- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа по шашкам
Рабочая программа по шашкам
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мильшин М.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
2-часовая программа подготовки шашистов.
Возраст занимающихся не ограничен
Определение программы
Программа «Шашечная школа» является модифицированной дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.
Уровень усвоения программы общекультурный.
Актуальность. Шашки это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Шашечные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что сдавних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Обучение игре в шашки с самого раннего возраста помогает многим занимающимся не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч людей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим людям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шашки по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И человек, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шашки стали профессиональным видом спорта, к тому же все соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности происходит через шашечную игру в ее спортивной форме.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шашки, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в занимающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шашках любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у человека сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Шашки сильны еще и тем, что существуют для всех!
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шашках. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе».
Шашки - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих занимающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций. О социальной значимости шашек, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шашек, проведение всемирных шашечных олимпиад и многочисленных международных соревнований.
Шашки становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга занимающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Игра в шашки развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития занимающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шашки.
Задачи:
обучающие:
-
Научить следить за развитием событий на шашечной доске.
-
Научить играть шашечную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
-
Научить решать шашечные задачи в 1-2 хода.
-
Научить работать самостоятельно.
-
Научить планировать свою игру и работу.
развивающие:
-
Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).
-
Повысить уровень спортивной работоспособности.
-
Развивать интеллектуальные способности.
-
Расширить кругозор.
-
Развивать творческое мышление.
-
Формировать познавательную самостоятельность.
воспитывающие:
-
Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
-
Воспитывать трудолюбия, дисциплинированности, сознательности, активности.
-
Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
Отличительные особенности программы: установка сделать из занимающегося гроссмейстера - не является приоритетной в данной программе. И если занимающийсяне достигает выдающихся спортивных результатов в шашках, то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шашках максимально прост и доступен всем.
Большое значение при изучении шашечного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шашечных игр. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Воспитательная работа
Сохранение и укрепление здоровья является важной задачей образовательной программы. Для решения этой задачи создана система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы:
-
Учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом, кроме этого в занятия включены физкультминутки.
Организация:
-
мероприятий, направленных на просвещение занимающихся в области безопасного поведения, формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, табака, алкоголя, пропагандируя здоровый образ жизни, с привлечением медицинских работников и представителей специальных учреждений профилактики.
-
физкультурно-спортивных мероприятий: «Клуб интеллектуальных игр» и др.);
-
досугово-воспитательных мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала.
Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях, дружеского отношения между людьми, взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой каждого, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.
Условия реализации программы
Возраст
Данная программа рассчитана на все возраста
Условия набора. К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний. Участниками программы являются все желающие, кто хочет научиться играть в шашки.
Сроки реализации программы - 64 часа.
Формы и режим занятий:
8 месяцев обучения 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы организации: групповая, индивидуально-групповая (при подготовке к соревнованиям).
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе
Знают:
-
шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, ничья;
-
названия шашечных фигур: простая шашка, дамка
-
правила хода и взятия шашкой и дамкой
-
названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
-
правила игры.
Умеют:
-
проводить комбинации;
-
решать простейшие задачи;
-
ловить дамку соперника
-
приобретут теоретические знания и практические навыки в шашечной игре;
-
повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.
-
сформируют личностные качества - трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шашечную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные, передаются для дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.
Формы подведения итогов: участие занимающихся в соревнованиях различного уровня.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1.
Правила игры в шашки. История возникновения.
2
2.
Решение простейших комбинаций.
8
3.
Ловля дамки.
8
4.
Игровая деятельность
38
5.
Решение шашечных позиций
8
Итого:
64
Содержание программы
-
Правила игры в шашки. История возникновения.
Правила игры в шашки. Шашечная доска, диагонали, поля, фигуры. Основа правил - «взятие обязательно». История возникновения шашек. Виды шашек в разных странах.
-
Решение простейших комбинаций.
Научиться отдавать наименьшее количество шашек, а забирать наибольшее. Научиться проникать на первый ряд соперника (дамочное поле) для превращения в дамку.
-
Ловля дамки.
Учимся ловить дамку соперника. Построение петли, западни. Заманивание дамки на нужную диагональ.
-
Игровая деятельность.
Тренировочные и соревновательные партии с соблюдением правил.
-
Решение шашечных позиций.
Простейшие способы выигрыша шашки, прорыва в дамки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Зак В. О маленьких для больших. - Москва. ФиС., 1973.
-
Цукерник: 2000 комбинация на шашечной доске. - ФиС., 1980
-
Куперман И. От новичка до чемпиона. - ФиС., 1976
Материалы для занимающихся:
-
Комплект шашек.
-
Карточки с диаграммами решения задач и упражнений.