Коллективная деятельность в жизни ребенка школьного возраста

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КУДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Методическая разработка

на тему: Коллективная деятельность в жизни ребенка школьного возраста






Выполнила:

Педагог - организатор

Крапивина Н.В.


2015г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Глава I. Характеристика детского коллектива как педагогической

системы деятельности в свободное время………………………….……8

  1. Цели и принципы деятельности детского коллектива.……8

  2. Классификация видов и направлений деятельности

детских коллективов сегодня……………………………………...15

Глава II. Осуществление воспитательного процесса в

в театральном коллективе «Шалуны» Кудинской школы, Иркутского района ……………………………………………..……………………………….19

2.1. Цели, задачи и направления деятельности……………….….20

2.2. Характеристика процесса воспитания в ходе коллективной творческой деятельности (методы, формы, результаты)…………........29

Глава III. Анализ результатов программы «Кудесник» по воспитанию творческой личности. Программа «Кудесник»……………………………33

Заключение…………………………………………………………….….43

Список литературы…………………………………………………….…44

Приложение №1…………………………………………………………..46




Введение



Актуальность проблемы.

Общество создает социокультурную среду, в которой происходит формирование подрастающего поколения. Поэтому на личность ребенка неизбежно проецируются все плюсы и минусы сегодняшней жизни.

Необходимость изучения явлений, связанных с проблемой влияния среды на духовное, физическое развитие и выживания человека в период сложных общественных потрясений, определила актуальность выбранной темы.

Она заключается в том, что нравственное здоровье общества на рубеже тысячелетий находится в прямой зависимости от состояния социально- культурной среды, так как именно в ней репродуцируются главные жизненные ценности, происходит процесс развития личности ребенка.

С целью создания оптимальных условий для личностного развития, необходимо изучать явления, связанные с проблемой влияния среды на формирование человека. Сегодняшним 7-11-летним детям придется стать главной социальной силой в 20-50-е годы нового тысячелетия. Поэтому необходимо выявить пути оптимизации развития личности ребенка в условиях социально-культурной среды.

Сегодня не только Россия, но и мир в целом переживают кризис. Многие ученые, политики, деятели культуры говорят о том, что ХХI век может просто не состояться, если приоритетами его не станут гуманизация и гармонизация, как личности, так и социума.

Педагог - организатор - это педагог занимающийся воспитанием и развитием гармонической личности. А в детском возрасте личность формируется под решающим воздействием воспитания. Оно осуществляется социальными институтами: семьей, школой, учреждениями культуры.

Если ребенка поддерживают, подбадривают - он учится верить в себя. Если ребенка хвалят - он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности - он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности - он учится верить в людей.

Тема данной работы отражает актуальные вопросы организации детских творческих коллективов в сельской школе, которые работают по единой программе «Развития воспитательной компоненты» Школа человека Культуры». МОУ ИРМО Кудинская СОШ» и программе «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования» (1-4 класс). МОУ ИРМО Кудинская СОШ» Хомутовского сельского округа Иркутского района Иркутской области.

В результате внеурочной работы и дополнительного образования в школе мы можем объективно смотреть и оценивать их деятельность, проследить какой педагогический стиль общения активизируется у детей, а что тормозит и снижает работоспособность. Ведь дети - это хрупкий инструмент в руках педагога и поэтому нужно обратить внимание на творческое развитие детей именно младшего школьного возраста, о проведении их досуга в свободное от учебы время.

Любой коллектив и коллективная деятельность в жизни ребенка играют огромную роль в индивидуальном развитии личности, его общении с окружающим миром. Поэтому проблема воспитания, развития личности в настоящее время приобретает, как никогда, большую остроту и важность.

Данная методическая разработка посвящена проблеме совершенствования, оптимизации общения ребенка и руководителя в сфере досуга, как фактора социализации личности в коллективах социокультурной деятельности. Государственные учреждения, давно существующие и имеющие традиции, богатый опыт работы, в новых условиях все же требуют изменения в содержании и формах своей деятельности.

Степень научной разработанности.

В данной работе мы использовали теоретические положения отечественных и зарубежных исследователей в области психологии, социально-культурной деятельности в формировании личности, о значении социально-культурных аспектов в жизнедеятельности ребенка.

Использован опыт комплексного изучения проблемы личности ребенка и ее взаимосвязи с социально-культурной средой. Р. Бернес определял личность как социальное обусловленное «Я концепции» и воспитания. Различные аспекты изучения личности были выделены в работах по психологии научными деятелями Асмоловым А.Г., Адбулькановой-Славской К.А., Аркиной Е.А., Берштейном М.С., Бодалевым А.А., Фельдштейном Д.И.

Исследованиями М.М. Сеченова и К.Д. Ушинского доказано, что движущей силой нервно-психологического и нравственного развития личности является воспитание в широком смысле слова и активное взаимодействие человеческого организма с окружающим миром.

Важное значение имеют работы культурологов, специалистов в области социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, самодеятельного творчества, затрагивающие проблемы общения в сфере досуга, досуговых объединений, и выделяющие умение общаться, строить отношения между людьми, как одного из элементов профессионального мастерства А.Д. Жаркова, О.И. Фроловой, А.Ф. Воловик, Г.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковой.

Широко раскрыли тему о значении детских клубов Ю.А. Стрельцов, Е. Владимиров, М. Юродский, И.З. Гликман, О. Недумова.

Анализ литературы показывает, что целый ряд проблем, связанных с развитием личности ребенка в условиях социокультурной среды и их взаимосвязь со школьными учреждениями в современной России остается не изученным.

Объектом исследования является детский коллектив как педагогическая система.

Предметом исследования выступает направленный на ребенка воспитательный процесс, осуществляемый в ходе творческой, общественно-полезной и общественно-целесообразной деятельности детского коллектива.

Цель исследования: создание педагогической модели по оптимизации процесса воспитания личности ребенка в условиях детского коллектива.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • выявить место и роль социокультурной среды в развитии личности ребенка;

  • установить педагогические возможности социокультурной среды в развитии личности ребенка;

  • разработать и апробировать педагогические технологии взаимодействия социально-образовательных и социально-культурных учреждений, обеспечивающих эффективное развитие личности ребенка.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что развитие личности ребенка в условиях социально-культурной среды эффективно, когда:

  • учитывается конкретно-историческая, социально-культурная, социально-образовательная ситуации, в которых происходит развитие личности ребенка;

  • осуществляется индивидуальное психологическое и психофизическое развитие личности ребенка;

  • осуществляется целенаправленная взаимосвязь всех социально-образовательных и социально-культурных институтов в развитии личности ребенка.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы и рекомендации могут быть внедрены в организацию работы театрального коллектива МОУ ИРМО Кудинской школы Хомутовского муниципального образования Иркутского района, создавая в нем благоприятные условия для развития личности ребенка младшего школьного возраста.

Методологическое обоснование исследования. В основу исследования легли теоретические труды великих педагогов Л.С. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и их идеи о значении коллективной общественно-полезной деятельности в ходе воспитания личности; о роли общественного мнения в процессе воспитания; о необходимости соблюдения принципа свободосообразности воспитательного процесса и другие.1

Базой исследования стали - театральное объединение МОУ ИРМО Кудинской школы Хомутовского муниципального образования Иркутского района.





Глава I. Характеристика детского коллектива как педагогической системы деятельности в свободное время.

  1. Цели и принципы деятельности детского коллектива

Детский коллектив - это особое социальное явление, исторически обусловленное степенью развития общества. Задачи общества по отношению к детскому коллективу, его воспитательные цели определяются характером общественных отношений и местом детей, занимаемым в системе этих отношений.

Свободное время ребенка сегодня преимущественно понимается как деятельность, организуемая с детьми во внеурочное время для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге (праздники, вечера, концерты, спектакли, дискотеки, похода и т.д.).

Внеурочная работа дополнительное образование имеет четко выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность в организации различных творческих коллективов, клубных формирований и досуговой деятельности, которые занимаются с детьми и подростками в свободное от учебы время. Это хорошая возможность для организации межличностных отношений в любом творческом коллективе между собой, между детьми и руководителем, между другими группами в коллективах. В процессе работы детских коллективов можно обеспечить развитие общекультурных интересов детей, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Современная творческая деятельность в Иркутском районе осуществляет свою работу в сложнейших социально-экономических условиях, в условиях кризиса в политике, социальной сфере и общественном сознании. В этих условиях борьбы за свое собственное существование, досуговая деятельность, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в которой создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Современная досуговая деятельность в творческих коллективах имеет возможность моделировать и проектировать свое развитие в зависимости от собственной специфики.

Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель. Исходя из сформированных идей и принципов, цель воспитательной системы досуговой деятельности - это личность, способная строить жизнь, достойную человека. Специалистами социокультурной деятельности Иркутского района ставятся воспитательные цели - формирование гражданского, правового, нравственного, эстетического, экологического сознания личности в деятельности детских коллективов.

Можно сказать, что все принципы воспитания в этих коллективах тесно связаны между собой и отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовать. Эффективность воспитательной деятельности возрастает, если к воспитанию подходить как к комплексному процессу, ведь это и позволяет формировать личность в целом.

А.С. Макаренко писал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается…».2

Основными направлениями и принципами в работе внеурочной деятельности в детских коллективах Иркутского района являются:

- воспитание любви к родной школе, отчему краю, к формированию самосознания, ответственности за судьбу Родины;

  • развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности и индивидуальности;

  • формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одного из главных жизненных ценностей;

  • стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическому, этическому и культурному критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и умение видеть прекрасное;

  • формирование самосознания, становление активной жизненной позиции;

  • формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

На фоне духовного кризиса, постигшего наше общество, особую остроту приобретает проблема воспитания, эстетической культуры подрастающего поколения. Важным звеном является досуговая деятельность в творческих коллективах, которая способствует решению жизненно важных проблем, организации досуга, формированию коммуникативных навыков, выбору жизненных ценностей. Опыт последних лет показал, что эффективной формой работы является внеурочная деятельность и дополнительное образование, в основе которой лежат интересы детей.

Детский коллектив характеризуется совокупностью признаков, как общих для любого коллектива, так и специфических, определяющих его особенности.

С психологической точки зрения он представляет собой общественный организм, в системе которого формируются связи развивающихся индивидов, идет психическое развитие ребенка, становление его как личности. В детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися. Именно этим обусловлено особое значение здесь, воспитательных функций.

Общество, относясь к детскому коллективу как к своему будущему, затрачивает значительные силы и средства на организацию системы воспитания, обеспечивает не только передачу существующего опыта всех отношений в форме, адекватной для различных этапов развития ребенка, но и подготавливает подрастающее поколение к новому, более высокому уровню общественных отношений.

Главной отличительной особенностью детского коллектива является направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, построении их отношений. При этом детский коллектив составляет условие и инструмент осуществления воспитательной функции. Будучи условием, наиболее активного и целенаправленного воздействия общества на личность детский коллектив сам выполняет воспитательные функции по отношению к членам коллектива. Эти функции детского коллектива, поэтому и определяются целевыми установками, задачами, которые ставит по отношению к нему общество. В качестве основной задачи выступает воспитание личности и формирование социальной направленности отношений в детских коллективах. В современных общественных отношениях детский коллектив занимает своеобразное место. Дети объективно не участвуют непосредственно в производстве, однако социальная функция детства состоит в том, что оно представляет фундамент развития производственной силы. 3

Поэтому одна из важнейших воспитательных задач общества - это подготовка подрастающего поколения как производительной силы общества, что предполагает формирование у детей как современного научно-теоретического мышления, основных форм человеческого сознания, основных видов и средств общения, так и готовности к общественному труду, развитие способности к выполнению любой социально необходимой формы деятельности, творческой активности.

Именно тем, что детский коллектив представляет собой особое явление в системе общества как его будущая производительная сила, определяется специфический характер воспитательных задач общества по отношению к этому коллективу. Общество по отношению к детскому коллективу несет обязанности по содержанию и воспитанию, что обуславливается потребностью воспроизводства общества как такового, всех его отношений. С позиции же детского коллектива общество представляет собой прообраз будущей деятельности.

Своеобразие детского коллектива состоит в том, что в нем в концентрированном виде выражены основные общественные отношения. Таким образом, специально организуемое взрослыми объединение детей - детский коллектив - позволяет моделировать характер всеобщих отношений, присущих обществу. И реальная практика этих отношений внутри детского коллектива имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Детский коллектив - та специфическая социальная среда и те условия, в которых не только формируются, но и развертываются, качественно изменяются все отношения детей.

В правильном построении, в организации этих отношений заключается задача воспитания. Причем особая пластичность субъекта обеспечивает активное воздействие коллектива на него. Именно коллектив создает возможности наиболее целенаправленного формирования устойчивых нравственных качеств личности ребенка путем присвоения им норм общественной жизни, деятельности.

Дальнейший поиск путей формирования отношений в детском коллективе и определение психологических возможностей его воспитательного влияния являются важнейшей задачей.

Придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, общественно полезной значимости позволяет формировать отношения детей не только внутри возрастных групп, но и связывать, строить их на единой основе. И особое значение в этом имеет общественно полезная трудовая деятельность. В процессе этой деятельности формируются необходимые отношения детей к труду взрослых, что превращает трудовую деятельность детей в определяющий фактор становления личности.

Ребенок, подросток, юноша участвуют в трудовой деятельности, носящей общественно выраженный характер и оцениваемой обществом, ощущает себя членом общества. Общественно полезная деятельность создает условия для формирования в детском коллективе наиболее характерных развернутых общественных отношений, рождает сложную сетку связей взаимозависимости, ответственности членов этого коллектива друг перед другом. Общественно значимая цель деятельности оказывает решающее влияние на формирование сферы личности ребенка, определяя психологическую ситуацию, способствующую возникновению потребности активного участия в решении задач, поставленных обществом. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимость проявления самостоятельности в организации и осуществлении общественно-полезной деятельности, обеспечивает условия для развития подлинной самодеятельности. Максимальное же развитие самодеятельности детей является определяющим признаком сформированного детского коллектива.

Во всех этих объединениях ребенок вступает в определенные отношения с другими детьми и с взрослыми, занимает известное положение, находится в системе определенных требований, формирующих его личность.

Педагогическая задача заключается в том, чтобы продумать организацию этих отношений, их взаимосвязь, выявить условия, обеспечивающие активную роль личности и в контактном, и в общешкольном коллективе. Естественно, такая задача требует специальной теоретической и экспериментальной работы.

Данные, полученные в ходе проведенных Фельдштейном Д.И. исследований, показывают, что одновременное участие детей в общественно-полезном труде, постоянных и временных коллективных объединениях, составляющих в целом единый многоплановый коллектив, придает личностным интересам школьников новую дополнительную ценность, ориентируя их на решение общественно-значимых задач.4

Являясь членом многопланового детского коллектива, каждый ребенок должен реально участвовать в выборе целей коллективной деятельности, в их практическом осуществлении, обсуждении результатов их общественного значения. При этом воспитательное воздействие детского коллектива на личность определяется не давлением, вынуждающим ребенка подчиняться определенным жестким требованиям, а побуждением детей к всестороннему раскрытию их творческой активности, самостоятельности. Создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, для развития индивидуальности каждого ребенка обеспечивает раскрытие богатства нравственной сферы личности, формирование ее морально-волевых качеств.

Важнейшим качеством личности человека является коллективизм. Развитый коллективизм выражается в сплоченности и взаимной помощи, основанной на общности интересов и целей деятельности, проявляясь в трудовой общественной активности личности, товариществе и ответственности, сознательной солидарности человека с обществом. 5

Рассматривая коллективизм как интегральное качество личности человека, мы полагаем, что главным в этом качестве является общественный потенциал человека. Его самооценка в обществе, общественная ориентация в деятельности и, что особенно важно, отношение к другому человеку, как цели, а не средству деятельности.

В психологии показано, что порой сформировать правильное отношение ребенка к общему делу легче, чем выработать правильные отношения между детьми в этом общем деле. Поэтому особенно важно определить способы формирования развитого детского коллектива, создающего необходимые условия для раскрытия нравственной, интеллектуальной и эмоциональной сферы личности каждого его члена.

Изучение психологической структуры детского коллектива позволило нам определить основные условия его воздействия на личность растущего человека.

Среди этих условий можно выделить следующие моменты:

  1. непременное включение детей, особенно подростков, в специально «организованную скользящую сеть» различных коллективов (учебных, трудовых, сезонных, временных, одно и разновозрастного типа, многочисленных и малочисленных) с учетом многогранного проявления способностей каждого ребенка, определения его места в каждом из коллективных объединений;

  2. обеспечение контролируемой сети этих коллективных объединений с таким расчетом, чтобы содержательная сторона их деятельности, объем, и степень ее общественной направленности находились в определенной взаимообусловленности, при подчинении общественно значимых целей их деятельности решению общей задачи всего многопланового коллектива;

  3. непрерывное включение малых объединений в большие (одновозрастных в разновозрастные), что приводит к сложному переплетению взаимозависимостей, выводя подростка за рамки своего конкретного, «нашего» коллектива, не позволяя ему замкнуться только в кругу близких товарищей;

  4. обеспечение организации и корректировки таких коллективных связей каждого подростка и старшеклассника, при которых он несет личную ответственность и приобретает значимый авторитет в нескольких объединениях;

Формирование нравственной сферы личности как единства сознания, чувств и привычек поведения наиболее успешно осуществляется в такой системе воспитания, где, с одной стороны, сочетается нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, с другой - с этой деятельности специально проектируются, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с коллективом, обществом.


  1. Классификация видов и направлений деятельности детских коллективов сегодня

Идея создания объединений-клубов для детей витала в воздухе уже давно. Появление первых клубов в России относится к началу XX века. Понимание сложности социальной действительности, проблем в воспитании детей в России, как одно направление научного поиска, было начертано еще в 20-е годы. Теоретики того времени В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий обращали серьезное внимание на взаимодействие школы со средой, личности со всеми влияющими на нее социальными факторами, рассматривали сущность воспитания как содержательную своеобразную связь между социумом и человеком.

Первые детские клубы-объединения создавались С.Т. Шацким в Москве по принципу товарищества. Собираясь по вечерам, дети сами организовывали игры, праздники, устраивали катки, площадки для игр. С.Т. Шацкий считал, что детские клубы-объединения должны стать серьезными интересами, а там, где нет настоящей деятельности, клубы угасают.

В этой связи С.Т. Шацкий приходит к выводу о необходимости развивать в клубах-объединениях интересы детей. Дети очень общительны, они легко знакомятся друг с другом, поэтому «товарищеский принцип» в организации клуба должен уступать более значимому принципу - развитию интереса.

В современное время потребность такого рода объединения возросла, несмотря на новые возможности, связанные с развитием Интернета, где можно «поболтать» с анонимным собеседником, но в этом нет самого ценного для любого подростка - живого непосредственного общения.

Входя в разнообразные объединения детей, ребенок испытывает своеобразное влияние каждой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие. Это контактное объединение, которое А.С. Макаренко очень точно назвал основным путем прикосновения к личности, представляет собой такую ячейку коллективных отношений, которую характеризуют наиболее конкретная форма и характер взаимосвязи его членов.

Психологическая суть подростковой клубной деятельности в том, что ее мотивом является польза общества, отвечая потребности ребенка в самовыражении себя как личности, творчески относящейся к общему делу. При этом польза здесь понимается не узкоулитарно, не как отношение простого использования, а как забота о других людях (когда другой человек не средство, а цель) сознательное стремление принести благо другим людям. Однако это не самоотречение, а утверждение своей социальной сущности, развертывание социальной активности.

Речь идет о формировании личной ответственности подростка как формы проявления общественной сущности, осознания единственно возможного пути приобщения себя к обществу, как его реального члена, как степень сформированной ответственности отношения к общему делу.

Таким образом, ребенок не просто требует социального признания нового уровня своего «Я», своего социального развития в обществе. Он непрерывно становится участником общественной деятельности в усвоении норм человеческих взаимоотношений и в этом социально признаваемая, и одобряемая деятельность подростка составляет кульминационный пункт развития, поднимая на новый уровень самодеятельность развивающейся личности. Отсюда остро встает вопрос об управлении этим психолого-педагогическим явлением. И важнейший момент такого целенаправленного управления - специальная организация внешне задаваемой деятельности по усвоению норм взаимоотношений, служащая формированию общественно значимых мотивов деятельности ребенка с раннего детства.

Опыт показывает, что жизнеспособность любого детского клуба, творческого объединения почти никогда не определяется темой или какой-нибудь сверхзадачей. Клубы, творческие объединения всегда жили, и будут жить, прежде всего, благодаря своей особой атмосфере, которая позволяет свободно высказаться, услышать что-то интересное. Вдруг наткнуться на проблему и попробовать ее решить, просто получить удовольствие от общения, которое в итоге оказывается для них вовсе не бесполезным: и знаний новых прибавилось, и о чем-то неизвестном услышали, и приобрели опыт ведения дискуссий и многое, многое другое, не менее важное для современного человека.

Мы заинтересованы в такой организации досуга, которая не подавляет и не нарушает права детей на собственный выбор тех или иных дел, но в то же время обеспечивает накопление ими важного жизненного опыта, полезных знаний, впечатлений, убеждений и привычек. Продуманная организация свободных занятий учащихся позволяет существенно повысить их общественную активность.

Налаживание, объединение, стимулирование, гармонизация, нравственная направленность этой деятельности облегчаются при создании различных подростковых клубов или творческих объединений. Однако его возможности реализуются лишь при соблюдении ряда условий.

1. Творческое объединение занимается налаживанием совместного досуга детей в форме вечеров, кружковых занятий и т.п. Он несет ответственность за эту область деятельности и пользуется доверием со стороны занимающихся в этом клубе.

2. Творческое объединение обладает четкой структурой. Целесообразно ввести «официальное» членство, организационно выделить клубный актив и самой градацией категории членства стимулировать общественную активность его участников.

3. Одним из важнейших условий повышения общественной активности участников творческого объединения является реальное, полное их самоуправление. Собрания участников творческого объединения, отчетно-выборные конференции, правление и другие органы творческих объединений должны иметь возможность вполне самостоятельно и ответственно принимать решения, связанные с организацией досуга подростков.

4. Во внеурочном и дополнительном образовании используется целая система мер и средств, обеспечивающих активизацию общественной деятельности всех школьников. Необходимость, задачи, пути и формы активной деятельности излагаются в уставе, знакомство с которым обязательно при вступлении в любое творческое объединение. Участники объединения проходят регулярную переаттестацию, влияющую на категорию их членства. После каждого проведенного мероприятия, либо какой-то постановки проводится стандартизированный опрос, выявление мнения детей о проведенном, что позволяет нам сознательно влиять на работу творческого объединения.

Руководители кружков и творческих объединений являются вдохновителями его деятельности, в результате которой происходит процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности.

В культурно-воспитательной деятельности с детьми мы выделяем четыре основные направления:

  • познавательная деятельность;

  • воспитательная деятельность;

  • творческая деятельность;

  • креативная деятельность.

Таким образом, правильно организованный коллективный труд позволяет компенсировать серьезные упущения современных общеобразовательных учреждений, которые заметно ослабили работу в различных творческих формированиях. А некоторые, если и берутся за эту деятельность, то делают это не профессионально и забывают о том, что перед ним стоит не просто ребенок, а личность, которая требует профессионального подхода к любому выбранному делу. Поэтому, как выше было сказано, досуговую деятельность должен вести эрудированный руководитель, профессионал, любящий и знающий свое дело, при котором досугово - воспитательная деятельность становится социализированной, приближенной к интересам и запросам конкретной личности.




Глава II. Осуществление воспитательного процесса в детском творческом объединении Иркутского района - в театральном коллективе «Шалуны» МОУ ИРМО «Кудинской школы»

2.1. Цели, задачи и направления деятельности

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в дополнительном образовании Иркутского района. Внеурочная работа и дополнительное образование района являются учреждениями, которые способствуют саморазвитию и самореализации участников кружковой деятельности, обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества и позволяют сохранять душевное равновесие, чувство собственного достоинства, трудовую активность, быть полноценным членом общества.

Внеурочная деятельность Иркутского района - основа реализации социальных функций всех воспитательных институтов. Это школы, Дома культуры, музыкальные школы и мн.др. . Поэтому постоянная работа по качественному улучшению содержания и формы этой деятельности призвана обеспечить её соответствие динамично развивающимся духовным потребностям людей, повышение полноты и оперативности удовлетворения досуговых запросов детей, молодежи, взрослых. Все это, так или иначе, скажется на повышении социального престижа образовательных и культурно-досуговых учреждений. «Программа развития воспитательной компоненты» Школа человека Культуры». МОУ ИРМО Кудинская СОШ» и «Программа» Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования» ( 1-4 класс). МОУ ИРМО Кудинская СОШ» включает в себя сложно организованную систему видов профессиональной деятельности, главная задача которой - обеспечить максимальное удовлетворение возрастающих потребностей детей в социальной защите, здоровом отдыхе и разумном досуге, развитие их потребностей и интересов.

МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» обучает 540 человек детей, из них старшеклассников - 280 человек, младших классов - 260.

В 2014 году в МОУ ИРМО «Кудинской СОШ» было проведено социологическое исследование и опрошено 100 человек детей младшего школьного возраста, из них 40% мальчиков и 60% девочек в возрасте от 7 до 12 лет.

Коллективная деятельность в жизни ребенка школьного возраста

Рисунок 1. Соотношение респондентов по полу.


Таблица № 1

Возрастное распределение респондентов


п/п

Возраст

Классы

Кол-во человек

В том числе девочек

В том числе мальчиков

1.

7-8 лет

1-2

35

20

15

2.

9-10 лет

3-4

30

20

10

3.

11-12 лет

5

35

20

15

Состав опрошенных респондентов по половому признаку детей следующий:

1. девочек - 60 человек

2. мальчиков - 40 человек

из них: в возрасте 7-8 лет - 35 человек

  1. девочек - 20

  2. мальчиков - 15

в возрасте 9-10 лет - 30 человек

  1. девочек - 20

  2. мальчиков - 10

в возрасте 1-12 лет - 35 человек

  1. девочек - 20

  2. мальчиков - 15


Диаграмма посещаемости мероприятий в 2014 г. Коллективная деятельность в жизни ребенка школьного возраста


Первой задачей было:

1. Изучить потребности и интересы детей в сфере свободного времени и досуга.

На вопросы:

С кем бы ты поделился своими удачами и неудачами?

а) мамой 42%

б) папой 15%

в) бабушкой 12%

И другие

г) классным руководителем 8%

д) другом 11%

е) подружкой 12%

2. Какие коллективы ты посещаешь в нашей школе?

И какие бы хотел посещать - (допиши)

а) Театральный 18%

б) Умелые руки 12%

в) Экологический 10%

г) Вокальный 15%

д) Спортивный 15%

и другие е) Цирковой 10%

ж) Хореогрфический 10%

з) Туристический 10%

3. Что больше всего запомнилось тебе за прошедший год их проводимых мероприятий?

а) Участие в постановке спектаклей 10,2%

б) Театральные игровые программы 22,1%

в) Вечера отдыха для детей 15%

г) Праздничные концерты 13,7%

И другие 0%

4. Ваши любимые занятия

а) Смотреть телевизор 20%

б) Читать 10%

в) Рисовать 15%

г) Заниматься спортом 15%

И другое 0%

д) Играть на компьютере 30%

е) Играть на улице 10%

Второй задачей было определить другие формы работы внеурочной и дополнительной деятельности, пользующиеся большой популярностью среди детей младшего школьного возраста.

На вопросы:

5. Хотел бы ты, чтобы кроме репетиций и занятий в вашем коллективе проходили бы другие мероприятия?

а) Игровые программы 10%

б) Чаепития 20%

в) Поездка в театр, кино, цирки 20%

г) Воробьиная дискотека 35%

д) Занятие в игровой комнате 15%

И другое 0%

6. Чем бы ты хотел заниматься в игровой комнате?

а) Разгадывать головоломки 10%

б) Разгадывать кроссворды 10,2%

в) Играть в шахматы 8,8%

г) Играть конструктором 21%

д) Играть в теннис 25%

е) Играть в детское домино 12%

ж) Играть в детское лото 13%

И другие - 0%

7. Какие бы вечера и мероприятия хотел ты посещать?

а) Осенние ярмарки 25%

б) КВН 10%

в) Поле чудес 12%

г) Угадай мелодию 15%

д) Викторины 8%

е) Клуб выходного дня 15%

ж) Новогодний бал для детей 15%

И другие - 0%

Третьей задачей было: Выявить активность детей в досуге.

На вопросы:

8. Как часто ты посещаешь наш Дом культуры?

а) 1 раз в неделю 35%

б) 2 раза в неделю 30%

в) 1 раз в месяц 25%

г) 2 раза в месяц 10%

И другое -0%

9. Что тебе мешает чаще приходить в наш Дом культуры?

а) Нагрузка в школе 50%

б) Не разрешают родители 40%

в) Твое нежелание 10%

И другое 0%

10. Ваша оценка работы творческих коллективов в школе.

Удовлетворительная - 100%

Неудовлетворительная.

Данное исследование показало, что нам, руководителям дополнительной и внеурочной деятельности образовательных учреждений и работникам Дома культуры, нужно больше уделять внимание интересам и потребностям детей младшего школьного возраста.

Особенно уделить внимание на такие вопросы:

Какие коллективы ты посещаешь?

В этом вопросе были предложены новые предложения. По организации творческих коллективов. Например: 1. Цирковой 10%

2. Хореогрфический 10%

3. Туристический 10%

Выводы:

Исследование показало, что на базе Кудинской школы нам необходимо организовать новые творческие объединения.

На вопрос, какие бы ты хотел посещать мероприятия, нам нужно уделить внимание на такие советы, где в процентном отношении участвовало очень мало ребят.

Например:

Викторины 8%

Поле чудес 12%

Эти формы работы больше требуют от ребят:

  1. Развития мышления

  2. Эрудированности

  3. Индивидуализма

И мы должны больше работать именно в этом направлении. «В изучении личностных качеств, что помогут повысить уровень коммуникабельности, общественной активности, самообразованности, с которыми участники пока не в состоянии справится. А с нашей помощью могут повысить интеллектуальный уровень и отвлечься от уличного беспредела.

Также наша анкета подтвердила, что многие ребята с удовольствием приходят к нам и любят заниматься своим любимым делом.

  1. Театральный 18%

  2. Вокальный 15%

  3. Спортивный 15%

Таким образом, можно сказать, что внеурочная жизнь и дополнительные занятия в творческих объединениях нашей школы объединяют ребят, помогают им попробовать себя в самых различных ролях, найти новые объекты удовлетворения духовных потребностей.

Большой процент набрала у ребят такая форма работы, как «Воробьиная дискотека» 35%. Эта форма, которая не заставляет ребят думать, созерцать, что-то рождать. И потому наряду с такой формой мы должны уделять внимание повышению познавательной и креативной направленности занятий с выдвижением на первый план занятий, связанных с развитием личностных потенциалов каждого участника.

В практическом отношении результаты исследований показали, что общение в сфере досуга с детьми их грамотной педагогической организации руководитель должен иметь огромный потенциал знаний, того дела, чем непосредственно, он занимается. Применение комплексного подхода в процессе досуrовой деятельности, который приводит не только к значительным позитивным изменениям в развитии личности, но и способствуют активизации творческого, духовного и нравственного развития ребенка.





Модель формирующейся личности в творческих объединениях МОУ ИРМО «Кудинской СОШ» Цель и задачи воспитания в связи с заданными качествами и направлениями развития личности

Эстетическое и культурное развитие

Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим, культурным критериям, воспитать чувства сферы, чуткости и видения прекрасного

Патриотизм, гражданственность

От воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины

Интеллектуальное развитие

Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей




Коллективная деятельность в жизни ребенка школьного возрастаКоллективная деятельность в жизни ребенка школьного возрастаКоллективная деятельность в жизни ребенка школьного возраста


Саморазвитие

Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире

Нравственность, духовность как основа личности

Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей

Ребенок

Цель: Личность, способная строить жизнь, достойную человека

Коллективная деятельность в жизни ребенка школьного возрастаКоллективная деятельность в жизни ребенка школьного возраста


Коллективная деятельность в жизни ребенка школьного возрастаКоллективная деятельность в жизни ребенка школьного возраста



Здоровье

Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей

Креативность, «творческость»

Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности






2.2. Характеристика процесса воспитания в ходе коллективной творческой деятельности (методы, формы, результаты)

Детский коллектив характеризуется совокупностью признаков как общих для любого коллектива, так и специфических, определяющих его особенности.

С психологической точки зрения он представляет собой общественный организм, в системе которого формируются связи развивающихся индивидов, идет психическое развитие ребенка, становление его как личности. В детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися. Именно этим обусловлено особое значение здесь воспитательных функций. Для того чтобы понять роль коллектива художественной самодеятельности, характер его взаимодействия с трудовыми и учебными коллективами, необходимо, прежде всего, выяснить его сущность.

Знание понятие коллектива художественной самодеятельности так же важно и для того, чтобы правильно планировать его работу, повышать его эффективность в воспитании и развитии участников и зрителей разрабатывать педагогические и художественные принципы организации и управления его деятельности.

Педагогическая значимость межличностных контактов, прежде всего, связана с воспитанием личности ребенка в детских коллективах МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» Иркутского района. Полная добровольность вступления в общение и досуговую деятельность, благоприятная эмоционально-психологическая обстановка, индивидуальный подход - таковы непременные условия функционирования творческого коллектива, ориентированного на личностный рост каждого участника детского творческого объединения. Отношение к совместной деятельности, отношение к будущей профессии, степень проявления интереса и самооценка, социальная и культурная активность.

Клубная педагогика в детских коллективах в нашей школе вплотную подошла к развитию личности, как к системе ее особенного самоосуществления во взаимодействии с другой личностью - другом, воспитателем, педагогом.

Театральная деятельность в детском театральном объединении «Шалуны» - одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Идеи и образы в этом виде искусства раскрываются в действиях самого ребенка как актера непосредственно в самый момент творчества, воздействующего на зрителя. Театральный коллектив объединяет детей от 7 до 11 лет, где отводится особая роль воспитательной системы подрастающего поколения. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению проходит через игру.

Театральные действия завораживают. Дети с большим удовольствием вступают в диалог с героями, помогают им, отвечают на их вопросы, так как на вопросы героев отвечать интереснее. А главное возможность после изучения какой-то важной и интересной темы отыграть и выразить полученные знания и впечатления.

Занятия театральным искусством помогают ввести их в страну художественного воображения, снять многочисленные проблемы, связанные с адаптацией к школьным условиям. Дети обретают веру в свои силы и возможности, учатся деловому общению в процессе театрализованной деятельности. Занятия в театральном коллективе «Шалуны» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Ритмопластика, сценическое движение» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

«Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Создание спектакля, его репетиционный процесс является важнейшей формой для театрального коллектива, которая способствует овладению детьми навыками общения и коллективного творчества, учит объективному оцениванию себя, успехов и неудач друг друга.

Спектакль - его можно поставить только всем вместе, всем театром. Здесь одному не обойтись без другого и всем без каждого. Театр - искусство коллективное, и покорение театральных «восьмитысячников» возможно только тогда, когда вся жизнь коллектива, индивидуальные дарования и усилия каждого подчинены общему делу, единой цели. Только если выигрываем (одолеем, преодолеем) все вместе - обязательно выиграет (победит) каждый. Театральная деятельность - излюбленный вид занятий как для малышей, начиная с двух лет, так и для школьников и студентов. В театральных занятиях ребенок любого возраста может учиться выражать их мимикой, жестами, движением, и конечно - и это самое главное - речью. В то же время он учится понимать чувства других, отраженные в драматургических, прозаических и поэтических произведениях. Мир человеческих чувств - главный предмет театрального искусства, поэтому оно становится прекрасным и незаменимым средством развития и собственного эмоционального мира ребенка, и его способности к эмпатии, сопереживанию другим.

Предлагая ребенку ту или иную роль, можно активизировать новые личностные возможности. Так, для застенчивого, робкого ребенка сам выход на сцену перед публикой - уже подвиг, уже преодоление себя, уже шаг к большой смелости и свободе в общении. Для слишком эгоцентричного ребенка необходимость соотносить свои действия с действиями других детей - партнеров по игре - важный момент в развитии способности уважать и понимать других. Слишком активному, постоянно лидирующему ребенку полезно примерить роль послушного и внимательного, а слишком зажатому - роль героя и победителя. Каждая сыгранная роль в спектакле становится ярким событием реальной жизни ребенка и в то же время позволяет отражать его впечатления.

На выступлениях дети учатся ярко и образно рассказывать другим людям, зрителям о том, что их научили раньше, на занятиях. Таким образом, предлагаемая форма театра имеет свою образовательную специфику. Но театр должен оставаться театром, нести чудо, сохранять художественность и образность присущих ему способов выражения мысли, а не становиться просто костюмированным занятием. Спектакль - это форма закрепления и присвоения детьми полученных знаний.

В результате работы театрального коллектива за 2 года его существования:

1) Были показаны 4 спектакля, которые получили одобрение у зрителей:

  • «Золушка» по сказке Ш. Перро;

  • «12 месяцев» по сказке С.Я. Маршака;

  • спектакль «Смеянцы», в котором прозвучали любимые ребятами стихи и песни по специально разработанной руководителем театрализованной программе;

  • спектакль «Про козла» по сказке С.Я. Маршака.

2) Коллектив был награжден грамотой Управления культуры Иркутского района за актерский ансамбль и актерское мастерство в районном конкурсе кукольных и драматических коллективов «Рампы горящий свет».

3) Участники театрального коллектива «Шалуны» - постоянные победители в районных конкурсах чтецов духовной поэзии «Душа живая».

4)Старший юношеский мини-театр «Прометей» в 2014 году занял I место в районном конкурсе «Время не властно над памятью нашей».

5) Выпускница юношеского мини-театра «Диалог» закончила Академию культуры г. Улан-Удэ на режиссерском отделении и в настоящее время работает специалистом в Отделе Культуры Иркутского района.


Глава III. Анализ результатов программы «Кудесник» по воспитанию творческой личности.

Программа «Кудесник»

по воспитанию творческой личности посредством театральной игры и актерского мастерства для детей младшего школьного возраста от 7-11 лет.

Разработала программу руководитель театрального объединения «Шалуны» педагог-организатор Н.В. Крапивина

Сроки реализации:

Программа «Кудесник» рассчитана на два года обучения с декабря 2013 года по декабрь 2015 года, 288 часов в год. Режим занятий 2 раза по 2 часа в неделю и четырехчасовая репетиция.

Программа «Кудесник» - это результат теоретических, практических и методических поисков руководителя, основанная на обучение по системе К.С. Станиславского.








Цель программы:

- приобщение детей к ценностям театральной культуры.

Задачи:

  • помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития, максимальное развитие его творческих возможностей, гармонизация процессов роста;

- активизация познавательных интересов детей в сфере театра.

- выявление творческих способностей у детей по всем видам театральной деятельности;

- воспитание у детей чувства коллективизма.

Объемы и источники финансирование:

- Управление образования МОУ ИРМО Иркутского района
Координаторами реализации программы являются:

  • Управление образования МОУ ИРМО Иркутского района

Основные направления.

- «Познавай и учись» - знакомство с театральным мастерством.

- «Учись и твори» - творческое взаимодействие детей с актерским мастерством.

- «Твори и совершенствуйся» - демонстрация мастерства воспитанников на концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах, спектаклях, праздниках и т.п.

Встреча с интересными людьми.

Программа «Кудесник» включает несколько разделов:

I раздел «Театральная игра» , которая предусматривает не столько приобретением ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его

- игрового поведения

- эстетического чувства

- умение общаться со сверстниками и взрослыми.

- занятие по актерскому мастерству.


II раздел «Ритмопластика, сценическое движение» включает в себя:

- комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения призванные обеспечить: развитие двигательных способностей ребенка.

- пластической выразительности телодвижения

- постановка танца

  • снизить последствия учебной перегрузки

III раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на - развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

- правильной артикуляции

- четкой дикции

- логики речи и орфоэпии.

- постановка голоса

IV раздел «Оформление»

- музыкальное

- пошив костюмов

- работа над декорациями и т.д.

  • технические средства












Актуальность данной программы обусловлена значимостью влияния педагога, руководителя на развитие личностных и межличностных отношений младших школьников в театральном объединении "Шалуны" и ее малой разработанностью по развитию театральных коллективов на селе.

Главный метод работы отражен через: 1) театральную игру и 2) актерское мастерство. Основная функция таких игр - развитие интеллекта ребенка и его творческих способностей.

В сюжетно- ролевые игры, как правило, играют дети младшего и среднего возраста. Для младшего школьного возраста игра - это ведущий тип деятельности ребенка. Она знакома ему, близка, в состоянии игры он чувствует себя спокойно, комфортно. Кроме, того, игра необходима ему, чтобы дать выход избыточной энергии, реализовать инстинкт подражания, для тренировки навыков необходимых в реальной жизни.

"Педагогика - это режиссура" - говорил К.С. Станиславский.

А это значит, что для полноценного развития ребенка необходимо погрузить его в различные виды театральной деятельности в которую входят познания - музыки, живописи, культуры поведения, ритмики, пластики, танца, прикладного искусства и многое другое.

В данном случае прослеживается интересное высказывание психолога

А. Мослоу: «Обучение через искусство - это способ терапии и техника роста».






Первый этап программы - «Театральная игра»

Цель программы:

Построить познавательно - воспитательный процесс так, чтобы естественные потребности ребенка в движении, подражании, игре удовлетворялись и развивали его.

Основные задачи.

  • формирование общей театральной культуры у детей.

  • реализация творческих способностей детей во всех видах театральной деятельности через игру.

- помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной, индивидуальной и коллективной деятельности

Обучающая и творческая деятельность театрального коллектива делится на три этапа в соответствии с возрастными особенностями детей.

Первый этап должен решить следующие проблемы:

- раскрепощение ребенка, снятие зажимов, комплексов.

- раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка

- обеспечение ребенка всевозможными средствами раскрытия возможностей, талантов.

Режиссер - педагог на данном этапе работы должен развивать у ребенка: наблюдательность, творческую фантазию и воображение; внимание и эмоциональную память; ассоциативное и образное мышление; чувство ритма.

Учебно - тематический план

Тема №1. Знакомство с естественным миром.

- "Я" в окружающем мире: «Я» наблюдаю мир, «Я» слышу мир, «Я» осязаю и обоняю мир, мир вокруг меня.

- Мир природы: воздух, вода, земля, огонь, растения, животные, рыбы, птицы, времена года.

- Кто рядом со мной. Близкие и далекие. Знакомые и незнакомые. Маленькие и взрослые.

Тема №2 Знакомство с миром рукотворным.

Мир предметов. Предметы принадлежащие мне. Предметы в моем доме. Предметы домов и улиц. Душа предмета. Мир художественных произведений. Мир обряда. Мир фольклора. Работа над этюдами.

Предлагаемые результаты обучения.

Ребенка нужно научить:

- сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира;

- подключать сигналы из внешнего мира к выполнению творческого задания;

- ориентироваться в пространстве;

- основам построения мизансцены;

- действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах»;

- отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий;

- воспитывать мышечный контроль.

К концу 2 года обучения дети должны уметь:

- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека;

- построить на основании заданного набора из 12-18 слов простой сюжетный рассказ с завязкой, событием и развязкой;

- придумать простейший бытовой сюжет, используя заданные руководителем слова, обозначающие действия;

- показать индивидуальный этюд по заданным руководителем словам, коллективный этюд с 1-3 партнерами;

- найти оправдание любой произвольной позе (бытовое в пределах сюжета);

- описывать картины, возникающие перед внутренним взором;

- развивать в течение 2-3 минут тему, предложенную режиссером - педагогом;

- строить цепочку из 3-5 ассоциаций;

- рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;

- рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;

- передать пластическую форму живой природы, предмета и произведения искусства через пластику собственного тела;

- двигаться по кругу хаотично в ритме, заданном режиссером - руководителем;

- дать краткое словесное описание портрета и основных черт характера каждого члена группы;

- выполнять простейшее задание и построить этюд в паре с любым партнером, выбранным режиссером - педагогом;

  • интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике;

  • подключить предложенные режиссером - педагогом предлагаемые обстоятельства к выполнению данного этюда.

Структурно каждое занятие театра - студии строится так:

- тренинг (актерские упражнения на развитие фантазии, творческого воображения, эмоциональной памяти, освобождения мышц на память физических действий, пластическую выразительность, темпо - ритм, действие «Если бы…»)

- создание ситуаций (драматургическая разработка ситуативных вариантов поведения - определение предлагаемых обстоятельств)

- ситуативное поведение (проработка созданных ситуаций - этюды)

- зачин (показ ситуативной сценки)

разбор (определение правильности взаимодействия персонажей, обозначение других возможных вариантов разрешения конфликта, рекомендации по выстраиванию линии поведения при возникновении подобной ситуации в жизни)

  • работа над этюдом (процесс работы над этюдом или какой - либо постановки предполагает мотивацию участия детей в занятиях театрального коллектива и позволяет им видеть результат своей деятельности).

Занятия в студии проводит режиссер-педагог, направляющий процесс обучения театральной игре, актерскому мастерству и основам конструктивного взаимодействия.

В первом этапе решаются задачи, необходимые для плавного перехода во в второй этап, где предмет «Театральная игра» будет заменен «Актерским мастерством».

Второй этап. Актерское мастерство.

Цели и задачи.

  • раскрытие творческой индивидуальности ребенка

  • помощь ребенка в разработке поведенческой модели

- обладание актерским мастерством

  • приобретение простейших профессиональных навыков (профориентация)

Учебно - методический план.

Тема №1 Работа актера над собой.

Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания. Снятие мышечных зажимов. Выработка физического (внешнего) рабочего самочувствия.

Тема №2 Органическое (подлинное) действие.

Простое физическое действие, предлагаемые обстоятельства, «если бы …». Событие, задачи, простое психическое действие. Логика и последовательность, беспредметное действие. Принципы импровизации. Эмоциональная память. Тема построения этюда на основе импровизации. Репетиция и показ этюдной

Тема №3 Тренинг.

Использование учебного материала в тренаже. Взаимодействие в тренинге. Построение тренингового занятия как групповой импровизации на заданную тему.

Тема №4 Взаимодействие общения.

Принцип взаимодействия. приспособления. Сверхзадача и сквозное действие. Взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах.

Работа над ролью в эпизодах и спектакле.

Тема №5 Работа актера над образом «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Метод действенного анализа текста. Работа над образом по методу физических действий. Компоновка, репетиции.

Тема №6,7,8,9. Работа актера над ролью.

а) трагическая роль

б) комическая роль

в) положительная роль

г) отрицательная роль

Использование психотеста в работе над воплощением образа. Компоновка сцен и актов в спектакле, репетиции.

Тема №10. Работа над спектаклем. Компоновка, репетиции и показ спектакля.

Работа над спектаклем (процесс работы над спектаклем по литературному произведению предполагает мотивацию участия детей на занятиях театрального коллектива и позволяет им видеть результат своей деятельности).

Предполагаемые результаты

Студийцы, освоившие программу «Актерское мастерство», должны обладать следующими навыками:

- уметь обнаруживать зажимы и помехи на пути к созданию и воплощению образа

- самостоятельно находить способы к устранению вышеуказанных помех и зажимов

- включать в работу всего себя

- определять сквозное действие роли

- раскладывать сквозное действие роли на простые физические действия

- целесообразно выполнять цепочки простых физических действий

  • находить элементы характерного поведения персонажа

Третий этап программы

Так как программа является развивающей она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля ее результатов.

Для этого используются такие формы: концерты; творческие показы; праздничные вечера; фестивали; премьеры спектаклей, т.е. - демонстрация мастерства воспитанников.

Встреча с интересными людьми.



















Заключение

В последнее время в России все чаще ставится вопрос о том, как защитить духовное пространство для полноценного развития детей, как сделать их нравственными, социально заинтересованными. Поэтому, проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости создания условий для развития творческих коллективов, которые способствуют развитию личности ребенка.

В теоретическом отношении было показано, что для совершенствования досугового общения, чтобы оно стало действенным инструментом социализации личности, необходимо представление о целях и развивающих возможностях досугового общения. Выявление социоформирующей значимости досугового общения подводит к необходимости понимания зависимости личностного роста участника культурно-досуговой деятельности от используемых руководителем приемов и средств по оптимизации межличностного общения.

Подтвердилось предположение о том, что оптимизация общения в системе воспитательной работы в решающей мере зависят от личностных и профессиональных качеств руководителя досугового объединения. Психолого-педагогическая подготовленность, культура общения, организаторские способности руководителя во многом определяют психологическую атмосферу в объединении, содержание и стиль межличностных взаимодействий и взаимоотношений участников объединения. Отсюда следует, что руководители творческих объединений должны осознать весь круг стоящих перед ними задач, как важнейшего фактора эффективного развития личности ребенка.

Таким образом, основные задачи решены, подтверждена гипотеза исследования.




Список литературы


  1. Абдульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

  2. Асмалов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

  3. Бакланова Т.И. Педагогический потенциал русской традиционной художественной культуры //Начальное образование в России. - №2, 2000. 5 - 17 с.

  4. Берне Р. Развитие «Я» - концепции и воспитание. - М., 1983. 29 - 35 с.

  5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. 42 - 50 с.

  6. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1996. 8 - 10 с.

  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. 58 - 70 с.

  8. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М., 1994. 450 - 460 с.

  9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990. 208 - 210 с.

  10. Бродский М. Дискуссионный подростковый клуб: опыт интеллектуального общения //Библиотека. № 6, 1999. 65-67 с.

  11. Бурднев А. Социально - педагогическая работа // Воспитание школьников № 64, 2000. 6 - 9 с.

  12. Волков Ю. Воспитание деятельностью //Клуб. № 1, 2000. 6-7 с.

  13. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. - М., 1998. 89 - 95 с.

  14. Гликман И.З. Свободное время и клуб подростка //Искусство в школе. № 1, 1998. 71-72 с.

  15. Гречихина В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М., 1988.

  16. Захарова Б.Е. Современники. - М., 1969. 254 - 260 с.

  17. Исаенко В. Детское объединение в клубах. - М., 1987. 3 - 8 с.

  18. Кисилева Г. Ч., Красильников Ю. Д. Понятие социально-культурной деятельности. - М., 1995. 6-8 с.

  19. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. - М., 1995. 464 - 480 с.

  20. Макаренко А.С. Том 5. - М., 1968. 434-440 с.

  21. Макаренко А.С. Том 7. - М., 1995. 362 - 363 с.

  22. Матвеева Е.В. Актуальные вопросы социально-культурной работы с подростками. - Улан-Удэ, 2001. 54-65 с.

  23. Матвеева Е.В. Технология применения методов социологии в прикладных исследованиях досуга. - Улан-Удэ, 2000.

  24. Недумова О. Гуманистическая философия детства /Воспитание школьников. № 6, 2002. 38-41 с.

  25. Никитина А.Б. Ребенок на сцене //научно-методическое пособие №12 2003, 6 - 9 с.

  26. Никитина А.Б. Я вхожу в мир искусств // Научно-методическое пособие, № 12, 2003. 26 - 35 с.

  27. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности, вопросы теории и практики. - М., 1984.

  28. Станиславский К.С. О театре. - М., 1958. 120 - 122 с.

  29. Сухомлинский В.А. Развитие личности школьника в воспитательном процессе // Воспитание школьников №25, 2001. 6 - 9 с.

  30. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности детского коллектива. - М., 1999. 473-480 с.

  31. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М., 1999. 52-62 с.







Приложение № 1

Анкета

Для детей младшего школьного возраста


Милый маленький друг! Данный опрос производится с целью изучения того, как ты проводишь свое свободное время и какое место в организации твоего досуга (отдыха) занимает школа или любое другое культурно - досуговое учреждение. Внимательно прочти вопросы и отметь ∆ таким значком ответы, которые подходят для тебя.

Если ответ не подходит, напиши свой.

Сначала расскажи коротко о себе:

1. Сколько тебе лет?

а) 7 - 8 лет.

б) 9 - 10 лет

в) 11 - 12 лет

2. Твой пол:

а) Мужской

б) Женский

3. В каком классе учишься?

а) 1 - ый класс

б) 2 - ой класс

в) 3 - ий класс

г) 4 - ый класс

д) 5 - ый класс

А теперь ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

4. Кого ты считаешь самым близким другом?

а) маму

б) папу

в) бабушку

г) дедушку

д) своего четвероного друга (напиши)______________

е) многих других ________________________________

5. Как часто ты посещаешь наш Дом культуры?

а) 1 раз в неделю

б) 2 раза в неделю

в) 1 раз в месяц

г) 2 раза в месяц

д) другое ______________________________________

6. Какие коллективы ты посещаешь в нашем Доме культуры?

И какие бы хотел посещать:

а) Театральный

б) Умелые руки

в) Экологический

г) Вокальный

д) Спортивный

е) Цирковой

е) Клуб выходного дня

ж) Кукольный

з) Мастерилка

и) Хореографический

к) Художественный

з) Другие ______________________________________

7. Хотел бы ты, чтобы кроме репетиций и занятий в вашем коллективе проходили бы другие мероприятия?

а) Игровая программа

б) Чаепитие

в) Поездка в театр, кино, цирк

г) Воробьиная дискотека

д) Занятие в игровой комнате

8. Чем бы ты хотел заниматься в игровой комнате?

а) разгадывать головоломки, кроссворды, раскрашивать

б) играть в шахматы

в) конструктор

г) теннис

д) детское домино

е) детское лото

ж) другое ______________________________________

9. Что больше всего запомнилось тебе за прошедший год из проводимых мероприятий?

а) участие в постановке спектаклей

б) воробьиная дискотека

в) театрализованные игровые программы

г) вечера отдыха для детей

10. Какие бы вечера и мероприятия хотел ты посещать?

а) Осенняя ярмарка

б) КВН

в) Поле Чудес

г) Угадай мелодию

д) Викторины «Что? Где? Когда?»

е) Клуб выходного дня

ж) Новогодний бал для детей

з) Другие (напиши)_____________________________

11. Если бы ты не стал нашим кружковцем, что тебе помешало бы?

а) Нагрузка в школе

б) Не разрешают родители

в) Твое нежелание

г) Почему? ___________________________________

12. Ваши любимые занятия:

а) Смотреть телевизор

б) Читать

в) Рисовать

г) Заниматься спортом

д) другое

13. Ваша оценка работы нашего Дома культуры:

а) удовлетворительно

б) неудовлетворительно

Благодарим за участие в анкетировании!

Вашему вниманию предоставлена методическая разработка, которая поможет руководителю кружков и клубных формирований, педагогу творческих объединений в работе с детьми и подростками в любом коллективе, не только в театральном. Желаю удачи и отзывов на сайте natalyk.ucoz.com/

С уважением педагог - организатор Наталья Валентиновна Крапивина.

Коллективная деятельность в жизни ребенка школьного возраста



Коллективная деятельность в жизни ребенка школьного возраста


















1 Макаренко А.С. том 5, 1968, с. 436.

Шацкий Л.С. //«Культурно-просветительная работа». - 1988. - № 10. - с.15.

Сухомлинский В.А. Развитие личности школьника в воспитательном процессе // Воспитание школьников №25, 2001. с. 5.

2 Макаренко А.С. Воспитание гражданина. - М., 1995, с.465

3 Давыдов В.В. В помощь клубному работнику. - М., 1971, с.25.

4 Фельдштейн Д.И., Психологические особенности детского коллектива. - М., 1999.

5 Макаренко А.С. т.4. - М., 1995, с. 386.


© 2010-2022