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь только к его походке. Глядя,
как идет человек, догадайтесь - какое у него сейчас выражение лица,
куда он идет, о чем думает. -
Глядя только на ноги человека, представьте себе весь его внешний облик, возраст, характер. Сядьте на уличную скамейку и изучайте
всех проходящих перед вами. Вас непременно увлечет это занятие.
Биография по взглядам
- Попробуйте, когда идете по улице, присматриваться только к глазам людей. Вы увидите, какое существует многообразие «способов смотреть», если можно так выразиться. Будет момент, когда вам покажется даже, что все смотрят по-разному, что нет ни малейшего сходства, в способах смотреть ни у одного человека. Потом вы начнете находить и объединяющие признаки этих способов у разных групп людей. А потом - своеобразие каждого взгляда. Очень увлекательно!
- Лучше всего наблюдать за глазами двоих человек, когда они общаются друг с другом (и, разумеется, не знают, что вы следите за ними).
Подумайте при этом - почему на один и тот же предмет, на одно и то
же событие один человек смотрит так, а другой иначе? А вы сами как
смотрите на это событие? Как относитесь к нему? О чем думаете в это
время?.. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного
пути особенности связей человека с окружающим миром.
Послушаем английского актера Лоуренса Оливье: «Смотреть и разглядывать - одно из моих самых любимых занятий, и уж что-что, а детали я, слава Богу, запоминаю неплохо. Есть вещи, которые я держал в голове лет по 18, прежде чем употребил их в дело».
Биография спичечного коробка
- Найдите новое, неизвестное вам в хорошо знакомом спичечном коробке. Пофантазируйте, как его делали? Что представляется, прежде всего?.. Лес, рубят деревья, везут на лесопильный завод... Это ничего, что вы не знаете во всех деталях, как изготовляют спичечные коробки,- пофантазируйте! Подумайте, сколько людей участвовало в «биографии спичечного коробка» - от лесоруба до продавца магазина. Пройдитесь мысленно по этой биографии - последовательно, от начала до сегодняшнего дня.
-
Вам будет легче понять, как его делали, и какой путь он прошел,
если вы внимательно присмотритесь к нему. По признакам, не сразу
заметным, вы найдете следы биографии. -
Вот теперь спичечный коробок вам хорошо знаком. Спрячьте его
и опишите нам. -
Возьмите другой коробок с такой же этикеткой. Как будто одинаковы оба? А вы найдите разницу между ними!
-
Для чего понадобилось их сравнивать? Какая цель могла бы в
жизни заставить вас делать это?.. Ах, вы коллекционируете этикетки?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическое пособие подготовлено кандидатом педагогических наук, Фокиной Н.Н. и включает в себя описание педагогического и творческого опыта работы над материалом (содержанием) сценария следующих авторов:
-
Тихоновская Галина Станиславовна (кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств) - «Сценарно-режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ»: Монография. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. - 352 с. А именно замысел, сюжетно-композиционное построение и монтаж программы.
-
Марков Олег Иванович (доктор педагогических наук, профессор, декан факультета театрального искусства, заведующий кафедрой режиссуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств) - «Сценарная технология»: учебное пособие. Краснодар. Изд. КГУКИ, 2004, - 408 с. Термины и определения в сценарной деятельности.
-
Гиппиус Сергей Васильевич (известный театральный режиссер и педагог) - «Актерский тренинг. Гимнастика чувств». СПб, 2007. - 377 с. Тренинг для развития художественного мышления.
Материалы в памятке представлены в редакции перечисленных выше авторов.
1 Паустовский К.Г. Избранные произведения. В 2 т. - М., 1977. Т.2. - С. 31.
2 Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М., 1988. - С.179.
3 Паустовский К.Г. Избранные произведения. В 2 т. - М., 1977. Т.2. - С. 33.
4 Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. - М., 2008. - С.285.
5 Эйзенштейн С.М. Избр. Произведения. В 6 т. - М., 1964-1971. Т.5. - С. 179.
6 Ефимов Э.М. Замысел. Фильм. Зритель. - М., 1987. С. 200-201.