• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Научная статья Сценарно-режиссерские основы педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры города Перми и Пермского края

Научная статья Сценарно-режиссерские основы педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры города Перми и Пермского края

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиографическое описание статьи: Фокина Н.Н. Сценарно-режиссерские основы педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры города Перми и Пермского края // Праздничная культура России: традиции и современность. Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Орел, 2012. С. 143-148.

Фокина Н.Н.


Сценарно-режиссерские основы педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры города Перми и Пермского края


Разносторонний анализ совокупного опыта развития культурно-досуговой деятельности учреждений культуры в конце XX - начале XXI века позволяет отметить, что в практике ведущих учреждений культуры России утверждается семиотический характер художественно-публицистических программ как комбинации знаков «формирующих ценностные предпочтения молодежи, несущей в себе понятия и представления о явлениях природы и жизнедеятельности человека».

Семантические факторы стимулирующего значения призваны создать некий регламент восприятия, режим движения впечатления, направленного на постижение рационально-интеллектуального пласта художественно-публицистического комплекса через определенную систему указаний.

Основу этой системы, как и системы художественных указаний, составляет монтаж определенной вещественной среды в определенном пространстве. Монтаж позволяет создать образ сложного, меняющегося пространства, и показать его в разных направлениях, с разных позиций и в разных масштабах.

На практике включение художественной образности в построение художественно-публицистических программ имеет достаточно широкий диапазон - от внесения отдельных выразительных средств оформления, усиливающих эмоциональность предметной среды, до образно-сюжетного метода на основе сценария, предполагающего разработку как научной, так и художественной концепции представляемого материала.

Чисто оформительский подход не в полной мере соответствует требованию гармонии, целостности формы и содержания. Сценарные разработки, способные донести до аудитории всю глубину заложенных в художественно-публицистических программах духовных ценностей, хотя и оказывают влияние на развитие культурно-досугового дела, но пока не получили достаточного распространения.

Возможно, это произошло из-за принципиальной взаимной несовместимости различных семиотических систем, каковыми являются художественный текст и публицистическое построение как предметно-пространственная среда. Исследования предметной среды с семиотических позиций пока не дают единой трактовки ее природы и не представляют достоверной аргументации, подтверждающей данное предположение.

Это опровергает утверждение о том, что сложное переплетение и даже смешение различно организованных знаковых систем характерно для развитых семиотических систем, одной из которых является современная культура.

Несмотря на всю противоречивость развития культуры в начале XXI века нельзя не отметить, что она последовательно отвергает однозначность трактовки и восприятия духовных ценностей. В соответствии с обогащением и наполнением духовной жизни общества расширяется свобода выбора, возрастает актуальность проблем индивидуально-творческого приобщения молодежи к культуре, повышается роль учреждений культуры как института вовлечения молодежи в мир культуры.

В связи с этим естественным и оправданным представляется развитие тенденции обращения к средствам и приемам театрализации и организации целенаправленного восприятия информации, непосредственного взаимодействия с аудиторией через включение художественной образности в различные формы просветительной работы, как в сфере образования, так и в культурно-досуговой области, и, в частности, в деятельности учреждений культуры.

Основа театрализации - драматургически осмысленный визуально-пространственный текст. Вместе с тем театрализация как традиционный метод все чаще применяется в так называемых рекреационно-познавательных формах работы учреждений культуры с посетителями.

Появление этих форм (спектакли, представления, концерты, балы и т.п.) детерминировано и многофункциональным характером историко-культурного просвещения, и изменением собственных функций учреждений культуры в современной социально-культурной реальности.

Учитывая общую тенденцию воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры и предположив, что театрализация может стать эффективным методом решения этой задачи, мы в процессе исследования попытались обобщить сложившийся опыт использования этого метода в работе учреждений культуры города Перми и Пермского края.

В ходе исследования была определена целесообразность дальнейшего распространения в реализации художественно-публицистических программ с активным вовлечением в этот процесс молодежи, как метода педагогической регуляции.

Ведущей формой художественно-публицистических программ является праздник. А система государственных праздников несет в себе огромный смысловой и эмоциональный заряд, отвечающий задачам историко-культурного и нравственно-эстетического просвещения.

Таким образом, выяснилось, что региональные социально-культурные проекты наиболее эффективно проверит на такой популярной форме культурно-досуговой деятельности как праздник.

Праздники в нашей стране выступают как педагогическая система, в которой четко определены социально-значимые цели, задачи, содержание, субъект, объект, средства, формы, методы воздействия.

Точное определение события, которому посвящен праздник, целей и задач, стоящих перед организаторами позволяет конкретизировать содержание праздника оптимальной информацией, насытить его историческим материалом, использовать местные факты, события, привлечь интерес к творчеству народных мастеров, стимулировать и развивать интерес к познанию различных видов фольклора.

Многообразие рассматриваемых в ходе исследования структурных элементов праздника дает возможность использовать многообразные формы и методы воздействия на участников и зрителей, программировать их, исходя из социально-значимых потребностей, интересов и запросов населения.

Праздник, как педагогическая система, позволяет всесторонне использовать выразительные средства народного и профессионального искусства. В нем ярко проявляется стремление к неформальному общению, коммуникативным связям.

Праздники в учреждениях культуры г. Перми и Пермского края создавали условия для участников и зрителей всех возрастов, занимающихся различными видами искусства в одну группу, выступая как средство объединения их в единый коллектив, тем самым формируя у личности готовность к участию в общественных делах.

С учетом этого в праздничную программу включались шествия шутливо-карнавального типа, театрализованные представления, концерты народных коллективов, игровые состязания, скоморошьи потехи и забавы, катание на лошадях, ярмарочная торговля.

Обязательным элементом праздников была большая символическая насыщенность. Символика с древних времен составляла принадлежность ритуально-обрядовых торжеств. На ней основывалось восприятие многочисленных выразительных средств. Сегодня к проявлениям символики относятся веселые перевоплощения и олицетворения.

Искусству принадлежит важная роль во всей структуре праздника. Оно помогает удовлетворять одну из основных потребностей личности - потребность в эстетическом наслаждении.

Постоянными участниками государственных праздников является фольклорные коллективы города Перми и Пермского края, которые решают важные задачи пропаганды не только музыкально-танцевального, устного, но и изобразительного фольклора, выражающиеся в демонстрации разнообразия народных костюмов всех действующих лиц народного веселья.

С внедрением региональных социально-культурных проектов стали учитываться особенности подготовки государственных праздников на основе корпоративной педагогики. В том, что в городе Перми кооперируют свои силы разные учреждения культуры, предприятия, общественные организации с целью продвижения идеалов взаимопонимания, терпимости, солидарности посредством пропаганды богатых исторических традиций и культурных ценностей. На этой основе государственный праздник становится «полем» сотрудничества и учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, их партнеров, своеобразной проверкой прочности их постоянных связей и в иных случаях - поводом для развития новых контактов. Государственный праздник становится своеобразным «лицом» культурной жизни города и края. И по тому, как он проходит, можно судить о внимательном отношении к традициям или об их игнорировании, об установке на помпезность или на эстетизацию повседневности, о хорошем вкусе тех, кто его готовит.

Главная идея праздника состоит в том, чтобы ощутить истинную связь жителей города и края со своей родиной, духовной культурой своих предков, своими историческими, духовными, природными корнями.

В задачи праздника входят: во-первых - вовлечение зрителей в активное действие, добиваться того, чтобы они стали активными участниками праздника; во-вторых - стимулирование интереса к народным ремеслам, фольклорному творчеству современных мастеров; в-третьих - создание возможности праздничного отдыха и развлечения.

Поэтому при педагогическом регулировании социально-культурным проектированием праздника необходимо соблюсти принцип общности всех участников в основных элементах (целеполагании, содержании, восприятии выразительных средств) и, с другой стороны, принцип обязательной непохожести их друг на друга: каждый должен иметь свои неповторимые, только ему присущие формы поведения, свой «облик» и свой словесный и музыкальный текст.

Система обрядов и ритуалов в праздниках постепенно складывалась на основе событий и истории, и каждый ее элемент может о чем-то напоминать существенном, неся социально-культурный смысл, и каждый символ - свободно «читаться» и пониматься каждым участником праздника. Это возможно только в том случае, если каждому в той или иной степени уделяется педагогическое влияние.

Выяснилось, что решающее воздействие на процесс оптимизации педагогического регулирования социально-культурным проектированием оказывает система взаимодействия всех структур региона.

Следовательно, педагогическое регулирование - это высокопрофессиональная, гуманная педагогическая деятельность, направленная на воспитание, образование и всестороннюю поддержку личности. Общими признаками педагогического регулирования социально-культурного проектирования являются: непрерывность, целостность, гуманистическая направленность. Цели педагогического регулирования: во-первых - непосредственные: реализация образовательных, развивающих, творческих задач, развитие способности к открытому, доброжелательному общению, создание условий для формирования культурного опыта; во-вторых - опосредованные: подготовка основы для формирования профессиональной компетентности, подготовка к дальнейшей позитивной социализации формирование мировоззренческой базы для развития сознания молодежи.

Следовательно, сценарно-режиссерские основы повышают эффективность воздействия учреждений культуры, содействуя, прежде всего, в финансовых вопросах. Реализация социально-культурных проектов только в рамках материально-технического обеспечения не эффективна. Необходима координация сценарно-режиссерских основ педагогической регуляции деятельности учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей, которые активно применяют педагогические модели регулирования социально-культурного проектирования личности. Все это можно определить понятием эффективности реализации инновационной деятельности через социально-культурное проектирование.

Деятельность по социально-культурному проектированию в рамках Пермского государственного института искусства и культуры показало эффективность методологических семинаров специалистов учреждений культуры и педагогов-исследователей.

Региональное социально-культурное проектирование опиралось на деятельность по сохранению и возрождению традиционной народной культуры региона, с помощью применения инновационных технологий в учреждениях культуры.

Проведенное нами исследование показывает, что организуя постановку культурно-досуговых программ скорее интуитивно, чем следуя предопределенным правилам, педагоги часто не осознают, как и почему они делают что-либо, используя то, что артисты называют «тайными источниками вдохновения», род творческой активности, который не поддается словесному выражению. Подобная организация выработки специфических навыков требует от организатора-педагога знания основ конкретного вида искусства, например, классического театрального мастерства (как режиссуры, так и актерского мастерства).

Специфика совершенствования сценарно-режиссерских основ педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у мо-

лодежи в учреждениях культуры состоит в интеграции выражаемых мыслей и чувств, благодаря которой возможно усилить спонтанность и самовыражение личности. При этом самовыражение для автора исследования было большее, чем просто эффективное высвобождение, оно включает в себя и сообщения о восприятии внутреннего и внешнего мира, представлениях о себе и об объектах, о ценностях молодого человека. А сама интеграция включала в себя восстановление порядка во внутреннем эмоциональном хаосе, обучение новым адаптационным стратегиям, проработку межличностных отношений или превращение неясных чувств в определенные.

В ходе исследования было выявлено, что совершенствование драматургии культурно-досуговых программ зависит от осознания своих чувств, мыслей, действий. Значит, связь между эффективным и сознательным необходима, чтобы интегрировать педагогическое воздействие на творческий процесс.

Использование педагогики как неотъемлемой составляющей культурно-досуговой программы позволяет в ходе воздействия раздвинуть границы просмотренной программы за пределы авторского замысла. Этот процесс закономерен, так как проявление фантазии и воображения во время педагогического воздействия повышает эффективность восприятия молодежной аудиторией.

Расширение границ культурно-досуговых программ активно содействует самоактуализации и духовному преобразованию личности, её внутреннему росту, и способствует воспитанию ценностных представлений молодежи. Такие возможности повышают эффективность использования в учреждениях культуры механизма педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.

На основе анализа сценарно-режиссерских основ педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры города Перми и Пермского края автор выявил эффективность сценарно-режиссерских основ педагогической регуляции как творческого процесса, в основе которого лежат методы, формы и средства педагогики.

При этом содержание педагогической регуляции определяется ведущим целеполаганием, которое должно гармонизироваться с личным мотивом - целью приобщения молодежи к выбору ценностных предпочтений и отвечает их потребностям, интересам и психологическим установкам.



148

© 2010-2022