- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Занятие на тему Урок милосердия
Занятие на тему Урок милосердия
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калин-оол Д.К. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятие на тему «Урок милосердия»
Цель занятия
1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: мультимедийный проектор, нетбук, лепестки «Цветика - Семицветика».
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Вот и начался урок
Он пойдёт сегодня впрок.
Нам надо многое узнать.
И ничего не упускать.
Конкурс «Век живи - век учись».
- Какие пословицы, поговорки, крылатые слова вы нашли?
-
Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
-
Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
-
Помнящий добро никогда не сотворит зла.
-
Где есть любовь - там нет греха, где грех - там не бывает любви.
-
Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.
-
Мир прекрасен, только люди его портят.
-
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
II. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
- Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
- И так я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге, ответственности.
Давайте разберём по составу слова: сострадание и милосердие.
- Как вы понимаете значение слов: "милосердие" (милое сердцу, хорошее, доброе),
«сострадание» (со - страдать, сочувствовать, переживать), «долг» (обязанность, необходимость)?
III. Работа с пословицами, высказываниями и афоризмами.
- Ребята, давайте прочитаем высказывания мудрых людей.
-
Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
-
Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)
-
Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц)
- Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей)
- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? (В.Катаев «Цветик - Семицветик», Владимир Железников "Чучело" , В.Бианки «Рассказы о животных» и т.д.)
Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это "сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.
В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты.
Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Ведь мы должны научится делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.
IV. Физминутка.
Мы дружно трудились.
Немножко устали,
Быстро все сразу,
За партами встали.
Руки поднимаем,
И очень легко
Всей грудью вдохнём глубоко.
V . Продолжение работы по новой теме.
- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)
- Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?
VI. Практические упражнения.
-
Работа в группе.
Сейчас я хочу предложить вам разделиться на 3 группы. Для выполнения следующего задания вы получите файлы с карточками, на которых необходимо подчеркнуть те утверждения, которые относятся к милосердию.
Задание - поделиться последним куском хлеба; подать милостыню; накормить голодного; подарить коллеге то, что самому не нужно; утешить плачущего; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; не мстить за зло; одеть бедного; предупредить об опасности; сделать доброе ради похвалы или благодарности; прощать обиды; отдать игрушку сестры; творить добро не на показ; навестить больного; дать добрый совет; дать милостыню из-за боязни показаться другим жадным; помочь немощному по хозяйству.
Идет обсуждение выполнения заданий.
Молодцы, вы хорошо справились с предложенным заданием.
2. Игра «Цветик - Семицветик».
Перед вами на партах лепестки от «Цветика - Семицветика» (Лепестки нарисованы на бумаге и лежат на партах)
Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброе. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка.
(Дети работают и прикрепляют лепестки к сердцевине, изображенной на рисунке на доске).
Богатый урожай получился.
- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что - то доброе?
В заключение практического блока нашего занятия я хочу узнать, имеете ли вы представление о благотворительности?
Благотворительность - это оказание помощи всем нуждающимся. Каждая группа получает задание создать проект благотворительной организации.
Подготовьте:
1. Название вашей организации, ее фирменный знак.
2. Черты характера членов организации.
3. Кому вы будете помогать.
4. Какую помощь будете оказывать.
5. Источники финансирования организации.
6. Основной закон и правила деятельности.
Учащиеся выполняют задание, заслушиваются представители групп (руководители благотворительных организаций), проводится обсуждение выступлений.
Как вы думаете, ребята, может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью? А может человек прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную ему помощь?
Рефлексия.
Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Давайте протянем руки перед собой ладонями вверх.
Представьте себе, что у каждого из нас на ладонях есть маленькое солнышко. Это солнышко - милосердие, доброта. Оно очень нужно и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает нас как солнце. Давайте сделаем круг как можно меньше, встанем теснее и соединим кончики пальцев. Представьте себе, что наши маленькие солнышки соединились в одно. И пусть это солнышко согревает вас и напоминает о добре, милосердии.
VII. Подведение итогов урока.
Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."
- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.
VIII. Рефлексия.
1 .Самооценка учащихся.
Вот и подходит наш занятие к концу.
- Поднимите руку те учащиеся, которым:
-
Урок понравился, мне было интересно.
-
Мало узнал на уроке, только время потерял.
-
Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.
-
Урок не понравился, мне было скучно.
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:
-
Меня удивило…
-
Произвело впечатление…
-
Мне понравилось…
-
Меня восхищает…
-
Я любуюсь…
-
Мне пришлось по душе…
-
Мне запомнилось…
-
Я считаю, что…
-
Задание по парам (по выбору учащихся)
Составить синквейны со словами: сострадание, милосердие, долг, любовь.
Возможные синквейны учащихся:
1. Сострадание. 1. Милосердие.
2. Любящий, отзывчивый. 2. Добрый, переживающий.
3. Сочувствовать, переживать, помогать. 3. Проявлять, поддерживать, любить.
4. Мы должны проявлять сострадание. 4. Помогать нуждающимся в помощи
5. Необходимо. 5. Забота.
1. Долг. 1. Любовь.
2. Ответственный, стремительный. 2. Красивая, искренняя
3. Служить, дорожить. 3. Любить, заботиться.
4. Долг каждого служить Родине. 4.Любовь - это большое счастье.
5. Обязанность. 5. Благодать.
IX. Задание на дом (на выбор):
1). Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендуют вам прочитать.
2). Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и сострадания.