Реферат Внеклассная работа по Окружающему миру

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

Содержание

Введение .................................................................................................с. 2

1.1 Понятие внеклассной работы, ее цели и задачи………………….с.3-5

1.2 Внеклассная работа по окружающему миру и ее значение в разностороннем развитии младших школьников……………….……с.6- 12

Заключение……………………………………………………………… ..с.13

Список используемой литературы……………………………………..с.14




Введение


Одна из важнейших задаҹ совҏеменной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, беҏежного использования природных средств, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры.

С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры.

Экологическое образование и воспитание детей осуществляется в основном через воздействие на эмоции и чувства детей. Как известно из возрастной психологии, дети в основном принимают окружающий мир через эмоции. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие природоведческие вопросы, интересующие детей. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия.

Внеклассная работа - один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися начальных классов.

Уроки «Окружающего мира» и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.



  1. Понятие внеклассной работы, ее цели и задачи

Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательной работы в школе, одна из форм организации досуга учащихся. Она представляет широкие возможности для всестороннего развития учащихся и подготовки их к жизни.

Внеклассная работа включает в себя различные виды деятельности и обладает следующими возможностями в обучении и воспитании личности:

  • способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка;

  • обогащает личный опыт ребенка, его знания о многообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;

  • способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности;

  • в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.;

Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь. Учебные занятия, развивая у учащихся интерес к предмету, содействуют развертыванию внеклассной работы, и наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу.

Выделяют три основных формы организации внеклассной
работы, каждая из которых может быть представлена раз
личными видами занятий:

Массовая: Праздники, викторины, устные журналы, лекции, прогулки и походы в природу, посещение музеев, выставки творческих работ, тематические кампании;

Групповая: Кружки, выпуск стенгазет, подготовка праздников;

Индивидуальная: Работа в уголке живой природы, проложение экологической тропы, литературные обзоры, опытническая работа на пришкольном участке, оформление фенологического уголка и др.

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады, чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры.

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», КВН, интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность: организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов), спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я - спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).


  1. Внеклассная работа по «Окружающему миру» и ее значение в разностороннем развитии младших школьников

Необходимость проведения внеклассной работы по «Окружающему миру» обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе.

Внеклассная работа по «Окружающему миру» нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.

Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования.

Цели внеклассной работы по "Окружающему миру" должны направляться на всестороннее развитие личности младшего школьника, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала на уроках, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

На внеклассных занятиях учащиеся шире и глубже изучают природу, составляющие ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу. Это подводит их к пониманию взаимосвязей в природе, материальностей ее, формируется понятие о научной картине мира.

Во внеклассной работе развиваются нравственные чувства и нормы поведения. Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам не приходят сразу. Это результат целенаправленной и кропотливой работы не только при изучении природы на уроках и внеклассных занятиях, но и вовлечение учащихся в посильное участие охраны природы (озеленение школьной территории и дворов, выращивание комнатных растений в школе и дома, заготовка корма для птиц, изготовление скворечников и т. д.)

Внеклассная работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи и т.д.

Особенно эффективны массовые мероприятия: утренники, праздники, походы, экскурсии по родному краю, КВНы. Учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленных целей.

Воспитанию дисциплинированности, настойчивости, аккуратности и других положительных черт личности помогает внеклассная работа при сборе в коллекционировании растений и животных, изготовлении наглядных пособий, уходе за обитателями уголка живой природы и т. п.

Внеклассная работа создает благоприятные условия для эстетического воспитания, развитие способности восприятия прекрасного в предметах и явлениях природы, эстетических суждений и оценок творчества.

При целенаправленном руководстве учителя школьники учатся видеть и подмечать, понимать, ценить красоту природы, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

Особенно благоприятно общение с природой, когда учитель использует средства искусства, которые готовят детей к более глубокому и вдумчивому восприятию красоты и гармонии в природе. Экскурсии в природу после знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки расширяют видение мира, делают детей более наблюдательными. Успех внеклассной работы, ее результативность будет зависеть от подбора материала к каждому занятию, плана его построения и методики проведения.

Массовая работа позволяет привлечь к участию практически всех младших школьников. Подготовка к мероприятиям начинается заранее. Каждый ребенок может принять в нем посильное участие в зависимости от его склонностей и интересов: оформить сцену или класс, подобрать музыку, разучить текст сценария, подготовить наглядный материал и т.п.

Массовые природоведческие праздники и вечера обычно включают как научное, так и художественное содержание. Тем не менее, важно помнить, что такое мероприятие не концерт, а естественнонаучный вечер (праздник), на котором главное место должен занимать познавательный материал по выбранной тематике.

Большое значение в развитии познавательных интересов и склонностей младших школьников имеют прогулки, экспедиции и походы, в природу. Они могут занимать часть дня, целый день или даже несколько дней. Многодневные походы обычно проводятся в летнем оздоровительном лагере. Эти мероприятия чаще всего носят краеведческий характер и имеют целью познакомить детей с особенностями местных водоемов, местами добычи полезных ископаемых, исчезающими видами растений и животных.
Во время похода дети закрепляют умения ориентироваться
на местности, пользоваться планом и картой. Наблюдения и
впечатления записываются в походные дневники.

Интересной формой массовой работы являются экскурсии
по экологической тропе. На ней учащиеся закрепляют знание
программного материала, овладевают опытом оценки результатов
взаимодействия человека и природы, навыками экологически
грамотного поведения в природе.

Для младших школьников маршрут должен быть рассчитан
на 35 - 40 мин. При выборе маршрута надо соблюдать
следующие условия:

- тропа прокладывается на местности, доступной для
массового посещения;

- экологическая информативность тропы: любой объект
природы, выбранный для посещения, должен служить доказательством
экологического равновесия в природе;

- вдоль маршрута учащиеся должны выполнять работу
природоохранного характера (организация мест искусственного
гнездования, охрана муравейников, расчистка родника
и т.п.). Эти объекты используются для исследовательской
работы. Можно заложить серию ботанических площадок с лекарственными
редкими или исчезающими растениями.

На специальных щитах помещаются знаки. Они помогают
организовать движение по маршруту и служат источником
информации при прохождении тропы. Знаки должны органически
вписываться в окружающий ландшафт и не заслонять
природные объекты. Около выбранных для ознакомления
объектов устанавливаются аншлаги. На тропе используются
следующие типы текстов:

· Общий указатель и схема тропы.

· Правила поведения.

· Лозунги и призывы.

· Сведения об отдельных природных объектах.

· «Знаете ли вы...».

Важно, чтобы в составлении текстов принимали участие
сами дети. Экскурсоводы на экологической тропе - это хорошо подготовленные учащиеся, которые приобретают умение пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников.

Факультативные занятия - особая форма организации
учебно-познавательной деятельности учащихся. Факультативы относят к массовой форме внеклассной работы, они
служат дополнением к школьным курсам. Цель - дать учащимся естественнонаучные знания и умения в объеме, значительно превышающем школьную программу.

Факультативы проводятся на добровольной
основе. Занятия включаются в расписание, и их проведение входит в учебную нагрузку учителя.

Факультативы проводятся с группой учащихся по программам,
утвержденным Министерством образования и
науки РФ, или по авторским программам, утвержденным
местными органами образования.

В начальной школе в настоящее время действуют два факультативных
естественнонаучных курса А.А. Плешакова. В 3 классе рекомендуется использовать программу курса «Экология
для младших школьников». В 4 классе - программу
факультативного курса - «Планета загадок». К этим программам
изданы методические рекомендации. Статьи для чтения
помещены в специальные разделы учебников природоведения
и в хрестоматию «Великан на поляне».

Факультативные курсы А.А. Плешакова рассчитаны на
34занятия (1 ч в неделю) и изучаются параллельно с основным
предметом естественнонаучного цикла. В программе
предусмотрены академические занятия, экскурсии и весенний
полевой практикум.

Факультативные занятия по авторским программам проводятся
за счет часов, отведенных на региональный или
школьный компонент.

Факультативы позволяют полнее реализовать воспитательный
и развивающий потенциал природоведческих знаний,
обеспечивают более надежные основы экологической ответственности
младших школьников за окружающую природу.
В процессе занятий происходит развитие соответствующих
умений и навыков в более широкой и разнообразной, чем это
возможно в рамках основного курса, практической деятельности
учащихся по изучению и охране природы.

Групповая работа в школе предполагает организацию
кружков с природоведческой тематикой. Руководителем
кружка может быть сам учитель или педагог дополнительного
образования, являющийся специалистом в определенной
области.

Для младших школьников чаще всего организуются кружки
юных натуралистов, цветоводов, фенологов, краеведов,
геологов, экологов и др. Тематика кружковой работы по годам
обучения была предложена в трудах Б.В. Всесвятского,
Б.Е. Райкова, П.И. Боровицкого, И.Д. Зверева, М.Н. Скат-
кина, А.Н. Захлебного и др.

Цель работы кружка - заинтересовать учащихся, углубить
и расширить их природоведческие знания, выработать
навыки наблюдения и экспериментирования. Результаты
отдельных опытов и экспериментов могут использоваться на
уроках природоведения (например, при изучении дыхания
и питания растений).

Численность детей, посещающих кружок, в среднем,
10 - 15 человек. Состав участников должен быть добровольным,
но постоянным. Занятия обычно проводятся 1 раз в неделю.
Кружок должен работать систематически, по заранее
составленной и, утвержденной программе. Коллективная
работа детей в кружке всегда сочетается с индивидуальной.
Кроме этого члены кружка принимают активное участие
в подготовке массовых мероприятий.

Индивидуальная работа проводится с заинтересованными
учащимися, добровольно берущими задания у учителя.
Такая работа обычно носит эпизодический характер и по
существу является разновидностью выполнения домашних
и внеурочных заданий.

Многие дети, имеющие хорошие книги природоведческой
тематики в домашних библиотеках, вызываются подготовить
реферат или литературный обзор к конкретному уроку. Книги
развивают познавательный интерес младших школьников
ков, расширяют их кругозор. Рекомендуется использовать
книги о природе И. Акимушкина, В. Бианки, В. Герасимова,
Ю. Дмитриева, И.Зверева, Н. Плавильщикова, Н. Сладкова,
М. Пришвина и др.

Следует научить детей при подготовке сообщения выбирать
из книги только важную, существенную информацию, побу-
ждать их анализировать текст, выражать собственное мнение.
Удачными приемами, побуждающими учеников знакомиться
с дополнительной литературой, является показ учителем ил-
люстраций и чтение выдержек из книги на уроке.

Огромное значение в естественнонаучном образовании
имеет умение работать со справочной литературой. Это умение
может формироваться при индивидуальной работе
в уголке живой природы или на учебно-опытном участке.

Ученик должен пользоваться справочниками и определителями
для более подробного ознакомления с растениями и
животными, за которыми он ухаживает.

В зависимости от интересов и склонностей учеников класса
можно устраивать выставки лучших фотографий о природе,
рисунков, марок, коллекций минералов и горных пород,
собранных учащимися.

Внеклассная работа, которая проводится учителем в системе и формирует интерес к предмету, побуждает учащихся
к самообразованию.

Заключение

Экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Необходимо вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Большие возможности для включения учащихся в практическую деятельность дает внеклассная работа по курсу «Окружающий мир», под которой методисты понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время.




Список используемой литературы


  1. Ананьева С.Г., Шахмотова С.А. Экологический КВН. // Начальная школа. - 2007. - №2.

  2. Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2003.- №5.

  3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: «Просвещение», 1984.

  4. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. - 1998. - №6.

  5. Руденко И.Н. Листья опадают - осень к нам идет: Театрализованная экскурсия. // Начальная школа. - 2004. - №10.

  6. Рыжова Н. А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. - М.: Линия - пресс, 2002. - 192 с.

  7. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. // Начальная школа. - 1998. - №2.

  8. Тарасова Т.И. Современные подходы к проблеме экологического образования /Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: Сборник научных трудов. - Борисоглебск, 2003.

  9. Тихонова А.Е., Деев В.М. Приобщение младших школьников к туристско-краеведческой работе с целью их экологического образования. // Начальная школа. - 1998. - №6.


© 2010-2022