Рабочая программа по шашкам

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2-часовая программа подготовки шашистов.
Возраст занимающихся не ограничен

Определение программы

Программа «Шашечная школа» является модифицированной дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.

Уровень усвоения программы общекультурный.

Актуальность. Шашки это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Шашечные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что сдавних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Обучение игре в шашки с самого раннего возраста помогает многим занимающимся не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч людей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим людям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шашки по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И человек, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. Сейчас шашки стали профессиональным видом спорта, к тому же все соревнования носят спортив­ную направленность. Поэтому развитие личности происходит через шашечную игру в ее спортивной форме.

Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д.

Шашки, сочетающие в себе также элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в занимающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шашках любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у человека сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Шашки сильны еще и тем, что существуют для всех!

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шашках. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе».

Шашки - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих занимающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций. О социальной значимости шашек, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шашек, проведение всемирных шашечных олимпиад и многочисленных международных соревнований.

Шашки становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга занимающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Игра в шашки развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития занимающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шашки.

Задачи:

обучающие:

  • Научить следить за развитием событий на шашечной доске.

  • Научить играть шашечную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.

  • Научить решать шашечные задачи в 1-2 хода.

  • Научить работать самостоятельно.

  • Научить планировать свою игру и работу.

развивающие:

  • Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).

  • Повысить уровень спортивной работоспособности.

  • Развивать интеллектуальные способности.

  • Расширить кругозор.

  • Развивать творческое мышление.

  • Формировать познавательную самостоятельность.

воспитывающие:

  • Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

  • Воспитывать трудолюбия, дисциплинированности, сознательности, активности.

  • Формировать способности к самооценке и самоконтролю.

Отличительные особенности программы: установка сделать из занимающегося гроссмейстера - не является приоритетной в данной программе. И если занимающийсяне достигает выдающихся спортивных результатов в шашках, то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шашках максимально прост и доступен всем.

Большое значение при изучении шашечного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шашечных игр. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.

Воспитательная работа

Сохранение и укрепление здоровья является важной задачей образовательной программы. Для решения этой задачи создана система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы:

  • Учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом, кроме этого в занятия включены физкультминутки.

Организация:

  • мероприятий, направленных на просвещение занимающихся в области безопасного поведения, формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, табака, алкоголя, пропагандируя здоровый образ жизни, с привлечением медицинских работников и представителей специальных учреждений профилактики.

  • физкультурно-спортивных мероприятий: «Клуб интеллектуальных игр» и др.);

  • досугово-воспитательных мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала.

Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях, дружеского отношения между людьми, взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой каждого, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.

Условия реализации программы

Возраст

Данная программа рассчитана на все возраста

Условия набора. К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний. Участниками программы являются все желающие, кто хочет научиться играть в шашки.

Сроки реализации программы - 64 часа.

Формы и режим занятий:

8 месяцев обучения 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы организации: групповая, индивидуально-групповая (при подготовке к соревнованиям).

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе

Знают:

  • шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, ничья;

  • названия шашечных фигур: простая шашка, дамка

  • правила хода и взятия шашкой и дамкой

  • названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

  • правила игры.

Умеют:

  • проводить комбинации;

  • решать простейшие задачи;

  • ловить дамку соперника

  • приобретут теоретические знания и практические навыки в шашечной игре;

  • повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.

  • сформируют личностные качества - трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шашечную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные, передаются для дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.

Формы подведения итогов: участие занимающихся в соревнованиях различного уровня.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Правила игры в шашки. История возникновения.

2

2.

Решение простейших комбинаций.

8

3.

Ловля дамки.

8

4.

Игровая деятельность

38

5.

Решение шашечных позиций

8

Итого:

64

Содержание программы

  1. Правила игры в шашки. История возникновения.

Правила игры в шашки. Шашечная доска, диагонали, поля, фигуры. Основа правил - «взятие обязательно». История возникновения шашек. Виды шашек в разных странах.

  1. Решение простейших комбинаций.

Научиться отдавать наименьшее количество шашек, а забирать наибольшее. Научиться проникать на первый ряд соперника (дамочное поле) для превращения в дамку.



  1. Ловля дамки.

Учимся ловить дамку соперника. Построение петли, западни. Заманивание дамки на нужную диагональ.



  1. Игровая деятельность.

Тренировочные и соревновательные партии с соблюдением правил.



  1. Решение шашечных позиций.

Простейшие способы выигрыша шашки, прорыва в дамки.

































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зак В. О маленьких для больших. - Москва. ФиС., 1973.

  2. Цукерник: 2000 комбинация на шашечной доске. - ФиС., 1980

  3. Куперман И. От новичка до чемпиона. - ФиС., 1976

Материалы для занимающихся:

  1. Комплект шашек.

  2. Карточки с диаграммами решения задач и упражнений.

© 2010-2022