Внеклассное мероприятие: «Выбор профессии – дело серьезное »

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Выбор профессии - дело серьезное »

Цель:

-Коррекционно- образовательная: расширить представления учащихся о профессиях , учить ориентироваться в мире профессий .

-Коррекционно- развивающая: развивать интерес к различным профессиям.

-Коррекционно- воспитывающая: воспитывать уважение к труду.

Оборудование: доска, презентация в виде слайдов , наглядный материал.

Ход мероприятия

-Организационный момент

-Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, все, кто готов работать сегодня с полной отдачей

Здравствуйте!

Введение в тему

- Начнём нашу встречу с разминки : отгадаем кроссворд и ключевое слово в кроссворде. Я буду загадывать загадки, отгадки будем вписывать в наш кроссворд.

1. пекарь

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.

2.маляр

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

3.доктор

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров,- разрешит погулять.

4.фотогаф

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помнит вас.

5.учитель

Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

6.артист

Прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …

7. сталевар

В горячем цехе,

В доменной печи

он варит сталь,

А это ведь не щи!

8.водитель

Встаем мы очень рано,

ведь наша забота -
Всех отвозить

по утрам на работу.

9.портниха

Шью я куртки и штаны

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,

Потому что я…

Какое ключевое слово - «Профессии». И тема нашего разговора: «Выбор профессии - дело серьезное »

- Сегодня мы поговорим о выборе профессии, т. е. поближе познакомимся с теми профессиями, которые вы можете освоить после окончания нашей школы, чтобы в дальнейшем принять правильное решение в выборе своей профессии.

Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Огромное многообразие мира профессий - следствие того, что один человек не в состоянии делать все нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определенные знания и навыки. Так появились профессии.

Профессия, специальность - давайте вспомним значения этих слов:

Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Например, профессия - учитель. Специальность - учитель русского языка, учитель истории, учитель татарского языка. Врач - хирург, окулист, онколог, гинеколог. Продавец - продавец книг, продавец хлебобулочных изделий. Музыкант - пианист, баянист,

Таким образом, профессия - это группа родственных специальностей.

Чтобы уметь различать профессию от специальности, мы с вами выполним упражнения

( слайд)

задание: из данного списка слов выделить специальности и профессии

Учитель, водитель автобуса, продавец книг, врач, штукатур - маляр, музыкант, артист, учитель татарского языка, педиатр, артист цирка.

учитель физкультуры, водитель, хирург, продавец, актер театра и кино, пчеловод

К доске приглашаю Надежде и Роберта, а остальные работаем на своих местах

Профессии специальности

Учитель водитель автобуса

врач продавец книг

музыкант учитель физкультуры

артист учитель татарского языка,

водитель, педиатр

продавец, пчеловод

штукатур - маляр,

артист цирка, актер театра и кино

Молодцы, вы научились различать профессию от специальности.

Ребята, давайте подумаем, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.д. (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.

Профессия, специальность - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.

Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа- «Самые забытые профессии».

Третья группа- «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая- «Самые отважные профессии». (Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки).

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург, и т.д.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т.д.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер…

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный…

-Теперь проверим, какая группа справилась лучше. Молодцы.

Конечно, мы здесь перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в ее основном законе - Конституции РФ. Статья 37 Конституции гласит: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".

Выбирая профессию, не стоит в первую очередь ориентироваться на то, что популярно и престижно в данный момент среди молодежи. Нужно опираться на свои сильные стороны, на свои личные качества, на свои склонности. Необходимо учитывать также и свои слабые стороны.

Чтобы выбор был правильным, серьезным и осознанным, надо соблюдать 3 условия:

ХОЧУ- это все, что мне нравится, к чему лежит душа; профессия должна приносить радость и доход;

-МОГУ- это все, что мне по силам, по способностям ,у человека должны быть способности и возможности;

-НАДО- это все, что нужно для общества, страны. профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда

Если сложить все 3 условия вместе, получается формула осознанного , серьезного выбора профессии. Осознанный, серьезный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Я предлагаю послушать вот такой разговор, который часто можно услышать от выпускников школы.

Инсценировка "Выбор профессии":

Роберт: Скоро заканчиваем школу. Вы уже решили, кем хотите стать?

Даша.: Я, наверное, стану поваром. Моя лучшая подруга любит готовить и решила учиться на повара. И я с ней за компанию. А ты, Аделина?

Аделина: А я пойду дальше учиться в профессиональное училище - оно рядом с домом, рано вставать не надо, чтоб куда-то ехать.

Надя: А мои родители хотят, чтоб я стала, как и они, строителями. А у тебя как, Роберт?

Роберт: А я давно мечтаю стать плотником. Правда, надо ехать в другой город. Но мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень этого хочется!

( Воспитанники обсуждают ситуацию).

-Давайте подумаем:

- все ли ребята, выбирая профессию, выполняют условия?

Какое условие выполняют все? (надо). Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, условие «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Даша, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?

-У Даши в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

-У Аделины? Почему? Если она переедет в другой город?

-А знает, ли чего хочет Надя? Чей это выбор?

-А что вы можете сказать про Роберта? Правильно, он соблюдает все 3 условия: хочу, могу, надо.

Чтобы вы посоветовали Даше, Аделине и Наде?

Примерные ответы детей:

- Им нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда

  1. «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством - растениеводы, животноводы, кролиководы, пчеловоды, цветоводы, лесники, работники зоопарков и т. п.

  2. «Человек-техника» - все технические профессии - водитель, слесарь, строитель, автослесарь, сантехник., обувщики, работники текстильной промышленности (швеи, портные, закройщицы) и т. п,

  3. «Человек-человек»- все виды профессий, предполагающие взаимодействие людей - учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, социальные работники.

  4. «Человек - знаковая система»- использование различных знаковых систем - бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус, почтальон, телеграфист и т. п.

  5. «Человек - художественный образ» - различные виды художественно - творческого труда - художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф, резчик по дереву и т. п.

Ну, что устали? Для того ,чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку.

Физминутка: типы профессий. ( слайд)

Я буду называть профессию, а вы должны определить к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия.

• Ч-Т: два раза нагнуться - шофер

• Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас -учитель,

• Ч-П: встать - эколог

• Ч-З: два раза сделать приседание - бухгалтер .

• Ч-Х: поаплодировать - художник

(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник.)

Молодцы , вы справились, все выполнили правильно.

Вопрос к воспитанникам - Ребята, скажите пожалуйста как называют человека, отлично знающего свою работу и мастерски ее выполняющего?

Профессионал! слайд

-Молодцы! А какими качествами должен обладать профессионал?

Слайд : Высокая работоспособность Исполнительность

Ответственность Организованность

Дисциплинированность

(Ответы воспитанников).

Государству нужны грамотные специалисты, профессионалы? (да). Почему?

Воспитанники приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».

-Итак, профессий на свете очень много, и все они требуют от людей упорства, старания и все профессии важны и все профессии нужны!

Послушайте маленькую историю:

«Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: "Мешаются тут всякие".

Обсуждение ситуации:

Заслуживает ли профессия "дворник" неуважения со стороны "престижных" профессий?

(Ответы воспитанников)

Обратимся к цитате Л.Н. Толстого (слайд): "Любой труд, если он нужен людям, почетен и уважаем".

Недаром государство относится уважительно разного рода профессиям всех людей России. Примером такого уважения и внимания являются профессиональные праздники, например День милиции, День рыбака. А еще какие? (Ответы детей.) (день учителя, , день водителя, день металлурга, день работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства - третье воскресенье марта, российской печати-13 января, день заповедников- 11января, день бармена - 6 февраля и т.д.)

В дни профессиональных праздников люди труда награждаются за добросовестный труд, их поздравляют министры, члены правительства, Президент РФ, для них организуются концерты, на которых людей чествуют. Во всем этом выражается уважение к людям труда, к людям определенных профессий.

Поиграем в игру «Угадай профессию». Сейчас на экране вы увидите картинку той или иной профессии, ваша задача назвать профессию.

-Молодцы, отлично справились с заданием.

О человеке в обществе судят прежде всего по его труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. Давайте вспомним:


  • Дело мастера боится.

  • Труд умелые руки любит.

  • Терпенье и труд всё перетрут.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

  • Кто не работает, тот не ест.

  • Научился сам - научи другого.

  • Наскоро делать- переделывать.

  • Лес рубят - щепки летят.

  • Кто работы не боится, у того она и спорится.

  • Люби дело - будешь мастером.

  • Хорош садовник - хорош и крыжовник.

  • Не начав - подумай, начав - делай.

  • Не всё можно сделать силой, нужна и сноровка.

  • Труд создал человека.

  • Труд кормит и одевает.

  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

  • Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

-Молодцы, очень много пословиц и поговорок вы знаете.

- Ребята , каждый должен выбрать ту профессию, к которой лежит ваша душа, в которой вы чувствуете себя полезным людям, и по - настоящему счастливым. Но а если вы хотите больше узнать о профессиях, которые вам интересно , вам помогут литература, которая имеется у нас в библиотеке. Я принесла несколько книг, посмотрите. И еще можете получить информацию с интернета.

- Через год вы закончите школу, вступите в самостоятельную жизнь. Всем вам надо будет продолжить свое образование, учиться дальше в учебных заведениях: лицее, профессионально-техническом училище.

Вы, наверное, уже подумали о своей будущей профессии и поэтому пришло время для сундучка «желаний».

Напишите на листочке, кем вы мечтаете стать - Я мечтаю стать …-

и опустите эту бумажку в сундучок «желаний».

Мы его закроем и спрячем,

а на первой встрече выпускников (через 5 лет встретимся) мы посмотрим, все ли ваши желания исполнились.

(Учащиеся пишут записки и складывают их в мешочек).

-Итог

Я надеюсь, что выбор профессии будет серьезным, осознанным у каждого из вас. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе и искренне желаю, чтобы все ваши мечты сбылись!

- Благодарю вас за участие в работе.




© 2010-2022